Учебники Онлайн


Функции духовных ценностей

Национальная культура проявляется через формы духовной жизни: религию, художественное творчество, народное искусство, традиции и др.

Духовные ценности - это продукты духовной деятельности, стоимость которых не уменьшается и не исчезает вследствие их потребления (Л. Шкляр, 1997). Выделяются жизненно важные функции духовных ценностей, свойственные ис стория каждого народа, - консолидирующая, интегративная, коммуникативная, эстетическая, морально-этическая, символическая их возникновение связывается прежде всего с функционированием ритуально-культовых действий, социально-по политически деятельностью народа, изготовлением и распространением предметов искусствтва.

Консолидирующая функция духовных ценностей направлена ??на становление этнической общности как духовной общности, развитие исторической памяти народа (исторические легенды, предания, народный эпос, песни и т.д.)), для которого свойственна общность горизонтальная (существование в определенный исторический промежуток времени) и вертикальная (связь времен и поколений). Консолидирующая функция связана с интегративной, однако, в отличие в ид первой, говорится об общности представителей этноса как когорты. Современникав.

Интегративная функция проявляется в способности этноса к консолидации, сохранения и возрождения национальных святынь, передачи их последующим поколениям есть этнос продлевает жизнь как субъект собственной сам мобутньои культури.

Коммуникативная функция трактуется как одна из главных функций духовных ценностей, что особенно актуально для полиэтнических государств с многонациональным населением

Безусловно, справедливо предостережение относительно тенденций конкуренции в развитии современной цивилизации, в частности сфере духовного потребления. Поэтому нередко духовные ценности национальной культуры воспринимаются. Фрагм ментарно, а не целостно, так срабатывают мотивационные механизмы престижа, моды, так же, как и механизмы стереотипного потребления, т.е. привычек, формирующих стандарты ориентаций на тот или иной вид духо внои продукции. Именно поэтому коммуникативная функция духовных ценностей нередко становится предметом политических дискуссий, вокруг которых сплачиваются общественно-политические силы разного направления - от националистических их к космополитическойих.

Эстетическая функция духовных ценностей видится в формировании национального идеала красоты, гармонии, совершенства, присущие каждому народу и проявляются в жизни, искусстве, быту, стилях национально ого одежды и др.. Под давлением современных влияний современного урбанистического искусства и ярко выраженных тенденций к унификации роль национальных элементов в эстетике существенно уменьшается. Несмотря на массо визацию культуры (в частности бытовой), во многих странах и регионах наблюдается культ национальных черт эстетичности, в том числе странах"восточной"культуры. В странах"западной"культуры этнографов ческий элемент эстетики основном воспринимается как"архетип национального сознания", выполняя символическую роль, удостоверяющий тесная связь функций духовных цинностев'язок функцій духовних цінностей.

Морально-этическая функция связана с комплексом морально-этических норм, основанных на слоях традиционного элемента национальной культуры, проявляя преемственность исторических корней рода и народа. Мо орально-этические нормы имеют обычное происхождение, это скорее регулятивные начала жизнедеятельности народа, они гармонизируют отношения между поколениями, женщинами и мужчинами, детьми и взрослыми.

Символическая функция означает почитание национальных символов (флага, гимна и др.)

Указанные функции не исчерпывают этнонациональной духовности, однако образуют ее своеобразное основания (Шкляр, 1997, с 171-174)

Система ценностей общества приводит способы регулирования общения, которые усваиваются на сознательном и подсознательном уровнях. В системе ценностей особенно важна культура общения с присущей ей интерсубъективностьюю.

Культура общения - понятие философии культуры и этики, определяет нормы и принципы продуктивного общения, их реализацию в бытии личности или общества. Каждой национальной культуре собственности. Стив специфические особенности общенияя.