Учебники Онлайн


8 культур периода становления феодального общества

Новое содержание приобретает культура. Японии с появлением в аристократическом обществе, все больше отрывались от своего патриархального корни, видособлювалося от животворных народных источников и деграде увала, морально-этических идей, рожденных самурайством. Составленное из землевладельцев, непосредственно связанных с землей и низшими социальными слоями, откуда рекрутировались вассалы, оно оказалось спром ожним захватить позиции правителей старого государства, которая пыталась в двоевластии найти баланс между властью аристократов и военного положения, и создать феодальное общество вассалитета, признавал обоюдное и обязанности сюзерена"быть милостивым"и вассала"служить хозяину", способствовал росту могущества самураев, вызвал особое чувство духовного единения вокруг общих интересов. Объявления буржуазной. Японией духа самурай-ства"национальной моралью","кодексом чистых и красивых обычаев"вопреки их известной жестокости и пренебрежительному отношению к жизни было лишь попыткой его возрождения, но и в изнанням его особое значение в истории и культуре страны. В действительности же мораль самураев не оставалась неизменной, а эволюционировала, фиксируя преобразования военной доблести и верности в средство збагаче ния и обеспечения фамильного процветанияання.

Возникновение самурайства дало толчок духовному росту японцев. Его яркой вехой стал новый жанр художественной литературы - гунки (военные эпопеи), что в XIII - начале XIV века дал ее лучшие обр нитки:"Сьокюки"("Записки о годах секи"),"Хэйкэ-моногатари"("Повесть о. Тайра") и другие. Каждый такое произведение, продолжая традиции хейанських рассказов о войне (кассендан), все внимание направлял на показ ратных подвигов новых героев литературы, оставляя без интересом их повседневную жизнь. С членами родовых самурайских общин связано и окончательное формирование института ниндзя и искусства ш пигунства ниндзюиу (или нимпо), которые закрепили в сознании японцев убеждение в их национальной исключительности. Ниндзя, за поздней названием"люди-невидимки", упоминались еще в VI веке до нашей эры у известном трактате о военном искусстве"Сун. Цзы"в связи с выяснением необходимости использования в военных и политических целях специально подготовленных тайных агентов. В XIV веке ниндзюцу было запрещено под страхом смерти се-гуном. Токугава, пришедший к власти благодаря помощи ниндзя и, зная их почти нечеловеческие способности, боялся их как потенциальных враговрогів.

Однако ниндзя продолжали существовать, продавая свои услуги японской элите. Это ставило их за пределы высших слоев общества, и одновременно их боялись и не могли игнорировать как реальную силу. Для самураев в, переняли у аристократии, своеобразно ее развив, утонченно-эстетическую манеру жизни, эти выходцы из их родовых общин были предметом презрения и объектом критики: оставив мирскую жизнь ради постоянного совершенствования своего мастерства, требовавшая уединения и аскетизма, они своим непобедимостью опровергали устоявшееся представление о военной непревзойденность служилых самураев. С детстве а привыкшие к трудностям и опасностям *, ниндзя имели чрезвычайные умения - нечувствительны к боли, достигали неестественной подвижности суставов, умея в случае необходимости вынимать из суставной сумки руку или ног в, удивительно вольтижувалы, мгновенно взлетали на отвесные стены и голые стволы деревьев, легко преодолевали многокилометровые дистанции, бесшумно ходили, не оставляя никаких следов, могли надолго задерживать дых. Ання, видеть в темноте, прыгать с большой высоты, ловить рукой выпущенную стрелу, камнем попадать врагу в глаз с 20 метров, определять расстояние до противника по звуку выпущенной стрелы, часами с беригаты полную неподвижность, прекрасно ориентироваться на местности, сразу запоминая ее до мельчайших подробностей, владели техникой гипноза посвящение в"воина теней"- вручению оружия и черного вбра ния - предшествовала изнурительная работа, но в открытом бою один ниндзя стоил двадцати хорошо подготовленных воинеїнів.

В указанный период, через 700 лет после проникновения буддизма в. Японию, его доктрина углубляется идеей загробного спасения (она должна компенсировать аристократии потерю всяких надежд на будущее)) и, привлекая к себе тысячи новых сторонников, превращается в действительно японскую религию. Впервые осознается основополагающий для религии принцип свободы вероисповедания и, таким образом, независимости и ее от государства и сил, олицетворявших власть. Новый буддизм начинает свое шествие с проповеди монахом. Хонэн учения"только молитвы"как единственного пути спасения для всех, особенно для бедноты, которая не имела средств для достойного участия в поражающих богатством пышных буддийских ритуалаах.

Учение основанной. Хонэн секты. Дзедо окончательно конституировалось с разработкой ее канонов, которую совершил. Синран, стремясь лишить акт моления элементов магии. В оппозицию к новорожденному варианта веры стали

*. Ниндзя начинали воспитывать от рождения; японцы утверждают, что колыбель с ребенком раскачивали так, чтобы она ударялась о стену - ребенок имел приучиться группировать тело, а, в конце концов, научиться видшто овхуватися от угрожающих стены; привычка к защите формировалась у малыша и тогда, когда, посадив его на землю, на него направляли большой шар - чтобы спастись, следовало поставить блок; в полгода ребенок начинал плавать.

секты *, которые отстаивали идею, зависимости благополучия государства от привязанности буддийского пантеона

Именно в это время с континента в. Японию проникает дзен, разновидность буддизма, ярко демонстрирует его дальневосточную особенность - стремиться не к чрезвычайному места в религиозном комплексе, а становиться факт тором культурного плюрализма в структуре культурной целостности. Дзен-буд-дизма, который отстаивал самоценность жизни земной со всеми его радостями и горестями, необходимость самосовершенствования ради поле. Пшенная каждым своего земного положения, помощи людям, суждено со временем стать для японцев настоящим искусством жизни. Горячо воспринят аристократией и самурайством, канон секты. Риндзай, в интерпретации которой дзэн был вывезен из. Китая японским монахом. Эйса, усилил светские элементы религии, сделав первый шаг от обусловленной им культуры к культуре светскоої.

Стремление адекватного осознания реальностей мира оказалось и в изобразительном искусстве, где получило развитие стиль. Нисе-е ("картины имитации"): в портрете точно копируются индивидуальные черты, в ск кульптури начинает утверждаться реалистическое начало. Изменения происходят и в архитектуре: изживает себя заимствованный у. Китая индийский стиль (тендзикуйо), позволивший возводить большие здания путем прос того составления, распространяется стиль карайо (дословно китайский стиль), характерными чертами которого являются земляной пол без дощатого настила и отказ от окраски деталей, от досаднаяс.

С этого периода в японской культуре появляются попытки теоретического осмысления художественного творчества, прежде поэзии. Зарождается теория стихосложения, в которой впервые определяются его чисто японские ест тетичних принципы. На них была построена творчество поэтов-аристократов, которые, убегая от печальной реальности жизни в мир поэтических образов, путем игры слов и фантазии создавали полную намеков и ассоциаций утонченную красоту. Но под давлением коренных общественных изменений такая поэзия начала уступать место стихам формы ренга ("нанизаны строфы") и новом жанровые хайкайу поэзии горожан. Они возникают в то время, когда нага-ута, есть длинные стихи, предназначенные для пения, теряют свое влияние, а популярными становятся танкака —

* частности секта. Нитирэн

короткие п 'ятивирши из 31 слога. На поэтических собраниях один из поэтов писал первые три строки танка из 17 слогов, известные как хайкай, а второй добавлял к ним два последних. Так появились сцеплены стихи и ренга. Жесткая регламентация количества строк и складов, тем и лексики произвела впечатляющий кодекс условности. В танка содержится лишь намек, чувственный вспышка воображения. Написание миниатюрных стихотворений занимает с. Этому го времени место среди элитарных художественных занятий, а с введением школой. Данрин (XVII в) в хайкай разговорной речи становится доступным и для народнароду.

Объективно аристократическая культура в своей целостности была тем источником, и высыхая, давало жизни: именно к нему жадно пришлось самурайство, мечтая о полноте своего будущего господства, немытые ислимого без культурного приоритета. Не случайно начинается уборка классических книг и формирования из них библиотек. Стихотворный жанр ренга, представлен додзе ренга (аристократический) и. Юл ренга (пле бейський), продолжает придерживаться разработанной аристократической поэзией идеи красоты как искусственно вы лелеемой иллюзорной совершенства, несмотря на рост индивидуальных начал в творчестве, имеет коллективно го автора - участников поэтических состязаний. Но это никак не мешало общему процессу обновления культуры, тон которому задавала военной верхушкивка.

В условиях развития процесса гекокудзьо (вассал побеждает обладателя) интенсивно росли народные силы, объединенные вокруг региональных общин, крестьяне стремились к самоуправлению, избирали из своей среды с старейшин и старост, принимали уставы народного самоуправления. Рост самосознания крестьянства происходило не без влияния технического совершенствования сельскохозяйственного производства - распространяли ися металлические орудия, вводилось орошения с помощью водяных мельниц, для пахоты использовалась скот. Повышение таким образом урожаев (до двух в год) расширило товарообмен, ликвидировало эко экономическая обособленность отдельных имений, которые нуждались рынков, они, соответственно, и возникали по всей странні.

Новые возможности, открывшиеся перед товаропроизводителями, не могли оставить их пассивными объектами рабства, побудили к сопротивлению, который выливался в"земельные бунты", основными требованиями которых выдвигались народ дна собственность на землю, снижение налогов, отмена трудовой повинности.

Окончательное феодального порядка, который так и не уничтожил систему кабального рабства, произошло с выделением из военной верхушки сюго дайме (владетельные князья), которые, создав собственные князей зивства и поставив в зависимость самураев подчиненного района, стали полновластными хозяевами земли и народа, часто беспокоил мятежами правящий с 1338 года правительство сегунов из дома. Асикага. Если раньше центром напряженного культурной жизни был только район. Киото, то культура под патронатом дайме распространилась повсеместно. Расцветают науки, связанные с военным делом, открываются школы войск ового искусства, представляется классическая буддийская и конфуцианская литературра.

Особенно влиятельным стал дзэнский вариант культуры, который издавался более адекватной, чем народная, заменой культуры аристократической. Как и конфуцианство, в. Японии оставалось главным образом этико-морал льным, а не религиозным учением, так и дзен распространился здесь потому, что лучше отвечал идеологическим запросам самурайства. Укрепив свои позиции, он способствовал возникновению и развитию многих искусств и ученому ости: усилился интерес к изучению философии, в ее неоконфуцианському варианте; живопись ямато-е, основу которого составляли чувства, выраженные в красках, уступил живописи монохромном, где чисто духовное восприятие реальности передавалось абстрагированным рисунком в черном цвете. Новый импульс получила архитектура, возникли оригинальные формы организации интерьера жилища. Своеобразным отражением философии дзен стала чайная церемония - тя-но ю, мастера которой занесены в анналы японской культуры наряду с дзенским мастером. Эйса, что привез из. Китая семена чая и начал его выращивать в монастырь и как лекарственное растение. Дух церемонии (известной и в наши дни), определен ее создателями как сочетание гармонии, почтительности, чистоты и покоя, отвечал важнейшим составным жизни, полной порядке и братского человеколюбиябства.

Хотя подобные чаепития, конечно, отличались от действующего сегодня рафинированного ритуала, определяющие его особенности вряд ли существенно изменились: эстетикой предельной простоты веет от чайного павильона в, хижины или специальной комнаты, полных рассеянным светом; вас завораживают деликатные движения, тихие звуки, тонкие ароматы, посуда ручной работы и аскетическая чистота. Независимо от чинов и званий, всем гост ям отдается одинакова почет, все объединены уважительное беседой. Так тя-но ю, очищая от мирской скверны, превращалась в вид духовного подвижничества. Самураям постоянно занятым военным ремеслом она давала уникальную возможность в этой модели идеального мира прикоснуться к вечным ценностям, отыскать истинину.

дзэнского восприятия мира с его стремлением к проявлению сущностного способствовало такому пониманию природы, когда любая ее частица осознается как проявление сил. Вселенной. Это мировоззрение составило основу уникально ого искусства японских садов, признанного феномена мировой культуры, полноценно существует и сейчас. Как художественное явление японский сад заявил о себе еще в X веке, однако нормирования правил его создания п очалося в XIV веке с достижением мастерами пейзажей таких высоких результатов, обеспечивших следующий расцвет их удивительного ремесла. Дитя. Средневековья, японский сад был символическим во всех своих элементах, на всех уровнях восприятия, а особенно - в своем общем смысле как образа бытия в его космической бесконечности. Каждая деталь рукотворного пейзажа работала на раскрытие сущности ми ного универсума, воплощенного в природе, а, следовательно, и сущности самого человека. Природный материал - растения, камни, вода, песок - наполнялся глубоким философским содержанием, но и сам по себе оставался привлекательным ным для сердца японца, способного тонко чувствовать природу, жить с ней в едином ритме, видеть в гармонизации отношений с ней смысл своего существованиявання.

В. Х-ХII веках сад был частью архитектурной композиции дворца и ориентировался на стиль его жизни, а с распространением дзен-буддизма (XII-XIII в) стал важным элементом храмовых комплексов. Его ро. ОЗМиР - в несколько квадратных метров или в масштабах парка - не меняли общей направленности садовых композиций на духовное единение человека и мира. Она не меняется и в позднем. Средневековье, кол и светские сады получат значение необходимой составляющей традиционного жилища. Рассматривая скомпонованы для созерцания садовые площадки или прогуливаясь садом, человек чувствовал себя вовлеченной в складног в процесса постижения. Истины. Канон садового искусства, складывался веками, требовал от зрителя знания его философско-художественного шифра и уменьшал возможности свободных интерпретаций, оторванных от прир одного знака. Посвященные этому духовному занятию трактаты, справочники, пособия не обходили ни одной детали, давали тщательную классификацию типов садового обустройства. Согласно ей все многообразие существ уючих образцов сводилось к сухим садов, садов мха, садов воды и пейзажных садов. В первых знаком выразительности становились камни, расположенные отдельно или группами, галька или песок, а также подобраны по форме и цветом листьев кустарники. Различная фактура и цвет мха, нередко подчеркнуты плоскостями, покрытыми галькой, составляли основу других; смысловым центром третья была вода, представлена ??водопадами спокойна мы водоемами. Пейзажные же сады вбирали в себя все разнообразие композиционных природных элементов, создавая своеобразную иллюзию жизненного пространства, в котором человек чувствовал бы всю свою природную полнотну повноту.

Дворцовые и храмовые сады, подчинены общему канону, не различались по типологическими свойствами. Преобладало в них изобразительное начало, направленное на познание красоты как высшей формы единения с ибо жественного силами. Когда освоения дзен-буддизма изменило структуру японского мировоззрения, положив в его основу поэтически ассоциативный способ мышления; в садовом творчества на первый план вышел фило философский смысл, усилилось значение символизма. В монастырях секты дзэн традиционный сухой пейзаж начал терять красочную растительное часть, оставив в композиции рядом с камнями и песком строгие дерева и кустарники, в совокупности должны были символизировать горы, потоки, каскады, озера и т.д.. Подчеркнутый аскетизм воспринимался как знак напряженной духовности. Дзен-ский сухой сад скоро пополнился новым вариантом - плоским садом, небольшая площадь которого представляла собой композицию только из камней, песка или гальки, нередко обрамовувалася стеной или просто выделялась в природном пространстве своей подчеркнутой пло щиннистю, особенно в соседстве с другим садосадом.

Особое значение имел третий тип дзэнского сада - сад, который создавался перед входом в чайного павильона и был необходимой составляющей чайной церемонии, в XIV веке вышла за пределы дзэнских мона астирив и завоевала аристократическое среду в форме тя-суке - игры в чай, изящной развлечения, связанной с дегустацией и определением сортов чая. Победители подобных конкурсов признавались людьми бездога нного вкуса. Преобразование ритуала чаепития в канонизированную церемонию, привлечения к ней всех слоев японского общества требовало времени, мастерами садового искусства был использован для дет ной разработки типа чайного сада, возникший как традиционная композиция из камней, деревьев, кустарников, водоемов или водных резервуаров, дополнена каменными сосудами для омовения рук и каменными же фонаря мы, изготовление которых имело свои канонические принципы и было представлено многообразием признанных форрм.

Современное существование традиционного японского сада во всем богатстве наработанных им феноменов, использование принципов этого уникального искусства как составляющей современного интерьера, в условиях урбанизма ции позволяет человеку не терять внутренний баланс духовных сил, подтверждает жизненность мировоззренческих начал, развитых и закрепленных деятельностью в культурной сфере японского средневековья.

Убедительным доказательством этого является и искусство аранжировки цветов. Генетически связано с буддийской заупокойной службой, оно трансформировалось с появлением в интерьере феодального жизни элементов буддийских мо онастирських сооружений, в частности ниши (токо), своеобразного домашнего алтаря, украшенного картиной (так родилась специфическая форма японской живописи - какемоно) и композицией из цветов. Начавшись с мас ням их расстановки (кадо) и достигнув вида икебаны (буквально - живые цветы), искусство создания растительных композиций никогда не отходило от основного для японцев эстетического принципа"саби-ваби"("красота простоты"), пытаясь через органическое сочетание природного материала (цветов, веток, листьев, трав, корней и т.п.) с произведениями декоративно-прикладного искусства (вазами и другими сосудами) в иявиты феноменальность красоте живой природы, родственного всем спектром чувств человека. Понятно, что это умение, связанное с искусством жизни, вышло за пределы господствующей верхушки и на волне растущего в плыву народных масс стало действительно народным. Из народных истоков, балаганных цирковых номеров и пародий вырос и первый действительно театральный жанр саругаку-но, а на его основе - театр. Но (XIV в), для которого г оловним остается предельная символизация пластики актеров и оформление сценсцени.