Учебники Онлайн


9 Культура зрелого феодального общества

Конечно демократизация культуры сказалась и на изменении линии культурного заимствования - акцент с предметов роскоши переносится на предметы общего потребления: развернулось собственное производство фарфора, впоследствии вытеснил деревянную посуду, завозится в страну и начинает активно выращиваться хлопок. К культуротворческим работы массово примкнули низшие классы, однако этот процесс был приостановлен установлением централизованной власти, поставила вне закона властные амбиции отдельных феодалов, и строгого сословного деления на военных (самураев), крестьян, ремесленников и купцов с категорическим запретом переходить из одного состояния в друй.

Острая борьба за централизованное государство совпала с появлением в. Японии европейцев в лице португальских моряков, потерпевших кораблекрушение (1542 г), а за ними испанцев, голландцев, англичан. Карты и глобус с определенным для. Японии местом существенно изменили взгляд японцев на. Вселенную. Для освоения им предлагались два среза западной культуры: средневековая религиозная, которую распространяли христианские миссионеры, и ша ьтура, связана с достижениями цивилизации. Нового времени. В миссионерских семинариях начало осуществляться католическое воспитание, крест стал привычным для самураев защитным амулетом, издавались переводы. Би блии, другой христианской литературы, словари японского языка, классические японские книги, сборники античных авторов, для верующих звучала европейская музыка, относились религиозные пьесы, происходило знакомься тво с европейским живописью и литографиейфією.

Около четырехсот кораблей получили официальное разрешение на торговлю с другими странами. В. Японию завозятся ружья, шелковые ткани, шелк-сырец, табак, сахар, кожа, сандаловое дерево, в портах корабли нагружаются изделиями из лака, фарфора и серебра, золотом и медью. В обиход японцев входят брюки, плащи, головные уборы, часы, очки, кровати, стулья и т.п.. Стали налаживаться каналы возможного экспорта японской культуры на. Запад, и угроза импорта передовых социально-политических идей, потери независимости и разграбление страны, после десятилетий кровавых усобиц наконец объединенной сегун и * (главнокомандующимими)

*. Титул военно-феодальных правителей. Японии, при которых императорская династия была лишена-власти

Токугава, заставила закрыть. Японию для любых международных контактов. Под страхом смерти запрещались пропаганда христианства, въезд иностранцев, выезд за границу, строительство судов для открытого моря, б была практически вовсе прекращена торговля за исключением нескольких факторий. Запрет действовал 230. Рокиів.

Установленное сегунов. Токугава в 1603 году военно-полицейский режим, который действовал более двух с половиной века, отличался жестокостью и строгой социальной регламентацией: крестьяне прикреплялись д к земле определенного феодального владения, оплачивая ее наследственное использования высокий натуральный оброк, представители высшего сословия разделялись на категории в зависимости от размеров их годового дохода в и лояльности к семье. Токугава еще до ее приходом к власти (постоянно контролировались тодзама дайме - посторонние дайме, что в прошлом были в оппозиции). Согласно введенной системой залож-нииггва каждый из феодалов должен был построить в сегунского столице. Эдо имение, который соответствовал бы его финансовым возможностям, жить по очереди год в нем, год - в родовом владении, оставляя семью как залог свое й вассальной верности в. Эдо. Каждая семья приписывалась к конкретному буддийского храма, духовенство контролировало образ жизни и мыслей верующих, система круговой поруки позволяла осуществлять над ко жним постоянный полицейский госяд.

Киото, которое с 794 года был столицей страны, теперь выполняло эту функцию только номинально как резиденция императора, его двора и придворных - куге монарху, которого продолжали почитать как прямого в потомка богов, были оставлены только ритуальные функции, правления же осуществлялось сегунов и их разветвленным бюрократическим аппаратом. Центром динасгийного правления дома. Токугава был именно. Эдо, где. Иэясу. Токугава построил роскошный укрепленный замок, который позже стал основой современного императорского двореццу.

Это было время постепенного вытеснения впечатляющей возвышенной красотой и изяществом аристократической культуры культурой народа, лишенной условностей, откровенной и динамичной. Среди тогдашних культурных цент тров -. Киото,. Осака и. Эдо - последний, олицетворяя консолидацию новых сил, стал центром наиболее значительного и интересного периода японской культури.

Первый сегун дома. Токугава -. Иэясу (1542-1616 гг) - направил свои усилия на преодоление помпезности, крикливой роскоши, чрезмерной красочности, заимствованных его предшественником. Тоетоми. Хидэеси с китайс ского стиля эпохи. Мин, и попытался возродить простую изысканность, спартанскую строгость и беззаботную уравновешенность эпохи. Асикага (вторая династия сегунов. Японии, 1335-1573 гг), когда под влиянием кит. Гая традиций произошло значительный подъем японской культуры. Время от времени в. Эдо стали появляться указы о запрете некоторых слишком свободных развлечений, ослаблювали дух верноподданичества и национальной достоинства, была остро осознана необходимость идеологического обоснования режима, который гарантировал бы сегуната безопасность. Это и было осуществлено с помощью неоконфуцианства, привнесенного из. Китая дзен- буддийскими монахами еще в XIV веке. Его токугавська интерпретация отстаивала небесную санкционованисть существующего общественного порядка, требуя от вышестоящих щедрости и справедливости, от подлого еглих - повиновения и приличияності.

Влиятельность учения обеспечивалась его сильным нравственным потенциалом, выраженным, в частности, в категориях. Пяти отношений (Горина) и. Пяти устойчивости (годзьо), где первая отражала построены на обязанности с отношения слуги и хозяина, на кровном родстве - сына и отца, на взаимной почтительности - жены и мужа, на верности - младших и старших братьев и сестер, на искренности - отношения между друзьями, вторая отвечала человечности, справедливости, вежливости, мудрости и искренности. На этой почве завершилось формирование кодекса чести самураев - бусидо (путь воина), в основе которого лежала концепция вассальные й преданности сюзерену, которая предусматривала осуществление актов кровной мести за смерть властителя (по специальному разрешению сегуната), поощряла к"самоубийству вслед", когда после смерти дайме много йог в вассалов делали харакири, ища посмертной славы себе, привязанности нового хозяина - своим родственникам. Продолжали действовать законы и ритуалы культа предков - синтоизма. Оригинально усвоена система. Конф уция, кодекс бусидо, синтоизм, подкрепленные учением дзэн-буддизма, составили основу квазирелигию, которая устраивала всесіх.

Начало вхождения. Японии в. Новое время принесло с собой стремление к возрождению классических идеалов, невозможного без пересмотра древних философских систем с целью определения их жизнеспособности. Были и впервые напечатаны набором (1644 г), изучены и прокомментированы архаичные произведения VIII века"Кодзики"и"Нихонги", в которых излагалась древняя японская мифология; в"Комментарии к. Кодзики", написанном в 44 томах. Мотоори, их философско-мифологический смысл разъем яснювався соответствии с реалиями времени. Иэясу, а за ним его потомки, охваченные жаждой знаний, активизировали интеллектуальная жизнь высших слоев су спильства: стремительно растет количество библиотек, в них из храмов и частных коллекций поступают ценные произведения, место в сегунского окружении начинают занимать выдающиеся ученые, изучается япон ская история, существенные шаги в своем развитии делают естествознание, в частности ботаника, медицина, реформируется система образованийіти.

Интересную страницу культуры данного периода составляют по-самолето-экономические труды, связанные с изучением конкретных социальных проблем. Имея целью поддержку феодального режима, видели основу обще ильства в крестьянском сельскохозяйственном производстве и стремились предотвратить разрушение его традиционной структуры их авторы смутно представляли себе пути преодоления возникших в. Общественно ьство, поэтому предложенные проекты его перестройки в основном были утопичны, но это не умаляет большого культуротворческим потенциала их исследовательской работы. Не случайно книга. Огю. Сорая"Беседы п ро политику"и произведение его ученика. Дадзая. Сюндая"Записки об экономике"не только были широко известны, но и привили японцам устойчивый интерес к такого рода занятять.

Не меньшее значение придавали и исследованиям в области истории, ища в ней ответы на актуальные вопросы тогдашней действительности существенные исторические труды были созданы родовыми династиями. Хаяси и. Токугава (из рода. Мито). Так, начаты. Хаяси. Радзаном исследования завершил его внук. Сюнсай в"Всеобщей истории нашей страны", состоявшая из 310 томов. В 1699 году изданием"Основных анналов"и част ини"биографий"(продолжение этой работы позволило завершить в начале XX века"Историю. Великой. Японии"в 397 томах) были зафиксированы достижения школы. Мито, основанной. Мииукуни. Ориентация на кон фуцианське толкование нравственного долга как зависимого от социального статуса человека не повлияла на стремление к объективному описанию и систематизации исторических фактов, к поиску реальных дока зев. В период правления шестого и седьмого сегунов -. Иенобу и. Иецугу - историческая наука существенно продвинулась вперед благодаря творчеству. Араи. Хакусы-ки, впервые сделал попытку установить периодизацию я понськои истории без ее миологичних объяснений ("Дополнительные исследования истории"), проанализировал мифы о"эру богов"как отражение реальной человеческой истории ("Очерк древней истории"), рассказал жизнеописание всех родов, существовавших в. Японии ("Сведения о кланы"ани").

Безусловным достижением в развитии знаний стал специфически японский математический метод вычисления -. Васан, на основе которого раньше. Лейбница и. Ньютона. Секи. Такакадзу овладел важными для высшей мат тематики дифференциальным и интегральным вычислением, что, к сожалению, оставалось в течение длительного времени только забавой математиков-виртуозов. Ответом на социальный заказ было внедрение достиг ний науки в сельскохозяйственное производство, ярким свидетельством которого стала"Сельскохозяйственная энциклопедия"Миядзаки. Ясусада.

Образованность все больше осознавалась как ценность, причем не только верхушкой общества. Образованным людям предпочитали, на них в первую очередь распространялись привилегии, им разрешалось открывать в закрытые школы, за успехи в учебе награждали так, как раньше военную победу. Возросла роль храмов как центра тиражирования классической литературы, ее детального исследования. Научная дискуссия стала признанным способом нахождения истины. По образцу монастырских школ, давали систематическое образование представителям правящего класса и детям самураев, были организованы школы городские, где с разрешения м пятого сегуна. Цунайоси (1680-1709 гг) преподавание вел не буддийский священник, а учитель. Так начальные знания по каллиграфии и навыки чтения стали распространяться среди простого люда. По приказу. Цуна оси было подготовлено карманное издание китайских классиков, сам увлекался комментированием и разъяснением редких книг, считая эрудицию обязательным для политической элиты обществільства.

Но самые интеллектуальные усилия сосредоточились вокруг философии, наиболее полно соответствовала духу просвещенного правления ее ортодоксальную нишу заняло нео-конфуцианство, которое после смерти его основанные овника. Чжу. Си трансформировалось в идеологию китайской бюрократии, а следовательно, устраивало и токугавський режим. Представленное в. Японии различными местными школами, оно продемонстрировало настоящую единодушие ь в нравственном направлении их основных поисков, результатом которых стало появление учебных пособий из моральных норм поведения (наиболее известным был"Популярный учебник. Ямато"Кайбара. Екинена). В школ ах преподавали специальный курс этикета, акцентируя внимание на строгом соблюдении форм и символики вежливой поведения; состоятельные люди ухаживали перед аристократами, их ближайшим окружением, требуя овладеть и аристократическим умением подбирать и носить одежду, входить и выходить из комнаты, общаться, компоновать букеты, разбивать сады, сервировать ститіл.

В. Киото, который был центром рафинированной аристократической культуры, изготовление предметов повседневного обихода, например зонтов или палочек для еды, осуществлялось одним способом и считалось монополией семьей определенного придворного. Отдельные моральные нормы были разработаны для женщины, утверждая ее рабское положение в обществе и в семье мужа, которому она должна беспрекословно подчиняться, что бы он ро бил и каким бы ни был (Это - закономерный результат введения в феодальной. Японии единоличного наследования имущества только мужчинамии.)

С середины XVII века разворачивается процесс"японо-зации"неоконфуцианства. Он выливается в широкую националистическое движение противников иностранных влияний и заимствований, лидером которого выступила школа а кокугаку ("отечественных наук") во главе с. Мотоори. Норинага (1730 -1801 гг.).

Показательно, что даже в пределах сформированного в ответ противоположного направления кангаку (китайской науки) основным был признан принцип тщательного анализа текстов классических конфуцианских памятников по оза их традиционными толкованиями. Апеллирование к древних образцов породило идею возвращения реальной власти императору и соответствующего ограничения прав его вассалов. После незавершенной буржуазной революц ее. Мэйдзи это способствовало переходу. Японии на капиталистический путь развития. Но рост самосознания человека и утверждения как доминирующего светского, т.е. сугубо городского, варианта культуры заставили действующие и (в пределах кангаку) школы классического конфуцианства все больше отходить от воспевания формализованной поведения и механистических ритуалов, обращаясь к сознательной активной деятельности человека в усьом в ее чувственном богатствтві.

Возрождается и приобретает популярность концепция китайского философа. Ван. Янмина (японской. Ойомей) (1472 - 1528рр): признавая лишь интуитивное знание, он произносил, что мир - в сердце человека, поэтому для и его познания достаточно углубиться в свое сердце. Вокруг этой идеи была создана целая философскую школу. Ойомейгакуха. Новшеством в реабилитации человеческих чувств стало и этическое учение сингаку (учение об этом рце) приказчика из. Киото. Исиды. Батан (1685 - 1745 гг), за которым сердце является отражением в человеческой личности небесного ума и поэтому дает правильное направление в жизни, когда согласуется с совестью ибо подлинная природа человека заключается в добродетельной жизнитті.

По сути, это была уже философия буржуазии, которая начинала свою историческую ходу, объявив своими нравственными ориентирами честность, трудолюбие и бережливость. Вроде бусидо (пути самурая) она полу имала название тьонин-до (путь горожанина), заявив таким образом о своей равноправие с учением сильных мира, и для этого были все основания: развитие товарной экономики, ускорил расслоение крестьянства и самурайства, подъем ремесленничества, его модернизация, накопление капитала в руках купцов и ростовщиков повысили общественную роль горожан стали искать свое весомое место в структуре су спильства, где влиятельными силами на тот момент куге (наследственные аристократы, окружение императора) и букэ (се-гуннских окружения с чиновных вельмож: и провинциальных феодалов). Привычным для состоятельной время заборы городского населения становится принятие на службу так называемых ронинов - самураев, которые добровольно или через смерть и разорение сюзерена ушли из дружины феодала, теряя таким образом средства к существованию, прежде рисовый. Пайоок.

Собственная общественная позиция осознавалась активным новым слоем не сразу идеологически, а при посредничестве чувственной структуры человека - в искусстве, которое разделилось на два потока - аристократический и простонародный. Рафинированное культура аристократов, которые окружали себя прекрасными лаковыми изделиями, фарфором, вышивкой, произведениями живописи и каллиграфии, устраивая церемонии"слушания ароматов"(кокику) и по поводу цветения сакуры, теперь существовала параллельно с новорожденным культурой буржуазии, которая стремилась к самовыражению. Жажда роскоши как показателя независимости и материального благополучия в ало определяющим в ее культурных начинаниях, вызвало озабоченность у правящей верхушки, пытавшейся указами против расточительности сдержать обогащения низов, развитие их независимой от классичес их китайских традиций, более естественной и подлинно национальной культуры большой степени росту этой энергичной культуры способствовало отсутствие новых иностранных воздействиивів.