Учебники Онлайн


32 Свадьба

Правовые принципы и нормы регулирования брачных отношений в Руси-Украине

Свадебная обрядность - органическая составная часть системы семейно-хозяйственной жизни

У славян, как и у других народов, брачные отношения регулировались посредством права. Сначала было право обычное, устное. Обычаи возникли в процессе общежития первобытных людей, вошли в их быт, сознание, регулирующих поведение. На стадии патриархата общественное положение женщины стало подрядным. В эпоху перехода от племенной к княжеской государственной организации на украинских землях взгляды на женщину как собственность зникаютають.

На развитие права. Киевской. Руси ощутимо повлияло христианство. Культ православия связан с соответствующими обрядами. Церковь рассматривает их важным средством эмоционально-психологического воздействия на верующих. Обр рядовисть сопровождает жизнь человека от рождения до смерти. Последовательность обрядовых действий фиксирует требник - богослужебные книги в православии, содержащей молитвы и порядок (последовательность) осуществления третреб.

Церковь применяла различные нормы канонического права, прежде всего византийского, которое сформировалось на основе римского рабовладельческого права, приспособленного к феодального общества

Из. Византии до нас дошли новые принципы семейного права: моногамия (единобрачие), затрудненность развода, суровые наказания за внебрачные связи, бесправие внебрачных детей и др.. Византийское п право предусматривало ранний брачный возраст: 12-13 лет для невесты, 14 - 15 лет для жениха. Это объясняется благоприятными климатическими условиями, которые влияют на физическое развитие человека. Не допускался т. Рети брак. Вопрос развода регулировала церковь. Лишь в некоторых случаях церковь. Давала разрешение на расторжение бракшлюбу.

Византийское право распространялось в. Киевской. Руси в результате рецепции. Древнейшая памятник права. Киевской

Руси -"Русская. Правда"Вопрос о ее происхождении и сборке - спорный. Некоторые исследователи считают временем ее написания VII в. Однако большинство современных ученых связывают первоначальную редакцию"Русской. Правды"с княжением. Ярослава. Мудрого. Ярославов сборник издан славянском языке, он содержал 17 пунктов. Не выяснено также и место издания, летопись называет. Новгород, многочисленные авторы -. Киев (Окиньте шевич, 1987 —. Київ (Окіншевич, 1987).

Уставом. Ярослава. Мудрого определялся возраст жениха в 15 лет, невесты - 13; запрещались насильственное издания девушки замуж и брак между близкими родственниками

В"Повести временных лет"(986), а затем в"Русской. Правде"появился термин"холоп"В начале XI в в древнерусском феодальном обществе"холоп"- распространенное название раба. Феодальное законодательство определяло источники холопства, например, женитьба на рабыне без договора с ее собственником и ина рабині без договору з її власником та ін.

В отличие от римского и древнегерманских права русское право не знало правовых ограничений положения женщины"Русская. Правда"считает женщину равноценной мужчине. Либеральный дух"Русской. Правды"пояснюв вался влиянием обычного право, бытовало в восточных словьявало у східних слов'ян.

Вдове не предоставляли законным опекуна, также отличало русское право от других стран. Средневековья. Опекуна назначали только для детей в случае, когда мать вторично выходила замуж. Наследственное право запрещало ло наследство дочерям - они получали приданое. Рожденные от хозяина дети женщины-рабыни выводились из наследия, однако мать вместе с детьми получала вололю.

С. Древней. Руси от княжеских венчаний известен обычай, который называется вино. Когда князь. Владимир женился на царевне. Анне, он отдал грекам. Корсунь"за вино, для царицы"Князь. Ярослав, отдав сестер ру за польского князя. Казимира, получил от него"за вино"800 украинских пленников. В раннюю сутки на. Руси-Украине вино - это оплата от молодого родителям или родным за молодую. В современном свадебном обряд и род молодого также выторговывает девушку у отца, матери, брата"Русская. Правда"трактует вино как часть имущества мужа, предназначенного для женщины"Кормчая книга"и литовско-русское право до XVI в определяется ют вино как приданое женщинамаво до XVI ст. визначають віно як придане жінки.

По"Русской. Правдой"и"Литовским. Уставом", вино - третья часть недвижимости мужа, предназначена для женщины из его приданого. Вино определялось"за приданым"(приданое в деньгах) и"похода"(одежда, худо оба и др."виправою" (одяг, худоба та ін.).

В литовско-русскую сутки прав не положение женщины определял"Литовский. Статут"Тогда неподвижную наследство не имели права получать дочери, поскольку земельная собственность была основанием для военной службы. Прот то муж делал так называемую винову затийсь, чем женщине передавалась треть его недвижимого имущества. Знание виновим имуществом было общим, лишь после смерти мужа или при расторжении брака (это было род костной явлением) вино становилось собственностью женщины. Однако происходило и определенный процесс закрепощения народных низов, когда женщина преимущественно несла большую ответственность за семейість за родину.

Время казачества сформировала тип женщины-оборонници семьи и хозяйства (часто - с оружием в руках). Ведущий тип женщины-казачки: жена-хозяйка, которая занимается семьей в отсутствие мужа (военный е походы, государственные дела). С упадком казачества уменьшается количество выдающихся личностей среди женщин (Энциклопедия украиноведения, 1993, т 1, 1994, т 2. 2).

Во времена. Петра I был принят. Указ о добровольном венчания, а специальный декрет обязывал родственников присягу о том, что они не заставляли невест до брака. Запрещались браки между христиан. НКОЮ или христианином и представителями других религий. Также запрещался брак по достижении 80 лет, поскольку главное назначение брака связывалось с деторождением и продолжением родду.

Интересно, что одним из факторов, по которому искали"царя невесту"(для. Петра I), был рост 1 м 65 см

Венчание на определенный период прекратилось после октябрьского переворота 1917 г. При. Советской власти брачный обряд преимущественно завершался пением"Интернационала"Согласно печально принципа"свободы любви", в частности во. Владимирской области (Россия), все женщины после 18 лет объявлялись собственностью государства и должны были зарегистрироваться в обществе"Свободного любви", а мужска * ки, которые достигли и 19 лет, могли выбирать себе любую из них, несмотря на их желание них, незважаючи на їхнє бажання.

Потеря шляхетского сословия, процессы полонизации и русификации привели к тому, что национальное самосознание преимущественно сохранялась в народных массах, благодаря традициям устной словесности, народного в искусства, обычаев и обрядов.

Идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: как плодовитость девушки-невесты и плодородие вспаханной и засеянной земли (каравай, осыпание зерном и др.). В слиянии аграрного и женского нач чал прослеживается не только внешнее уподобление по сходству жизненных явлений, но и стремление соединить в одних и тех же заклинаниях, пожеланиях достижение блага и счастье новой семьи, рождение детей и вр ожайнисть полей, в чем и усматривалось счастье семьи. Пример - устойчивый элемент узора свадебного наряда невесты: ромб или косо расположен квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленькие квадра ты или ромбы. В центре каждого маленького квадрата обязательно изображается небольшая точка. Размещенные на угол ромбы (в различных вариациях) прежде сохраняют основной элемент узора - фигуру, которую стекла дают четыре сомкнутых ромбы с кап * ками. Географическое распространение"ромбического-точечной"композиции в отделке женской одежды охватывает украинских (Киев,. Чернигов,. Карпаты) и белорусов, за пределами восток нословьянських земель - это карелы, марийцы, удмурты, комизиряны, эстонцы, а также западные славяне. Идею семьи и благоденствия воплощает высокохудожественная орнаментация двух одинаковых серебряных браслетов XII в; эта двухместных массивная украшение было вмурована в стену. Спасского собора в. Чернигове, где и обнаружена 1923 г. Центральный медальон каждой створки украшает знак огня - триквестр, застежки оформлены в выгля ди голов львов и львиц таким образом, что в замкнутом положении сталкиваются друг с другом лев и львица. Очевидно, здесь воплощен мужское и женское начало, а огонь-триквестр является символом домашнего очага. По бокам знака огня одну створку украшает дерево жизни и четыре побеги, другую - солярный знак и ромбических-точечная композиция; в промежутках между медальонами в овалах изображены колосья. Допускается порт ок этой изысканной украшения со свадебной обрядностью. Зато давний ромбический символ палеолитических охотников бытует не только в земледельческом среде, а также среди древних охотников и скотоводов. Прот е здесь ромбический символ не превращается в ромб с побегами, а напоминает скорее мальтийский крест (ромб или размещен косо квадрат, к углам которого примыкают своими вершинами четыре треугольника). Кресто подобный ромб географически распространен от. Испании до. Кавказа, а хронологически - от бронзового века и скифов до XIX в (этнографические материалы скотоводческих горных районов)"Мальтийский крест"видо мой как благодатный символ народного искусства тех регионов, где охота и скотоводство дольше сохранили свое значение в хозяйстве. Это говорит ящик для приданого невесты из гуцульских районов. Кар пат (коллекция. Львовского этнографического музея). Замок свадебной сундуки охраняют различные символические знаки, но главное место принадлежит"Мальтийский крест"Важно то, что ромбический орнамент, который вине к в палеолите, трансформировался у охотников-скотоводов и земледельцев, и у всех народов. Старого. Света дожил до этнографической современности. Это, несомненно, свидетельствует глубину памяти в народном искусстве и н ародний обрядности (Рыбаков, 1981, с 42-44, 93-94ародній обрядовості (Рибаков, 1981, с. 42—44, 93—94).

По данным археологических и этнографических исследований, древние свадебные ритуалы имеют магический смысл, их отличает прежде магия плодородия. Из археологических раскопок в. Мизине (1906) известны древние фалич ские изображения о свадебных фаллические обряды вспоминают научные источники (Гальковський, 1913).

Интересно, что в украинской интерпретации мифа (индоевропейского происхождения) о сотворении мира своеобразно выражена идея земли; мужчины. Бог лепя из земли, а женщину - из теста

украинских этнологи, в частности. В. Щербаковский, связывают с трипольской матриархатом некоторые черты украинского быта. Например, роль женщины в украинской семье в свадебном обряде; бытования фамилий по матери (преимущественно на западноукраинских землях) украинский архаическая культура основана на идее доминирования женщины над мужчиной. Главная фигура традиционного украинского свадьбы - мать невесты (у россиян - отецько).

Древняя фольклорная традиция подчеркивает устоявшихся семейных ценностях украинской, прежде всего роль женщины как жены и матери украинской пословицы отмечает:"Замуж идти - надо знать: поздно лечь, рано встать тыстати".

Свадебная обрядность сочетает праздничные торжества, ориентированные на образование новой семьи"Семейство - это совокупность близких родственников, проживающих вместе, родители с детьми; женатый сын или замужем донь ька, которые живут отдельно, составляют уже отдельную семью"(Даль, 1980,. Т4, с173, т.4, с.173).

Сезон сватовство (когда девушка могла перебирать ребятами) заканчивался на праздник. Дмитрия"К. Дмитрию каждая девушка хитрая, а. Дмитрию хоть трубу ней вытри", - говорили в народе

Христианство внедряет принципы церковного права в регулировании семейно-брачных отношений. Новые правовые нормы касались обряда помолвки. При заключении соглашения о браке и установлении приданого определялся так к называемый заряд есть часть имущества невесты (деньги, золото или драгоценные украшения и изделия) оценивались в двойном размере и возвращались ей в случае отказа жениха от вступления в брак или расторгнут. Ання брака с его винини.

Органичное сочетание магических, символических, религиозных мотивов, фольклорных источников и народных образов создает своеобразную за поэтикой и драматургией свадебную обрядность. Например, за гуцульской свадеб ьною традиции нужно выполнить 22 обряди.

народно мотивы украинской свадебной обрядности отражены в научных исследованиях (П. Чубинский,. М. Сумцов,. М. Костомаров,. В. Потебня,. Ф. Волк,. М. Грушевский и др.)

На украинских поэтическое творчество в психолого-аналитическом контексте,. О. Потебня доказал тесную связь идей супругов и военной отваги. Он отмечал, что в разных славянских племен слово"храб бр"(храбрый, воин) означает не только героя, но и жениха. В таком контексте ученый считал целесообразным толковать название"казак", которая в отечественной песенной традиции одновременно указывает на воина и аман-и героя эротической лирики. Потебня привел различные мотивы, где получение девушки и брак с ней показано в форме взятия города, победы над ним и, наоборот, взятия города, стола, владение описано в форме сват. Ання. О перекличка мотивов сватовства и завоевания вспоминал. М. Костомаровння згадував. М.. Костомаров.

По. М. Грушевским, в идее супругов надолго сохранено мотив насильственного завладения, когда человек силой приобретает женщину, что отражено в свадебном ритуале многих народов. Социальные факты, первоначально организация мальчишников образований для военных нужд, обусловливают новые психологические мотивы, когда эротика скорее составляет принадлежность военной слои. Распространяется двойная этика сексуальных отно сын. То, что разрешено холостой молодежи, специально парубоцтву, - трактуется как поступок безнравственный в части рода-племени, живущего в семье, семье есть род-семья в своем кругу не признают и кой свободы. Однако для парней из военного куреня считается допустимым насильственное завладение дочерьми, а порой и женщинами"филистеров", в частности, когда речь шла о военном шалаш привилегированного слоя или племени в отношениях к населения завоеванной (подвластны, ниже) украинская этнография представляет немало примеров пережитков такой двойной морали. Двойная этика казака или запорожца не мешала, возвращается сражаясь к своей семье, чувствовать принадлежащим к роду, исповедовать его обычаи и мораль и бояться бросить на девушку хоть малейшую тень -"потому сватать имеет"С этой точки зрения, украинский свадебный обряд вы ризняють глубокий социологический смысл, поскольку он объединяет и в определенной степени примиряет мотивы обеих категорий: родово-семейной и военно-дружинной организации (Мальчишник-военной). Однако важнейшими морал ьно-этическими принципами свадебного обряда есть понимание и свободный выбор молодых. Речь идет о договоре родов жениха и невесты, который заключается"старостами"этих родов, при участии других членов рода - кожно го со своей стороны. Супружеский союз ущасливлюють высшие силы: космические (Солнце,. Луна, звезды) таинственные обереги домашнего очага (стены стерегут его) порог (отделяет от чужих, злых сил); очаг-печь и духи предков, живущих в ней; опекуны рода и семьи; христианские добродетели;. Святая. Троица,. Иисус. Христос,. Пречистая. Матерь. Особо отмечается добровольном, радостном характере брачного союза, т ворит новую связь между двумя заприязненимы, родственными родами. Обмен хлебами между семьями жениха и невесты является основанием для договора хлеб принадлежит первая роль во всех обрядовых действиях. Хлебом благос ловляють новое супругов. Глубокий нравственный смысл имеет свадебный каравай, на который составляется мука из всего рода. Его содержат и лепят все женщины рода, а вместо весь род получает подарки - часть выкуп в за девушку. Принимая за нее выкуп, род ручается за ее"честность", доказательства чему поднимают репутацию родовой чести, и, наоборот, выявление"нечестности"унижает род. Таким образом, интересы репутации рода берут ь верх над принципом пред-супружеской свободы (Грушевский, 1993, с 263-272 над принципом перед-подружньої свободи (Грушевський, 1993, с. 263—272).

В древние времена девушку нередко выдавали замуж без ее согласия. Реминисценция"жених-купец"сохранилась в современных ритуалах сватовства

К сожалению, в реалиях чистота девушки, ее целомудрие нередко также возникают предметом торговли