Учебники Онлайн


Тризна у древних славян

. Тризна у древних славян к III в была частью погребального обряда и предусматривала жертвоприношения, военные игры, банкет в честь умершего

трупосожжения в праславянские времена объяснялось возможным отделением в сознании образа души как некоторой напивматериальнои субстанции (Б. Рыбаков). Материалы этнографических исследований подтвердят слышат различные, иногда взаимоисключающие представления о загробном мире. Таковы греческий. Аид (мрачное подземелье), скандинавский. Валгалла (светлая обитель), славянский рай-юг (чудесный сад где-то у далеком солнечном местеці).

Итак, у праславян появление новых форм погребальной обрядности происходила одновременно с усложнением социальной структуры и изменениями религиозных представлений

На ранних стадиях праславянского жизни, когда земледелие еще не составляло доминирующего вида хозяйства, существовали укоренившиеся в глубинах охотничье-тотемического общества представление о реинкарнации (перевоплощение после смерти). Распространяются захоронения искусственно скорченных покойников, будто подготовленных ко второму рождениюя.

С предыдущей эпохой переселения скотоводческих племен связан обычай насыпки курганов, которые составляли определенную модель видимого округлого пространства земли

Переход от скорченных захоронений в вытянутых (в естественной позе спящего человека) произошел тогда, когда прослеживалось социальное расслоение праславянских племен, появились воины-всадники, определился др. интересами к отдельной человеческой личности. Представление о посмертном перевоплощения в определенную животное совсем исчезло, а мертвые люди мыслят-лись людьми и после того, как"душа"покинула телкинула тіло.

Появление принципиально нового обряда трупосожжения совпал с развитием земледелия и характерными для него аграрными культами, в которых главное значение имело небо - источник жизненно необходимой влаги и. Жертвы небесным божествам возлагались на священный очаг, поскольку считалось, что боги-небожители именно за дымом сжигаемых жертв узнавали об уважительном отношении к ним людий.

У славян трупосожжения существовало почти 2,5 тыс лет и были вытеснены христианством в X-XII вв

Культ предков продолжал существовать независимо от способа захоронения. По ритуалу трупосожжения, кости собирали в небольшой сосуд, в урну, и хоронили ее в кургане (могиле) или просто в земле, строили над д местом захоронения столб - небольшую деревянную гробову.

Такие захоронения связывали предков с землей и делали их покровителями всех процессов, сопряженных с пахоты, севом, прорастанием зерна, плодородием целом (Рыбаков, 1981, с 267-279)

Летописец. Нестор повествует о древних захоронений обычаи славянских племен, которых придерживались"радомичи, вятичи и северяне. Если кто умирал - делали они тризну над ним, а затем разводили велики й огонь и, положив на огонь мертвеца, сжигали [его]. А после этого, собрав кости, вкладывали [их] в небольшой сосуд и ставили на придорожном столбе, как [это] делают вятичи и ныне. Сей же обычай д ержалы и кривичи, и другие язычники, не знающие закона божьего, потому творили они сами себе закон"Своеобразный отголосок древних массовых человеческих жертвоприношений при погребении"царя русов"(киевского князя) в а новые летописный рассказ о княгине. Ольге, которая после смерти мужа (князя. Игоря) пошла с сыном. Святославом"на. Деревскую землю"Как известно, князь. Игорь был убит древлянами 945 г во время собраний в повторной дани. Древляне похоронили князя во. Искоростенем. Ольге, вдове. Игоря, они предложили брак с. Древлянской князем -"следовать князя"Ольга расправилась с двумя посольствами древлянской зн ати (которую рассматривала подвластной. Киеву) по всем правилам погребального ритуала. Игорь умер во время"пути", поэтому первое посольство древлян были убиты и похоронены"в лодке", второе - сожжено в"моющие"Поти м она сказала древлянам, что принимает их предложение и повелела приготовить пир:"меда много"вблизи места убийства. Игоря, чтобы поплакать"над гробом его"Дружинникам своим велела"насыпать мо гилу большую и тризну. И как впились древляне, велела отрокам рубить их и перебили их пять тысяч"Таким образом княгиня. Ольга отдала посмертные почести. Игорю во время погребального пира на кур. Гане, построенном над его могилой, уже после погребениядала посмертні почесті Ігорю під час поховального бенкету на кургані, спорудженому над його могилою, вже після поховання.

Княгиня киевская. Ольга (890 - 969, после крещения -. Елена) приняла христианство в 955 или 957 гг и была похоронена уже по христианской традиции - в одной из построенных им церквей в. Киеве"И плакал о а ею сын (Святослав -. С7), и внуки ее, и люди все плачем великим, и, понеся, погребли ее на [уготована] месте и завещала была. Ольга не создавать тризны над собой (выделено авт -. С. Ч), а пресвитера, и тот похоронил блаженную. Ольгу. Ся [Ольга] была предвестницей христианской земли, яко утренняя заря перед солнцем и яко утренняя перед миром. Она так сияла как луна ночью. Так ся между неверие них людей светилась, как жемчужины в грязи, так как они закаляни грехом, не омыты святым крещением, а эта омилась святой купели, сбросила с себя греховную одежду ветхого человека. Адама и в нового. Адама вызвало ась, который есть. Христос"уготовано место захоронения княгини. Ольги означает епископский амвон (ларек), который во время архиерейской службы устанавливается посреди храма. По данным. Иакова. Мниха (XI в), последней ки. Ольги. Ее внук. Владимир. Святославич перенес в. Десятинную церковь, где они покоились в небольшом каменном саркофаге с окошком наверху (Повесть временных лет, с 8 - 10, 32 - 34, 39літ, с. 8— 10, 32— 34, 39).

С принятием христианства тризна приобрела значение погребальных поминок

Согласно юридическими положениями, на. Руси женщины после смерти мужа могли ведать всем имуществом. Женщины имели влияние на государственные дела. Такими были княгиня. Ольга (ре-гентка на княжеском престоле в. Киеве) и. Га анна, вдова. Романа. Галицкого, которая сохранила престол для своих сыновей. Князь. Владимир. Василькович оставил жене м. Кобрин с"людьми и данью даниною".

В. Киеве во время археологических раскопок близ. Десятинной церкви (1826) обнаружено саркофаг из крупных шиферных плит с двускатной крышей. Саркофаг выполнен из местного волынского материала - розового шифе эру, вероятно, в конце X - начале XI в. Исследователи отмечают вероятность его принадлежности княгине. Ольге (С. Высо-кий). Орнамент саркофага композиционно приближен к орнаменту одного из пилястр ей иконостаса. Софийского собора в. Охриде (Болгария, XI в). В отделке саркофага использованы различные орнаменты: растительный (пальмовые листья), геометрический (кресты, звезды), архитектурный (пилястры с ароч ками), плетеныеетений.

Символом христианизации. Руси стал. Софийский собор в. Киеве, который служил за усыпальницу киевских князей. Здесь похоронены. Ярослав. Мудрый,. Всеволод. Ярославич,. Владимир. Мономах, другие представители висококн няжои династииї.

Ярослав. Мудрый умер в ночь с субботы на воскресенье, с 19 на 20 февраля 1054 г"Так припев. Ярославу конец жизни, и отдал душу свою богу месяца февраля в двадцатый [день], в субботу первого воскресенья пост ту, у святого. Феодора [Тирона] день. Всеволод же опрятав тело отца своего, положил на сани, и повезли [его] в. Киев. Попы по обычаев пели песни, и плакали по нему все люди. И, принеся, положили его в гроб мраморный в церкви святой. Софии и плакал по нем. Всеволод и люди все. Жил же всех лет. Ярослав семьдесят шесть"(Повесть временных лет, с 99нулих літ, с. 99).

Запись о кончине князя. Ярослава. Мудрого сохранился на стене собора св. Софии (Киев). Здесь до сих пор стоит его мраморный саркофаг. По черепом князя. Ярослава. Мудрого воспроизведена его скульптурный портрет

Саркофаг. Ярослава. Мудрого сплошь украшен рельефными символическими орнаментальными мотивами. Отдельные группы орнаментальных идеограмм изображают землю и рай. Ярослав имел христианское имя. Георгий, которым в быту пользовался. Христианский святой. Георгий в период введения христианства был аналогом языческого бога. Ярилы. Георгия на. Руси звали также. Юрием. Итак, прослеживается параллель:. Юрий и. Ярило, который славит, т.е.. Яри - слав. Ярило - бог весны, бог солнца сонця.

В отделке саркофага использована солярная розетка, окруженная гривной (символ княжеской власти) солярный эмблему князь. Ярослав унаследовал династических - от отца князя. Святослава, которого звали. Завоевателем. Со олярна розетка и волнистая линия. Плющев ветви (античный дионисийский символ рождения и отмирания) символизируют жизненный путь. Ярослава. Мудрого, начало и конец которого зафиксирован двумя крестами. Ги лка в двух концах пересекается пальмовыми ветвями - символами победы (Крвавич, 200404).

В христианстве смерть - благо, поскольку прекращается ряд земных грехов

Как предвестник христианской веры волхвы увидели знамение - звезду. Вифлеем ("Евангелие от. Матфея"). Они принесли новорожденному. Христу (царю иудеев) дары: золото - знак царственности, ладан - знак ибо жественности, смирну - знак смертностизнак смерті.

Ладан - ароматическая смола редких растений, которую вывозили в. Рим по цене золота. Смолу собирали из надрезов коры дерева босвеллии (семейство бурзерових), которое растет в. Восточной. Африке на юго-западе. Ар равийського полуострова. Ладан при сгорании дает ароматный дым. Издавна ладан распространялся в различных культах как средство для изгнания злых духов и"чтобы курить фимиам богам"В христианстве ладан используется для курения во время богослуженияс богослужіння.

Смирна (или миро) - исключительное дерево в. Аравии, которое использовали для бальзамирования умерших. В. Персии миро - целебное растение, символ врача. Миро первоначально - обычное растительное масло. Начиная с VI в, до в нее стали добавлять бальзам и ароматические вещества. В православных церквях миро - смесь, состоящая из оливкового масла, белого виноградного вина и ароматических веществ. Миропомазание - одно из семи хри стиянських таинств, которое признает католицизм и православие. Считается, что благодаря миропомазания (ритуально смазываются лоб, глаза, уши, другие части лица и тела верующего) человек наделяется божественно ю благодатьюгодаттю.

Христианство пришло в. Рим III ст. Волхвов стали изображать в катакомбах. В искусстве отмечалось на царском происхождении волхвов: вместо простого персидского одежды - на них царское платье есть в волхвов превратили в святых, они олицетворяли род человеческий (различные народы мира) и три категории возраста - молодость, зрелость, старостьсть.