Учебники Онлайн


33 Народины

Обрядность связана с народинамы и достигает глубин мифологического мировоззрения

Идея"зерна плодородия", мировосприятия и пластика трипольцев

. Идея зерна, семена как начало новой жизни пронизывает трипольской пластика среднего и позднего периодов. Тогдашние женские фигурки (в отличие от изображений упитанных женщин периода палеолита) - это преимущественно стройные д девы с едва очерченными грудью и иногда с признаками начал беременности. Здесь давняя идея зерна воплощенная в новой форме. На животах некоторых фигурок изображен отпечаток зерна или растения (колосок?),. Иногда ю ческий рисунок - четыре квадрата с точками в каждом из них (символ поля с семенами?). Или две змеи, охраняющие живот молодой матери. Невольно возникают ассоциации с христианским божеством плодородия поскольку дева-мать,. Богородица, нередко изображалась так, что на ее животе показано еще не рожденное дитя -. Иисус. Христос. В. Древней. Руси культ. Богородицы слит с местным культом. Рожаниц. Очевидно, трип льськи статуэтки юных матерей были одними из ранних предшественниц христианской. Богородицы, которые воплощали идею неизменного круговорота жизни, идею плодородной силы зерна. Магия плодородия полей и магия человеческой й плодородия органически связаны. Многочисленные изображения обнаженных женских татуированных статуэток характерны для трипольской культуры. За этнографическими исследованиями XIX-XX вв аграрная магия в значительной мере половая магия (Рыбаков, 1981, с 47-48, 17847—48, 178).

Исследователи усматривают связь женских статуэток с аграрной магией в наличии зерен и муки в составе глиняного теста (Бибиков, 1951)

Религиозно-магическое сочетание идеи зерна и плодородия отличает символику раннетрипольское поселений, открытых на территории Украины

Символика Сабатиновской святилища

В этом смысле особенно содержательная символика святилища в. Сабатинивци II (Южный. Буг), которое раскопал. М. Макаревич. Общая площадь святилища составляет около 70 м; вход имеет вид узкого коридора, вынесет еного наружу сооружения. Внутри сооружение четко разделена на две половины. Первая, ближе к входу, - пустая, это скорее нартекс языческого храма. На другой половине (подальше от входа и не отделенной переговоров одкою) размещены три характерные элементы: большая печь (на круглом постаменте), прямоугольный алтарь (глинобитный, из обожженной обмазки; длиной 6 м) и"рогатый трон"(расположен в углу, дальнем от входа, вблизи алтаря и печи; изготовленный из глины, значительного размера). На алтаре находились 16 глиняных фигурок - изображения женщин с широкими бедрами в сидячей позе. Одна из женских фигурок держит в руках змею, голова которой прислоненная к лицу женщины. У алтаря стояла большая глиняная посудина с рельефным изображением четырех женских груди (очевидно, используемая для воды), курильницы т.п.. В середине святилища располагались жернова - зернотерки (пять), у каждой из них - по женской фигуре. Это святилище - скорее своеобразный женский дом, в котором выпекался ритуальный хлеб. По данным балканской и восточнославянской этнографии, обрядовое хлебное печенье было обязательным при праздновании урожая (хлеб выпекали из только обмолоченного зерна) и в период зимних новогодних праздников (магистраль ские заклинания природы по поводу нового урожая). Устройство. Сабатиновской святилища, в том числе женские глиняные статуэтки у зернотерок, печи, сосудов и на алтаре, должны были обеспечить магическую с илу ритуального печенья. Костяная фигурка на каменном пороге святилища охраняла вход в помещение, где осуществлялся обряд выпекания ритуального хлеба, возможно, для древних. Рожаниц (Макар-вич, 1960, с 291;. Рыбаков, 1981, с 175-176ибаков, 1981, с. 175—176).

На основе анализа многочисленных археологических материалов исследователи пришли к выводу, что печь в трипольских жилищах была особым священным местом этом свидетельствуют найденные возле печи алтаре прямоугольной й или крестообразной формы, а рядом с ними - глиняные фигурки, чаши на антропоморфных подставках и орнаментированные спиралями сосуды для зерна. Считается, что в. Сабатиновской святилище обряд выпекания ритуального хлеба выполняли семь женщин: пять из них растирали зерно и месили тесто, шестая топила печь и ада, седьмая степенно сидела на широком глиняном"троне"и руководила обрядом (Мовша, 1971Мовша, 1971).

В этом же регионе. ВДаниленко открыл 1956 г многослойное поселение трипольской культуры этапа. ВИ вблизи с. Березовка (Гайворонский р-н,. Кировоградская обл). Здесь значительно позже, 1990 г, во время раскопки пок участка № 2 обнаружено керамический, пустой внутри предмет подковообразной формы (длина 10 см, ширина 9,5 и высота 6 см). Вероятно, это - модель печи для выпечки ритуального хлеба. Ближайший к нее аналог составляет модель печи (длина 17 см, ширина 10,7 и высота 11,2 см) с. Слатино (Болгария; долина р. Струма,. Софиевская обл), которою 1984 г. С. Чохаджиев. Согласно мифологическим мышлением, п. ИК имеет женскую символику. Допускается, что антропоморфные изображения болгарской модели передают идею перерождения души умерших через женскую утробу в новое тело (В. Николов). Обе модели близки по форм й и содержанием, имеют зооморфные черты, орнаментальные композиции содержат древние представления о четыре стадии жизни: рождение, жизнь, смерть, возрождение. Модель с. Березовки содержит глубокий пласт идейных представлений древних земледельцев орнаментальные композиции с"колонки", от которого расходятся линии зубчатого штампа, можно трактовать как мифологическое"дерево жизни"(В. То-порол). Четыре"дерева", которые симво лизируют стадиальность и цикличность жизни, в сочетании с темой плодородия, раскрывают строении. Вселенной по представлениям трипольцев. С материнского чрева земли вырастают четыре дерева-столбы, на которых споч ивае купол неба (свода печи). Небесный змей - охранник дождевых ливней и верный страж, извивается вокруг центрального выступа с сакральным чашеобразным углублением в честь верховного (вероятно, же иноческий) божества (Овчинников, 1994ого (ймовірно, жіночого) божества (Овчинніков, 1994).

Идею зерна - жизнь сочетают фольклорные источники"Какие семена, такое и поколения", - утверждает народная пословица

На мировоззренческих аспектах представлений и обычаев славян, связанных с народинамы, акцентируют украинский (Сумцов, 1880,1896) и польские ученые (Быстронь, 1916;. Мошинский, 1934). Указано связь родильных обычаев и формирование определенных идеологических, нравственных, психологических основ мироощущения человека (Гаврилюк, 1981). В издании"Рождение ребенка в обычаях и обрядах: страны зарубежной. Европы"(М, 1 999) прослеживается попытка сравнительного анализа родильной обрядности европейских народов. Отдельные исследования рассмотрели особенности родильных обычаев и обрядов по регионам Украины, в частности. Киевской (Кузеля, 1906),. Гуцульщины (Онищук, 1910;. Шекерик-Доника, 1918) и ив, 1918) та ін.