Учебники Онлайн


Иконопись

Вместе со строительством храмов развивался и такой вид искусства, как культовый станковая живопись. Если мозаики и фрески воплощали триумф христианства, то иконы прежде были по-клоннимы. К ним молились, у них надеялись найти исцеление и помощь в жизни. Икона подносила святого, изображенного на ней, над повседневностью, подчеркивала его харизматичность. По представлению верующих, освященная икона не заме ет святого, а указывает на наличие, имеет свойства благодати, защищает и исцеляет. Образы, воплощенные в иконах, считаются образцом нравственной чистоты и одухотворенностиності.

Иконы, как специфический вид религиозного живописи, возникли очень давно, и ранние уцелевшие произведения принадлежат к. УИ в. Икона как художественный элемент занимала главное место в интерьере церковного сооружения. Культ ико они был официально принят на седьмом. Вселенском соборе 787 года в городе. Никее. Иконы составляют органическое целое с храмом и подчиненные его архитектуре. В храмах иконы располагались над передвивт. Арно перегорожею, позже превратившуюся в иконостас. Первые иконы были привезены на. Русь из. Византии и. Болгарии, а в конце XI в появились собстввласні.

Искусство иконописи имело свои особенности, которые отличали его от монументальных росписей. В иконе ограниченное пространство, требовавший сосредоточения на создании психологического образа, нахождении найвиразн ных композиций и колористических решенийь.

Сочинений древнерусской иконописи сохранилось очень мало. Становление иконописи. Киевской. Руси приходится на II пол XI - нач

10 Украинская культура: история и современность:. Навчпосибник -. М.:. Мир, 1994 - я 179

XII века в. Киево-Печерском. Патерике рассказывается о первых русских иконописцев -. Григория и. Алипия. Так, известной в настоящее время, была. Печерская иконописная мастерская, в которой писал иконописец. Алипий й, прошедший школу византийских мастераів.

Первым произведением иконописи второй половины XI в считается икона. Дмитрия. Солунского. Она написана по заказу великого киевского князя. Изяслава. Ярославича, когда он отстаивал свое право на великокня. Вязивский стол. Именно поэтому святой на иконе изображен с полуобнаженным мечом, символом вручения властейлади.

Ряд исследователей связывают с киевской художественной школой и такие иконы как"Ярославская. Оранта"(XII в), находящийся в ярославском. Спасо-Преображенском монастыре,"Устюзьке. Благовещение"(XII в), композицию"Свенской (или. Печерской). Богоматери"(XIII в). Среди икон, дошедших до наших времен,-йшанованишою была икона"Богородицы -. Елеуса", привезенной в конце XI - начале XII в из. Византии в. Вышгород близ. Киева ее назвали"Владимирская. Богоматерь"(Третьяковская галерея м. Москвамирська. Богоматір" (Третьяковська галерея м.. Москва).

В. Киеве сформировалась иконография первых русских"святых"-. Бориса и. Глеба, представление о которой дает икона"Борис и. Глеб"Традиции. Киева были распространены в иконописных школах. Новгорода,. Владимира,. Суздаля,. Г. Галича и. Владимира-Волынского (Ил 15, 16инського. (Іл. 15, 16).

Оригинальным видом искусства в княжеские времена было искусство книжной миниатюры. Книгу на. Руси всегда любили и уважали. Рукописная книга была особенно ценной, писалась очень долго, на дорогом пергаменте и художественно разукрашивалась. Книги переплетали в прочные оправы с металлическими замками, текст украшали инициалами, заставками и миниатюрами. Книжная миниатюра выполнялась и иллюстрировалась русскими писцами и художниками, образцами для которых служили византийские и болгарские рукописные книгиниги

С летописи известно, что. Ярослав. Мудрый, большой поклонник книг, основал при. Софийском соборе в. Киеве библиотеку и центр книгописання (скрипторий). Памятниками древнерусских рукописей, сохранившихся ся до наших дней является"Остромирово евангелие", написанное в XI в в княжение киевского князя. Изяслава. Ярославича для новгородского посадника. Остромира,"Изборник. Святослава", написанный по заказу к иивського князя. Изяслава. Ярославича (1073 г). По содержанию это сборник назидательных статей разных церковных авторов, составленный для болгарского царя. Симеона. Достопримечательности этого времени является"Бучацкое евангелие","Юрию евангелие","До-глыбовых евангелие"(XII в)"Мстиславово евангелие"(XII в) и др.. Все они выполнены в живописной декоративной манере. Интересным образцом древнерусской книжной графики является"Оршан ское. Евангелие", написанное незадолго до монголо-татарского нашествия. Содержащиеся в нем фигуры евангелистов, по манере исполнения близки к фресковой живописи ньому постаті євангелістів, за манерою виконання близькі до фрескового живопису.

Выдающимся явлением в древнерусском искусстве, ценным источником истории. Киевской. Руси являются миниатюры. Радзивилловской летописи (XV в). Книга содержит 618 цветных графических миниатюр, иллюстрирующих жизнь кн няжои суток. Миниатюры дают ценные сведения об архитектуре. Киевской. Руси, одежда и оружие, вещи домашнего обихода. В миниатюрах этой летописи отражены все важные события времен. Киевской. Руси - поход русичей на. Царьград, строительство. Софийского собора и"града великого. Киева", восстание киевлян в 1068 и 1147 годах, походы и сражения с степняками, княжеские уособици. Орнаментика большинстве древнерусских х рукописей была связана с ювелирным делом и декоративно-прикладным искусствовим мистецтвом.

Развитие ремесленного производства стимулировал расцвет декоративно - прикладного искусства в котором проявились черты древнерусской эстетики и многовековых художественных традиций восточных славян. Вместе с тем в д декоративно-прикладном искусстве нашли отражение черты мирового искусства тех времен, поскольку торговым обменом в. Киевской. Руси попадали многочисленные художественные изделия из других краен.

В связи с введением христианства, как новой религии в. Киевской. Руси возникают новые формы в искусстве. Создаются непе-ревершени памятники ювелирного искусства и художественного шитья

. Шитье достигает высокого художественного уровня и даже распространяется за пределами. Киевской. Руси. О шитье местного происхождения свидетельствует факт основания при. Андреевском монастыре в. Киеве внучкой. Ярослава. Мудрого в. Анной -. Янкой школы, где обучали искусству вышивки золотом и серебром. Остатки вышивок было найдено в. Софийском соборе в. Киеве, в городах -. Белогорье-ГЦИ,. Старом. Галиче,. Шаргороде и иін.

Древнерусском шитья характерна глубокая образно-символическая содержательность. Вышивка в одежде древнерусских людей, кроме декоративной, несла заклинательную, символическую функцию. Вышитый узор приобретал магически й силы. Он размещался вокруг шеи, на предплечьях рукавов было чествованием трудолюбивых рурук.

С жизнью и трудом древнерусских людей были тесно связаны языческие верования. Поэтому, в орнаментах древнерусского гапту-

11. История украинской культуры:. В 5-ти т - /. История культуры древнего населения Украины -. Т 1 -. М.:"Наукова думка", 2001

12. Школа. Анны. Ярославны ния встречаются геометрические мотивы, изображения гепардов, львов, птиц, которые полны четкого ритма, величия и гармоничного равновесия. Достаточно разнообразны растительные узоры особенно распространена цветок крин - символ жизни, а также стилизованные изображения деревьев с гибкими стеблями и др.. Мастерицы совершенстве владели техникой золотой вышивки, широко вовлечь ее декоративные возможности, создавая богатую и разнообразную фактуру узореів.

Распространенными на. Руси были и такие виды прикладного искусства, как скань, чернь, зернь, позолота, перегородчатая эмаль и художественное литье. Скань - это искусство использования тонкого провода, напаювався на металлическую основу. Эта техника широко использовалась в женских украшениях и окладах книгг. . Чернь - черная паста для протравливания серебряных изделий делала темный фон, на котором светились серебряные фигуры ее наносили на браслеты, запястья, колты, перстни, кресты, оружие и т.д.. Зернь - мелкие шарики впаювалися в перстни и другие украшения позолотой делали с помощью амальгамы или инкрустации или наносили золото сложным методом - протравливанием. Довольно часто отделки делали с помощью нескольких т ехник. Так, литье, чеканка и чернь употребляли при изготовлении знаменитых пластинчатых браслетов, которые находят при раскопкахкопок.

Высокого уровня достигли древнерусские мастера в технике эмали, которая была очень сложной и требовала высокого мастерства. Искусство эмалей пришло на. Русь из. Византии. Древнерусские мастера творили эмали стрим. Манише по цвету, лаконичным и целостное по композиции. В них доминирует белый цвет, что придает большей ясности их колористической гамме. Техника изготовления эмали довольно сложна и оригинальна: на золотых пластинках с помощью матриц, вытесняли контуры рисунка, напаювалы золотые тонкие пергородкы, а промежутки засыпали порошком, плавился в печи и заливал плоскости разноцветными эмалями. Затем малое нькимы молоточками осторожно расковывали золотые перегородки и шлифовали эмалевую поверхность. Разноцветные изображения на перегородчатой ??эмали очень интересные. Так, на золотых колтах часто делать изображения сыры нов,"древа жизни", павлинов, цветков и растительных орнаментов. Колты чаще имели синий, зеленый, белый и красный кругуй і червоний колір.

Художественно украшались предметы быта, украшения, оружие, металлический и керамическая посуда, изделия из кости. Распространенными мотивами было круг - символ солнца, и волнистые линии, символизирующие воду. Лучшими вы иробамы прикладного искусства является пластинчатые браслеты-наручи из серебра, диадемы, бармы, колты, гривны, рясны. Наряду с различными украшениями, в ювелирных мастерских видпивалася большое количество нагрудных крестиков (энколпионов), нагрудных иконок, змеевике известными шедеврами ювелирного древнерусского искусства есть две диадемы из княжеского парадного наряда, датируемые XII и XIII векомтями.

В древнерусском государстве также было распространенным ковки и чеканки золота, серебра и меди. Прекрасным образцом этого искусства является также врата. Суздальского собора (XIII в), где наряду с библейскими сценами со обиженно языческих существ, которые стерегут вход. Достопримечательности искусного чеканки является, найденная при раскопках в. Софийском соборе, икона. Павла (XI в), которая выполнена на очень тонкой медной пластинке. Практик увалась техника инкрустации золотом и серебром, главным образом на бронзовых и железных изделиях, особенно на оружиязброї.

Международное признание получили изделия мастеров из резьбы по дереву и кости, майоликовая керамика, а также производство стекла. Памятниками различных художественных ремесел являются бронзовые паникадила, колокола, смальта, стеклянной я не ожерелье, кубки, чары, браслеты, резные шкатулки, образки, рукоятки ножей и оружия, зеркала, ложки, шахматные и шашечные фигуры ин.

Оригинальными видами прикладного искусства было художественное литье. Древнерусские мастера отливали множество разных вещей, от небольших украшений до больших церковных колоколов. Ценным памятником художественного литья есть большой медный хорос, найденный на. Подоле в г.. Киеве. Он украшен жар-птицами - символами света и знаками огня и солнцанця .