Учебники Онлайн


4 Школа и наука в украинской духовности Славянские культурные связи (ХVП-ХVШ вв)

Братские школы как центры знаний и национального духа

Одним из распространенных явлений, в котором отразилась сотрудничество славянских народов, является создание по всей Украине братств и школ при них. Одна из первых была основана во. Львове (1586р), где первым ректор ром стал. Иов. Борецкий, а на должность преподавателей избирались люди высокой культуры и учености, такие как. Стефан и. Лаврентий. Зизании,. Памво. Беринда и другие. Заключен было соответствующий устав"Порядок школьный", по которому велось обучение. Подобные школы имело не только братство. Львова, но и других городов -. Каменец-Подольский,. Винницы,. Луцка,. Киева,. Перемышля,. Рогатина,. Замостье,. Немирова,. Кременца. На. Львовщине. Холл мщини,. Перемышльский земли школы под опекой братств становятся средоточием защиты от национальной дискриминации. При братствах создаются типографии переписывается литература. Львовское братство привлекает ос облил внимание тем, что оно одним из первых стало на путь культурно-национального возрождения"На новую волну притеснений мещане. Львова в середине 80-х годов XVI в сплотились вокруг. Успенского братства которое с благотворительного объединения прихожан превратилось в очаг национального общественно-политического и культурного движения"ого руху"1.

Школьный движение братств общенационального масштаба основывался на глубинно-духовной работе, преданности делу возрождения - и в этом была его притягательная сила для других славян, страдали от насилия. С братских школ вышло немало тех сознательных украинских писателей, защитников православной веры и национальной свободы, которые повлияли на дух эпохи и культуры, продолжая славные традиции. Ки ивськои. Русі.

Национальный русинский контекст в деятельности братств имел свои глубокие корни, которые достигали еще языческой эпохи, когда широко культивировалась родство во время совместных ритуальных служб. Христианство в переосмыслило эти традиции на основе братства во. Христе. Братчики занимались церковью, образованием, собственным физическим и духовным состоянием. Они развивали книжное дело, создавали госпитале"Большое влияние и ор циям наших церковных братств имели ремесленные цехи, в них начало организовываться населения городов с волной распространения так называемого пункты. Подобно в цехах, так и по братствах начали обовьязуваты старые организационные уставы, очерчивали брацьки права и обязанности"2. Итак, братства сплачивали украинского гражданствянство.

Большой интерес к братств в Украине и их школ со стороны славянских народов, распространения в их среде книг, отпечатанных в братских школах и монастырях, имело место в. Беларуси,. Болгарии,,. России,. Сербии, а также в. Молдове и. Валахии. Отметим, что из двух сохранившихся экземпляров книги"О воспитании чад"один обнаружен в. Болгарии. Такое довольно редкое издание, как"Октоих"(1639 г), появление илося в XVII веке в. Кубинском монастыре. Пловдивива.

Важно упомянуть и такой достижение братств на ниве межславянских связей, как создание словарно-грамматических трудов. Написана с участием братьев греко-церковнославянский грамматика"Адельфотес"(1591 г) и грамматика церковнославянского языка бывшего львовского учителя. Лаврентия. Зизания стали весомым вкладом в научную разработку языковедческих вопросов в Украине,. Беларуси и. Росиії.

Киево-Могилянская академия как духовный, учебный, научно-культурный центр восточного и южного славянства

Академия была создана в 1632 году на базе. Киевской братской школы (основанный в 1615 г.) и. Лаврской школы (1631 г). Объединенная школа называлась. Киево-Могилянской коллегией в честь ее протектора митро ополита. П. Могилы. По своей сути, вроде западноевропейских коллегий, научных центров и высших учебных заведений,. Киево-Могилянская коллегия приравнивалась к академии, и признано было официально числе и царским указом 1701. Она функционировала до 1817 рок7 року.

Киево-Могилянской академии сравнивают с такими национальными святынями и светочами знаний, как. Оксфорд у англичан,. Сорбонна у французов,. Карлов университет в чехов,. Ягеллонский университет в поляков

Киево-Могилянская академия могла появиться лишь при определенном стечении факторов, порожденных стремлениями и необходимостью для украинского народа найти оптимальные организационные структуры в области воспитания вы исоких патриотических чувств и национального самосознания, чтобы противостоять иностранным натискам. Это был первый православный вуз Украина протяжении всей своей истории украинского наро д не имел иной институции, которая бы оказала большее влияние на развитие его образования, науки, искусства, в том числе живописи, графики, музыки, театра, архитектуры, чем. Киево-Могилянская академиимія.

Обучение в. Киево-Могилянской коллегии (академии) продолжалось 12 лет. Особое значение придавалось изучению и чтению лекций на латинском языке, поскольку последняя позволяла поддерживать духовные и практ тические отношения с другими странами, иметь доступ к богатой литературной классического наследия. Знание латинского языка открывало путь для обучения в высшей школе. Западной. Европы:. Краковском,. Венском у ниверситетах,. Замойский академии. Преподавались все учебные предметы, за исключением катехизиса и славянской грамматики, латыни. По традициям братских школ, почетное место занимала старославянский мо ва, которой писались трактаты, художественно-поэтические произведения, драмы для театра, основанного и развитого именно в коллегиуме. Первоосновой всей учебной программы в коллегиуме, помимо изучения языков, были т.н. ни семь свободных наук - грамматика, риторика, пиитика, философия, математика, астрономия и музыка. Следует заметить, что дисциплины понимались достаточно широко, охватывая собой все важнейший спектр знаний, как гуманитарных, так и естественных или богословских. Скажем, профессор. Киево-Могилянского коллегиума. Г. Конисский в своих курсах лекций на основе традиционного преподавания философии стремился к всебичног в охват и исторических достижений, и науки. Нового времениого часу.

Одновременно с чтением логики, метафизики, так сказать, чистой философии, слушателям его курсов были предложены"Этика"("Нравственная философия, или. Этика"),"Философия природы, или физика"Характерно, что к"нравственной философии"отнесены так называемые"трактаты"под названиями"Основы человеческих поступков"-"побуджувальних основы человеческих действий","Человеческие действия вообще","Страсти"Судя по подробного рас да в них различных состояний человека, можно сделать вывод, что перед нами не только"моральный", но и психологическая философия. На этом принципиальном моменту важно подчеркнуть именно потому, что происходили огромных ни изменения в понимании назначений научного познания менее в традиционно классическом, схоластическому духе, а больше в обращении к человеческой личности, ее таланта, ума, образа мышления и свитосприйман ния. Киевские профессора уделяли большое внимание логико-рационалистических достижений, но наряду с этим их курсы проникнуты идеями. Возрождения,. Реформации и раннего. Просвещения. Происходит переориентаций ия на познание человека, природы, истории, начинается не только подъем, но и присуща эпохе. Просвещения абсолютизация человеческого разума, просвещения, воспитания, в которых усматривают основной рычаг для дос ягнення общественного благосостояния, нравственности граждан и законности судопроизводстванства.

Насколько очевидным остается связь философии профессоров-мыслителей. Киево-Могилянской коллегии (академии) традиции, постижением. Слова-Логоса в. Киевской. Руси, софийность мировосприятия и его п панестетизму, столь же неоспоримое переосмысление этих традиций в духе новейших философских направлений.

Выстроенная иерархичность теорий познания мира в этом учебном заведении требовала синтеза традиционных знаний, глубоко укоренившихся в культуре. Руси и предполагаемого. Новым временем. Европы и мира. Гуманизм и и рационалистический принцип мышления, при всей склонности предоставить надлежащее место большим мыслителям прошлого, вносили свои существенные коррективы в читаемые профессорами курсы, поднимая дух. Просвещения, уволь няючы человеческий разум от мистицизма, подавленностиі.

Вполне закономерно, что у истоков создания. Академии стоял. Киевский митрополит. Петр. Могила (1596 - 1647рр), выдающийся церковный и культурный деятель, молдаванин по происхождению из рода княжеской династии породненной с аристократическими польскими и украинскими родами. В историю украинской культуры он вошел как выдающийся теолог (автор трудов"Литургион, или. Служебник","Православное исповедание веры""Требник"), ученый, реформатор, организатор высшего школьного"Рядом гетмана. П. Сагайдачного, - отмечает. М. Симчишин, - это вторая самая фигура передхмельниччины"Видение задач и призваний к олегиуму. П. Могилой заключалось в понимании того, что это первое высшее учебное заведение в православном славянском мире, в котором должны быть собранными опытные интеллектуальные силы. И действительно, в. К иево-Могилянской академии работали такие выдающиеся деятели, как. Иосиф. Кононович-Горбацкий,. Иннокентий. Пзель, Иоасаф. Кроковский,. Стефан. Яворский,. Георгий. Конисский,. Амвросий. Дубневич,. Георгий. Щербацкий. Многие из них - выпускники этого заведения, которые продолжили обучение в зарубежных университетах и ??академиях. Большая притягательная сила как центра духовности и созидания культуры в. Киево-Могилянской колет гии способствовала тому, что на ее образец учреждались коллегии в других городах -. Чернигове,. Переяславе, позже на. Слобожанщине, где центром культуры, литературы, виродженських и государственных идей стал. Хартав. Харків.

Киево-Могилянская академия почти за двухсотлетний период своего функционирования стала хорошо известной в. Европе и мире, прежде тесные ее связи были со славянскими странами. Посланники. Академии пл. Ледное работали в других славянских странах, в частности. М. Козачинский-в. Сербии,. Г. Конисский - в. Беларуси. Символом взаимообогащения украинской и белорусской культур есть имя. Симеона. Полоцкого, белорус а по происхождению, выпускника и деятеля. Киево-Могилянской академииемії.

Значительная когорта профессоров, ученых из. Киева работала в. Москве, неся туда приобретенные ими знания в области педагогики, церковной деятельности, науки, хуложньо-литературного творчества, искусства. Среди них уже с упоминавшийся. Симеон. Полоцкий,. Епифаний. Славинецкий - один из известнейших ученых того времени,. Дмитрий. Туптало - выдающийся проповедник, игумен различных монастырей, а впоследствии митрополит. Ростовский, автор четы ритомного сборника"четы. Минеи", пьес, поэтических произведений барочного стиля. Галичанин. Стефан. Яворский - философ-поэт - после обучения и работы в. Киево-Могилянской академии епископом в. Рязани пожалуй ь, наиболее известная фигура. Феофана. Прокоповича, автора философских трудов ("Логика","Натурфилософия, или. Физика» и др.), полемиста, преподавателя поэтики в. Киевской академии; значительные йот усилия были повязкам связанные с реформаторской деятельностью. Петрара І.

Будучи автором труда по риторике, по которой сам. Ф. Прокопович читал свой курс, он хорошо владел поэтикой слова, его произведения не лишены высокого лиризма, в частности в стихотворном описании. Бор метет на (Днип пра),. Киева и его окрестностей, но одновременно с патриотизмом, любовью к земле и истории своего народа, его слово способно нести в себе гневную полемичность, сарказм. Не всем иерархам нравилась его исторического на пьеса"Владимир", где в аллегорических персонажах языческих жрецов появлялись тогдашние знатные лица. Очевидно, лишь навеяна стилем критицизма, полемичности и гражданского мужества, большого уважения до настоящего познания мира, а не схоластики, могла появиться своеобразная воззвание поэта-мыслителя"О папский приговор. Галилеяві".

Украинская культура XVII-XVIII веков, как и культуры других славянских народов, нашла свое особую окраску. По ее образно-пластической гиперболичность и традиций, страсть к узорчатых п плетеных линий и красочных цветов связана с древними языческими символами. К тому же, сама земля побудила к воспроизведению жизни во всей его красоте и цветении. Человек призван украсить дом пр ацею, а особенно тот дом, который ассоциируется с божественной гармонией. Красота земная изменчива и преходяща, абсолют же ее духовного величия вечный и непреложный. В украинском барокко слились в одно целое вы родженськи идеи, меланхолия и печаль, динамика форм в противовес покоя, величие великолепия н богатого убранства. Так щедро начинает цвести сама природа, наверстывая упущенное после бурь и катаклизмелізмів.