Учебники Онлайн


6 Канада Культура периода ранней колонизации

Возникновение и формирование канадского государства столь же сложное и багатоконфликтне, насколько суровы различные природно-климатические условия этого региона и противоречивые интересы народов, его засейте елилы. Особенности материальной и духовной культуры этой страны в том, что через определенные социально-исторические причины, ассимилировав культурные традиции местного населения - эскимосов, индейцев и иммигра нтив (переселенцев из европейских и азиатских стран), она не сложилась еще в общенациональную. История распорядилась таким образом, что панораму общественной жизни этого региона определило доминирование к ультура двух наций - франко-и англоканадцами, сосуществование которых не отличалось особым взаимопониманияям.

Период ранней колонизации северной части континента и близлежащих островов связан с систематическими исследовательскими экспедициями английского подданного, генуэзца. Дж. Кабота (открытие острова. Ньюфаундленд) и французского моряка. Ж. Картье результате проникновения французских колонизаторов внутрь материка по реке. Святого. Лаврентия на рубеже XVI-XVII веков была создана колония. Новая. Франция. Земли на севере и западе через некоторое время начали заселять англичанамиійці.

В времен французской колонизации на территории. Канады жили индейские племена разных хозяйственно-культурных
типов и стадий развития родоплеменных отношений. Природно-климатические условия определили род занятий аборигенов, специфику быта и социальной организации. Западное побережье. Тихого океана заселили оседлые. Рыбачьте. ЛКИ; прерии,. Восток и. Север способствовали развитию охоты; по берегам. Великих озер распространялось земледелие. На. Арктическом побережье сформировалась эскимосская этнокультурная единство. В условиеовах
сурового климата основной деятельностью ее представителей были охота и рыболовство

Ко времени появления европейцев на территории современной. Канат жило около 220-250 тыс. человек. Приобщение к их материальной и частично духовной культуры позволило белым поселенцам адаптироваться к место евых условий и буду ваты жизнь согласно собственным традициямій.

Пантеистическое мировосприятия аборигенов обусловило господство анимистических взглядов на мироздание при наличии элементов тотемизма, магии, фетишизма. Региональные особенности определили многообразие быта у коренных жителей, начиная от хозяйственных и жилых зданий, одежды и заканчивая традиционными обычаями и предметами искусства вигвам, палатки -"типи", землянки, родовые"длинные дома"из коры и стволов деревьев, полуземлянки из камня и костей, снежные"иглу"украшались резьбой по дереву, камню, кости, стилизованным разрисовкой шкур. Строгость жизни сочеталась со стремлением пер. Эдати его обаяние, обогатить свой быт красивыми вещами (искусство украшений, вышивания, плетения, ткачество, керамика и гравировканя).

Лучшая вооруженность, наличие сельскохозяйственных орудий труда, более высокий уровень социального развития - все это позволило французам оттеснить индейские племена на север и запад. Новой. Франц ее. Но темпы колонизации были значительно медленнее по сравнению с быстрым развитием английских колоний на. Атлантическом побережье. Это прежде обусловлено спецификой заселения"новофранцузькои"террито рии. Франция в то время была феодально-абсолютистской государством. Собственные ценностные приоритеты она не связывала с ускоренным развитием североамериканской колонии. Последняя была"заповедником меха", а также, в пределах англо-французского соперничества за мировое господство, - территорией французского доминирование в. Западном полушариивкулі.

Если возникновение и формирование английских. Североатлантического колоний происходило в ситуации"буржуализации"их метрополии, то социально-экономическое и культурное развитие. Новой. Франции надолго зал оставался ребенком феодальных учреждений. Во. Французской. Канаде была введена сеньориальная система, которая предусматривала наличие больших земельных владений. На них распространялась неограниченная власть сеньоров, назнач ачалися королем. Эта система требовала определенных феодальных повинностей, существование цензитариив (феодальных арендаторов). Основную массу населения составляли аграрии, мелкие ремесленники, торговцы, охотники. Результ ат - однонаправленность развития экономики, решающая роль торгового капитала. Структура руководства была соответствующей - военный губернатор, гражданский администратор - интендант (в его руках сосредоточены экономика, финансы, полиция и суд). Исполнительная власть была поделена сначала с епископом. Квебекскийекським.

Сложность социально-культурной ситуации середины XVII века определялась тем, что становление социального устройства и соответствующих институтов сопровождалось появлением местной колониальной торговой бы буржуазии и ростков выборных учреждений ("синдики"- представители переселенцев в совете губернатора). Выступления местного купечества, цензитариив и кабальных слуг, направленные против феодально-абсолютиських по строк, способствовали зарождению национального чувства. Входит в обиход термин"канадцы"(сапасиоиз), благодаря которому переселенцы выделяли себя по отношению французов - жителей. Метрополеії.

Жизнь. Новой. Франции определялось тесным союзом церковной и государственной власти. Уже в первые десятилетия колонизации (XVII в) на североатлантическое побережье с миссионерскими целями прибыли представители ка атолицького ордена францисканцев, а потом - иезуиты течение непродолжительного периода церковь превратилась в крупнейшего сеньора, играя одну из решающих ролей в жизни колоний. Она была оплотом контр реформацийації.

Жесткие ограничения свободы веры, слова, собраний, система"контроля мысли"подогревались близостью английских протестантских колоний в. Северной. Америке и нежеланием допустить на"заповедную"тер ию еретиков. Основы духовной культуры формировались под непосредственным влиянием католицизма, основываясь как на франкоевропейських традициях, так и на собственной самобытной истории. Так, развитие образования и медици ини, который был связан в XVII-XVIII веках прежде всего с деятельностью церкви (создание первых колледжей, семинарий, школы прикладного искусства), приобрел со временем и практического направления. В связи с потребностями городского хозяйства появляются школы навигации и математики, в некоторых колледжах преподаются естественные дисциплиніни.

В целом все же уровень и распространение образования среди населения были низкими. Подготовка священнослужителей и религиозное обучение молодежи превалировало, тогда как дети сеньоров, офицеров, купцов почти не зн нали грамоты, не говоря о фермерах и рабочих, для которых образование була
одной из главных сложностей

В научных сферах, несмотря на отсутствие фундаментальных исследований, увеличивается количество работ, в которых описываются флора и фауна континента, метеорологические наблюдения, структура местных недр р (М. Саррацен,. Ж-Ф. Голтье,. Ла. Галисоньер). Вследствие феодально-церковных установок, запрета на средства печати на территории. Новой. Франции распространялись нелегальные брошюры демократического содержания, которые вы давались в. Европе, а также исторические труды, хроники, журналы, печатались во. Франции. Введя в. Канаде феодальные отношения и культурные традиции метрополии, ограничив иммиграции (запрет поселений ния в стране некатоликов), франкоканадцы избежали значительного влияния других культур. Не случайно характерной чертой франкоканадськои культуры стала ее национальная однородность, хотя население. Новой. Франции ск ладалося из представителей и других европейских национальностей (хотя и немногочисленных) - итальянцев, венгров, германцев, чехов. Кроме того, на культуре переселенцев западных территорий сказались отношения и с индейскими племенами (появление метисов - лиц смешанного франко-индейского происхождениядження).

Традиционализм в архитектуре (который поддерживался как католической церковью, так и системой ремесленного подготовки с ориентацией на французские образцы), в театральном искусстве, музыке сдерживал развитие к оригинального в колониальной художественной культуре сдерживал, но не уничтожал. Любительские театральные представления на местные темы, появление местных типов жилых общественных и культовых сооружений (строгий, стр. Иман внешний вид и радостный барочный интерьер), виртуозное искусство резчика деревянной скульптуры, портретный и жанровая живопись обнаружили самобытность местного менталитетту.

переселенцев в военных гарнизонах ставились пьесы. Расина,. Корнеля, драматические пьесы на местные сюжеты, делались попытки поставить сатиры. Мольера. На что церковь реагировала жестко и однозначно негатив вно, отменяя представления и запрещая распространение театрального"зла".

Музыкальное искусство существовало как культовое (первый известный канадский композитор-священник. А. Мартен) и салонного музицирования. Среди индейского населения в миссионерских целях распространялись традиционные духо овне отношения, которые переводились на местные языки, а также тексты. Священного. Писания, которые выполнялись под популярные индейские и французские мелодии. Фольклор белых переселенцев пополнялся авторскими пис ниями странствующих торговцев, охотников, фермеров. В этих песнях ощущаются элементы как французской, так и местной индейской музыкальной культуры. В XVII веке появляются первые попытки записи фольклора индейцев (песен воинов, знахарей, охотников лирических, колыбельных, погребальных). Они были сделаны французским историком. М. Лекарбо с 1657 года доминирующей становится органная музыка. В светском музицировании остаются популярными гитара, скрипка, труба, флейта, флейта.

развитость декоративно-прикладного искусства - вышивка, работы по золоту и серебру - главным образом определялась необходимостью украшения церковного интерьера. Религиозная тематика превалировала и в порт третному живописи (первый профессиональный художник. К. Франсуа). Деревянная скульптура (изделия из белой сосны) стала одной из отраслей местного искусствтва.

Успехи художественной культуры. Французской. Канады связанные с деятельностью семейных ремесленных династий и священнослужителей. Семьи. Левасер,. Ла. Эрос, священники. А. Мартен,. Ж. Где мэр,. П. Конфруа и много и других приложили немало усилий для улучшения художественно-эстетической ситуации в колонии. Наряду с этим, несмотря церковную запрет многих календарных праздников, развивается культура народных празднеств с музыкой песнями (сатирические песни в начале XVIII века были запрещены), кукольными представлениями. Кроме того, специфика материального и духовного бытия поселенцев обусловила формирование языкового единства, которая составила ся на фунте ассимиляции различных региональных особенностей речи. Франции и индейских языков. Поиски путей культурно-национального самоутверждения получили вскоре чрезвычайно острый характер ре док ввода. Канады в состав. Британской империйімперії.