Учебники Онлайн


Гербы украинских земель

В. Западной. Европе XI-XII вв возникло понятие герб как лаконичный графический рисунок, имеющий определенное символическое значение и выполнен по установленным правилам тех пор берет начало геральдика как искусство г герботворчости и научное обеспечение составления и использования гербеів.

Герб - это символическое изображение, созданное по правилам геральдики и утверждено органами власти. Гербы принадлежат государству, городу или семье (передаются по наследству), изображаются на знаменах, печатях, сб. Брои, домах и др.. Внешними геральдическими компонентами считаются короны, щит, цепи, плащи, людей и животных. К атрибутам герба относят щит, шлем, палатка, корону, нашлемник, щитодержци, мант ию и девиз (короткую надпись с лозунгом дома). Внутренние элементы герба - это цвет, металлы,"благородное четвертование", то есть разделение гербов знатных лиц на четыре части. Геральдическое искусство различает п ' пять цветов (или эмали) - красный (Марс), зеленый (Венера), голубой (Юпитер), пурпурный (Меркурий), черный (Сатурн) и два металла - золото (Солнце) и серебро (Луна). Символическое значение цветов,. Этал и частей рассматривается как взаимодействие активного (духовного) элемента герба и пассивного, четырехчастной материала, воплощенного поверхностью щита. Символика в геральдике имеет очень глубокий смысл особенно это касается формы щита гербеформи щита гербів.

На украинской территории процесс внедрения символических знаков основан в I в не древнейшая украинская знаки свидетельствует керамика VIII в, княжеские и боярские знаки X века"Русская. Правда"(XI в)) подает сведения о дому знаки, носившие названия"мифы","полоски","пятна"(накладывать знаки означало"знаменовать"quot; (накладати знаки означало "знаменувати").

старый герб княжеской. Руси-Украины (земли. Владимира. Великого и его династии) - трезубец (X в). В санскрите"трезубец"трактуется как три высшие блага -. Земля,. Вода,. Огонь. Трезубец как герб известный в импе ерии кушан, объединившей. Азию и. Европу - кушанов 425 р поглотили гунпоглинули гуни.

Согласно научным исследованиям, выделяются разновидности гербов: общегосударственные, земельные (отдельных земель или административных территорий), городские, организационные (цеховые, братские и др.), родовые (фамилий ные). На украинских землях первые территориальные гербы (в геральдическом смысле) известны с начала XIV в. Однако их истоки восходят княжеских знаков, применяемых на знаменах, под которыми княжеские дружины ходил и в военные походы. Впоследствии появились земельные хоругви, формировались территориальные гербы. Чаще земельный герб принимали знак, использовала княжеская династия, господствующая на этой территории. Вероятно, на с. Середино XIII вв приходится упрочение единого знака для укрепления. Галиц-ко-Волынского государства, а перенятие. Даниилом 1253 г королевского титула сопровождалось окончательным утверждением атрибутов королевств а. Наконец, подобно развивалась геральдика в соседних государствах (Польши,. Чехии,. Венгрии), с которыми. Галицко-Волынское княжество имело тесные политические и культурные связи. До нашего времени дошли только две к няжи печати со времен. Галицко-Волынского княжества. На одной (при грамоте князей. Андрея и. Льва II; 1316) - становится лев, подан без геральдической атрибутики. На второй (с надписью"Юрий, король. Руси", п ры той же грамоте и грамоте. Юрия II. Тройденовича, 1325-1340) фигурирует всадник на коне с флагом и щитом в руках и изображением льва на задних лапах. Б. Барвинский убедительно доказал, что первая печать н алежить князю. Льву. Даниловичу (1269-1301), а вторая - князю. Юрию. Левовичу, который употреблял титул"король. Руси"Очевидно, в начале XIV в золотой лев в синем поле (именно в этих красках постоянно висту пае этот герб в более поздних источниках) был не только княжеским знаком, но и земельным гербом. Фактически ему принадлежала роль государственного символа. Галицко-Волынского государства и он вошел в герб. Львова (длительное время столицы княжества). В геральдике лев как символ власти, силы, могущества. Письменные источники XV в удостоверяют существование гербов отдельных земель. Например, на флаге. Львовской земли изображен жо втий лев опирается на скалу, в синем поле. Вероятно, знак происходит от герба. Галицко-Волынского княжества, а скала отражает географическое размещение. Львовской земли у подножия. Карпатских х гор. Этот герб с конца XIV в начали употреблять как символ всех. Русских земель, захваченных. Польшей (возможно, вследствие доминирующей роли. Львова). С середины XV в этот знак (только льва на голове изображена корона) известен как герб. Русского воеводства, что объединяло, кроме. Львовской,. Черемиську,. Сяноцкую,. Галицкую, а с XVI в - и. Холмскую земли. В состав. Львовской земли входило и. Жидачевское староство ( названное в некоторых документах отдельной землей), 1676 р утвержден его знамя с гербом: три золотые львы на синем поле. На флаге. Галицкой земли - черная галка с короной на голове белом поле в этом в случае имеем"гласный герб"Одна из версий происхождения топонима. Галич и обусловила появление птицы в гербе. Галицкой земли, такой же герб использовало м. Галич. Древние по происхождению гербы многих украинской ских земель. В. Грюнвальдской битве (1410), наряду с другими, участвовали три полки. Подольской земли под одинаковыми флагами - изображение солнца в красном поле. В поздних источниках почти до конца X VIII в качестве герба. Подолья подается золотое солнце в белом (серебряном) поле. Правила западноевропейской геральдики не позволяли наносить металл на металл (здесь - золотое солнце на серебряное поле), однако этот герб исключительный: солнце символизирует богатство и благосостояние, поэтому использование этого знака для плодородной земли. Подолья было вполне оправданнымстання цього знака для родючої землі. Поділля було цілком виправданим.

Киевское княжество в составе. Литвы 1471 г было преобразовано в воеводство, а после. Люблинской унии (1569) отошел к. Польше. С конца XV ??в известный герб. Киевского воеводства: ангел, который держит в рука ах меч и влагалище, опущены вниз, в красном поле. Относительно. Руси изображения святых или других символов (например, крест на гербе. Волыни) на княжеских знаменах имеет давние традиции еще от принятия христианства. На печатях киевских князей в XII-XIII вв фигурирует архангел. Михаил (с копьем в одной руке и государством - во второй). Архангел. Михаил считался патроном. Киевской земли. Главное то, что"украинский земельный а геральдика возникла и развивалась на собственной почве. Поэтому безосновательные утверждения польских авторов (в частности,. Ф. Пе-носинського), что герб. Киевщины"польского происхождения", например, через бело-красный в краску. Если на украинских родовую (фамильную) геральдику влияние польской гербовой системы был ощутим, то территориальные знаки на наших землях формировались из древнерусских самобытных символов"(Гречило в, 1991 символів" (Гречило, 1991).

Герб. Гетманщины (казацкого государства) - изображение рыцаря-казака с мушкетом (XVI в). С давних домовых знаков возникли гербы благородных домов конце XVIII в права украинской шляхты с ее гербами вы изнала. Екатерина. П, а на западных землях -. Мария-Терезеезія.

Значительный вклад в развитие геральдики сделал. В. Модзалевский (1882-1920). За короткую жизнь он написал четыре тома"Малороссийского родосливника"(1908-1914, пятый том остался рукописным)"Малороссийский кий родосливник"В. Модзалевского (издана часть) содержит 234 генеалогические росписи. Вместе с. В. Модзалевским работали геральдист. Г. Лукомский (1884-1928) и художник-график. Г. Нарбут (1886-1920графік. Г.. Нарбут (1886—1920).

Г. Нарбут происходил из старинного казацкого рода на. Черниговщине. Художественное образование получил самостоятельно. Его самобытное художественное видение несколько напоминает творчество таких выдающихся английских графиков, как. О. Бердслей и. В. Блейк последний отличает талантливое сочетание философской аллегории и романтической фантастики, в частности в иллюстрациях к"Божественной комедии"Данте графикой. Нарбут увлекся во время учебы в. Глуховской гимназии. Тогда он выполнил иллюстрации к"Песни о. Роланде"(1903), памятники французского героического эпоса XII в. Находясь в. Германии, изучал достижения графики. Возрождения, барокко, тв орчисть. А. Дюрера. Его интересовали достижения романтиков и народное творчество, искусство украинского авангарда и давняя украинская гравюра (франц gravure, от graver - вырезать, высекать), и именно гравюры. Г. Л евицького и. А. Козачинского вдохновили заниматься геральдикой. В петербургский период творчества он художественно оформил"Малороссийский родосливник"(коллекция 60 гербов, 1914) и"Гербы гетманов. Малороссии"(1915). С. Тройницкого. Собственный герб. Г. Нарбут подписал так:"Мазепинец, полка. Черниговского,. Глуховской сотни, старшинский сын, гербовая и эмблем художник"(1912вской сотни, старшинский сын, гербов и эмблем живописец" (1912).

Используя традиции украинского, европейского и мирового искусства,. Г. Нарбут обогатил графическое искусство самобытными образцами художественного творчества, его стиль позже назвали нарбутовской (Билл. Лецки, 1985).

Как отмечал. С. Белоконь, в трудах украинских историков. О. Лазаревского,. В. Модзалевского и других слово"малороссийский"не имело ни малейшего оскорбительного оттенка, а было четким сроком для означ ния территории северного. Левобережья - ячейки казацко-гетманского государства XVII-XVIII вв. Труд. В. Модзалевского составляет"мощный систематизированный архив украинской старшины и дворянства,. Оскол ькы вне сети родственных связей дает обширную информацию об их образовании, ход карьеры, имущественное положение. Если учесть, что от фамильных архивов украинского дворянства сохранились лишь единичные ком кси (Дорошенки,. Галаганы), то значение"Родослив-ника"трудно переоценить. На страницах труда проходит история украинской родов -. Рубанов,. Бантыш-Каменских и. Маркевичей, которые дали Украине выдающихся и сторика:. Лысенко, из которых вышел композитор. Николай. Лысенко;. Котляревских, известных из имен основателя новой украинской литературы и двух профессоров-филологов;. Гулаков и. Гулак-Артемовский,. Цветков,. Косачей,. Старицких,. Стороженко,. Тарновских и многих других, чей вклад в историю нашей нации бесценный"(Белоконь, 1991ації безцінний" (Білокінь, 1991).

Более 30 генеалогических схем княжеских родов содержит труд. Н. Яковенко"Украинская шляхта с конца XIV до середины XVII в:. Волынь и. Центральная Украина"(1993). Исследовательница убеждена, что главным м предметом истории должна быть"человек, а не массы"Первым толчком, направил ее интересы, она считает труд. В. Липинского (1912) об участии шляхты в повстанческом движении под предводительством. Богдана. Хмельн ицького, где прослеживается судьба 1324 шляхтичей из 663 семей, православных и католиков, мелких и крупных, которые попали в. Реестр. Войска. Запорозькогстру. Війська. Запорозького.

конце XIV-начале XVII в активизировалось культурно-национальный подъем в Украину. К значительным духовных достижений этому времени относится осознание собственных исторических традиций, выраженное через с культ памяти и направлено на воспитание патриотических чувств. Прямыми потомками могущественных князей древнерусского времени в литературе XIV - начала XVII вв провозглашались волынские княжеские роды, прев орювалися, таким образом, на"вещественное доказательство"непрерывности историко-генетических традиций украинского («русского») народа"Росток. Великого. Владимира,. Русскую землю окрестил", называет. Константин а. Острожского в 1598 г. Ипатий. Потей. На родстве. Острожских с. Владимиром. Святым (Владимиром. Великим -. С. Ч) и. Даниилом. Галицким отмечает в"Палинодии"Заха-рия. Копыстенский, а. Герасим. Смотрицкий в стихотворении, которым завершается предисловие к. Острожской. Библии, отмечает не только кровное, но и духовную преемственность, выискивая христианские добродетели княжеского рода в один логический ряд. Ударения на спадкое мности тогдашних княжеских родов с правящей династией. Киевской. Руси было не прихотью моды и не данью гербомании, а диктовалось необходимостью утвердить свое право на историческую обособленность. Последнее бу ло особенно актуальным в условиях нарастания тенденций полонизации. Н. Яковенко выдвигает сложный вопрос:"Как же должны оценить вклад украинских боярства-шляхты в судьбу нации?" на отмечала, что боярско-княжеской элите течение XIV - начала. ХУПст история отвела внешне мало примечательную роль фундамента, на котором украинский народ возводил свой дом в средние. Исследовательница видит в элитарном среде истоки примечательных психологических черт украинского характера. Ведь именно здесь, начиная от киевского ступени и двигаясь вниз, на шляхту, впервые утвердились рыцарские идеалы верности, доблести и чести как осознанная положительная норма поведения. Последнее, как известно, составляет основы индивидуализма, типа личности, наделенной развитым чувством собственного достоинства. Именно такое представление о достойной человека,"зипперами в подоснове в элитарный рыцарский кодекс", распространилось среди казачества. Понятие самоуважения и не суетливой уверенности в себе, елиминуючись с казацкой среды игравшее роль общенародного морального эталона, на психологию широких масс, должно наложить отпечаток на позитивную модель национального характера. Это культивировало такие черты, как агрессивный, а ле устойчивый индивидуализм, упорство, самостоятельность, устойчивость к внешним воздействиям, что способствовало сохранению нации вопреки попыткам ее нивелирования украинской родовой элите историческая судьба отвела функции охран онця и гаранта целостности народа (Яковенко, 1993, с 3, 81-82, 270 - 271ункції охоронця й гаранта цілісності народу (Яковенко, 1993, с. 3, 81—82, 270- 271).

Стремясь наглядно изобразить свой род, представители знаменитых семей часто обращались к известных художников. Традиция родословных (генеалогических) деревьев известна в искусстве многих стран. В Украине она причинить очаткована в. Средневековье, а в XVII-XVIH в распространились изображения родословных деревьев на гравюре. В этой области работали украинские художники. О. Тарасевич (около 1640-1727), и. Щирский (около 1650-1714),. Г. Левицкий (около 1697-17691697—1769).