Учебники Онлайн


Историческая литература

К этой литературы относились переводы. Библии и византийских исторических хроник. На. Руси были известны в переводе хроники. Иоанна. Малалы,. Георгия. Амартола и. Георгия. Си-нкела. Это были сборники учили ьних и интересных рассказов на исторические темыми.

. Повести. Этот жанр был довольно распространенным на. Руси. Особенно популярными были: повесть"Александрия", рассказывающий о жизни и подвигах. Александра. Македонского, переводы повести о. Варлама и. Йосафа, повесть о. Иудейскую войну, повесть о"Девгени-еве деяния", которой характерен былинно-богатырский дуинно-богатирський дух.

В древней. Руси распространенными были также переводы произведений афористического характера, которые были своеобразной энциклопедией тогдашней житейской мудрости. Например, повесть о. Акира. Премудрого - одна из древнейших ших литературных памятников. Востока усвоена древними русичами.

Оригинальная литература

Кроме разножанровой переводной литературы, в. Киевской. Руси была собственная оригинальная литература, сформировалась и развивалась на местном, национальном почве

. Жития. Это жизнеописания святых мучеников, к которым непосредственно примыкали и жизнеописания князей, ставших жертвами кровавых усобиц. Жития составляли часть богослужебной литературы. В. Киевскую. Русь жития переходом одять через посредство южных славян. Переводились с греческого основные сборники житий - четыы, . Минеи,. Патерики. В XI - начале XII в заключались оригинальные жития первых восточно-славянских святых -"Жития. Бориса и. Глеба","Житие. Антония. Печерского","Житие. Феодосия. Печерс кого"Жития на. Руси, в отличие от византийских, приобретали светский характер. Так называемые княжеские жития (об. Ольге,. Владимира,. Бориса и. Глеба,. Мстислава,. Михаила. Черниговского и др.) по сюжету, архитектоникой, изображением государственных д иячив приближаются к жанру исторической повестиаються до жанру історичної повісті.

. Проповеди. Тексты проповедей считаются церковной публицистикой, они имели поучительный, дидактический характер, выходили за рамки религиозной тематики и имели моральное, политическое и философское значение

Примером такой проповеди, т.е. сакральной действия и одновременно литературного, богословско-философского текста стало знаменитое"Слово о законе и благодати"митрополита. Иллариона. Тема"закон и благодать ь"была введена еще. Василием. Великим, за ней стояло осознание отношений с нехристианским миром и иудейством, а также между старым и новым заветом"Слово о законе и благодати"провозглашено около 1050 г в. Софии. Киевской, оно стало своеобразным манифестом самосознания русского народа, перед которым открывалось большое будущее и который не нуждался опеки. Византии. Задачи и предмет"Слова"- с рисовать и прославить приход. Христа на землю для спасения рода человеческого. Произведение ораторского искусства"Слово о законе и благодати"является ценным историко-литературной достопримечательностью в которой провозглашается полн а культурная и церковная автономия. Руси, похвала крестителю. Владимиру и его сыну. Ярославу. Мудромохвала хрестителю. Володимиру та його сину. Ярославу. Мудрому.

Выдающимися мастерами торжественного красноречия были. Илларион (XI в), Климент. Смолятич,. Кирилл. Туровский (XII в)

К сакральной литературы принадлежали требники (для частного богослужения) служебники (для общественного богослужения) и часословы. Основой богослужения были служебные псалтыри

Оригинальное литературное творчество XI-XIII вв представлена ??рядом литературных произведений, каждый из которых является настоящим шедевром

"Поучение. Мономаха". Владимир. Мономах не только осуществлял редакторский контроль над киевским летописанием первой половины XII в, а сам создал уникальный летописно-автобиографическое произведение, вошедший в литературу под названием ю"Поучение. Мономаха своим детям"и хронологически охватывает период с 1066 до 1117 гг. По содержанию это произведение делится на две части: собственно наставления и книгу путей. Мономаха - короткий летопись князей ских походов и стираемдів і перемог.

"поучений"адресовано детям - наследникам государственной власти. Он считал, что добродетель детей поможет им жить по справедливости, думать о бедных, сирот и вдов, не позволять сильным презирать людей и. Мудрый князь отмечает быстротечности земной жизни и славы, он призывает жить в мире, творить добро и верить в торжество справедливости. В"Поучении"Владимир размышляет над вечной проблемой д обра и зла, праведника и грешник, праведника і грішника.

За образец молодым князьям,. Мономах ставит своего отца. Всеволода который, сидя дома, изучил пять иностранных языков, а также себя, который всю жизнь провел в трудах и не полагался на посадников и биричей н ни в больших, ни в малых делах. В нем. Владимир. Мономах представляет для потомков образ идеального князя и правителя, опытного хозяина и примерного семьянинаа.

Главная идея произведения - тревога за судьбу. Руси, которую раздирали между-княжеские распри, призыв к бескорыстному служению родной земле, к объединению князей

Непревзойденным шедевром отечественной художественной литературы является"Слово о полку. Игореве" (1185-1187рр). Автор"Слова", рассказывая о неудачном походе. Новгород-Северского князя. Игоря. Святославовича в 1185 г на половцев, видит причину трагедии на берегах. Каялы в разобщенности. Русских князей, в их сепаратизме. Поэтому с большой силой звучит в"Слове"идея единства русских князей, единства русской земли. Необходимость этого приходится не только на примере неудачного похода. Игоря, многочисленных исторических экскурсов, но и описаниями. Русской земли с ее богатыми городами, с полноводными реками, бескрайними просторами"Слово о полку. Игореве"является жемчужиной древнерусской художественной литературылиною давньоруської художньої літератури.

Памятником нач XIII в есть"Киево-Печерский патерик" что представляет собой сборник произведений об истории. Киево-Печерского монастыря. В его основе лежат легенды и предания об особой святости монастыря, в частности места на котором он основан, также подчеркнуто его важное значение, как центра древней культуры. Среди тех, кого прославил"Патерик", был монах монастыря. Ага-пот - первый известный русский врач, с именем которого связывают основания в. Киево-Печерс ькому монастыре первых русских больницы. В 1661 г"Патерик"было впервые напечатано церковнославянском языкерковнослов'янською мовою.

В церковной литературы относится"Чтение о жизни и погублен. Бориса и. Глеба". Нестора. Печерского. В нем рассказывается о жизни и смерти. Бориса и. Глеба, которую они приняли с мученичеською покорностью, и тем самым, явили собой пример христианского смирения, достойный подражания