Учебники Онлайн


Эволюция праславянского погребальной обрядности

. Эволюция и особенности праславянского погребальной обрядности прослеживаются в ряде научных источников (Котляревский, 1868;. Афанасьев, 1869;. Токарев, 1957;. Рыбаков, 1981;. Грушевский, 1993 и др.)

На праславянском территории (от. Лужицкого. Одера до чернолесской. Ворсклы) одновременно существовали различные формы погребальной обрядности и сроки перехода одной формы в другую"скрюченные"захоронения известны в в раннескифских (жа-ботинський) культуре (VII-VI вв до не) и на. Волыни (VI в до не). Пидковпачни захоронения (когда урна с прахом покрыта сосудом большего размера) сначала появились на. Днепре в черный олиський культуре, впоследствии - массово в бассейне. Вислы (VI-V вв до не)"скрюченные"захоронения известны еще в мустьерской период и существовали на протяжении каменного и бронзового веков. Тогда же существовали захоронения в обычной позе умершего -"извлечены"; иногда - скелеты сидячие и стоячие (плотно усыпаны вокруги сидячі й стоячі (щільно обсипані навколо).

В тшинецкой-Комаровский праславянскому регионе несколько веков существовал только один обычай - захоронения в скорченном виде. Идея превращения покойника на еще нерожденного эмбриона связана, очевидно ь, с представлениями о том, что умер человек может родиться вторично, поэтому ей предоставляли соответствующую позу (конечности трупа связывали или подрезали суставы, чтобы достичь подобия позы эмбриона в чреве м атером). Этот обряд постепенно отошел в период бронзы, обусловлено возникновением представлений о нижний, подземный мир (куда бы на ночь уходит солнцее).

течение периода бронзы происходили значительные изменения взглядов: в VIII в до не доминировали"извлечены"захоронения, умерших уже не подготавливали ко второму рождению для повторного земной жизни. Это свидетельствовать уе новые представления о судьбе умерших в загробном мире (закончился длительный период перевоплощений, человек должен был остаться человекомитися людиною).

Существенные изменения религиозных представлений в эпоху перехода от бронзы к железу свидетельствует появление нового обряда - сожжение покойников

Первые трупосожжения появились в тшинецко-Комаровский время. Прах сожженных собирали в глиняную урну, которую закапывали в землю, или просто ссыпали в ямку. В билогрудсько-лужицкий время сжигания составляло почти е половину всех захоронений, а в. Чернолесского время сжигания уже доминировало. В середине I тыс. до не процесс кремации приостановился вследствие влияния кельтов - в западном ареале праславян, и скифов - в восточно мідному.

В описаниях. Гомера говорится лишь о кремации, которая распространилась в материковой. Греции вместе с захоронением. В эпоху античности почти к периоду. Римской империи кремация существовала рядом с захоронением. В земле пере еважно прятали детей. В. Древней. Италии предпочтение отдавалось кремации, хотя в"Законах 12 таблиц"зафиксировано оба вида захоронениюиди поховання.

Кремация прекратилась около 400 г, а 768 г была принята официальная церковная запрет кремации

В погребениях микенского времени обнаружены остатки деревянных гробов (из досок). Позже гроб (гроб) заменили глиняные сосуды (захоронение в пифосах, крупных яйцевидных сосудах). Уже в VIII-VII вв до не, а также в эпоху классики захоронения в гробах случались редко и, наоборот, захоронения в гробах было обычным элементом ритуала для кельтов, скифов, иберовіберів.

Гомер (современник чернолесской культуры) в"Илиаде"описал обряд кремации - похороны. Патрокла, устроенных. Ахиллесом. Тело. Патрокла было обложено жиром из принесенных в жертву быков и баранов, амфорами с медом и елеем, на костер положены четыре коня и две собаки. В жертву принесли 12 пленных троянцев. Прах. Партокла собрали в золотую амфору. Курган насыпали не над погребальным костром, а рядом с ним. Р итуал завершила тризна - погребальные игры воинов (гонки на колесницах, кулачный бой, борьба с участием. Одиссея, метание диска и стрельба из лука). Победитель в каждом виде соревнований получал дорогие призвав дорогі призи.

Конечно сходство характерна для описанного. Гомером кургана. Патрокла и огромного кургана в. Чернигове (X в

Черная. Могила). В. Черной. Могиле есть принесены в жертву лошади, быки, множество княжеской оружия, священные рога тура, украшенные чеканным серебром, многочисленные предметы княжеского обихода. Насыпь делался так же, как и во. Т. Троей, - за два приема захоронений соревнования воинов начинались тогда, когда доспехи умерших венчала наполовину насыпан курган. Отличие состояло в том, что в. Чернигове X в курган насыпали. НЕ ост. Орон погребального костра, а непосредственно над сожженными покойникамиками.