Учебники Онлайн


Эти свойства религиозное, морально-психологическое, общественное значение дородовых обычаев и обрядов, родов, послеродовой обрядности

В украинских родильной обрядности традиционно бытуют древние верования и символика, которым предоставляется магический смысл родильные обряды обычно сопровождали различные магические действия, призванные охранять от нечистой силы роженицу и ребенка. Магического значение придавалось металлическим предметам. Металлические обереги (ими могли быть топор, ножницы, ключи, чем с костяным рукояткой и др.) клали в постель роженицы и и к колыбели новорожденного младенцевтини.

Особое значение в традиционной родильной обрядности имеют давние символы плодородия - зерно, хлеб, каша (Сумцов, 1885)

Несмотря на разнообразие используемых атрибутов, в родильной обрядности духовное начало доминирует над материальным (Костомаров, 1994)

Научные источники выделяют дородовые обычаи и обряды, роды, послеродовые обряды

В народных представлениях магическое значение приобрела книга. Чтобы ребенок стал умным и ученым, пуповину отрезали в книге, при первой купели младенцу вкладывали в руки, кроме других предметов, книгу. По книге гадали на судьбу ребенка, после крещения открывали книгу с духовными песнями, пытаясь угадать по их содержанию будущее. Чтобы определить способности ребенка, на первую годовщину или в день отлучения от г. Рудей перед ней клали книгу, хлеб, монету другие предметы и смотрели, что она сразу примет. Магической силой наделяли также узел. В случае, когда роды были тяжелыми, в доме открывали все, что открывается: двери, окна; отпирать сундуки, развязывали узлы, чтобы так же развязался выход ребенка. Когда ребенок рождался, то баба-повитуха отсекала ей пупчик, завязывала его"в семь. Гудзь'' и передавали а матери. Когда ребенку исполнялось семь лет, мать давала ей того реминчика, чтобы"руками позади себя решила. Если решит, то ей разум разрешится, председателю впуститься"Завязанный узел воспринимается ався как символ препятствия, неудачи; разрешен узел означал свободу, спасение (Войтович, 2005, с 99, 230йтович, 2005, с. 99, 230).

Основными символами родильной обрядности украинской считаются вода, огонь, хлеб, зерно, глина из печи, предметы растительного мира; еда, питье, изделия из металла, орудия труда, компоненты одежды родам. Хови обычаи и обряды составляли систему рациональных знаний и магических действий, которые выполнялись с целью предотвращения бездетности, и при рождении ребенка, различные приметы, по которым стремились предусмотреть беременной ость и пол будущего ребенка; поверье, призваны охранять здоровье роженицы и младенца т.д.. Действия, которые выполняла баба-повитуха, свидетельствовали аграрные основы родильной обрядности (завязывание и отрезка пупка, первая купель, первое кормление, посещение роженицы). Пуповину повсеместно завязывали льняным или конопляным пряжей, а в 20-х годах XX века использовали рубчик или магазинную нить. Пи сляпологови обряды делились на две группы: одни - для очистки и защиты роженицы и младенца от влияния злых сил и духов, от сглаза, другие - для того, чтобы уберечь близких роженицы людей и окружающей лишний ее мир (скот, колодец, урожай) от негативного влияния"нечистой"после"злого"женщины (Гвоздевич, 2000; жінки (Гвоздевич, 2000).

Особое значение придавалось первой купели. Здесь колдовала баба-повитуха (ее домой приглашал муж роженицы). Она приносила с собой мьятличок (кусочек, оторванный от наметки, это - древнейшее наряд замужних женщин, которое завязывали вокруг головы; покрывало называли снег, или чепец) и хлеб (символ богатства и счастья). Пупчик баба-повитуха перерезала: у мальчика - топором, а у девушек ки - гребнем (чтобы склонить. Ее к хозяйству); чтобы пупчик быстро заживал, обмазывали его отваром черного тополя. Готовя купель, добавляла к ней"свяченого зелье"у купель девочки клала мед, цвет и, немного молока (чтобы была хорошей), в купель мальчика - корень девясила (чтобы был сильным). Венчик-мьятличок клали на головку младенца после окончания первой купели, что символизировало завершение утроб ного жизни ребенка. Каждый, кто приходил в дом во время этого ритуала, должен был бросить в купель монету на счастье. Скупану ребенка баба-повитуха обсушивали возле горящей печи, что символизировало приобщение новонар отгонишь к домашнему очагу. Затем давала святую воду матери, кропила дом, окуривали себя, роженицу и ребенка и уже после этого передавала ребенка матери. Все эти действия символизировали защиту ребенка е д злых духов. Для бабы-повитухи производили рожаничний пир (подавали хлеб, мед, сыр, вино). Этот праздник был своеобразной жертвой. Пречистой. Деве, богини. Мокоши и. Рожаницам (Войтович, 2005, с 18-19тович, 2005, с. 18—19).

Магической силой наделяли растения - чеснок, калину, барвинок, мяту, бархатцы. Так, на. Подолье в постель роженицы клали чеснок, а в головах на постель ставили"троицу"-. Богоявленский восковую свечу, украшенную калиной, барвинком, васильком пахучеекою пахучою.

Купалы ребенка тогда, когда отпал пупок - на четвертый-пятый день. Считалось, что материнское молоко укрепляет ребенка, а дух родной земли через зелье вдохновляет, защищает и благословляет новую жизнь. Для первой й купель смешивали барвинок, ломьяткы (вуздикы), пижма, любисток, драголюб (любомир), волчки (стадо), чистотел, канулер, тимьян,. Шандра, ноготки, подолишняк (копытень), кровавник (зверобой), чурковы ния (ботва огурцов), мяту,. Петру кнуты, ромашки, бархатцы и др.. Для предупреждения заболевания ребенка купель готовили на отваре цвета яблони, вишни, черешнишні.

Для обеспечения ребенку счастливой судьбы в купель клали любисток, мяту, другие травы, которые вызывали успокаивающее, противовоспалительное действие

В купель девочки бросали лепестки с первой цветка ранней пиона, ее при расцветания особенно берегли, чтобы не сорвал кто-то чужой, у кого есть девушки, поскольку считалось, что так можно"похитить"счастье ( (Шкарбан, 1995). В Украине в XIX в для усиления магического действия купели добавляли святую воду, зелье или лекарственные травы; в первой четверти XX в - ручку или карандаш, серебряные или золотые предметы и почти пол сюдно - кусочек хлеба или зерно (Гвоздевич, 2001здевич, 2001).

Магическое восприятие первой купели сохранилось до сих пор в народном быту украинский

По старинке, в. Киргизии у постели новорожденного размещали символ совы, как оберег от всякого зла. В. Ирландии считалось: если роженица надевала пиджак мужа, то роды будут легкими, оски олько ей передается соболезнования мужчину. В северо-восточной. Шотландии новорожденного мальчика заворачивали в женскую сорочку, новорожденную девочку - в мужскую; таким образом стремились предотвратить безшлюб ноститі.

В Украину после рождения ребенка выполнялись определенные обряды: посещение роженицы, выбор кумовьев, приобщение ребенка к семье, крещения (через неделю или две после рождения - преимущественно. Полесья и сх исходные области; кое-где - и в день рождения -. Бойковщина,. Гуцульщина), пострижини тощ.

Исследователи описывают древний славянский обряд магического"ввод"ребенка в семейный коллектив. Младенец заворачивали в вывернутый кожух (символ достатка, здоровья, семейного согласия, счастья) и обносили окружающей оло помещения, у мальчика клали некий инструмент, чтобы вырос умельцем, у девочки - пучок льна, символ женского занятия (Котляревский, 1879ький, 1879).

Институт кумовства возник вследствие расселения малых семей и ослабление родственных отношений, веками складывались в больших патриархальных семьях. Впервые термин кум приняты в. Уставе. Ярослава. Мудрого, но обычай кумовства издавна использовался как общенародный. Кумовство - следствие разложения родовой общины, когда дядя уже не воспитывал племянников в своей семье, а становился духовным наставником тех же пле. Минников в семьях их родителей (Наумен-ко, 1965). В процессе христианизации. Руси народный обычай кумовства использовала церковь, кум и кума были объявлены крестными родителями (косвен, 196363).

Издавна соблюдали обычаев почитать мать и новорожденного. Эти обычаи назывались семьи. По обычаю"семьи"шли только женщины, которые приносили небольшие подарки, преимущественно пирожки, мед, крупу, полотн но (Борисенко, 1991сенко, 1991).

Крещения (крестины) символизирует приобщение новорожденного к родовому культу. По древнему обычаю, младенец брали на руки, клали на землю, на порог, тогда поднимали и обходили трижды вокруг дома и. После купели баба-повитуха пеленала мальчика в рубашку отца, разрезая ее в трех местах, а девочку - в рубашку матери, завязав в рукав кусочек печины, уголек, монету, потом передавала водить на куму, а тот - куме мальчика передавали на пороге, девочку - через. Грубин, после чего шли в церковь крестить. Порог символизировал границу двух миров: своего и чужого; хозяйствования отцу поручалось под нять ребенка, то есть принять ее (или нет) в своем роде. После крещения производили крестины. Тогда родители выбирали ребенку крестного отца и мать, которые поручались за его воспитание в случае смерти родителей. На хре поистине крестные родители приносили хлеб, бублики и крижмо (несколько аршин полотна), а крестная мать - еще и хрещик. На второй день крестин родственники роженица устраивают похрестини - угощение в честь куме в и ба-би-повитухи. Это определенный отзвук времен, когда ребенка относили к роду матери, а не отца. Через год (иногда позже) после рождения ребенка в. Чистый четверг осуществляли торжественные первые пострижини - ритуал, который должен уберечь ребенка от болезней этот же день выстригали шерсть на лбу животных, подрезали хвосты у лошадей, кур, чтобы плодились. Малыша сажали на расстеленной шерстью вверх кожухе, а кум видстригав немного волос спереди, сзади и с обеих сторон возле ушей. После пострижин отец бросал на кожух немного ржи и денег,"чтобы ребенок богата и счастлива росла"Мальчика стригли на топоре, а девочку - на конопле отрезанные волосы хранили до следующей стрижки, а потом бросали в чистую проточную воду (Войтович, 2005, с 387-388; 391; 571005, с. 387—388; 391; 571).

В родильной обрядности большое значение имеют полотенца. Например, на. Подляшье (теперь. Польша) в полотенце заворачивали младенца после рождения. В. Надбужанского селах повитуха вытирала полотенцем ребенка к крест плетень, а роженица дарила ей полотенце с хлебом и другими продуктами. Кумы, идя к ребенку на крестины, несли три хлеба, завернутые в полотенце (Никорак, 200101).