Учебники Онлайн


Глава 2 ДУХОВНОСТЬ РОДСТВА СРЕДЫ

21 . Ценности национальной культуры

22 Народная педагогика

23 . Народное искусство

21 Ценности национальной культуры

Термин"ценность"в философско-социологическом трактовке определяет социальный, культурный, человеческий смысл определенных явлений действительности

Аксиология как наука

Аксиология, теория ценностей - философское учение о природе и структуре ценностей, взаимосвязь ценностей, их место в реальности, обусловленность социальными и культурными факторами, значение для жизненно тедияльности человек.

Основной вопрос теории ценностей

Проблема ценностей особенно актуализируется в условиях идеологического кризиса общества. Так, еще в период кризиса афинской демократии древнегреческий философ. Сократ (около 470 - 399 гг до н э) впервые выдвинул вопро ния:. Что есть благо? остей.

Этика и философия подают благо как то, что имеет определенный положительный смысл. По-разному трактуют благо представители философской и этической мысли античности, в частности: благо - это наслаждение (эпикурейцы) благо - воздержание от страстей (киники) благо - добродетель в смысле преимущества высшего, разумной природы над низшей (Аристотель и стоики). Аристотель обосновал три вида блага: телесные (здоровье, сила), внешнего нет (честь, слава, богатство), душевные (острота ума, мораль, благотворительностьь).

Аксиологические проблемы обусловили различные типы теории ценностей. Таковы натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм, социологизм

Натуралистический психологизм видит источник ценностей в биологически и психологически интерпретируемых потребностях человека (Дж. Дьюи,. К. Льюис и др.)

Аксиологический трансцендентализм (Баденская школа нео-кантианства -. В. Виндельбанд,. П. Рикер) рассматривает ценность как идеальное бытие, бытие нормы, которое соотносится с"чистой", трансцендентальной, или"н нормативной"сознаниеивною" свідомістю.

С позиций персоналистической онтологизма (его самого известного представителя. М. Шелера) реальность ценностного мира связывается с"вневременной"аксиологической божественной сущностью, не образцовым отражены нням которой возникает человеческая личность. Тип личности определяет присущая ему иерархия ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Попытки отделить аксиологию от религиозных предпосылок (Н. Гар тман) обусловили проблему независимого существования сферы цинностефери цінностей.

Основы культурно-исторического релятивизма (В. Дильтей) определяет аксиологический плюрализм (лат pluralis - множественный), то есть установка на множественность равноправных ценностных систем. Для их распознавания ис ористовуеться исторический метод. Это приводит скорее к игнорированию культурно-исторического контекста теории ценностей, а затем за"настоящую"произвольно принимается любая система ценностей. У последователей. В. Дильтея прослеживается интуитивистской толкования ценностного смысла культур (О. Шпенглер,. А. Тойнби,. П. СорокинТойнбі,. П.. Сорокін).

На основе идей философии жизни и неокантианства ситуации"социология понимания"Представителем"философии жизни"и основоположником"психологии понимания"был. В. Дильтей, термин «социология понимания"в ввел. М. Вебер. Положение кантианцем о ценности как норму, способом бытия которой является значимость для субъекта,. Вебер использовал для интерпретации социального действия и социального знания. Так было положено начало теоретико-методологический подход. Согласно ему, важно понимать субъективный смысл действия, т.е. смысл действия, собственно действующего индивида, что необходимо для познания общественной жизниа, що необхідно для пізнання суспільного життя.

Многообразные предметы человеческой деятельности, общественные отношения и связанные с ними природные явления предстают как"предметные ценности", объекты ценностного отношения. Они оцениваются с разных точек зрения: сут бра и зла, справедливости и несправедливости, красивого и отвратительного т.д.. Очевидно, не потеряли актуальности широкие дискуссии по поводу тезиса"Красота спасет мирраса врятує світ".

В общественном сознании и культуре критерии оценки утверждаются как субъективные ценности (запреты, установки, цели, обобщенные в нормативных представлениях), определенные ориентиры человеческой деятельности

Совокупность устоявшихся ценностных ориентаций воспитывает самосознание поколений, способствует подражанию определенных типов поведения и деятельности. Ценностные ориентации детерминируют мотивацию деятельности, выраженную потребности ебамы и интересами личности. Содержание ценностных ориентаций определяют философские, мировоззренческие убеждения, морально-этические принципы, духовная культурра.

Попытка системного анализа проблемы ценностей совершил. М. Каган. Он трактовал ценности как объективное отношение, где субъект - носитель"социальных и культурных качеств, которые и определяют надындивидуальным с содержание его духовной деятельности"Согласно установившейся в аксиологии подходом, ценность считается феноменом, который возникает"в объектно-субъектном отношении", собственно ценность является"значение объекта для субье кта", а оценка -"эмоционально-интеллектуальный проявление этого значения субъектом"(Каган, 1997, с 67-68). Рассмотрены соотношения ценности с субъектом в различных модификациях: конкретного человека (индивид, лица стисть), небольшой контактной группы (семья), больших социокультурных групп (нация, поколения и др.), человечества как"совокупного субъекта","родового субъекта"Как"совокупный субъект"человечество может выступать в бьективним критерием ценности. Однако влияние ценностей субъекта человечества считается проблемой будущего, когда человечество осознает себя как единого субъекта, а"общечеловеческие ценности"перестанут быть л ише хорошим выражению или пожеланиям (Каган, с 94-96, 183-185)сті" перестануть бути лише гарним висловом чи побажанням (Каган, с. 94—96, 183—185) .

Проблемы ценностей национальной культуры, сущность украинской национальной идеи, этнической культуры, национального воспитания обобщают энциклопедические издания и справочники (Азбука етнополитолога, 199 95, 1996;. Этнокультурный развитие Украины: термины, определения, персоналы, 1993.

В научных источниках рассмотрены общие методологические основы исследования украинской культуры, формообразования украинской культуры (историю мысли, право, мораль, искусство, экологические реалы), проблемы и самоутверждения Украины в мировой культуре (Феномен украинской культуры, 1996); мировоззренческо-философские аспекты национальной культуры и культуры нации (Попович, 1996); философско-методологический контекст бытия этноса (Степико, 1998). Проблема этнического связывается с изучением того нравственного потенциала"нашей культурной традиции, несет в себе элементы универсализации, рационализации и мод ернизации"(Ермоленко, 1996моленко, 1996).

Внимание исследователей привлекают духовные параметры человеческой жизни, противоречия, связанные с этико-национальными факторами, научные концепции этноса, нации, национальной культуры, межнациональных взаемы ин, в том числе социокультурная рефлексия над смыслом человеческой жизни, интерпретация этноса и нации в мировоззренчески-идеологических системах XIX-XX вв, этнонациональные ориентации народа Украины (Б. Попов) культурологический контекст этногенеза (М. Степико), этнонациональные традиции и инновации (В. Игнатов) (Жизнь этноса; социокультурные очерки, 1997997).

Прослеживаются поиски современного социофилософського мышления. Проблема сущности этноса и нации концептуально обоснована как фундаментальная в социальной философии; жизненное функционирования этносов проследи жено через главные бытийные измерения: геокультурный, хозяйственный, государственный, военный, цивилизационный, социально-политический, духовно-культурный, диаспорной-региональный; рассмотрены ментально-архетипический и содержание этнического (Нельга, 1998), соотношение цивилизации и этноса (Поддубный, 1998) и др. (Феномен нации: основы жизнедеятельности, 19988).

Исследуются этнонациональные проблемы (Нация среди наций: смысл и значение, 1999;. Этносоциальные трансформации в Украине, 2003); межэтнические отношения и проблемы отдельных этнических групп (меньшинств) (Шкляр, 2 2002); происхождения, этапы развития украинского народа (Этнография Украины, 2005.