Учебники Онлайн


33 Античная эпоха

331 Общая характеристика культуры античности

Первый период

Сутки, которая охватывает время в течение восьми-десяти веков, с V-IV вв по. Рождеству и к V-VI вв по. Рождестве, мы означаем как античную эпоху. По этой эпохи Украина втягивается в орбиту античного мира и на Украине п распространяется материальная культура, которая несет на себе отчетливые признаки воздействий культуры тогдашнего античного мира. Для. Западной. Европы в этот период свойственна была материальная культура, известная в археологической науке от названием. Ла. Тену (от названия места. Ла-Тен, где впервые были найдены археологами остатки этой культуры, с латинами не имеет ничего общего). Существовала на Украине во второй половине первого тысяч олиття по. Рождеству культура более или менее подобная ла-тенськои, более или менее родственная этой последней? ого типа на Украину. Они утверждали, что культуры данного типа на Украине вообще не существовало. Л. Нидерле в своем труде"Человечество за предысторических времен"утверждал, что могильники с вещами латенская тип в на начальной своей стадии были совсем неизвестные на востоке от. Вислы; только где-то уже во II -1 в по. Рождеству они начинают появляться также и восточнее выражение за. Нидерле, они появляются сначала в. Гал ичини, а затем распространяются дальше, по направлению к. Киевщины, так что. Надднипровья они достигают не ранее I-II вв по. Р X. По этой концепции культура латенская типа на. Востоке рассматривается как случайный п ережиток, запоздалый анахронизм, сомнительный и ненадежный. Эту теорию отставание этой культуры, ее несинхронности на. Востоке и. Западе разделяло большинство ученых, между ними. А. Спицын,. П. Рейнеке,. Макс. Эберт,. Е. Ми нне,. А калитинского и другие. Из искусственно созданного контроверзы всеобщего отрицания существования подобной культуры на Украине и повторных, неоднократных находок той или иной достопримечательности этой культуры, ро били вывод о принадлежности данного памятника в поздних времен. А калитинского, пишет:"Находки ла-тенських фибул в погребениях. Южной. России еще не говорят о одновременность с западноевропейскими"Появ а этих форм здесь состоялась, видимо, со значительным опозданием, по сравнению с их возникновением у себя на родине. Все имеющиеся данные говорят за. Вислу или. Среднюю. Германию. В. Щербаковский, связывая латенская к ультура с кельтами, проблему. Ла-Тену на Украину трактует как кельтскую проблему, как вопрос о пребывании кельтов на территории Украины. Он пишет:"На нашей территории галлы оставили очень немного следов очевидно, их было немного и они, попав на путь номадов, были скоро ними затертые. Сколько-нибудь заметного участия в формации украинской нации они взять не могли. Из вещей галльских (латенской культ. Ури) можно вспомнить: меч галльский и остатки меча в могиле возле с. Великой. Тарнава. Новоушицкого этаж на. Подолье несколько т н фибул (шпилек) латенская типа в разных селах Украины. Фибулы могли по пасты и торговым путем из. Закарпатья"Чтобы утверждать или отрицать наличие культуры латенская типа на Украине во второй половине первого тысячелетия по. Рождеству, надо поставить вопрос о то, что представляет собой эта культура в своем существе и как определяется она, в археологической науке?. Р X в областях, смежных с греческими колониями, в результате усвоения туземной населением античной греческой культурной или существовали на Украине в это же время такие же условия, аналогичная ситуация, обесп ечувала влияние эллинов на туземную население? х колоний, поддерживающие связь между метрополиями,. Средиземноморьем и туземной населением. Надднипровья. Надднистровья,. Масилия-Марсель на юге. Франции выполняла исторически ту же функцию, что. Ольвия,. Херсонес и другие греческие колонии на юге Украины, расположенные в устьях больших рек,. Днестра,. Днепра,. Буга,. Дона. Даже вполне теоретически, оставаясь в сфере чистых предположений, мы имеем все основания и высказать утверждение, что, яі чистих припущень, ми маємо всі підстави висловити твердження, що, як у кельтов вблизи. Масилии создался своеобразный"варварский"вариант античной культуры, который мы называем. Ла-ТЭНом, так же в то же время и на территории Украины, вблизи. Ольвии, вследствие эллинизации местн цевого человечества,-кстати, этот процесс. Эллин-зации туземной человечества Украине вполне определенно отмечен уже у. Геродота, - должен был создаться вариант культуры, аналогичной кельтском. Ла-Тену. Францну. Франції.

Морские связи заступают сухопутные, как это было до сих пор Украина вдевают в орбиту борьбы между. Митридатом и. Римом за пути решения проблемы мировой империи, и. Митридат, лелеял идею"понтийских кого решения проблемы мировой империи", находит свою гибель в борьбе с. Римом на территории Украины. Должны отметить здесь основной хозяйственный факт: в основе связей Украины с античным миром м лежало земледелие. Напомним уже известные нам факты. Земледелие, которое царило на Украине во времена. Триполья и которое было связано тогда с великохудобним скотоводством, было одсунене на задний план сначала в вершництвом"шнуровикив", затем скифов. В первом тысячелетии по. Рождестве на Украине земледелие начинает вновь постепенно набирать того значения, которое оно имело когда-то. На базе этого развития туземного земледелия растут и укрепляются взаимоотношения с античным миром. По мере распространения этих связей пахарь-земледелец начинает возвращать себе утраченные экономические позиции. Не забудем: древний мир во времена по. Рождеству кормится украинским хлебом, как и. Голландия в 17 в по. Рождеству. В условиях налаженных и устойчивых экономических связей с античным миром, в условиях утверждения военно-политического могущества. Рима скотарст во теряет свой экономический, а вершництво свой политический смысл. Напротив, экономический вес земледелия в хозяйственной жизни страны, а вместе с тем и вес земледельческой общины против бая, скотовода и ве ршника растет все все больше. Хозяйство Украины в этот период включается в экономическую систему античного мира. Оно модернизируется, подчиняется экономическим формам этого последнего по измененному й экономической системы основой хозяйства становится на Украину не скот, а зерна. Скотовод-всадник-номад постепенно делается пережитком-хозяйственным, социальным и политическим. По мере роста хозяйственного знач ения земледелия, по мере вовлечения. Надднипровья в орбигу античного мира, интенсификации процесса эллинизации человечества уменьшалось значение скотоводства, сезонов кочив-водства, укрепленных городищ как л окальних центров всаднической верхушки, войны и грабежа, как непосредственного источника обогащения верхушки. Нельзя одновременно крамарюваты и воевать. Всадник-скотовод с номада превращается в экспортера зерна. Вместо кочевать с большими стадами скота в зеленотравних степях. Причерноморья,. Предуралья и. Зауралья, он сидит за столиком таверны в. Ольвии или. Херсонесе, его интересуют сведения, привезем карманы матросами о колебаниях биржевых цен на зерно в. Александрии или. Родосе. Вкус вина заставляет забыть его о терпкий вкус степного кумыса. Вторая половина первого тысячелетия по. Рождеству - это век интенсивного роста земледелия, развития домашнего промысла, ремесла, рост населения, постепенного очеловечивания Украина, нивелирования прежних социальных противенств, если не обогащения, то в любом случае подъема благосостояния основных масс крестьянского человечества. Чтобы понять, что произошло на Украине в этот период, надо не забыть о ситуации, которую мы знаем из этнографических источников. Мож е показаться странным, как легко крестьянская масса оттесняет скотовода, как, впрочем, быстро исчезает, в изменившихся условиях, общественная функция скотоводческо-всаднической верхушки. Это все могло бы показаться странным, если бы мы не приняли во внимание этнографических данных: дело в том, что, по родовому традиции, скотовод богатой, владелец больших стад, в пределах родовых отношений, пользуется таким же земельным участком, как и без худобний бедной земельною ділянкою, як і безхудобний бідняк.

Скот являются собственностью скотовода, но не земельный участок. Скотовод как владелец скота является частный собственник, но в отношении к земле он не пользуется правами частной собственности. Здесь действуют нормы родовой гром венных собственности. Понятно, что когда, по античной эпохи, увеличилось экономически значение земледелия, при сохранении общественно-родовых традиций, бывший богатырь-скотовод оказался в таком же правовой-г осподарчому положении, как и бедняк. Надо полагать, что скотоводческое верхушка не обнаружила достаточной гибкости, чтобы в изменившихся условиях овладеть новым процессом и сохранить за собой свое давнишнее экономическое состояние овище скотоводческих верхушка не смогла задержать политическую власть над массами в своих руках, как это было в предыдущих суток, когда земледелие было лишь незначительным дополнением к скотоводству, посевная площадь очень малой против грандиозных пространств, используемых для выпаса скота, и укрепленные городища господствовали над открытыми земледельческими поселениями окраине. Во второй период античной эпохи, о котором бы уде речь дальше (первая половина первого тысячелетия по. Рождеству), образуется новая верхушка, но она, надо полагать, не имеет ничего общего с предыдущей, вырастая из кадров земледельческих громагромад.

Итак, хозяйственный развитие страны направляется в направлении развития земледелия. Городища исчезают, они теряют то значение, которое имели до сих пор. На первый план выступает село. Сословные разницы в народе вы иразно нивелируются: если за скифской эпохи народ был резко расчлененный на состояния и каждое состояние лелеял свою особую форму хозяйства (господствующая верхушка-кочевое скотоводство; низы-земледелие), то теперь народ выступает как циліле.

Грушевский в своей"Истории Украины-Руси"пишет, что скифское государство тратит значение и заникае под дальнейшим натиском сарматов с востока, траков и бастарны с запада и севера. Он считает, что не позднее как ко второй пол II в, сарматы уже займут черноморское побережье. Он совсем не анализирует внутренних процессов, которые привели"скифскую государство"к потере ею значение, которое она имела до. Он обходит п итання о том, какие изменения произошли в скифском государстве, социальные, хозяйственные и политические, чтобы здесь найти объяснение упадка скифской империи и исчезновения кочевания как такового. Грушевский стоит на рац ионанистський точке зрения, сводит всю суть исторического процесса к"переселение"За. Грушевским,"новые народные потоки""вытеснили совсем""скифов""из наших степей"Не отрицая наличия миграций, с иного стороны, нельзя игнорировать и того, что"с скифской генеалогии, представленной. Геродотом, получалось бы, что скифы считали себя автохтонами (выводили себя от дочери. Бористена). Смысл изменений произошел на Украины во второй половине последнего тысячелетия по. Рождеству, нельзя свести к изменению скифов сарматами, к тому, что новые"степные орды"вытеснили прежние кочевания господствовало как состояние и как форма господа рство. Античные писатели привыкли с представлениями о скифах связывать представление о скотоводов и грабителей. Скифы для них - это прежде всего царские скифы и скифы-кочевники. После того, как вместо розчлено ванных состояний выступил сословно недифе-ренцийований народ, античные писатели перестают вспоминать о скифах. Пришельцы-свидетели не могли не заметить этого факта: исчезновение слои, нивелирование состояний и ви ванию сплошной нерасчлененности народа, но они не дали себе совета, чтобы при попутных упоминаниях описать это явление. С тех пор они молчат о скифах. Они были правы. Одже кочевников, как таких, которыми их знал. Геродот, больше нет. Что касается новейших историков, то они с упоминания исторических источников о сарматов и о скифах сделали совершенно произвольный вывод, что где-то во II в сарматы"вытеснили"скифов, хотя, на самом деле, как мы видим из материалов археологических раскопок, эти материалы не дают нам никаких оснований говорить о том, что в этот период в. Надднипровьи произошла какая-то этническая изменение и один народ лопаты в другой. Суть изменений, которые произошли в этот период в. Надднипровьи, заключалась совсем в другом. Распространение археологических данных существенно сказалось на наших представлениях о прошлом нашей страны, а в соответствии с тем мы вынуждены совсем иначе относиться также и к письменным источникам. Отдельные народы и отдельные племена двигались: с востока на запад, с запада на юг или на восток, сарма-ти, бастарны, траки и т.д., но основн й массив остался в этот период постоянным, испытывая тех социальных и хозяйственных изменений, о которых была речь выше. В свете этого сказанного контуры исследуемой нами этногенетической проблемы приобретают иного й выразительности. Нет сомнения, оседлый земледелец. Надднипровья должен был сохранить за скифской эпохи индоевропейство, которого он приобрел за предыдущие времена, в процессе преодоления новым индоевропейским элем нтом древнего неолитического трипольского основу. Упоминание о оседлого земледельца позволяет отличить его этническую судьбу за скифских времен, от этнической судьбы скотоводческой верхушки, от судьбы тех царских с. КИФов, что, по свидетельству. Геродота,"других скифов считали рабами", от тех скифов-кочевников, что"ничего не сеяли, не пахали"Только эти скотоводческо-всаднической родовые группы иранизу-ются в скифское периодом д, как об этом уже была речь раньше;нічого не сіяли, не орали".. Лише ці скотарсько-вершницькі родові групи іранізу-ються у скіфський період, як про це вже була мова раніше.

Вполне понятно, что за античной эпохи европеизм основного массива человечества, в новых общественно-хозяйственных условиях, должен был укрепить и выступить ярче, как это было до сих пор. Можно предположить, что он в ц этот период потерял свои архаичные черты туземной уединенности и, вовлечен в орбиту античного мира, смог приобрести определенные языковых признаков, общих индоевропейским народам античного мира. Разумеется, у си эти формулы носят лишь предварительный и приблизительный характер, но все же этнического точки зрения решения этногенетической проблемы. Это могло бы значить, что народ освобождается от чужих примесей, привн. Эссен настоящему акцией верхушки, приток чужих элементов прекращается. В этническом жизни страны исчезает тенденция, вводимая слоем кочевых скотоводов-всадников, раствориться в. Туранскому или иранском мире. Социальная и хозяйственная нивелирование существующих племен на широком географическом пространстве должна была привести к уменьшению этих сословно-племенных различий и к сотворению однообразной и сплошной народной масс маси.

Итак, как мы утверждали выше, что керамика культуры зарубы-нецкий типа не пришла на. Надднипровья с. Запада, то она является продуктом туземного подражания античной посуды, попавший в. Надднипровья я с. Юга, из. Причерноморья, из тамошних греческих колоний, прежде всего, с. ОЛЬВА.