Учебники Онлайн


5 культур Беларуси

Одна из ярких страниц в созвездии культур славянских народов принадлежит. Беларуси. Со времен. Полоцкого княжества (X в),. Турово-Пинского княжества (Х-ХИVст) сохранились выдающиеся памятники культуры, это еред которых. Софийский собор (XI в),. Спасо-Ефросиниивський монастырь (XII в). Названы княжества, в состав которых входили племена дреговичей и полочан, в своем культурном становлении тесно связаны с государственным и культурным утверждением восточного славянства -. Киевской. Руси. Распространение христианства, введение письменности, строительство городов и крепостей, сохранение этнических признаков и формирования древнерус ьких обычаев отражают общее состояние. Киевской. Руси как одной из высокоразвитых средневековых государств. Восточной. ЕвропЄвропи.

Ученые относят к древнейшим памятникам. Беларуси"Смоленске грамоту"(1229 г) с диалектными чертами белорусского языка. Собственно, к нему периода, как и нерпы"источники более ранних фольклорных традиций, по оширення старославянского письменного языка, относится возникновение письменного литературного творчества. Беларуси. Появляются произведения не только на основе переводов, но и оригинальные памятники церковной и светской п исемности, среди которых выдающийся литературный памятник философского, морально-лидактичного типа"Поучение. Кирилла. Туровского"В XIV-XVI веках на белорусской земле была написана ряд работ, связанных х с пребыванием. Беларуси в составе. Великого княжества. Литовского -"Литовская метрика"Близость исторических судеб во время пребывания в составе. Литвы обусловила определенную общность в формировании литератур них как белорусского и украинского народов, диалектное взаимообогащения. Отметим, что земли. Беларуси, принадлежавших к. Великому княжеству. Литовскому, по. Люблинской унии 1569 года, вошли в дер ственного объединения. Речи. Посполитой, а в конце XVIII века - в. Россию. Близость в разные периоды своего этнического и культурного самоопределения с историческими судьбами. России, Украины,. Литвы,. Польши не могла не повлиять на духовное, образовательное взаимообогащения, межконфессиональный статус, а нередко имел место отток творческих интеллектуальных сил белорусской нации в соседние страны. Скажем, такие выдающиеся фигуры и польской культуры, как. Адам. Мицкевич и. Элиза. Ожешко, принадлежащие двум народам, поскольку родились они на белорусской землій землі.

В культуре не только белорусского, а в целом славянских народов значительное место принадлежит. Франциско. Скорине (казнен; около 1490-1540 гг) - белорусский первопечатник, просветителю, писателю. Он учеб ався в. Краковском университете. Издательский деятельность начал в. Праге, где основал типографию. Издал. Псалтырь на церковнославянском языке (1517 г.) и 19 отдельных книг. Библии на белорусском языке. Позже усилиями. Ф. Скорины была основана типография в. Вильно, где он также издал «Малую подорожную книжицу"и"Апостол"В предисловиях и комментариях к изданных книг даются объяснения, высказываются просветительские идеи. С им 'ям. Франциска. Скорины действительно связаны философские видродницьки идеи, энциклопедизм знаний и развитие обучения в. Беларуси, утверждения самобытности национальной культуры в общеславянского и общественность ьноевропейському контекст контексті.

Значительное место в литературе. Беларуси эпохи. Возрождения принадлежит латинском поэтам, в частности. Николаю. Гусовского и. Яну. Вислицькому. Поэма. М. Гусовского"Песнь о зубра"(1522 г) вошла в ряд хорошо е идомих литературных произведений. Вообще XVI-XVII века в культуре. Беларуси проходят под знаком большого оживления, прежде литературно-творческой активности, публицистической полемики. Как известно, в этот п ериод значительная часть полемистов была охвачена межконфессиональной борьбой. Особую остроту литературе. Беларуси оказывало анти католическое ее направления, не лишало также национально-освободительных мо ивив. Реформационное движение приобрело радикальные формы в антитринитаризми. В 1561 - 1562 годах. Симон. Будный,. Лаврентий. Кришковськиы и. Матвей. Кавечинський основали при поддержке князя. Радзивилла. Черного типографию для нужд антитринитариев. Л. Кришковськиы выдал"Беседу святого. Иустина"в которой призывал к веротерпимости и прекращение феодальных войн. Полемические сочинения, направленные против экспансии католицизма * имели и каждого общественно-философское содержание. В современном историческом исследовании, в частности о"Катехизис"С. Будного (издан 1562 г), сказано, что произведение это"не только религиозно-философским трактатом, но и социолог ичним произведением, в котором освещались наиболее острые и важные проблемы общественной жизни того времени с позиций третьего сословия"С будням принадлежит ряд других произведений критического, нетрадиционного направления -"О две природы. Христа","Против дитинохрещення","Короткий доказательство того, что. Хрис-тос не является таким же. Богом, что и. Отец"Особенно стал известным его произведение"Об основных положениях христианской веры", который связывают с по началу нам ним европейского рационализма ученый теоретик, продолжатель традиций. Ф. Скорины -. Василий. Тяпинский выдал белорусском языке"Евангелие", предисловие которой пронизывают резкий протест против окатоличивания белорусов, критика феодальной нерхивкы за ее небрежность по проблеме национальной культуры, расширение образования на родном языкевіти рідною мовою.

конце XVI века в. Белорусском антитринитаризми приобретает своего развития рационалистический на-социанства. Развитию этого идейно сформированного в полемическом противостоянии направления способствовала поддер мкА брестского воеводы. Я на. Кошки. В основанной в имении им й"сои господской академии"ректором. Яном. Лицинием. Немисловським издано"Руководство для овладения учением. Аристотеляя".

К выдающимся полемистов противоположного идейного направления принадлежали. Петр. Скарга (1536-1612 гг) и. Игнатий. Пацей (1541-1613 гг). П. Жалоба выступил с гострополе-ческим трактатами"О единстве церкви. Божо й"(1577 г),"Брестский собор и защита его"(1597р). Именно. П. Жалоба стоял у истоков идеи. Брестской церковной униної унії.

В полемических сочинений с критикой идеологии католицизма принадлежат также"Диариуш"Афанасия. Филиповича,"Апо-крисис"Филалета. Христофора,"Тренос"Мелетия. Смотриць кого. Ему же принадлежит произведение"Антиграфы"К в голоса этих талантливых художников-полемистов приобщалось поэтическое слово. Андрея. Римши. Как уже отмечалось, XVI - первая половин *. ХVП века была насыщенной яркими красками в литературной жизни. Беларуси что в целом отражало высокий интеллектуальный уровень мышления и духовности. Художественные, философско-полемические, публицистические произведения рождались и делали свое влияние на состояние культуры и условиях бороть бы конфессиональных направлений, перекресток восточных и западных традиций и влияний. Отстаивание своих идей деятелями православной церкви, католиками, кальвинистами, протестантами определяли актуальность и прис траснисть слова. На тех же позициях активного участия в жизни обществ * находился театр, который черпал вдохновение из богатых народных источников, оставаясь духовным сторонником братских школ, выразителем мнений в протестантских и униатских центра центрах.

В 1697 году польское правительство запретило белорусский язык? ичного источника берет на себя фольклор, и становится носителем ближайших где психологии вкусов и нравственных идеалов не только в белорусском эпохе, но и в других многожанровый форма поэтического с ловесності.

В литературе, как и в других видах искусства, в переходный между старой и новой культурой. Беларуси период становится ведущим стиль барокко. Создавались интермедийной сцены в школьной драматургии и театре латин. НСК, польском, славянорусской языках. Имели успех пьесы талантливых. Каэтана. Марашевського и. Михаила. Цецерськогго.

Стиль барокко для белорусской культуры в приграничных времени между новыми формами духовной жизни и старыми традициями (XVI-XVII вв). Европы создавал предпосылки выражения признаков переходности, а следовательно, и некоторый них компромиссных решений. В культуре. Беларуси этого периода сложное переплелись между собой давние традиции (не забываем пре наследования на этих поприщах культуры. Киевской. Руси) и новые веяния, принесенные и с. Запада. Ренессансом и. Просвещением. Важно отметить, что гуманистические идеи писателей. М. Гусовского,. Ф. Скорины,. Я. Вислицького оставались ведущими, трансформируясь в свете новых этико-эстетических концепций, а это послужит основой поисков изящных барочных форм вкуса в их национаявному обрамлении, о чем свидетельствует, в частности, поэтическое творчество. М. Сарбевського,. Ю. Доманевськогєвського

О. Симеона. Полоцкого уже упоминалось ранее как об одной из ярких фигур общеславянского словесности. Светское имя этого выдающегося поэта, церковного деятеля, педагога -. Петровский-Ситнянович. Самойло. Гаврилович (1629-1680 гг). Есть предположение, что родился он в. Полоцке, в свое время принадлежал к. Полоцкого. Богоявленского монастыря, куда был принят в 1656 году под монашеским именем. Симеона. Нав чався в. Киево-Могилянской коллегии еще при жизни ее основателя. Петра. Могилы. Учителями молодого полочанина тогда были. Сильвестр. Косов,. Лазарь. Баранович, Иннокентий. Гизель, Иосиф. Кононович-Горбацкий и другие профессора, выдающиеся писатели и ученые. По окончании коллегии. Полоцком присвоено звание"Дидаскаласкал".

До переезда в. Москву, где. Симеон продолжит свое литературное творчество в разных жанрах дидактики, восемь лет, проведенных в. Полоцком монастыре, будут связанными с образованием достаточно заметного культа урного ячейки вместе с братской школой, деятельностью группы писателей и поэтов, среди которых иеромонах. Филофей. Утчицький,. Игнатий. Иевлевич и другие сочинения. Полоцкого имеют поучительный, патриотический характер тер, нередко объединяют мотивы сатиры, философское осмысление истины, человека, бытия. Написанные им сборники проповедей, как и поэзия, полны метафоричности, религиозной символики, барочной пышностити.

Белорусская литература на своем зрелом этапе продемонстрировала специфически национальные черты с особым проявлением лирической души белоруса, неподражаемым юмором и певучестью языка, так прекрасно переводилась ся на образную систему. Правдивые, гуторкы, баллады ей свойственна романтическая приподнятость и реалистично критический взгляд на мир. Критическая традиция, идущая от блестящей плеяды полемистов XVI века, по-нов ом прозвучала на защиту своего языка, культуры, народно-песенной поэтической памяти. С именами поэта и драматурга. В. Дунина-Марцинкевича, писателя-реалиста. К. Калиновского, поэта. Ф. Богушевича связана непрерывность традиции в белорусской литературе. На 80-е годы XIX века приходится творческая деятельность. Я. Лучин,. А. Гуринович,. А. Абуховича течение очень короткого времени в начале XX века выйдут к нигы других классиков, из уст которых зазвучит в полный голос, с национальным колоритом, искренностью, литература неподдельной народности и художественной изысканности. Это книги. Янки. Купалы"Жалейка"(1908 г),"Гусляр"(1910 г),"Дорогой жизни"(1913 г),. Якуба. Коласа"Песни печали"(1910 г),"Родные образы"(1914 г), сборник. Максима. Богдановича"Венок"(1913 г). Для каждого из творчество означала больше, чем изящная словесность. Речь шла о самом главном - сохранение собственного имени белорусского народа, голоса, идущий из глубин истории и своей духовности. Близкой к настроениям и д умок тогдашней белорусской интеллигенции была муза поэта. Франтишека. Богушевича (1840-1900гг), автора изданной под псевдонимом. Матей. Бурачок в. Кракове сборника"Дудка белорусская"(1891 г), а также напечатан ванной в. Познани сборника"Смык белорусский"(1894 г). В предисловии первого сборника автор обращается к"братьям"своих, как он пишет,"детей. Земли-Матери моей", с просьбой не забывать"о нашей извечной родной язык"Поэт ссылается на исторические подтверждения чистоты родного языка еще в предыдущие века, призывает соотечественников:"Не видрикайтеся от языка нашего белорусского"1, почитая ее так, как каждый др. й народ уважает родной языковший народ шанує рідну мову.