Учебники Онлайн


Символика обрядности Пасхи

Важнейшие пасхальные символы - кулич и крашеные яйца-"писанки"Освященные в церкви, они приобретали магическое значение

В первый день празднования надлежало быть дома, угощаться в семейном кругу следующий день служили молебны по домам гостях у родственников. Для угощения готовили вареники, блины на третий день. Пасхи ния женщины посещали бабу-повитуху, приносили пирожки, яйца, разными блюдрави.

Происходили развлечения, игры, танцы, пели песни, водили хороводы. Весенние игры преимущественно начинались исполнением"кривого танца"(П. Чубинский), принадлежащий к архаического типа хороводов (Грушевский 1993, с 131). Девушки брались за руки, длинной чередой бегали между тремя воткнутые в землю колышками, тремя посаженными на земле детьми или туда, куда влечет их проводница хора (корифей-ка). Они выра блялы всевозможные зигзаги и повторяли нехитрую песню нехитру пісню:

Кривого танца идем

Конца м не найдем:

то в гору, то в долину

то в розу, то в калину

А мы кривом танца

не выведет конца

Потому что его надо вести

Как венчик плести

Ритуальное действо символизирует бесконечность. Вселенной. Хоровод отражает путь. Лады - древнеукраинской богини весны, с. Ирия к родным землям. По древним легендам,. Вырий (Буян-Остров,. Ирий) - остров во. Вселенной, першоземля богов и мира, здесь расположено озеро. Живой. Воды и першодерево мира -. Прадуб с молодильными яблоками бессмертия. Вечным жителем. Ирия является першоптах и ??одновременно давньоукра ских нершобог -. Сокол (или. Род), который всегда находится на вершине. Прадуба. С белой и черной слезы. Сокола появились на свет. Белый. Лебедь и. Черный. Лебедь, которых. Сокол превратил в. Белобога и. Черн обогабога.

С усложнением техники коллективных действий, игр, хороводов, пантомим возникла категория специалистов-Импровиз-торов, проводников (дирижеров и режиссеров), которые ставят новые танцы, вносят новые элемент ты в игры, обряды, словесный репертуар. Функции древнего единодушного хора (отдельные выкрики или повторение нескольких слов) распределяются между группой и проводником (корифеем),"счинальником"(в гуцульской терминологии). Проводник произносит содержательнее фразы. Хор отвечает на ритмичными возгласами или постоянной фра-зой-припевом (рефреном), а строфы корифея создают целостное поэтическое (ритмичное) рассказ. Такие рассказы производят глубокое впечатление на участников зрелища и зрителей, используемые в быту, поощряют создание новых текстов (Грушевский, 1993, т 1, с 7293, т. 1, с. 72).

Веснушки-гаивки широко отражены в изобразительном, театральном, музыкальном искусстве. Иван. Труш на картине"горелки"(1905) показал глубинную сущность обряда гуцульских веснушек: здесь изображен момент т, когда дети ходят по сплетенных руках взрослых. Итак, правични традиции народа непрерывные и функционируют как духовный диалог поколенийлог поколінь.

Музыкальную обработку веснушек осуществили украинские композиторы. М. Лысенко,. М. Леонтович,. С. Людкевич,. Д. Ревуць-кий,. М. Вериковский,. П. Козицкий и др.

Глубокое символическое значение имеют связанные с обрядами две фазы. Солнца - весеннее равноденствие и летнее солнцестояние. Здесь, в обрядовых действиях, колесо имитирует. Солнце

ранняя память об отождествлении. Солнца и колеса помещают древние индийские письменные источники периода культуры. Хараппы и. Мохенджо-Даро (2700-1700 до не) (Гуров, 1975)

Элементом древнеславянских празднеств было изготовление колеса-солнца. Для обмазки колеса использовали деготь. Колесо обвивали жгутами из соломы и зажигали, огненное колесо-солнце спускали с горы в реку. В противном случае колесо зажигали у костра и откочевали в сторону (на. Купалу). Вероятно, этим символически отмечалось, что дни укорачиваются, сила. Солнца змешуеться, начиная со второй поло вине лета (Афанасьев, 1865865).

Английский этнолог. Дж.. Фрезер в работе «Золотая ветвь"(1890), исследовал происхождение религий мира, привел данные древнеславянского этнографического материала. Малороссии. Он показал сходство европейских и а индийских обрядов, в частности общность ритуала магической весны, направленного обеспечить весеннее возрождение природы. Речь идет о давнем индийский обряд осуществления весной брачной церемонии двух боже ств -. Шивы и. Парвати, которые олицетворяют духов растительности, их"свадьбы"аналогичное европейским обрядам, когда разыгрывается брак молодых духов растительности -. Короля и. Королевы. Мая,. Майской жених й и. Майского. Жениха. Выброс таких изображений (фигурок из глины, кукол) в воду и оплакивание напоминает европейские обычаи выбрасывания мертвого духа в воду (Смерть,. Ярило,. Кострома) и причитания над ним. Представление о том, что соответствующий обряд призван обеспечить девушкам замужество, объясняется верой в оплодотворяющую влияние духа растительности как на растения, так и на человека (Фрезер, 1984 на людину (Фрезер, 1984).