Учебники Онлайн


10 культур горожан

С переездом сегунского двора в. Эдо в 1615 году город становится центром описанных выше процессов; в нем в противовес излишне жестоким придворным традициям прошлого распространяется дух свободы. Именно здесь гор ка культура достигла своего наибольшего подъема, известного как период. Гэнроку, длившийся 17 лет (1688-1704 гг). Обилие шел рука об руку с удовольствием эстетических потребностей: в употребление входят различ ни предметы прикладного искусства (фарфоровая посуда, лаковивиробы т.п.), завершается создание основных частей японской одежды вафуку - хаори и кимоно, кварталы двухэтажных обмазанных глиной будин ков прихорашиваются оригинальными черепичными крышамхами.

Активно заявляет о себе японская школа декоративной живописи, которую учреждает гениальный. Огата. Корин, автор знаменитых композиций на ширмах, что поэтизируют мир природы и производят впечатление экспромт ту. Императорский и сегунского дворы обслуживали различные школы живописцев - если в. Киото почиталась школа. Тоса (отличалась яркостью колорита, каллиграфическим изяществом рисунков тушью), то пусть в пливовишою при сегун-ском дворе была школа. Кано *, занявшая там монопольное положение еще в конце XV века как живопись на раздвижных перегородках и ширмах в жанрах"цветы-ПТА-хи","горы-воды"живопись жанровый и на буддийские сюжеты. Излюбленными темами военной верхушки были портреты. Конфуция,. Семи. Мудрецов бамбуковой. Гаю или четыре эстетические занятия - каллиграфия, живопись, музыка, шахматы д. Ракон, сказочные создания цели не, величественные львы, яркие фениксы; сосна, слива и бамбук, в сочетании которых видели символ счастья и благополучиячя.

*. Школы. Тоса и. Кано получили эти названия от фамилий своих мастеров:. Тоса. Мицунобу,. Тоса. Мицунори,. Тоса. Мицуоки,. Кано. Масанобу,. Кано. Эйтоку,. Кано. Санраку

Окружение школы. Кано в. Эдо занимало огромные дворцы, где жили сотни учеников и слуг. Это практически была академия, в которой обучение мальчиков начиналось с раннего возраста, а большие группы опытных мастеров могли за фантастически короткие сроки расписать огромные дворцовые помещения. Художники-чиновники, они строго придерживались традиционной манеры. Освобождение императорского города от непосредственного вли ву военного деспотизма порождало атмосферу терпимости и давало возможность преодолеть надоедливые формы китайской условности, и осуществила школа. Тоса. Своеобразным протестом стал отход от канона в изображении фигур будцийського пантеона - теперь их могли посадить на спину слона и вместо буддийского произведения заложить в руку любовное послание или просто бросить в объятиях красотоксуні.

Еще в XVI веке в. Киото появились картины на многие створчатых ширмах в жанре"изображение столицы и ее окрестностей", которые заказывались горожанами. В XVII веке интерес жанровой живописи переключается на изображение актеров и куртизанок в противовес традиционной живописи, который отказывался физической красоты человека, сосредотачиваясь на созерцании таинственного мира природы. Так возникает жанровая живопись укие- е (картины изменчивого мира), который изображал тогдашней жизни простонародья с остроумием и юмором, с натурализмом, иногда граничащие с непристойностью. За этим стояло полнокровное восприятие бытия как противоречие ливо целостности, где есть место и счастью, и страданию; став пафосом укие-э, оно противостояло моральному идеализму буддийской доктрины. Ортодоксально-созерцательное отношение к жизни уступило место м захвату его радостями. Жажда свободы и развлечений звало народ к веселых кварталов и театров, побудило украшать жилья художественными изделиямобами.

Картины укие-э быстро получили признание, как и инро - маленькие лакированные коробочки для лекарств, подвешенные к поясу, нэцкэ - застежки - украшения с изящной резьбой, что именно и прикрепляли к поясу и инро или кисеты, гарды - декоративные рукояти мечей, которые иногда разрешалось носить и простой (только - один меч, в отличие от двух до самураев). Достигла высокого уровня и распространилась среди горожан мини тюрна скульптура - окимоно и нэцкэ. Как слабость стала восприниматься предельная условность аристократического искусства, где видимость казалась самой высокой реальность, а этикетная стереотипность - за единственно м ожливе основу поведениеки.

Многогранность человека, которая появилась перед искусством, разнообразила его видовую, жанровую, стилевую структуры, родила тенденцию художественного синтезирования, которая коснулась большинства его видов, в это ей время активно развивались. Так, мастера укие-э существенно укрепили позиции художественной литературы: развитое иллюстрирования возникло с распространением ксилографических книгопечатания, оно же, в свою очередь, было в икликане ростом грамотности и влечения к литературе среди населения городов. Стимулом к ??развитию иллюстрации, кроме стремления упростить восприятие текста, было проникновение в. Японию в середине XVII сто летия голландских гравюр на меди, а также цветной китайской ксилографии. В. Эдо, центре книжных и газетных издательств, иллюстрации укие-э достигли вершины, особенно стиля нисики-е - цветных декабря авюр на дереве, преобладали в издании книг и обеспечивали изготовление театральных афиш. Кроме гравюр прикладного характера, получили распространение гравюры на меди, изящные и дорогие, предназначенные для людей образованных, и смелые, простые и дешевые - на дереве, одинаково успешно продавались по всей стране вместе с иллюстрированными гравюрами сборниками любовных и куртуазных историй. На полную же силу гравюра, п очинала с примитивной черно-белой и раскрашенной вручную или двухцветной, раскрылась в середине XVIII и в начале XIX векеліття.

Не менее ярким признаком времени стало развитие литературы, представленной разнообразием жанров и своеобразными и плодовитыми писателями. Она многим была обязана кангакуся, которые создали в процесс си своей научной деятельности язык, адекватную новым реалиям времени. Большую свободу получила поэзия хайкай. Еще в конце XVI века самурай. Мацунага. Тейкоту произнес ее новые принципы и, по приказу. Импера тора награжден титулом"Хана-но мото"(цветочная печать), стал наставником своей эпохи, имея право осуществлять контроль над всеми поэтическими школами, выдавать их ученикам дипломы лишать их. В этот период существовало три школы хайку:. Теймон,. Данрин и. Сьофу (во главе с. Мацуо. Басе, 1644-1694 гг). Некоторое время процветала школа. Данрин, преодолевшей извечную запрете употребления в поэзии иностранных слов и соответствующее ограничение его словарного запаса, обратившись к разговорной лексике, в том числе и к словам иностранного происхождения, способных содействовать передаче тончайших нюансов значенияначень.

выдающимся поэтом хайкай был. Басе, который искренне верил, и к поэзия способна улучшить жизнь самих людей. Он упростил танка, превратив их в чеканные миниатюры, лишены дешевого юмора и вульгары измив, фальши и пошлости"Странник!. Это слово станет именем моим. Первый дождь осенний"- эти поэтические строки, философско-спокойные и скромные, во время безудержной роскоши и морального легкомыслия звали к поиску истины в мире духовном, пускали глубокие корни в душах тысяч последователей поэт поета.

Усиление протеста против слепой зависимости от китайских культурных образцов, обоснованного японскими учеными вагакуся, подняло значение национальной литературы, как древней, так и только родившегося. Большое распространение приобретает жанр укие-дзоси (записки о бренный мир) - рассказы, новеллы, повести бытового, иногда откровенно эротического характера. Его и ярким представителем был. Ихара. Сайкаку, который писал прозу в стиле хайкай. Начав три основных направления записок: косьокумоно (о чувственном любовь и любовные приключения), букемоно (о жизни самураев), тьонинмоно (о жизни горожан с проповедью бережливости и накопления), он сделал первую в японской литературе попытка показать влияние среды на формирование человека и на ее долю. Читатель видит это и в его ранних повестях"И стория любовных приключений одинокого мужчины","История любовных похождений одинокой женщины", и в созданных на склоне лет, где изображение нищенского существования бедноты поднят на вершину реализма ("Счет лю. ДСК сердец"и другие). В начале XVIII века с установкой в ??Эдо контроля над тематикой произведений литературы и искусства и с изъятием быт-описательного направления. Сайкаку был запрещен. И все же бы ильш содержательная и выше в художественном плане дидактическая и приключенческо-фантастическая проза, пришедшая на замену, не смогла вычеркнуть укие-дзоси с японского литературного казнурбниці.

Драматургия XVII-XVIII веков ориентировалась на два вида театра:. Дзерури - театра кукол с одним чтецом, и. Кабуки, где роли исполнялись актерами. Сформировавшись в начале XVII века, оба они п начинали с пьес одного характера, наиболее известным автором которых был. Тика-мацу. Мондзаэмон (1653-1724 гг). Более ста его пьес, многоактного исторических драм, насыщенных фантастическими ситуациями и описаниями на длюдських подвигов героев, верных кодекса бусидо, ядром своим имели конфликт между чувством и моральной обязанностью. Попробовал себя. Тикамацу и в бытовой драме, в которую ввел полны юмора, живые диалоги и тонкую психологическую характеристику персонажей. Не случайно одним из сюжетов его пьес стали характерны для периода. Гэнроку самоубийства влюбленных, не могли объединиться в силу разных обстоятельств, прежде им через общественные предрассудки. Драматург отдал дань и балладам дзерури, в которых реальность бытия благодаря специфике кукольного театра достигла максимального символизма, ввел сюжеты и темы, незнакомые его гениальным литературным предшественникам -. Басе и. Сайкаку. Гуманистическая манера его письма противостояла церемониальном стиля театра. Но, который продолжал быть нерушимым привилегией представителей военного с таю (вплоть до отмены деления на сословия в 1868 году), свидетельствовала о демократизации японского театра, который не принял в новые свои виды формально-обрядовых сторон драм. Но - их величественно медленных танцев, городов ичному-спокойных масок, приглушенных голосов актеров. Генетически связанный с театром. Но театр. Дзерури выбрал свой пувій шлях.

Первой упоминании кукольные представления в. Японии более тысячи лет. С тех пор они эволюционировали от уличной популяризации буддийских сочинений к сложному театрального синтеза музыкальных пьес романтического в содержания - дзерури, игры на сямисене и манипуляций куклами, которые также преодолели путь от простых глиняных к большим механическим, что нуждались в управлении трех кукловодов. Наибольшую известность в период. Эдо зажили рассказы о необыкновенных приключениях богатыря. Кимпира и пьесы. Тикамацу. Мондзаэмон, созданные для театра. Такемото гида, известного певца-рассказчика, реформатора. Дзерурирі.

Широкие массы городского населения увлекались театром. Кабуки, на подмостках которого ставились пьесы из жизни феодальной знати и простолюдинов. Средневековья - серьезная альтернатива традиционным развлечениям народа в выступлениям рассказчиков баллад, акробатов, жонглеров, клоунов, показательные уродливых и забавных существ. Возникновение этого традиционного японского театра связывают с именем храмовой танцовщицы. Идзумо-но. Окуни которая, объединив различные традиционные танцы, народные баллады, стихотворные импровизации, игре на музыкальных инструментах, создала качественно новое театральное действо, на стационарной сцене выполнялось женской тру пою. Окуни-кабуки течение 26 лет, до запрета в 1629 году любых представлений с участием женщин. Соответственно возникает амплуа онногшпа, мужчин - исполнителей женских ролей, которые, тратя годы на достижение совершенства в перевоплощении, поражали своей женственностью, становились ее непревзойденным образцомом.

Стремясь дать чувственное удовольствие,. Кабуки опирался на преувеличение в гриме, костюмах, высказываниях и поступках актеров, тяготел к яркой декоративности; пытался, как и укие-э, преодолеть серость повсякд дневной жизни духовной развлечением, способствовал развитию цветной гравюры, заботясь об изготовлении неординарных театральных афиш, портретов актеров и рекламных плакате.

Одним из самых выдающихся достижений театральной гравюры стало творчество. Кацукава. Сюнсе, изображавший актеров не только в героических и лирических ролях, но и раскрывал индивидуальную неповторимость и эмоциональное богатство их характеров в жанре"зеленых комнат", где перед зрителем происходил переход мира жизни в мир сцены через контрастное противопоставление благородной сдержанности, задумчивости актера, в идпочивав от игры или готовился к ней, с неистово-эмоциональной маской грима. Так рождался тип парадного портрета в интимной обстановке, представлен в XVIII веке не только мемориальными портрета мы театральных звезд, но и известных куртизанок, прославленных красотой и образованностью, поэтической тонкостью чувств, знанием моды и умением в жизни создавать свой неповторимый образ.

Важное значение в театральном синтезе искусств и серьезные последствия для эволюции японской культуры в целом имело использование инструментальной музыки, в частности сямисэна, быстро получил народное визн ния как инструмент общенациональный рядом с его предшественниками бива и кот.

В условиях кризиса феодального строя сегунского правительством предпринимаются попытки исправить поведение людей путем возврата обычаев старины, в период общего стремления чувственных радостей жизни не находят дить адекватного понимания. Искусство продолжает потакать вкусам горожан, теряя иногда истинный дух творчества не смогла стать достойной наследницей бытовой повести укие-О-дзоси повествовательная литература возникшей в настоящее время и представлена ??многотомными книгами для чтения (йомихон), рассказами в картинках (куса-дзоси), книгами остроумия (сяре-бон), а также комическими (кокки-бон) и сентиментальным и (ниндзьо-бон) книгамми.

В пьесы. Кабуки проникает коварство и жестокость, представления дзерури представляют собой набор отдельных сюжетов. Выходом из сложного положения в поэзии, где жанр хайкай снизился до тривиальных стихов, стали же шуточные стихи сенрю и. Кьок а в живописи - возникновение пейзажного жанра укие-э, печати многоцветных картин нисики-еу появление рисунков с натуры видов. Киото. Все это происходит на фоне оживления культурных контактов с. Западом, влияние которых ощущается довольно быстро, в частности в заимствовании живописью закона перспективы и других важных приемов художественной техники до западного стиля в целом. Ученые кокугаку делают попытку через изучение японских классических книг выяснить истинный путь. Японии (до начала иностранного влияния!),. И их националистический пафос не отвечал реалиям времени, щ в звали страну к освоению культурных наработок человечества. Оправданным стало возникновение европознавства как основу такой деятельности. Благодаря знакомству с голландскими источниками начинается бурный развитие многих сфер знаний, прежде прикладного характера, среди ученых звучат призывы к установлению. Японией интенсивных торговых и культурных отношений с западными государствами, появляются паро стки общественно-реформаторской деятельности, питающиеся политическими и экономическими идеями, рожденными на. Западе. Страна оказалась у черты, за которой для нее должна начаться новая эпох епоха.

Рекомендуемая литература:

Иофан. ПРИКАЗ. Культура древней. Японии. Москва, 1974

Искусство. Японии. Москва, 1965

История. Всемирной литературы. В 9 т. Москва, 1984. Т 2; 1985. Т. С

Ито. Н,. Миягава. Т,. Есидзава. Т. История японского искусства. Москва, 1965

Конрад. И. И. Запад и. Восток. Москва, 1961. Конрад. Н. И. Избранные труды. Синология. Москва, 1977

Конфуцый. Я верю в древность. Москва, 1995. Маркарьян. С. Б,. Молодякова 3. В. Праздники в. Японии. Москва, 1990

Николаева. Н. С. Декоративное искусство. Японии. Москва, 1972

Николаева. Н. С. Японские сады. Москва, 1975. Проблема человека в традиционных китайских учениях. Москва, 1983

Пронников. В. А икебана, или. Вселенная, запсчат-ленная в цветках. Москва, 1985. Роули. Джордж. Принципы кнтайской живописи. Москва, 1989

Самохвалова. В. И. Традиционние японские искусства. Москва, 1989

Театр и драматургия. Японии. Москва, 1965. Человек и мир в японской культуре. Москвы, 1985. Шнеерсон. Г. Музикальная культура. Китая. Москва, 1952. Японский феномен. Москва, 1996

Рекомендуемая литература:

Бродский. В. Искусство. Японии VI-XVI вв / /. Всеобшая история искусства:. В 6 т. Москва, 1964. Т 2

Васильев. Л. С. Культы, религии, традиции в. Китае. Москва, 1970

Васильев. Л. С Древний. Китай:. В 3 т. Москва, 1995. Гришелева. Л. Д. Формирование японской нацио-нальной культуры:. Коней XVI - начало XX века. Москва, 1986

Губер. А. А,. Ким. Г. Ф,. Хейфец. А. Н. Новая история срам. Азии и. Африки. Москва, 1982. Завадская. Е. В. Восток на. Западе. Москва, 1970