Учебники Онлайн


Раздел V КУЛЬТУРА Латинской Америки

1 Культурологоческие и историческая типология

То, что сегодня называется. Латинской. Америкой, явление исторически сравнительно молодое. Дата ее зарождения - 1492 год, когда в ходе великих географических открытий на землю. Америки впервые ступили европейцы появление которых положила начало формированию новых этнических групп, возникших в результате метисации и смешивания культур. Это было не открытие и даже не встреча, а столкновение трех не похожих друг с другом св и теів.

Коренными предками современных латиноамериканцев прежде всего следует считать индейцев. Кроме того, предшественниками тех, кто живет там сегодня, стали европейцы и африканцы. Европейцы прибыли как завоеватели и колонн низатор, африканцев же завезли туда, где, как правило, не осталось индейцев, которые были уничтожены захватчиками или бежали от угнетенияня.

С началом завоевания. Америки (конкисты) господствующее положение в обществе занимала меньшинство, сложилась исключительно из европейцев и их потомков, родившихся в. Америке их называли креолами. Многочисленные цели исни варианты европейцев и креолов с индианки и негритянками оказывались в неравноправном, угнетенном положении. Новые расово-этнические образования - метис *, самбо **, мулат *** - получили название"Скрещенные х"и множество уничижительных прозвищ, отражавшие сложную этносоциальной ситуации в. Латинской. Америке в колониальный пеіод.

Выдающийся руководитель борьбы за независимость испанских колоний. Южной. Америки. Симон. Боливар так охарактеризовал сложность культурно-этнической самоидентификации нового человека, который сформировался в кол лоне. Испании и. Португалии:"Невозможно с точностью определить, к какой семьи

*. Метис - потомок европейца и индианки

**. Самбо - потомок негра и индианки

***. Мулат - потомок белого и негритянки

человеческой мы принадлежим. Большая часть индейского населения уничтожена, европейцы смешались с американцами и африканцами, а последние - с индейцами и европейцами. Рожденные в лоне одной матери, но разные по крови и по происхождению, наши родители-иностранцы, люди с разным цветом кожи. Наши проблемы таким образом, чрезвычайно запутанные и исключительныекові".

В XIX и XX веках эти проблемы стали еще более сложными. Это во многом обусловило прибытия в. Латинскую. Америку"новых европейцев", а также иммигрантов с. Ближнего. Востока - арабов, евреев, индейцев, ки итайцив и японцев, их потомки стали"латиноамериканцами", такими же, как потомки индейцев,"старых европейцев"и негров. Ни одна из прежних и новых американских колоний не осталась без пополнения. Чисел ьнисть испанцев, португальцев, итальянцев, немцев, англичан, французов, евреев постоянно увеличивалась. Иммиграция 1850-1930-х годов достигла 15 млн человек. Далеко не все знают о драме итальянских. ИММ игрантив, которые заменили на кофейных плантациях. Бразилии черных рабов. Такой же стала судьба 80 тыс. китайцев, вывезенных в. Перу, где их использовали на уборке сахарного тростникаростини.

Можно сказать, что ни одна часть мира не видела такого гигантского смешение рас, как. Латинская. Америка и. Карибский регион после 1492 года. Здесь прямым путем или через посредство промежуточных носителей смешались все расы и немало этносов человечества.

Известно, что в культуру. Северной. Америки, которая включает. США и. Канаду, не входит составляющая, которую принято называть латиноамериканской. Однако в обеих странах латинское население представлено в осить полно. Кроме того, граница между двумя. Америками не является ни расовым, ни лингвистическим, ни религиозным. Его признаком не может быть и политический строй. Не совпадает она и с границами, установившиеся в о процессе столкновения между европейскими колонизаторами и конкистадорами нового типа - янки - в. Мексике,. Пуэрто-Рико,. Канаде и. США. Граница этот проходит по контуру, что проведенный экономическими различиями, вы призвана конкисты и европейской колонизацией. Они-то и определили последующее развитие новых американских обществ"Северная. Америка началась с сохой, а испанский - из охотничьего пса", - метко в говорил на эту разницу видный общественный деятель. Латинской. Америки. Хосе. Марти на. Панамериканской конференции 1889-1890 годов. Он сумел удивительно точно охарактеризовать сущность европейского суспильс тва XVI-XVII веков, в результате которого на севере. Америки сформировались британские колонии, а на юге - португало-испанскийспанські.

К северу прибыл фермер-буржуа и протестант. Это был представитель. Европы, уже ставшей на путь капиталистического развития. А на юге с появился авантюрист, который вышел из рыцарских романов, захваченный нес конечным междоусобными войнами - характерный представитель. Европы, погруженной в прошлое и занятой инквизиционными преследованиями. Плуг и охотничий пес - два разных пути колонизации. Они и определили вы исходные точки, из которых и берет свое начало границу между. Северной. Америкой и. Югонною.

Романская. Европа в лице. Испании и. Португалии, а позднее и. Франции, усилиями своих прелатов способствовала культурному объединению и европеизации. Нового. Света. Сначала этот процесс имел поверхностный характер: п угнетенная масса индейцев, метисов и бедных креолов, а позже и негров-рабов, завезенных из. Африки, была фактически отлучена от культуры колонизаторов. Это дало ей возможность сохранить в своих недрах х народные формы общественного и эстетического сознания, богатый фольклор. Этот фольклор - словесно-мифологический, песенно-танцевальный, скульптурно-живописный, ритуальный • - оказался жизнеспособным, что. И в условиях колониального режима начал проникать в романскую культуру своим мироощущением, своей эстетикой, создавая новые культурные ценности. Даже католическая церковь, приспосабливаясь к условиям не избежала определенных индейских воздействий не только в декоративном оформлении храмов, но и в самой литургийргії.

Завоевание независимости, знаменовало переход. Латинской. Америки на путь капиталистического развития, и связанное с этим постепенное, но неизбежно привлечение к общественной жизни народных масс, способствовало фор рмуванню самобытной национальной и континентальной самосознания латиноамериканцев. В наше время понятие"Латинская. Америка", который применили французские географы и политические деятели в середине XIX сто летия, символизирует не только территориально-географическую совокупность, но и определенное единство в общественно-историческом и культурном плані.

Латинская. Америка с момента своего возникновения имела культурные и другие связи с. Европой,. Африкой, а позже англосаксонской. Америкой. В ходе исторического развития эти контакты способствовали обогащению местно й культуры, добавляя к ней все новые и новые элементы. Так латиноамериканская культура постепенно приобретала личное лицо. Процесс этот усиливался в связи с развитием средств массовой информации и зала нием к общественной жизни широких слоев населения, которое представляет весь расово-этнический спектр континента. Сохраняя свою собственную неповторимость, эта культура одновременно имеет черты многочисленных народов и п лемен, которые жили, боролись и творили на землях. Латинской. Америки. Именно поэтому, говоря о единстве. Латинской. Америки, мы не должны забывать о ее многообразие, пестрота конкретных форм сплошь ной и этнического сознания. Нельзя забывать также, что речь идет о далеко не завершен процесс становления этой культуры. Когда-то. Латинская. Америка и ее культурные проявления вообще рассматривались как провинций ийни, а вернее, колониальные, которые воспроизводили только культурные достижения метрополий -. Испании,. Португалии, а также. ФранцФранції.

Европа протяжении длительного периода рассматривала заокеанские экзотические страны сквозь лорнет духовного колониализма. Это пренебрежительное отношение к. Латинской. Америки отражало культурный евроцентризм. Его бага ато многом поддерживали и сами латиноамериканцы: большинство писателей, музыкантов, артистов, особенно ориентированных на привилегированные слои, считали своей alma mater. Испанию, а духовной. Меккой -. Па риж; их учителями действительно были главным образом европейцы. И в наши дни наряду с очень распространенной тезисом о полностью автономный характер духовных проявлений в. Латинской. Америке, можно, хотя и изредка, услышать, что"Америка - это. Европапа".

Не соглашаясь с этим утверждением, следует, однако, внимательнее посмотреть на проблему с другой стороны: существует латиноамериканская культура вообще национальные культуры стран региона?

О национальной культуре можно говорить там, где есть нация, на. Латиноамериканском континенте же неравномерность формирования наций очевидна. Она проявляется и в неравномерности развития культуры отдельных стран. Латинской. Америки. Одни государства значительно продвинулись по пути создания национальных культур (Мексика,. Бразилия,. Аргентина), другие, имея общность языка, территории, экономики, в культурном отно нарушениями тяготеют к более развитых соседей (Уругвай); третьи хотя и разделены границами и экономическими барьерами, однако объединенные общими чертами в сфере культуры (страны. Центральной. Америки). Есть и ише интересные случаи - наличие в пределах одной или нескольких стран двух разных культурных традиций, которые еще не успели окончательно переплавиться в ходе национального формирования (Перу,. Боливия,. Эквадор) иначе е говоря, современная политическая карта. Латинской. Америки совершенно не совпадает с ее культурным географией, отражает, с одной стороны, более постоянную обусловленность отдельных культурных зон, с другой - вопреки ность и незавершенность общественных процессов на континенте. Почти все южноамериканские нации имеют политические границы, которые не согласуются с их этнической конфигурацииацією.

Какие же факторы способствуют латиноамериканской единства и являются общими для всего региона? на отсталость. Естественно, что эти факторы действуют в различные периоды неодинаково: они могут ослабевать и даже превращаться в свою противоположность. Так, неравномерность экономического развития может привести и приводит к постепенному отставанию менее развитых стран от более развитых. Даже в языке происходят изменения, проявляя определенную тенденцию к дезинтеграции, несмотря на то, что она выступает одним из главных факторов единствасті.

Общая история, общие враги в прошлом и угрозы в современности были и остаются мощными стимуляторами единства латиноамериканских народов. В период войны за независимость (1800-1826рр) общей во орогом сепаратистов, в каком бы районе колониальной империи они жили, была испанская корона, испанский абсолютизм не только как военно-административная сила, но и как носитель чужих. Новом. Мировые идет ологии и культуры. Посему господствующим течением общественного мнения был антииспанизм. Идеи антииспанизму, обще-континентальной единства были не просто выражены в творчестве многих деятелей культуры. Латинской. Америки, но и стали той плодотворной основой, возможной их появление. Хотя многие из этих деятелей в силу различных обстоятельств оказались причастными к культуре не одной, а нескольких стран региона: автор первой испаноамериканского грамматики. А. Бельйо (1781-1865гг) был венесуэльцем и чилийцем, выдающийся поэт * X. Ольмедо (1780-1847рр) - перуанцы и эквадорцем,. ВТОРОЙ выдающийся поэт. В. Идальго (1788-1822рр) - арге нгинцем и уругвайцем, а выдающийся художник XX. Хиль де. Кастро (1790 -1850 гг) принадлежит. Чили и. Перть. Чилі й. Перу.

Среди факторов, которые объединяют. Латинскую. Америку, мы упоминали язык как основу единства латиноамериканского региона. То обстоятельство, что, наряду с наиболее распространенной испанском языке,. Латинская. Америка го оворить португальском (Бразилия) и французской (Гаити,. Гваделупа,. Мартышка,. Французская. Гвиана), не нарушает ее загальнороманськои единства. А поскольку язык - один из важнейших инструментов передаваемой ния и распространения культуры, все ее проявления, прошедших через однородный языковой"трансформатор", приобретают родственных риис.

Языковая единство. Латинской. Америки проявляется не всегда равномерно на территории региона: есть значительные зоны столкновения и взаимной диффузии романомовнои и англоязычной. Америки. Важнейшая из них - бассейн. Кары ибського моря, где наряду с романомовнимы странами расположены и англоязычные государства и зависимые территории (Барбадос,. Гренада,. Сент-Люсия,. Тринидад и. Тобаго,. Ямайка и др..).

С многочисленными индейскими языками. Латинской. Америки, которых, по некоторым данным, насчитывается более 1500 и которыми обладают 28 млн человек, дело обстоит еще сложнее. Жизненная сила этих языков смогли выстоять в процессе многовековой европеизации. Америки, обусловила, как уже отмечалось, формирование самобытных черт в национальных культурах латиноамериканских стран в отличие от английского языка (и культуры) исп анська, португальский и французский языки (и культуры) оказались в. Америке более"уязвимыми"и восприимчивыми к усвоению лучшей части духовной, в том числе языковой, наследия. Нового. Света. Именно поэтому индейский элемент в целом в. Латинской. Америке, органично переплетаясь с романским и взаимодействуя с ним, в конечном итоге не привел к культурной дезинтеграции региона. Наряду с единством тер итории, исторической судьбы и речи, объединяющим фактором в культурном развитии. Латинской. Америки есть религия. Значительное большинство населения континента (90%) исповедует католицизм. Со времен завоевания. Америки и в колониальную эпоху, когда католицизм насаждался"огнем и мечом"среди местного населения и негров-рабов, культура, нарождающейся была тесно связана с церковью. По сути, культура колонизаторов, которая существовала в определенной обособленности от эксплуатируемой массы, имела религиозный и полурелигиозный характер (литература, преимущественно в виде хроник, живопись, музыка, архитектура, резьба по дереву и т.п.) и в определенной степени подвергалась воздействию условиям. Именно к этому периоду относится появление многих талантливых самоучек из народа - креолов, индейцев, метисов, мулатов, - творчество которых поддерживалась и вы использовалась религиозными конгрегациямегаціями.

И в наши дни роль церкви, особенно католических учебных и культурных заведений, в формировании общественного сознания народных масс продолжает оставаться весьма значительной. Новым самобытным явлением латиноамерика анського католицизма следует считать зарождение в нем заметных антиимпериалистических и патриотических тенденций, которые затронули не только низовые цепи церковной иерархии, но и представителей епископат в. Известны случаи, когда священнослужители вступали в ряды партизан или поддерживали их. В сфере идеологии также произошли существенные изменения, на что указывает возникновения"теологии освобождения"Иными словами, г елигийний фактор в условиях современной. Латинской. Америки следует рассматривать как фактор, обеспечивающий единство регионіону.

Но в регионе действуют факторы, которые способствуют появлению локальных особенностей в культуре каждой отдельной страны. Именно поэтому взгляд на культуру. Латинской. Америки как на единое целое вовсе не снимает вопрос о ее й разнообразие. Во-первых, это проявляется в естественных условиях: преимущественно степные. Аргентина и. Уругвай с их бескрайней пампой; тропический гигант. Бразилия со значительными неосвоенными территориями; окружат карманы. Андского хребтами. Перу,. Боливия и. Эквадор;. Чили протянулась вдоль тихоокеанского побережья; государства-жемчужины. Карибского моря; строгая, обожженная солнцем. Мексика. Континентальная единство в приро дном отношении вращается большим разнообразием. Быт, фольклор, архитектура, музыка, живопись, литература не могут так или иначе отражать это разнообразие. Пестрая мозаика этнических и пс ихологичних особенностей, богатство и разнообразие. Латинской. Америки повсеместно впадают в очв очі.

Политическая карта региона также не совпадает с его культурной карте: последняя менее измельченная. Посему культурно-исторические зоны, или субрегионы, шире и старше во времени. Зональный принцип при изучении кул льтуры так же присущ. Латинской. Америке, как в. Европе, где мы выделяем славянский, романский, германский,-скандинавский регионы. Правда, в. Европе один из главных дифференциальных принципов - м ова, в то время как в. Латинской. Америке особое значение приобретают этнический (индейский, европейский, негритянский) состав той или иной национальной общности и природные условия ее существования, хотя и язык также играет свою рололь.

Существует несколько схем общего членения. Латинской. Америки соответственно разным признакам, лежащие в основе такого членения. Одна из них предложена известным доминиканским филологом. П. Е. Уренья. В свои ей труда"Шесть эссе в поисках нашего самовыражения"(1928 г) он предложил сгруппировать страны только"испанской"Америки в восемь зон, или субрегионов. Некоторые из них совпадают с границами государств, другие объединяют несколько стран: 1). Мексика, 2) государства. Центральной. Америки (Гондурас,. Никарагуа,. Коста-Рика,. Панама,. Сальвадор,. Гватемала), 3) антильские страны (Куба,. Доминиканская. Республика,. Пуэрто-Рико), 4). Венесуэла, 5). Колумбия, 6) андские государства (Перу,. Боливия,. Эквадор); 7). Чили, 8) страны. Ла-Платы (Аргентина,. Уругвай,. Парагвайагвай).

Зональный разделение, предложенный. Энрикес. Уренья более полвека назад, требует дополнений и уточнений. Во-первых, это необходимость выделить в отдельный субрегион. Бразилию, а к. Антильских региона. Добавить ты франкоязычные страны -. Гаити,. Гваделупе,. Мартиника,. Французскую. Гвиану. Во-вторых, такие государства, как. Парагвай и. Коста-Рика, трудно вписываются в зональные рамки, другие страны можно было по некоторым признакам объе соединить в целостную зону, как, например,. Венесуэлу и. Колумбию. Но при всей условности зонального деления он все же позволяет подходить к вопросам культуры более избирательно, отбрасывать несущественное, выделять главное, грунтовать общемьне.

Культурно-исторические субрегионы. Латинской. Америки является продуктом длительного взаимодействия целого ряда объективных факторов: историко-экономического, этнического, географического, политического. Историко-экономический чин нник связанный прежде всего с характером колонизации. Различные районы. Нового. Света осваивали испанцы и португальцы в разные сроки и ставили различные экономические цели. Это зависело и от уровня развития страны. Нап риклад, если в начале XVII века на территориях современной. Мексики и андских государств возникла культура феодализма с сильным, влиятельным дворянством и католической церковью, то на территории с участниками стран. Ла-Платы (Аргентина,. Уругвай,. Парагвай) и. Бразилии не было ничего, кроме небольших военных поселений и патриархальных иезуитских миссииісій.

Что касается социального состава испанцев и португальцев, которые отправились в. Америку после ее открытия, то и здесь есть существенные различия между югом и севером. Считается, что колонизация осуществлялась двумя ми илямы, различными по времени, социальному положению и целью. Первая волна приходится на XVI века и охватывает территорию современных. Антильских стран,. Мексики,. Центральной. Америки,. Колумбии, андских государств; к стеклу ду завоевателей принадлежали, главным образом, обедневшие дворяне-идальго, различные деклассированные элементы, множество священников и монахов, которых влекло только жажда наживы. Очень метко охарактеризовал представителю в этой волны X. К. Мариатеги:"Испанский колонизатор направился не на поля, а в шахту. Поэтому его психология является типичной психологией золотоискателя. Он, таким образом, не был создателем богатства"тства"1.

Вторая волна колонизации была позднее по времени. Она приходится на XVII века и охватывает преимущественно юг континента - современные. Уругвай,. Аргентину,. Чили,. Бразилию. Здесь преобладает уже другой тип колониста, принадлежавшего к более демократических, трудовых слоев, которые сложились в результате разложения феодализма и искали в. Америке не легкой наживы, а земли, возможности применить свой труд и коммерческие. ВВИ бностті.

Этнический фактор является более сложным. Необходимо учитывать различные для отдельных регионов этнические, а следовательно, и культурные субстраты и суперстратом. Если в. Мексике,. Центральной. Америке, андских странах, некоторой мер отделения в. Колумбии испанский культура в ходе колонизации накладывалась на значительное достояние высокоразвитых индейских цивилизаций, взаимодействуя с ними и создавая синтетические формы, также сплавы, то на ю нет, в странах. Ла-Платы, в центральных районах. Чили и в. Бразилии культурный процесс проходил в условиях практического отсутствия субстрата и значительно бильщои удаленности от метрополии (не забывайте, что прям и контакты, даже с метрополией, осуществлялись через колониальные центры, расположенные в. Карибском бассейнеі).

Так продолжалось довольно долго. В дальнейшем (конец XIX в), в эпоху"иммиграционной волны", в. Аргентине и. Уругвае возник значительный европейский (преимущественно итальянский) суперстрат - явление, которое не наблюдалось ся на полв-

1. Мариатегы X. К. Семь очерков истолкования перуанской действительности. Москва, 1963. С 100

ночи, зато наложило отпечаток на характер культурного развития этого района

Другим примером суперстратних этнических влияний может быть африканский (негритянский) вклад в культуру и литературу. Антильских стран, прежде. Кубы и. Гаити, а

также. Бразилии

Если говорить в целом о роли этнического фактора в формировании латиноамериканских наций и их культур, то все страны. Латинской. Америки могут быть разбиты на три большие группы. Во-первых, нации, где д достаточно сильные автохтонные, т.е. местные индейские элементы в области культуры:. Мексика,. Центральная. Америка (кроме. Коста-Рики) и особенно андские страны. Это так называемая. Индоамерика. Во-вторых, нации, где в сф эре культуры разной степени проявляются африканские влияния, создающих афроамериканской культуре:. Гаити,. Куба,. Пуэрто-Рико и другие острова. Карибского моря,. Бразилия, частично. Венесуэла и. Колумбия (у двух последних афроамериканский и мулатський этнические элементы представлены меньше) и, наконец, нации, где преобладает население европейского происхождения:. Аргентина,. Уругвай,. Коста-Рика,. Чили; эти страны с творюють своего рода. Евроамерику. Что касается этнических вкраплений азиатского происхождения, то они сравнительно небольшие, рассеянные по многим странам, но особенно заметны в так называемой. Карибском. Америке - регионе, географическое положение которого между двумя. Америками,. Европой и. Африкой сделало его местом столкновений различных рас, цивилизаций, интересов и устремленийивань.

Индоамерика до сих пор сохраняет генетическую связь с доколумбовых американскими цивилизациями, из которых главными считаются цивилизации майя-киче, инков, ацтеков, чибча-муискив Материальная культура a американских индейцев была значительно насильственно разрушена, религия, вытеснена католицизмом путем евангелизации, а духовная культура изолирована в узкой сфере быта и семейной жизни. Однако a боригенна культура не исчезла, а тот факт, что ее носителем была значительная часть коренного населения, обусловил впечатляющую жизнеспособность индейской традиции перед лицом культуры завоевателей. Более того, мало место взаимное проникновение этих культур. В пяти основных странах. Индоамерикы -. Гватемале,. Мексике,. Эквадоре,. Перу и. Боливии, вместе взятых - индейцы и метисы, по некоторым данным, составляют 87% населения я. Этот многочисленный этнос, особенно те его слои, которые не испытали влияния современной технической цивилизации, сохраняет особое мироощущение и этническую психологию; их материальным выражением становится обще ька мнение, произведения литературы и искусства, объединенные под названием"индианизм"Это течение проявляется не только в экономике, где выражается в сохранении и идеализации индейской общины как основы сельского хозяйства, но также во внутренней политике, в литературе и искусстве стран, где преобладают индейское и метисная населенныхелення.

Индейская литература. Латинской. Америки удивительно богата и, конечно, связана с прогрессивной революционной идеологией. Одним из выдающихся идейных проводников индианизму был перуанский общественный деятель ч, писатель и публицист. Мануэль. Гонсалес. Прада (1848-1918 гг,). Индейская тематика и элементы художественной практики, дошедшие до наших времен в остатках материальной культуры доколум-бовых цивилизаций и в изделиях народных мастеров, нашли широкий отражение в изобразительном искусстве, особенно в монументальной живописи, оформлении интерьеров, архитектуре. Особенно яркий влияние индейских мотивов и индейской техники дает себя знать во всемирно известном монументальной живописи выдающихся представителей латиноамериканского изобразительного искусства. Диего. Риверы (1886-1957 гг) и. Давида. Альваро. С икейроса (1898-1974 гг), которые сделали элементы художественного наследия индейцев достоянием всемирной культуры. Индейские музыкальные формы также сохранились, и сегодня профессиональные композиторы обращаются к м ческого фольклора, который не испытал европейского влияния, пытаясь создать национальную музыку, основанную преимущественно на индейских первоисточникаерелах.

Понятие"Евроамерика"обычно связывают со странами, которые имеют наибольший процент населения, которое прибыло в разные времена из. Европы. К ним относятся. Аргентина,. Уругвай,. Чили и. Коста-Рика, где потомки выход дцив из. Европы и белые иммигранты составляют 80-90% населения. Следует, однако, заметить, что эти данные весьма условны. В эпоху колоний и борьбы за независимость все белое население делилось на две неривнопр. Авни группы: правящая колониальная элита метрополии и креолы-европейцы, родившиеся на землях. Америки. Однако понятие"креол"предусматривает определенную долю метисации, культура же креолов не может считаться су то европейскоькою.

Так называемый"креолизм"можно сравнить с индианизмом, но последний значительно шире течению. Креолизм также

общенациональный характер, однако он затрагивает только интеллектуальные слои белого населения, сосредотачиваясь прежде всего в сфере искусства и литературы стран с преимущественно европейским населением. На п начальном этапе креолизм питался антииспанское настроениями белой части населения колоний. Позднее под креолизмом начали понимать художественные явления ("креольский литература","креольский живопись","крео льська музыка"и др.), которые пытались уловить и отразить"чистую"своеобразие латиноамериканского менталитета. Характерной чертой этой этнической течения был повышенный интерес к местного пейзажа, людс ьких типов, быта и традиций родной землимлі.

Музыка. Латинской. Америки также оказывает особые креольские формы, как в фольклоре, так и в области профессионального творчества. Эти формы являются наиболее распространенными почти по всему континенту (но"частые"в крае инах традиционного креолизму) и ведут свое начало от европейской, главным образом испанского и португальского музыки, занесенной конкистадорами и первыми переселенцами. Креольская фольклорная музыка сохраняя единство художественных признаков в масштабе всего региона, характеризуется большим разнообразием местных форм сложным является положение с креольским живописью, у истоков которого стояли не испанском ки, а иностранные мастера, прежде французов и итальянцевйці.

Если по испанско-португальского наследия древние культуры. Америки можно считать субстратом, то африканский вклад, хронологически позже, представляет собой культурный суперстрат. Его влияние в современных сном духовной и культурной жизни многих стран. Латинской. Америки достаточно весомый время"значительными странами с большой долей негритянско-мулатського населения является. Бразилия,. Куба,. Доминиканская. Р еспублика,. Пуэрто-Рико,. Ямайка. Вполне негритянской стала франкоязычная. Республика. Гаити. Через многовековое рабство у африканцев. Америки связь с прародиной совсем лопнуло. В то же время в. Америке особенно на. Ангелах, культурные ценности в литературе, музыке, изобразительном искусстве создавались словно заново, что стало результатом слияния, а не переноса старых культурных традиций. Африки но ный грунтаовий ґрунт.

Другой особенностью исторической судьбы африканской культуры в. Латинской. Америке было достаточно позднее признание ее роли в латиноамериканском культурном процессе. Долгое время после завоевания независимости в глазах креольской верхушки большинства стран континента (за исключением. Гаити, где изначально давал о себе знать негритянский национализм) все культурные проявления афроамериканского населения считались я эхо дикости и не заслуживали внимания, хотя и были повседневной реальностью значительной части негров и мулатов и афроамериканская культура, главным образом в виде фольклора и религиозных веру ний, жила только на плантациях и в трущобахях.

В латиноамериканских французских колониях накануне и после. Второй мировой войны сформировалась философская и политическая доктрина, выработанная мелкобуржуазной негритянской интеллигенцией -"негритюда д"Она сложилась в результате сочетания растущей самосознания африканцев с иррациональными философскими концепциями конца прошлого века негритюда сочетал в себе протест против белого расизма и колониализма с идеей реабилитации черной расы. Начатая как прогрессивная и революционная течение, доктрина негритюда выродилась в концепцию культурного национализма, что допускает возможность расистськог в толкованииння.

Основные постулаты негритюда о необходимости реабилитации культурных ценностей негритянских народов, самобытность их культуры - еще раньше были распространены в. Антильских странах и. Бразилии, на. Гаити и они официально пропагандировались. Однако не следует смешивать идеологию негритюда с тем реальным вкладом, который внесли негры в культуру региона. Большой вклад народов. Африки в латиноамериканскую культуру сего дни является общепризнанным фактом. Африканская наследие проявляется в фольклоре - музыкально-танцевальном, поэтическом и религиозной, все шире проникает в профессиональное искусство бильщости стран. Карибского. А мерикы и. Бразиллії.

В латиноамериканской поэзии XX века одним из самых самобытных явлений стал негризма - поэтическая школа, расцвет которой приходится на конец 20-х - начало 40-х годов. Поэты-негристы использовали в своей т творчества как специфическую негритянскую тематику, включая тему древней прародины -. Африки, так много формальных элементов народной афроамериканской поэзии. Негритянская тематика и фольклор ет ной мере отразились и в латиноамериканской прозе, хотя и не нашли в ней такого яркого выражения, как в. Поэзиії.