Учебники Онлайн


4 общеамериканский культура в условиях ускоренного развития капитализма

События конца XVIII - начала XIX века при покорили процесс национальной консолидации, формирования общеамериканской культуры, оформление характерных звеньев внутриполитической структуры позиц этой внешней политики. США, их загальноционального направления. После принятия федеральной. Конституции. И789 года был создан общегосударственный правительство, первым президентом избран. Дж. Вашингтонна.

Ускоренное развитие капитализма в. США на промышленно-аграрной основе происходил в этот период в рамках так называемой гамильтонивського курса национальной экономики (О. Гамильтон - министр финансов), который пе ередбачав рыл протекционистских мер, проведение политики государственной поддержки отечественной промышленности, торговли и сельского хозяйства, используя для него"широкую интерпретацию"конституции ституцию (осуществление принципа"общественной полезности"любых правительственных мер, если они не запрещены законом).

Как факт повседневной жизни, протекционизм, который был существенным звеном внутренней политики американского государства, имел большое влияние на формирование"американского характера"Действительность четко выявляла и идеальность образа индивидуалиста, успех которого в социальных пи экономических сферах основывался только на собственных силах отдельного индивида.

Экономические реформы. Гамильтона усилили поляризацию политических сил, в результате чего возникли первые американские партии - федералистская, лидером которой стал. О. Гамильтон, и демократически-республиканская во главе с. Т. Джефферсоном. В 1800 году на очередных президентских выборах победил. И. Джефферсон, с именем которого американцы связывали радикальные"изменения во всех сферах общественной жизнииття.

Особенно привлекательными для основной массы населения штатов были обещания демократических преобразований важнейших сфер социально-экономической жизни американского общества, утверждения на практике бурь ржуазних прав и свобод, провозглашенных в. Билле о правах. Но со временем политический прагматизм, склонность к компромиссу стали характерными чертами политики республиканца. Т. Джефферсона. Преемственность по пол итикы предыдущих администраций также декларировалась как один из основных направлении] деятельности государственного руководства. Не случайно, именно этого периода начал развиваться характерен принцип американской двухпартийной системы - континуоїтет.

кардинальность инициатив республиканцев ограничивалась усилением на северо-востоке и. Юго-западе сепаратистских настроений, организацией мятежей, которые имели целью создание независимых государств на территориях. Новой. Англии западных штатов и части испанских колоний. Опасность раскола нации и государства задержала, но не изменила направления социально-экономического развития американского общества. Как не прекратила закрепление буржуазно-демократических тенденций сложная международная ситуация и англо-американская война 1812 рокку.

Англо-американский вооруженный конфликт 1812-1815 годов не был вызван реальной угрозой потери независимости и территориальной целостности. США. Утверждение гарантий государственной безопасности от любой. Майбах утньои внешней агрессии использовалось как важный аргумент обоснования экспансионистских планов руководства. США по. Канады и. Флориды. Развитие событий (активное сопротивление канадцев, нежелание костров х американцев добровольно участвовать в военных операциях, измена штатов. Новой. Англии и как следствие - успехи англичан) укрепил американский народ, в результате чего англичане потерпели поражениеки.

По окончании англо-американской войны политико-экономической жизни. США стало относительно спокойным. С сепаратизмом. Новой. Англии было покончено, укрепилась единство нации,"Эра доброй согласия"(The Era of G Good Feelings) - как назвали современники президентство. Джеймса. Монро - должна стать тем беспрецедентного расцвета национальной промышленности, укрепление права частной собственности и национальной государственности и существенного изменения внутриполитической атмосфери.

Иллюзорность общей гармонии обнаружила экономический кризис 419 года. Кроме того, усиление в федеральном правительстве позиций представителей рабовладельческого. Юга стимулировало экспансионистские настроения в стране. Рабство распространилосься

Запад, за пределы. Миссисипи. Территория. США значительно увеличилось за счет присоединения их состав новой земли - территорий поселения индейцев, вытеснение и физическое уничтожение которых приобрело беспрецедентно ого характера. Цинизм подобных деяний заключался в том, что ущемление прав коренных жителей. Северной. Америки рассматривалось как естественное развитие взаимоотношений аборигенов и"белых братьев"в процессе прогресс уючого развития цивилизации, как необходимость следовать"намерениям создателя. Вселенной", устраняя любую неравенство между его"белыми и красными детьми", устанавливая доверительные отношения между президентом-отцом и его детьми-индейцами. При этом, следует подчеркнуть, что, несмотря на вынужденность процессов трансформации жизненного и хозяйственного уклада, индейцы проявили незаурядную стойкость к тем европейским социально-политических установок и традиций, которые выходили за пределы их моральных ценностей, продолжая сохранять - с небольшими изменениями в ритуалах, понятиях, ориентациях - свои древних религийії.

Насильственное присоединение территорий. Дикого. Запада связывалось с высшими интересами. США, их расцветом, международным признанием, с достоинством и могуществом нации. С завоеванием независимости вера в особую мес сею. Америки стала важным фактором формирования американского национализма. Американский национализм, внутренняя и внешняя экспансия взаимно переплетаются в"единой комбинированной системе политики"Вон а вошла в историю. США как доктрина. Монронро.

Стержневая идея доктрины. Монро - разделение мира на две части: американскую и европейскую. Географическое расположение предусматривало различие интересов наций. Кроме того, экономические навыки, трудолюбие и а энергичность народа. США утверждают преимущества их прав в. Южной и. Северной. Америке. Последняя провозглашается законной собственностью большой и быстрорастущей нации. Любой покушение европейских стран на территорию. Западного полушария воспринимается как угроза безопасности и счастью. США. В свою очередь американское государство обязуется по внутренних дел европейских государств соблюдать полити ки невмешательства. В связи с этим был сформулирован один из центральных принципов доктрины. Монро - принцип неколонизации"Западное полушарие объявлялась закрытой для создания европейских колоний, а пе рехид бывших испанских колониальных владений в другие государства. Европы запрещается ("принцип неперехода"еходу").

В противоположность легитимизм принципы невмешательства и неколонизации имели прогрессивный характер. Но надо учитывать, что"единая комбинированная система политики", направленная против колониальной монополии европ европейских стран, проводилась с целью увеличения своего влияния в. Западном полушарии, служила реальным практическим интересам местных купцов, судовладельцев и промышленников. Новой. Англии. Позже доктрина. Монро не была законодательно оформленной, неоднократно по-разному толковалось, использовалась в дальнейшей борьбе. США за влияние в. Западном полушарии против стран. Латинской. Америки и. Е. Европыпи.

Идеи национальной исключительности нашли своеобразное отражение в художественной культуре этого периода. Успешное завершение войны за независимость, провозглашение демократических свобод стимулировали формирование роман нтичного способа мировосприятия и соответственно - методов художественного воспроизведения. Американская художественная культура начинает избавляться комплекса провинциализма, предлагая произведения высокого идейно-эстетического ного сорта. Если рождение негритянских литературных традиций (поэзия. Ф. Уитли) в конце XVIII века связано с воплощением английских поэтических канонов и поначалу не отмечено оригинальные стью, то американский роман, источником которого стал европейский жанр"готического романа", уже в начале. ХГХ века демонстрирует самобытную национальную форморму.

Американская действительность XVIII-XIX веков представлялась воплощением (хотя и несовершенным) просветительских надежд. Будущее, которое вставало перед молодым государством на все недостатки современного общества, было освящу эн в художественной литературе романтическим ореолом. Вместе с тем достаточно длительная традиция документально хроникального литературы привнесла в американского романа прозаизмы, утвердив"документальность"как е стетичний принцип (творчество. В. Ирвинга, например). Благодаря. Дж. Ф. Куперу появляется один из любимых жанров американской литературы -"морской романроман".

Героические драмы, мелодрамы, комедии популяризировать образ"благородного воина") - носителя идеалов. Республики, предлагая своеобразную модель личного самосовершенствования, привлекая внимание к порокам обществ ва (пьесы. М. Ноаха,. Р. Тайлераа).

Вера в безграничные возможности"американского характера"подкреплялась в процессе освоения и введения в состав. США западных земель. Величие дикой природы. Запада, экзотика его жителей привели жан нрового живописи, пейзажей, натюрмортев.

Продолжается развитие портретного искусства, вершиной которого стало творчество. Г. Стюарта - яркого выразителя национального содержания в американском искусстве. Постепенно, когда реальность стала все менее е соответствовать образу идеального гармоничного общества, обещанного родителями, американский портрет теряет оптимистическую направленность. Тревога за будущее. Америки, проблема защиты человека в ситуации й обострению ее противоречий с обществом встают новой темой романтического портрета. В. Олстона,. Т. СаллиСаллі.

Энтузиазм творцов национальной культуры подкрепляется завершением периода духовной изолированности и началом всемирной сведения лучших образцов американского искусства

Вступление в 1828 году на президентский пост генерала. Е. Джексона утверждал власть новой политической силы - демократов, правление которых продолжалось (с небольшими промежутками времени) до гражданской войны. В друг гий четверти XIX века была создана двухпартийная система - виги и демократы"Период джексоновского демократии"проявления в глубокое противоречие, иллюзорность"общего благополучия", согласия и равенства. Х оча в это время возникла очень популярна теория"консенсуса"("В. Америке существует республика без борьбы, без оппозиции, без доказательств, по молчаливому согласию, определенный consensus universalis"). Именно тогда все четче просматривается классовая структура американского общества. Свидетельство тому - подъем рабочего движения, создания многих рабочих партий,. Национального союза тред-юнионов, мятежи, религиозно-е тнични бунты в ситуации долгой экономического кризиса и депрессийепресії.

Кроме того, расположение демократов к идеям равенства и свободы благополучно сочеталась с признанием рабства, преследованиям и насильственным переселением индейцев, захватом новых территорий (Анекс ия. Техаса, присоединения большей части. Орегона, война с. Мексикой проникновения в страны. Центральной. Америки и. Тихого океана) в течение первой половины XIX века территория. США увеличилась. ИБ 3,5 раза и составила 3022387 апреле миль с населением 23200000 человек (5,3 млн в начале века). При этом в результате насильственной депортации индейцев восточных и юго-восточных штатов (Делавар, семинолов в, чирок и др.) в резервации на западе. Миссури с 125 тыс аборигенов, живших на этих землях в начале 20-х годов XIX века, в середине 40-х годов осталось менее 30 тыс огромных территорий й привлекались к мировой системе капиталистического хозяйства и буржуазно-демократических отношений. Идеологическим обоснованием территориальной экспансии. США были концепции, заложенные в доктрине. Монро, а также теория"определение судьбы"(Manifest Desting). Последнее утверждала особую роль. США как великой державы в. Западном полушарии, избранность американского народа, в руках которого - слава человеческой природы и которому предназначена миссия распространения демократии и ее благодеяний на территории всего континента. Но эта миссия осуществлялась очень часто путем дипломатического давления, организации мятежей, провокаций (Тех ас,. Орегон), войн (захват. Калифорнии и. Новой. Мексики), подкупа, обмана (перемещение индейцев) кажущейся сохранялась видимость договорных и патерналистских отношений с аборигенами, отмечалось на миролюбия политики. США и вынужденности войны с. Мексикой, якобы ограничивала права и свободы англоамериканського населения, защиту интересов которого - обязанность и честь. США. Энтузиазм осознание национальной уникальности, как крайнее проявление, обернулся перерождением национал-патриотизма в шовинизма в шовінізм.

Несмотря на распространение в американском обществе национал-патриотических настроений, внешнеполитические действия правительства не нашли значительной поддержки. Наоборот, активизируется пацифистский движение частности, создает ется. Американское общество защиты мира. Среди противников аннексии. Техаса, а затем и войны с. Мексикой - представители разных общественных слоев и политических кругов: часть буржуазии, рабочие, большие во вигов, квакеры, конгрегационисты. Анти-военная пропаганда велась многими известными общественными и культурными деятелями. Америки. Среди них - писатели. М. Фуллер и. Г. Мелвипл, поэт. Дж. Р. Лоуэлл, философы и публицисты. Г. Д. Торо,. Р. В. Эмерсон, руководители аболиционистского движения. В. Л. Гаррисон и. Ф. Дуглас, теолог и проповедник. В. Е. Чаннинник. В.. Е.. Чаннінґ.

В демократических кругах распространяются аболиционистского настроения. Появляются такие произведения, как романы. Р. Гилдред"Белый раб, или. Заметки беглеца"и. Г. Бичер-Стоу"Хижина дяди. Тома", работа. Г. Гетера"Неизбежная кризис. Юга", памфлет"Деспотизм в. Америке"Ф. Дугласа. Наряду с моральным осуждением рабства, ярким, достоверным художественным описанием уродства этой"особой учреждения"приходится необходимость как идейной, так и революционной антирабовласницькои борьбы. Потому что, с точки зрения многих авторов, тогдашнее состояние американского общества не отвечал погреба подлинной демократии, основы которой - ут вердження прав и свобод человеклюдини.

Сила и размах аболиционистского движения были обусловлены ростом расово-этнического самосознания самих нефов, их освободительной борьбы. Последние десятилетия XVIII - первая треть XIX века ознаменува. Алиса многими восстаниями, мятежами, которые превратили. Юг в военный лагерь. Надежды на свободу и равенство вдохновлялись победами первой американской революции. Особую роль в аболиционистского движении сыграли свободные негры, негритянская интеллигенция частности. Ф. Дуглас,. Д. Реглс,. В. Браун,. М. Делани и другие разрабатывали идеологию освободительной борьбы, выступая против шовинизма белых, мобилизуя все прогрессивные силы на борьбу с рабством, они осуждали также черный расизм и сепаратизм. На тот момент это было очень важно, потому что в развитии этнического самосознания проявились две тенденции - хотел ние к культурной интеграции, надежды стать равноправными членами североамериканской нации и тенденция к этноцентризма, националистические настроения, идеи"возвращения на родинуьківщину".

В ответ на активность аболиционистского движения плантаторы. Юга усилили идеологическое защиту рабства. Использовались как теология, так и наука. Рабское положение негров объяснялось не только божест твенно предопределение, но и"теорией биологической неполноценности"черной расы. Утверждалась"врожденная покорность"негров. В формировании такого этнического стереотипа свою роль сыграли литература и драматургия. В творчестве писателей и драматургов. Юга, в спектаклях менестрелей распространялось сентиментальное идеализирование плантаторства, образа преданного, доброго, наивного нефа с характерной языке и глуповато простодушием. Чаще всего ему предназначалась роль комического героя. Этот этнический стереотип оказался очень живучим, тогда как в среде рабов усиливались бунтарские настроениянастрої.

Рабство задержало процессы ассимиляции, но не остановило их. Культурные взаимоотношения белого и черного населения. Америки происходили на разных уровнях, в разных сферах - быту, языке, фольклоре, театре, музыке прикладном искусстве, литературе. Негры не только перенимали культуру общества, которое их окружало, но и обогатили ее элементами африканской культуры. Американское музыкальное (инструментальное и певческое) мы стецтво впитало в себя негритянские фольклорные традиции. Трудовые, лирические, колыбельные песни, духовные гимны, примитивные блюзы, игра на банджо, негритянские поговорки и сказки, плантационные танцы, мягкая, мел одийна произношение южан стали неотъемлемой частью культурного лицо американской нациації.

Если национальный гений несколько раньше проявлял себя, прежде всего в экономическом прогрессе, то в этот период именно духовная элита стала своеобразным резонатором изменчивости бытия. Идеалы. Декларации и реалии действительно ости оригинально отразились в характерной для романтизма антитезе естественности и цивилизации, прошлого и настоящего, бесхитростно, человечной и патриархальной. Америки, ее буржуазной современности с брутал ьним меркантилизмом и нехваткой поэтичностиі.

Художественная культура, литература и драматургия частности, отражает это в стереотипизированной образе фермера, который, воплощая самые уважаемые добродетели американской нации - честность, скромность, трудолюбие, патриотизм, противопоставляется местному жителю, испорченном цивилизацией. Фермерская работа, возвращение к природе представляются путем совершенствования общества и человека. Литературное творчество. Н. Готорна,. Г. Д. Торо,. Г. Мелвилла,. Е. По,. Ф. Купера,. Г. В. Лонгофелло, отразив умонастроения эпохи, стала частью классического наследия американской нациької нації.

Повествовательная проза и драматургия (произведения. Р. Тайлера,. В. Дамлена,. М. Ноаха,. Е. Моуатта,. Д. Смита,. Дж. О. Стоуна), воплощая характерные для тогдашней. Америки ситуации и образы, способствовали формированию национального них мифов - стереотипов, которые определили психологическое и социальное лицо"американского характера"В представления американцев и европейцев проникли романтические образы одинокого и бесстрашного охотника, ко вбоя как человека, который сделал себя сам, янки, черты которого - сообразительность, простодушное невежество, грубоватый юмор, благородство наряду с чувством собственной пользы и неизменный оптимизм - стали определяющими в восприятии американцев европейцами. Как никогда усилился интерес к фольклору, мифологии, быта коренных американцев. Индеец -"благородный храбрый дикарь", мудрая, доверчивая"естественный человек"с общ остреним чувством собственного достоинства - становится героем многих драматургических и повествовательных произведений. Романы, новеллы, детективы, поэзия по-разному решали главные вопросы, которые были важными для рома нтичного мышления и эстетикита естетики.

Поиски возможностей решения проблемы соотношения мечты и реальности, свободы личности и условий ее самоутверждения проходили под влиянием философии трансцендентализма. Р. В. Эмерсона. Утверждая прим мат интуитивного познания над разумом в процессе приобщения к трансцендентным истин и ценностей, она была реакцией на. Просвещение, на утилитаризм и прагматизм современного общества. Преобразование ос. Танну представляется возможным за счет морального, духовного самосовершенствования его членов. Трансформация личности осуществляется благодаря ее единение с. Природой как воплощением трансцендентальной идеи. Вн утренние голос, а не идеология общества, должен руководить жизнедеятельностью человека"Доверие к себе","личность как единственный критерий истины"провозглашаются основные принципы духовного самоутверждения человек людини.

Разочарование реалиями бытия обусловило резкий спад в искусстве живописи. Популярный до сих пор портретный жанр практически не развивался. На некоторое время были забыты оригинальные художественные традиции. В архи ектури крупных городов изобиловала эклектика. Изменилось функциональную нагрузку искусства - развлечение, украшение, а не воспитание души. Художественное сознание, казалось, потеряла своего героя, получение которого стало мо жливим вследствие гражданской войнвійни.