Учебники Онлайн


6 Япония Древняя культура

Первые сведения о. Японии. Европа получила еще в эпоху. Средневековья, открыв ее вместе со смельчака-ми-путешественниками как страну невиданной вежливости и сказочного богатства. Эти представления доминировали и тогда когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а потом голландскими купцами и миссионерами были обнародованы многочисленные факты из жизни и истории этой далекой для европейцев государства. Сегодня каждого ный может узнать из соответствующих справочников,. Япония (на японском языке. Нихон) - это островное государство, которое занимает ряд островов. Японского архипелага приблизительно на 3400 км вдоль восточной части. Азиатско ого материка, омытый водами. Тихого океана, первой встречает солнце из-за морского горизонта и поэтому носит среди различных своих названий и гордое имя"Страны восходящего солнца"Национальный флаг. Красной вно фиксирует это в изображении красного шара светила на фоне белого полотнищища.

Неугасимый интерес к. Японии в наше время получает новый импульс в осознании ее роли как единой в восточном регионе высокоразвитой капиталистической страны, которая заставляет считаться с собой действенностью своего в традиционного культурного комплекса. Предметом анализа становится данный феномен и в самой. Японии, которая видит в нем гарантии дальнейшего успешного развития. Японская культурологическая мысль, что не устойчивых к слидницьких традиций и внутреннего единства и существует как поле столкновения реакционно-националистических и прогрессивно-демократических концепций, подошла, наконец, к пониманию необходимости дать объективную е дповидь на вопрос об уникальности японской культуры, тем самым определив устоявшиеся в ней вспомогательные стимулли.

Традиционно это предусматривает обращение к древнейшему опыту освоения человеком мира и проявления им своих культуротворческим потенций. Но в. Японии только после. Второй мировой войны мифы о"эру богов", которые веки ами поддерживали авторитет власти и государственности, стали уступать место разговоре о первобытном обществе, о японской протокультура. Эпоха палеолита во всем спектре своих традиционных характеристик и на японской почве выявила единство общечеловеческого корни, неолит же и энеолит сделали шаги в направлении спецификации японской культуры как культуры определенного народа. С этого времени на протяжении своего ис. Торические существования она наряду с сильным традиционализмом постоянно демонстрирует умение ассимилировать элементы других культур, органично привлекая их к своего культурного комплексксу.

Патриархальный род (удзи), важный достижение родоплеменных отношений, стал определяющей основой социальной структуризации японского общества. Его роль доминирующей оставалась и тогда, когда общинная вла аснисть на землю и орудия труда, демократический характер первых форм власти были вытеснены имущественным расслоением, возникновением большого землевладения и рабовладения. Ярко иллюстрирует эти изменения появление среди родоплеменных объединений господствующего племенного союза. Ямато (III-IV вв) широко использовал труд рабов. Правда, исторические условия развития. Японии не позволили рабовладению выйти за пределы одного из общественных укладов и определить все стороны жизни. Соответственно его роль не была центральной в иерархической строении общества, где ниже родовой знати и аристократии находились свободные общинники (крестьяне), полусвободные профессиональные группы (бемин) мелких производителей и обособленные своим привилегированным положением профессиональные общины-роды служителей культа, администраторов, оружейников и других, свои с илу и влияние использовали в борьбе за власть при дворри дворі.

Проникновение в. Японию буддизма, китайской общественно-политической мысли, письменности существенно повлияли на ее дальнейшее культурное и общественное развитие. Процесс разложения родового строя был значительно ускорен ный введением прогрессивных форм орошения и обработки земли, эффективных способов ремесленного производства, возникновением чайной культуры и шелководства. Обострение классовой борьбы требовало прочность ной власти, способной сдерживать протест низов, то есть единого централизованного государства. В результате политической борьбы знатных родов верховный правитель племени. Ямато был объявлен императором, активно п оширювалася легенда о его божественном происхождении. Вся страна, получив в это время название"Страна восходящего солнца", была разделена на разные административные единицы, власть в которых, как и важнейшие по сады и ранги при дворе, отдавалось бывшим вождям и старейшинам, чтобы избежать создания оппозицию феодальной кодексом. Тайхорьо в 701 году было оформлено надельную и налоговую системы, структуру дер ственного аппарата, права феодальной аристократии относительно крестьянства и таким образом созданы раннефеодальную централизованное государство, которое определило жизненный уклад японцев более чем на 500 лет. Развитие мате альных основ феодальной системы вызвал длительное существование феодальной раздробленности и многочисленные междоусобные войны, край которым было положено в 1598 году победой в битве при. Сэкигахара дома. Токугава что завоевал первенство в процессе объединения страны. Власть перешла в руки военных, возглавляемых сегуном, обладателем наибольшего из княжеств. Правительство (сегунат) находился в. Эдо. Остальная часть территории принадлежала феодальным князьям (дайме). В то же время император, почитался как номинальный суверен, жил со своим двором в. Киото на правах затворникзатворника.

В период. Токугава, продолжавшийся более 250 лет, сложилась жесткая социальная иерархия, которая разделила общество на 4 состояния: дворян, крестьян, ремесленников и купцов. С 1640 года начинает проводиться политика на айсуворишои изоляции страны от внешнего мира с целью сохранения созданной общественной целостности, защиты от любого влияния. Запада. Но к нему так или иначе. Японию подталкивали реальные процесс и развития государства: укрепление товарного производства дало сильный толчок дифференциации крестьянства, богатые представители которого начали класс буржуазииії.

В 1854 году в результате демонстрации силы американского флота у берегов. Японии страна открылась для внешних отношений, что, безусловно, ускорило процесс вызревания в ней капиталистических отношений н. Это вызвало протест у части служилого дворянства, зажиточных крестьян и купечества, которые начали реформистское движение под лозунгом реставрации императорской власти, узурпированной домом. Токугава. Он завершил ся в 1868 году свержением сегуната и началом так называемой"революции. Мейдзи"("Мэйдзи"- просвещенное правление), что ликвидировала феодальную систему и образовала единое национальное государство, где возвращен на пре стол император в решении государственных вопросов руководствовался решениями вновь кастово-аристократического правительстводу.

Обеспечение национального единства требовало повышение престижа императора, пропаганду исключительности японского государственного устройства, толкало на путь шовинизма и милитаризма. Конституции 1889 года власти императора была признана абсолютной, кабинет министров подчинялся ему полностью, несущественные демократические права декларировались только формально. Серия победоносных войн, что поставило страну в надзвич. Айне положение в дальневосточном регионе, увенчалась ее успехом в. Первой мировой войне - под власть. Японии поджоги не только. Маньчжурия,. Внутренняя. Монголия, но и. Китай, вынужден выполнить большинство ее каба ных условий. Капитуляция, подписанная. Японией как участницей. Второй мировой войны 2 сентября 1945 года, конец японским милитаризмом, что определило дальнейшую политику страны, провозгласившая отказов в от войны в решении международных проблем и запрет создания каких-либо вооруженных сисил.

Сегодня. Япония - конституционная монархия, где император,"символ государства и единства народа", не имеет суверенной власти. Роль высшего органа государственной и законодательной власти выполняет парламент

Двери в самобытный мир японской культуры открывает эпоха. Дземон (VIII-I тыс. до н есть) свидетель первых серьезных шагов человека в осознании себя в природе, в обобщении и благоустройстве ранних представят лень о мире. Это время прорыва из пределов жестокого существования в творчество, результатом которого стали солнечные часы - символ вечности - и керамика. Дземон (огромные парадные сосуды и бытовая посуда), п ластика и символическая орнаментация которой свидетельствуют о возникновении определенного космогонического кода. Обожествление творческого акта породило миф о создателях японской земли - супруги. Идзанаги и. Идзанами, о прои ния от уважаемого божества - богини солнца. Аматэрасу - рода императоров, положив начало эре мифотворчества, астральным культам времени. Япония должна была идти определенным богами путем (синто - путь. Боги в), т.е. поклонение силам природы и предкам, воспринимая мир через чувства удовлетворения от общения с ни з ним.

Синтоизм стал чисто японской религией, которая даже после проникновения в страну других религиозных верований оставалась значимой, всегда ассимилируясь с ними в виде влиятельного ментального знаменателя отвечает овидно к ней японцы с давних времен видели свое предназначение в гармонизации мира. Уже в одном из ранних законодательных документов"Конституции из 17 статей"Сетоку. Тайси (574-622 гг), правивший. Японией п онад 30 лет, мы ждут:"Уважайте гармонию и возьмите за основу - не действовать наперекорір".

Гармония заняла особое место в системе японской культуры как главный организуя принцип человеческой жизнедеятельности. Как отмечают японист, ощущение органической слитности с природой подкреплялось не только одухотво-рюючим ее синтоизмом, позже приложили к этому усилия и буддизм, который утверждал, что"все в природе - твой отец и твоя мать", и даосизм, уверен, что дао пронизывает все - от былин ки к. Вселенной. Убежденный в живой связи всего со всем, японец знал, что нарушение этой связи угрожает вселенскому организму, и соответственно корректировал свои мысли, чувства и поступки, тем более что родоплеменной строй - материнское лоно синтоизма - ориентировал на восприятие окружающей среды через коллективное переживание, ощущение единства и общей соглашенийди.

Этот стереотип начинает меняться, когда иммиграция с азиатского континента (Кореи,. Китая) обогащает. Японию культурой металлов и поливного земледелия, вызывая коренные изменения в ее развитии: концентр прав большей массы людей в поселениях, появление избыточного продукта, имущественное расслоение и, наконец, зарождение системы эксплуатации с соответствующими властными структурами. Тенденция к концентрации власти, появившаяся с приходом эры железа (примерно III в), привела к созданию первой японской государства -. Ямато, своеобразно соединила в себе рабовладельческий строй с элементами феодализма, заимствованными в. Китае и. Корее ей соответствовала весьма однородная культура, одним из самых ярких явлений которой было возведение тысяч курганов (кофун), символов солярного культа, трансформированного в условиях нового социально-п олитичного устройства в культ государственного вождя, потомка богини солнца. Аматерасу. Уникальным культурным достоянием того времени стала культура дотаку - бронзовых колоколов, которые были священным ритуальным предметом связанным с культом предков. Признаки мастерства видны на найденных в курганах погребальных аксессуарах: медных зеркалах, золотых шлемах, мечах с позолоченными рукоятками, золотых и серебряных украшениях высококачественных гончарных изделиях больших размеров и сложной конфигурации, выполненных пицц влиянием континентального гончарного искусстваецтва.

Процессы классовой дифференциации общества способствовали формированию японской литературы, отделившейся от фольклора, а с появлением письменности стала самостоятельным видом художественного творчества. Значительную роль в этом м играла"вера в душу слова", его магическую власть, которой изначально держалась земледельческая обрядность. Древнейшие из известных письменных памятников книги"Кудзикы"(620 г),"Код-зикы"(712 г) и"Нихонги"(720 г), посвященные истории, догматике и ритуала синто, демонстрируют переход обрядов, которыми сопровождалась каждая существенная фаза сельскохозяйственных работ, в мифы. Кроме того, их важную функцию ю было укрепление государственного устройства, ибо мифологическая часть эпоса должна дополняться исторической, что, например, в"Кодзики"ведет читателя от времен легендарного императора. Дзимму до правления императры эти. Суйко (593-628 гг28 рр.).

поздняя литературная обработка не лишила ранние эпические произведения первоначальных черт: последовательного изложения представлений о мироздании, силы природы и общественные нормы тогдашней жизни. Общей тенденцией ци литературных памятников является постепенный переход от богов к героям и земных правителей, от космогонии - к истории: устанавливается прямая преемственность власти японских императоров от богов, позже с политической целью широко использовалось официальной идеологией. И все же перед нами прекрасные образцы древней поэзии, где песни органично входят в прозаический текст и связанные с ним содержательно. Они не имеют еще стройной метрической системы, характерной для классического японского стихосложения, к тому же им свойственны фольклорные формы художественной выразительности и настоящей народной мудрости. Не случайно миф с книги"Кодзики"о богине солнца. Аматэрасу, которая спряталась в небесной пещере, а потом снова явила себя миру, является не просто рассказом о смерти и воскресении, а фиксацией факта понимания диалектически й природы бытия. Первой собственно литературным памятником того времени стала большая поэтическая антология"Манъесю"(вторая половина VIII в). Разнообразие содержания, тематики, стиля ее песен отразила тогдашние является литературная жизнь во всех направлениях его развитияозвитку.

Анализ данного материала свидетельствует, что человек достиг того уровня, когда, освоившись в собственной ментальности, открылась к восприятию наработанного другими народами, которые создали на континенте свою разовью. Уту культуру открытости способствовал и поиск новой формы государства в отличие от исторически первого его варианта -"общества удзикабане"(аристократы носили фамилию"удзи"в знак происхождения и имя"каба не", что указывало на их общественное положение), где власть над человеком как свое естественное право осуществлял каждый аристократ отдельно. Потребности же дальнейшего развития общества, которое входило в феодализм, требует али скорейшей централизации правительственной власти. Кроме того, в пределах государства. Ямато этническое сообщество, опиравшейся на кровнородственных связи систему военной демократии, постепенно превратилась в наро днест, объединенную общностью территории, экономики, языка и культурури.

Продолжающаяся экспансия на северо-восток, захват чужих земель способствовали кристаллизации японской народности относительно тамошних жителей - варваров - и одновременно создавали новую, служилой знати, что реально п работая на государство, оттеснила от руля старую родовую аристократию. С введением табеля о рангах, которые имели присваиваться в зависимости от личных заслуг, началось формирование бюрократической системы, принцы пово отличной от системы удзикабане. А по отправке в. Китай посла и группы студентов и ученых монахов (607-608 гг) начинается планомерное заимствование континентальной культуры. Благоприятным для этого фактором становится приспособление к японскому языку китайского письма (завезенное в страну еще около 400 года, он оставался достоянием немногих) и его широкое практическое использование. Буддизм, который проникает в. Японию вместе с китайской письменностью и сначала воспринимается неоднозначно, теперь успех у аристократии как средство защиты существующего режима, а также благодаря его идеи о необходимости и м ожливисть достижения состояния просветления (сатори). Культура данного периода почти полностью формируется под его влияниемпливом.