Учебники Онлайн


54 Литература

В указанный период нового дыхание приобретает литература, развивается на основе древнерусских традиций и жанров. Особого развития и остроту приобретает полемический жанр во второй половине XVI в в. Ю енно-западной части. Древней. Руси, оказавшейся в составе большого европейского государства. Речи. Посполитой. После. Брестской церковной унии 1596 г, в результате которой иерархия православной. Киевской митрополии пошла на соглашение с. Римом об объединении в лоне католической церкви, в литературе началась идейная борьба против католическо-униатской экспансии. Полемику открыл польский иезуит. Петр. Скарга, что в то го, в 1577 г, издал сборник своих проповедей под названием"О единстве. Церкви. Божией под одним пастырем и о греческом отступления от этого единства", где обращаясь к народу, назвал 19"ошибок"правосла авно церкви. Во второй книге под названием"Собор. Брестский и его оборона"Жалоба обосновывал необходимость объединения двух церквей и отстаивал преимущества унии. Полемика набрала новую силу, после ввел ения папой римским. Григорием XIII в 1582 г календарной реформы, стала причиной новых притеснений и гонений против православных. Тогда на защиту прав украинского народа стал. Герасим. Смотрицкий, который в св оему трактате"Календарь римский новый"научно доказал преимущество юлианского календаря и раскрыл провокаторской роль нововведенного григорианского. Против книг. П. Жалобы в 1597 г выступил. Христофор. Филал ет с работойарги у 1597 р виступив. Христофор. Філалет з роботою "Апокрисис, албо отповедь на книгу в сьборе. Берестейский" в которой на основательной документальной основе рассматривал историю внедрения. Брестской унии. Значительную роль в полемической борьбе сыграли также Клирик. Острожский,. Мелетий. Смотрицкий, Захария. Копыстенский кий,. Иван. Вышенский, анонимный автор в произведении "Предостережение зело потребная на потомные часы православным христианам" и др. Украинский полемисты не ограничивались критикой по проблемам. Брестской унии и католицизма, а вступали в богословские дискуссии с адептами иудаизма и ислама

Новым явлением в литературе стало появление силлабического стихосложения в основе которого была возложена одинаковое число слогов в стихотворных строках. Основоположником этого жанра стал. Семеон. Полоцкий. Его стихи ск кладають два сборника,"Рифмологион"иіон" і "Вертоград многоцветный". Это были панегирики, посвященные членам царской семьи и событиям придворной жизни

В 1680 г. С. Полоцкий переложил на стихи. Псалтырь, назвав его"Псалтырь рифмованная", которая долгое время была учебным пособием для юношества. Когорту первых поэтов XVIII ст составляли также создатели религиозно-философской поэзии, такие как митрополит. Димитрий. Ростовский (Туптало ло), митрополит. Рязанский. Стефан (Яворский), архиепископ. Новгородский. Феофан (Прокопович), поэтическое наследие которых в равной степени относится как украинских, так и русской литературе. В их стихах шаров тивувався стиль барокко - символика, аллегория, игра слов, подчеркивание натуралистических деталей, осложненные ассоциацийсоціації.

Эхо местной истории отчетливо ощущалось в исторических стихах, элегиях, эпиграммах, епитафионах,. Лямент, панегириках, у юмористически-сатирических стихах и песнях. Культивировались также и жанры этикетной поэзии, прежде всего - стихи, выбрейте-шувалися на торжественных церемониях, адресованные преимущественно высокопоставленным лицам. Популярностью пользовалась эпиграмма - короткий стихотворный остроумный надпись на каком-либо предмете или рассказ о определенную вещь, человека или событие. Эпиграмма должна удивлять и восхищать игрой слов, поучать, восхвалять или осуждать. Известными еп пиграмистамы были. Л. Баранович,. И. Величковский,. Д. Братковсь-кий и. Климентий. Зиновииовіїв.

Развивалась также лирическая поэзия, отражавшая личную жизнь, интимные чувства и переживания. В ней говорилось о горькой сиротской судьбе, убогое жизни, социальную несправедливость, вынужденную разлуку с семей ной, жизнь на чужбине ("ПесньПеснь . Светова". И. Бачинского,"Песнь о свете"О. Падальського,"Песнь свецка". Левицкого и др.). Развивалась любовная лирика

Обычным явлением были анонимные сатирические стихи, осмеивали характерные явления, например,"Плач киевских монахов" по поводу. Указа 1786 г о секуляризации монастырских земель,"Доказательства. Хама. Данилея. Куксы потомстенны" и"Плач дворянина" - о казацкую старшину,"что искала себе дворянства"3 сатирически юмористическими стихами выступил. Иван. Некрашевич в его произведениях"Ярмарка"(1709) и"Исповедь 1789 года февраля-день", где изображались колоритные бытовые сцены из крестьянской жизниутові сцени з селянського життя.

Возникали также стихи-травести (от ит travestire, переодетый). Особенностью жанра юмористической поэзии было то, что известное произведение серьезного, а то и героического перерабатывался автором в шутливом, ком ческим духе. Комический эффект в травестии; осягався также несоответствием между стилем изложения и содержание произведения, ярким примером чего является"Энеида"ИКотляревськогояревського, "Жабомы-шодракиека"("Батрахо-миомахия"). К. Думитрашко

В результате взаимодействия центробежных и центростремительной сил в. Восточной. Европе, которое началось еще в эпоху. Средневековья, сформировались новые государственные образования, как. Великое литовское княжество,. Московское ца арство,. Речь. Посполитая,. Османская империя в пределах которых формируются новые этнические сообщества - народности со своими религиями и национальными культурами. На основе новых государственных и этнических образований отбыл аеться противостояния трех цивилизаций - христианских - западной и, восточной и мусульманской, сопровождающееся взаимопроникновением и столкновением. В процессе противостояния католицизма, православия, прот естантизму и ислама, а также взаимовлияния их культур и формирования русской, украинской и белорусской культур, в дальнейшем сформируют уникальную православную славянскую цивилизацию, противостоит экспансионизма. Западеду.