Учебники Онлайн


Философские, психологические, морально-этические аспекты смерти и бессмертия

В современных научных исследованиях прослеживается внимание к философскому анализу смысла жизни и смерти в связи с ментальностью и характером культуры. Смерть рассматривается как важный аспект социально-ку ультурнои системы общества (Гуревич, 1989). Высказано предположение о возможности формализации идеи смерти как универсального языка культуры (Лотман, 1994). Выделяются основные универсалы, связанные с с. МЭРТ и мифоритуализациею смерти, которые присущи всем культурам, а именно: внутренняя амбивалентность отношения к мертвецу, преодоления дихотомийности двух миров, символическое преодоление смерти, антропоморфизма ация потустороннего мира и потусторонних сил, полное преобладание двух главных функций обрядовых действий - транзитивной и реинтегруючои. Последняя разворачивается в плоскости социальной синхронии и диахрони й; речь идет об укреплении мижпоколин-ных связей, солидарность всех поколений перед осанкой смерти, а также символическое единение с теми, кто уже получил статусную роль"предков"(Кись, 1996; (Кісь, 1996).

Эволюцию представлений о загробном мире в религиях мира - от верований первобытных племен взглядам начале XX в (необуддизм, протестантская теология) рассмотрел известный евангелический теолог, историк рели игии. Карл. Клемент. Он предложил собственную систематизацию идей относительно формы, места и смысла жизни после смерти; рассмотрел"инаковисть"смерти как необратимое"изменения"Однако если смерть - совсем"другое""чужое", то она не может быть концом того, что есть, а лишь началом нового - каким бы странным и неуютным это новое не оказалось. Согласно заключению автора, смерть как"чужое"вращается"новым"(Клемент, 200 2к "чуже" обертається "новим" (Клемент, 2002).

Тема смерти и смертности человека почти не исследовалась в философской литературе советского времени. Это не было случайностью, поскольку онтология человека строилась на основе анализа преимущественно родового же жизни, т.е. бытия человеческого рода. Загалом.

В современную эпоху, когда негативные последствия деятельности человека и человечества (экологический кризис, ядерная угроза и др.) актуализируют проблему жизни как таковой, тема смерти приобретает планетарного значения. Небытие р реальное для человека не только и не столько как факт неизбежной физической смерти, сколько в виде существования, лишенного признаков"истинно человеческого"Поэтому речь идет не просто о смерти человека как некоторое конечное й акт, прерывает человеческую жизнь. Смертность означает постоянное, непрерывное"стояние при смерти"усталость смысле, что человек каждым шагом своей жизни должна подтверждать человеческое достоинство, следовательно, перебор юват небытие, лишенное такого достоинства существования (Пролеев, 1991снування (Пролєєв, 1991).

Прослеживается попытка типологизировать различные подходы к явлению смерти по следующим направлениям исследований: эмпирическая танатология; философские аспекты смерти; англо-американское ская танатология; русский философии ия; художественная и эзотерическая литература (Варава, 2005.

Рассмотрены три подхода по проблеме смерти в философской литературе советского периода

"Классический"подход отличает негативное отношение к смерти через радикальное отрицание бессмертия (Панцхава, 1965)

Основа так называемого сциентичного (лат всиепНа - знание, наука) оптимизма составил секулярное (лат зесииагиз - мирской, светский) восприятие"Философии общего дела", которую развивал основоположник к космической философии. М. Федоров (1829-1903), стремясь преодолеть трагизм смерти на основе сочетания науки и утопических идей"имманентного воскрешения"культа предков (Пазилова, 1981;. Минеев,. Нефе-дов, 1989;. Вишев, 1990дов, 1989;. Вішев, 1990).

Третий подход - это собственно философское осмысление диалектики бытия, рефлексия над предельными основами жизни, анализ сущности смерти и бессмертия (Бердяев, 1992;. Франк, 1994;. Батищев, 1995;. Балашов, 199 96;. Розин, 1997;. Кутирев, 1991;. Неретина, 2002.

С позиций постмодернистского дискурса отвергаются"большие идеологии"как"тоталитарные стратегии ума", философское и этическое осмысление смерти; соответственно неморальная эстетизация смерти порождает некоторый ни некропрактикы (Мазин, 1998актики (Мазін, 1998).

Критически рассмотрена проблема танатологии в англо-аме-риканской культуре. Именно здесь во второй половине XX в на стыке различных междисциплинарных исследований возникла наука танатология

танатология (греч thanatos - смерть, logos - слово, учение) исследует явление смерти, ее причины, признаки, вопрос облегчения предсмертных страданий больного. Танатос (в греческой мифологии - бог смерти) в считается персонифицированным обозначением инстинкта смерти, влечения к смерти, агрессии и деструкции. В контексте психоанализа 3. Фрейда, мифологии и искусства. Танатос предстает обобщенным символом смертностиерті.

Противоречивость проблемы заключается в том, что в условиях современной технизации социума формируется определенная индустрия смерти, а эвтаназия (быстрая, легкая смерть) приобретает значение парадигмы. На. Западе распространяются ч многочисленные учреждения, призваны обеспечить человеку комфортное окончание жизни. В. России с 2001 г действует. Институт танатотерапия. Кстати, ев-таназию впервые применил на практике. Гитлер (уничтожение больных и дефектов ных людей). В некоторых странах эвтаназия разрешена по медицинским показаниям (например,. Голландия,. СПИА,. Китайитай).

танатология, в частности в ее американском варианте, производит различные технологии умирания, игнорируя постижения духовного смысла жизни

Возможную альтернативу составляет сооружения. Хосп-сел - медико-лечебных учреждений нового типа, направленных на облегчение страданий больного человека

Первый хоспис для безнадежно больных раком открыто 1991 г в бывшем. СССР на базе. Лахтинская больницы № 11 вблизи. Ленинграда (ныне -. Санкт-Петербург). Инициировал образования хосписа известный в мире жу урналист, английский и американский политический обозреватель. Виктор. Зорза в память дочери. Джейн, которая тяжело умирала от рака кожи. Она находилась в хосписе - больницы особого типа, где благодаря попечения ню и определенным методикам болевые ощущения, физические и душевные страдания сведены к минимуму"Я умираю счастливой", - так сказала. Джейн отцу. Он дал слово дочери распространять идею таких больниц-хосписов во всем мире (Зорза, 1991і (Зорза, 1991).

Идеология хосписа содержит понятия"открытое осознание", когда врачи, пациенты и члены их семьи осознают состояние заболевания

Во. Львове первый хоспис-стационар для тяжелых онкологических больных открыто 1994 г. Хоспис - бюджетный заведение, которое не осуществляет коммерческой или иной деятельности. Медицинская помощь и уход за больными - безко оштовни (возможны благотворительные пожертвования). Больным обеспечивается паллиативное (симптоматическое) лечение, необходима знечулювальна терапия, медико-социальная помощь, психологическая реабилитация здийснюеть ся также психосоциальная поддержка родственников на период болезни и потери близькогого.

Определенным примером демократизации нашего общества стало решение, 1992 г. приняла коллегия. Министерства культуры Украины -"Об отмене. Постановления коллегии. Министерства культуры Украины от 18 си. Ичня 1982 года по № 1/11-б"По этой пресловутой. Постановлением, в марте-мае 1982 г было уничтожено художественный рельеф под названием"Стена памяти", который был частью. Парке памяти - целостного похо тельного комплекса в. Киеве. Авторы проекта. Ада. Рыбачук и. Владимир. Мельниченко работали над воплощением замысла 11 лет, а все наработанное было разрушено за день: согласно распоряжению тогдашних можн овладцив, 500 больших самосвалов залили бетоном рельеф с глубокими образами-символами истории и культуры Украины времени погребальный комплекс потерял оптимистически-художественную сущность, поскольку эксплуатируется ется только как крематорий, выполняя технологические функцииуючи технологічні функції.

Сейчас есть надежда на воспроизведение рельефа согласно первоначальному проекту и назначения. Парке памяти (сохранились слайды рельефа, изготовил. Семен. Райхман)

Каждая страна имеет некрополе, где похоронены выдающиеся люди, куда потомки приходят почтить их память

Аллея для почетных захоронений в. Киеве на. Байковом кладбище (возникло 1833) частности, по его старой части размещена могила украинской поэтессы-философа. Леси Украинская. На. Новом. Байковом кладбище - го орельефний портрет первого президента Украины, автора более 1800 научных трудов. Михаила. Грушевского (скульптор. И. Макогон, архитектор. В. Кричевскийкий).

Во. Львове с 1786 г функционирует. Лычаковский некрополь с многочисленными художественными памятниками разных эпох (скульптуры, надгробия, монументальные часовни, гробницы, мавзолеи). Лычаковский мемориал - своеобразный пантеон выдающихся личностей разных народов: украинского (здесь похоронены. Маркиян. Шашкевич,. Иван. Франко,. Олекса. Новаковский,. Иван. Труш,. Соломия. Крушельницкая,. Елена. Кульчицкая и др.), австрийского польского, армянского, российского. Теперь это - историко-культурный музей-заповедник"Лычаковское кладбище цвинтар".

Согласно этическим принципом стоиков"помни о смерти"("memento тоти"), каждый поступок необходимо воспринимать как последний, поэтому нужно избегать поступков, исправить которые вследствие смерти невозможно

Известно, что. Александр. Македонский завещал похоронить себя с открытыми ладонями, поскольку человек уходит в мир с пустыми руками

Одна из древних моральных установок обязывает: доброе дело сделал - белый камень залежи, зло совершил - залежи черный

Какую память человек оставляет после себя - зависит от нее самой, от ее дел и поступков

Рано или поздно каждый должен ответить на вопрос:"Что ты сделал для людей?". Дрезденская картинная галерея. Германияа галерея.. Німеччина).

Каждый человек выстраивает свою жизнь в плоскости вопросов мировоззренческого и нравственного содержания:"Я -. Себе?","Другие - для. Меня","Я - для. Других?"

зависимости от выбора собственной позиции, образуется определенная культурная и ценностная реальность, следовательно, - цель и смысл человеческого бытия. Исчерпывающий ответ по этому поводу дал выдающийся швейцарский педагог. Генрих. П. Песталоцци (1746 - 1827). По его надгробном памятнике высечено:"Все для других, ничего для себяя себе".

Свой выбор сделал польский педагог и писатель. Януш. Корчак, который во время. Второй мировой войны вместе с детьми из. Дома сирот вошел в газовую камеру лагеря смерти вТреблинци (Корчак, 1983)

Очевидно, важно понять оптимистическую сущность и духовную ценность жизни. Ведь"нет смерти. Есть только разные измерения бытия", - утверждает. Лина. Костенко. На дороге жизни радость и печаль ходят рядом, жизненно е тропы вышитые"красными и черными нитями"В мир отойдет и родной человек - мать, которая станет"задумчивым полем на все поколения и века"(В. Крищенко). Поэтому нужно пережить и разделить и горе, подниматься выше и с достоинством идти дальше (Василюк, 1991е і з гідністю йти далі (Василюк, 1991).

Общепризнанно, что продолжительность жизни человека составляет около 85-90 лет, долгожителей - 115-120 лет. Исторически жизни имеет тенденцию к увеличению. Так, его продолжительность составляла: у первобытных людей - около 18 лет у римлян - 23;. Средневековья - 35; XIX в - 44; XX в - около 70 рокиоків.

Исследователи акцентировали на эвристическом потенциале науки в изучении феномена смерти. Речь идет также о определенный опыт объединения усилий медицины, естественных наук и идей христианского богословия (Силуян новая, 1998;. Тищенко, 2001;. Калиновский, 2002), актуальность проблем биоэтики и геронтологии (Юдин, 1998;. Прохоров, 2001).

С позиций геронтологии важное оптимизируя значение имеет продолжение творческого периода жизнедеятельности человека как стабильного. Человеку свойственно ускоренное и замедленное старение. Доказано, что старение значительно замедляется вследствие большей активности жизненных функций. В процессе эволюции возникли механизмы, позволяющие продлить стабильность активной жизни человека. Для этого нужны полноценное х арчування, качественная питьевая вода, а главное - оптимистическое мироощущение, положительная психическая энергия расширения сферы интересов и общения, интеллектуальная среда, гармонизация социально-экономических, культурологических и эмоционально-психологических факторов. Человек должен чувствовать себя социально защищенным и нужноібною.

На разных возрастных стадиях человек способен утверждать себя как творческую индивидуальность. Можно привести многочисленные примеры активности человеческого духа, все они подтверждают закономерность: творчество люди ини - это овеществленная духовность в культурі.

Личностный бытия человека в плоскости"Я - для других!"

Проблемно-познавательные задачи

1. Объясните символику"мирового дерева"в контексте мифологической модели мира

2. Как трактуется культ смерти в мифологических представлений тности ацтеков и майя?

3. Раскройте эволюцию праславянского погребальной обрядности

4. Что означает понятие"тризна"у древних славян?

5. Раскройте содержание символических орнаментальных мотивов в отделке саркофага. Ярослава. Мудрого

6. Что означает мотив"Доброго пастыря"в раннехристианском искусстве?

7. Как трактуется смерть и почитается культ предков в традиционной культуре украинской?

8. Какой символический смысл имеет плач. Ярославны ("Слово о полку. Игореве")?

9. Как объясняет смерть и бессмертие христианство (другие религии)?

10. Как рассматриваются смерти и бессмертии в контексте философского анализа?

11. Как отмечается память предков в. Вашей семье?

Список рекомендованной литературы

Балашов. ЛЕ. Жизнь, смерть, бессмертие -. М, 1996

Биоэтика в Украины: состояние и перспективы развития (круглый стол) / /. Филос мысль - 1999 - № 3

Грушевский. М. С. История украинской литературы:. В 6 т, 9 кн -. К, 1993 -. Т 1

Крвавич. Д. П. Семантика древнерусской скульптуры / /. Д. П. Крвавич,. В. А. Овсийчук,. С. О. Черепанова Украинское искусство:. Учеб пособие:. В 3 ч -. Л, 2004 -. Ч 2

Малахов. В. Этика:. Курс лекций:. Учеб пособие - 5-е изд -. К, 2004 -. Лекция 6. Смысл жизни и отношение к смерти

Рязанцев. С. Философия смерти -. СПб, 1994. Франк. С. Л. Смысл жизни / /. Смысл жизни:. Антология -. М, 1994

Чешко. В. Ф. Генетика, биоэтика, политика: коэволюция культурно-психологических парадигм / /. Практическая философия - 2001 - № 3