Учебники Онлайн


65 Музыкальная жизнь Украине

В первой половине XVIII века украинские земли оставались разобщенными, они входили в состав разных государств:. России,. Польши,. Турции и. Венгрии течение века велась борьба по освобождению. Пра авобережнои Украине (как и. Белоруссии), которая завершилась в конце XVIII века воссоединением ее с другими украинскими землями. Это имело большое прогрессивное значение в жизни народа, способствовало развитию экономики и культурри.

Вместе с тем, происходило дальше классовое расслоение общества, распределение свободных земель помещикам, казацкой старшине, монастырям, с одной стороны, и закрепощения крестьян, с другой стороны, не вызывало х волны протеста, повстанческие движения гайдамаков и. Опрышко.

Большую роль в общественной и культурной жизни украинского народа сыграли братства, которые возникли в конце XVI века. Это - общества, организации, объединявшие прогрессивных и образованных х и сознательных представителей интеллигенции и других слоев городского населения. В силу исторических условий братства группировались вокруг церковных приходов, хотя были почти полностью светскими организациями. В их п реагируем - борьба за родной язык, развитие литературы, образования и культуры, за православную веру. Великая историческая роль братств в организации широкой сети школ, в том числе высших учебных заведений - коллегиумов, в частности. Львовской школы,. Острожского и. Киевского коллегиумов. Впоследствии киевский коллегиум указом. Петра реформировано в"Академию наук вольных", которая стала центром науки и культуры не только п ивденно-восточного края. Российской империи, но и всех восточнославянских народов. Это заведение ежегодно посещало около тысячи учащихся как из Украины - дети казацкой старшины, духовенства, рядовых коз. Акива, мещан, так и из. России,. Белоруссии,. Молдавии,. Сербии,. Черногории,. Болгарии и. Греции. В. Киевском коллегиуме учились выдающиеся ученые и писатели, выдающиеся деятели образования и культуры -. Л. Баранович,. И. Галятовский,. Есть. Славииецьдай,. С. Полоцкий, и. Сковорода,. Ф. Прокопович,. А. Ведель и многие дру.. Ведель та багато інших.

Очень важную роль сыграли братские школы и коллегиумы в развитии музыкальной культуры. Здесь нужно отметить прежде всего такую ??деталь. Руководство братств понимало, что борьба против окатоличивания должна вес сжал в различных формах. Завоевать симпатии масс можно и через красивый, многоголосый спипів.

Пение были органической и неотъемлемой составной частью воспитания детей в школах. Учили хоровом (нотном) пения, музыкальной грамоте. В высших школах учащиеся проходили хоровую практику, основы композиции и т.д. в. Хорошо поставленное музыкальное воспитание в братских школах первой половины XVII века способствовало дальнейшему развитию профессионального музыкального искусствтва.

многоголосное пение зарождается еще в конце XVI века уже в январе 1591. Львовское братство приветствовало киевского митрополита дванадцятиголосним хором

В Украине в данный исторический период продолжает развиваться вокальная музыка. В этой области исключительная роль принадлежит выдающемуся философу, поэту, музыканту, просветителю. Григорию. Сковороде (1722-1794). Музыкально в поэтическая творчество. Г.. Сковороды - канты и песни - еще не полностью собрана и изучена. Ценный клад его творчества, дошедший до нас - сборник"Сад божественных песней", в котором сохранились текст и его песен и кантов. Среди них большую группу составляют сатирические, социально направленные песни. Особенно популярны среди них -"Ой ты, птичка жовтобоко","Стоит явор над водой","Всякому городу нрав и права"(позднее использован. ИКотляревським в"Цаталци. Полтавке"ористаний І.Котляревським в "Цаталці. Полтавці").

Сковорода расширил круг тем в песенном творчестве, дал новый толчок для развития поэтического и музыкального языка, заметно приблизив ее к фольклору. Он был предшественником. И. Котляревского - зачинателя новой й Украинский литературной какви.

Весьма популярной в то время была песня-романс, особенно в быту украинских городов. Развитие этого жанра связано с украинской поэзией. Песни-романсы состояли на тексты малоизвестных авторов. У них зву учали лирические раздумья о судьбе человека, его переживания, изображался романтический пейзаж. Ярким примером могут служить известные песни-романсы"Дивлюсь я на небо"на стихи. М. Петренко,"веют ветры","Солнце е низенько","Ой не ходи,. Грицю", которые звучат также в"Наталке. Полтавке"И. Котляревского. Немало песен-романсов был составлен в поэзии. Т.. ШевченкоЧимало пісень-романсів було складено на поезії. Т.. Шевченка.

В конце XVIII в, на основе многовековых хоровых традиций, в Украине возникает чудо мирового искусства - хоровые духовные концерты. Несмотря на свои функции храмовой музыки, они выходили за ме. Ежи церкви их появление было связано с развитием концертной жизни. Создателями духовных концертов были музыкальные гении Украина -. Максим. Березовский,. Дмитрий. Бортнянский и. Артемий. Ведель. Можно провести определенную параллель того вклада, который сделали эти композиторы в украинскую музыкальную культуру со значением для всей европейской музыки представителей венской классики -. И. Гайдна,. В. А. Моцарта и. Л. БетховенБетховена.

На рубеже XVIII и XIX веков появляются и другие жанры: симфонический, оперный и камерпо-инструментальный. Они связаны с творчеством выдающегося отечественного композитора того времени. Дмитрия. Степановича. Б. Бортнянского (1751-1825). Этот художник является автором шести опер, концертной симфонии, несколько фортепианных сонат и камерно-инструментальных ансамблей и более тридцати хоровых концертеів.

Гениальный композитор, пианист, дирижер, хормейстер. Дмитрий. Бортнянский стал первым в истории украинской музыки композитором, который получил европейского уровня музыкальное образование и поднял украинский музы ичну культуру на ступень европейской культуры. Большое значение. ДБортнянського заключалось еще и в том, что он закрепил в украинской музыке европейские музыкальных жанрах, прежде оперы и симфонии. Выразительная и проникновенная мелодика произведений композитора, типичные приемы народного хорового пения шли от фольклорных источниковела.

Выдающийся французский композитор. Гектор. Берлиоз, услышав в 1847 году хоровые концерты. Бортнянского, был поражен и до глубины души потрясен. Вот что писал. Берлиоз о его музыку:"В ней выделялись ся морковь, шепот, который лишь во сне не раз слышится, странные акценты, своей силой подобные крика или плач, неожиданно разрывают сердце, приподнимают грудь, сдавливают, перенимают дыханиеподих".

Находясь на учебе в. Италии и работая там пианистом, композитором и капельмейстером. Придворной капеллы,. Д. Бортнянский воспринял влияния итальянской оперы. По его оперного творчества в классическую спадщ щину украинской музыки вошли такие ее образцы, как"Креонт","Алкид","Сокол","Сын-соперник","Праздник синьора"Син-суперник", "Свято синьйора".

Выдающимся представителем украинской культуры этого периода был также. Максим. Березовский родом как. Д. Бортнянский с м. Глухова. Судьба его была драматической. Он имел прекрасный голос и большой музыкальный и. Алант. После окончания. Киевской академии. М. Березовский попал сначала в придворной капелле в. Петербурге, а оттуда - в. Италию в. Болонскую академию. Там он получил музыкальное образование в то же время и у того же педагога - падре. Мартини, у которого учился. Моцарт. М. Березовский завоевал себе признание на лучших оперных сценах. Италии. Поставив с большим успехом свои оперы"Демофонт"и"Ифигения", композитор возвращается в. Петербург. Здесь его ждали интриги, зависть, заставляла непонимание, которые довели его до отчаяния и уныния. Не найдя поддержки своему таланту и соображений ния, 32-летний. М. Березовский покончил жизнь самоубийствоський покінчив життя самогубством.

Оперная наследие композитора проявляет высокий художественный и профессиональный уровень и несет влияния лучших достижений итальянской оперы. Исключительно выразительные и мелодичные его церковные произведения. Они проникнуты проницательным м лирическим высказыванием и мелодикой, которая напоминает интонации украинского песенного известное произведение. М. Березовского - хоровой концерт"Не отвержи меня во время старостистарости".

Наряду с кантом развивается в городском быту жанр единогласной песни с сопровождением клавикордов, бандуры, торбан, впоследствии - фортепиано конце XVIII века она вытесняет кант из музыкальной практики и и сама эволюционирует в так называемую песню-романс. Некоторые образцы песен-романсов приобретают широкое распространение и переходят в народнопесенную культуру. Песни давнего времени сохранились в виде мелодий без сопровождения, т.к. аккомпанемент импровизувався и редко записывался. По характеру они весьма разнообразны: от лирико-эпических и исторических до шуточных и юмористическихчних.

Авторство сольных песен, как и кантов, установить сейчас довольно трудно их создавали студенты коллегиумов и. Киевской академии, ргенты хоров и учителя пения, музикапты-крепостные. Только единичные фамилии а дошли до пас. Известно, например, что автором песни"Ехал казак за. Дунай"был казак. Семен. Климовский. Время написания произведения - начало XVIII века. Вскоре эта песня становится народной. Она также становится видом й и часто выполняемой в разных странах. Европы:. Франции,. Германии,. Польшеімеччині,. Польщі.

Дальнейшее развитие сольной песни с сопровождением, собственно песни-ро-манс, связан с именами многих поэтов и композиторов второй половины XVIII века. Одно из ведущих мест принадлежит. Г. Сковороде

Философ, поэт, педагог-просветитель и композитор. Григорий. Са-вич. Сковорода (1722-1794) родился в г. Чернухи на. Полтавщине. После окончания четырехлетней дьяковской школы в родном городке отец от ддае его в. Киевскую академию. Здесь он учился с перерывами с 1734. К 1753 года; рядом с философской и литературной получил и музыкальное образование. Почти три года (1741-1744). Григорий находился в. Петерб. РЗИ в. Придворной певческой капелле. Этот коллектив насчитывал в те времена более 50 участников. Хор ежедневно имел репетиции - шлифовал репертуар, разучивал новые произведения, принимал участие во всех торжествах и праздниках пр и царском дворе, в церковных службах, а также в оперных спектаклях (в частности, в сопротивлении. И-А. Гассе"Милосердие. Тита"). Итак,. Григорий. Саввич в капелле совершенствовал свои музыкальные знания - изучал вокальную (хоро ву) и оперную музыку. Повышалась его исполнительское мастерство, развивалась композиторское творчество. После освобождения из капеллы он получает звание придворного уставника (уставник-регент, дирижер, ке ривник хораигент, керівник хору).

В 1744-1745 гг. Сковорода продолжает обучение в. Киевской академии, в классе философии. Однако уже в августе 1745 он едет за границу, в венгерское городок. Токай. Хотя. Сковороду официально взяли на должность певчего--уставника при делегации генерал-майора. Ф. С. Виш-невского, он ни певчим, ни регентом там не работал, а, пользуясь благосклонностью. Вишневского, путешествовал и учился в разных городах. Европы -. Будапе. Шти,. Братиславе,. Вене,. Венеции,. Флоренции,. Галле (т.е. в. Венгрии,. Словакии,. Австрии,. Италии,. Германиичині).

В 1751-1753 годах. Сковорода - снова студент. Киевской академии. Однако ему так и не довелось завершить полный курс обучения. Григория рекомендуют домашним учителем к богачу. С. Тамары в село. Каврае на. Черкасщине, где он пробыл с небольшим перерывом до 1759 рокку.

Если киевский и петербургский периоды. Сковорода-музыкант проявил себя главным образом как автор кантов и культовых произведений - служб, концертов, псальм, то в. Каврае его интересуют чисто светские жанр ры. Тогда были созданы его песни"Всякому городу нрав и права","Ой ты, птичко жолтобоко","Стоит. Явор над горойquot;Стоїт явор над горою".

Пять лет (с 1759 по 1764) и в 1768-1769 гг. Григорий. Са-вич. Сковорода преподавал в. Харьковском коллегиуме - вел классы поэтики, синтаксимы, преподавал греческий язык и пение. Он написал тогда ряд поэтических произведений, вошедших в цикл"Сад божественных песен", первые философские произведения и т.д.. Сковорода был педагогом по призванию. Он - человек широких энциклопедических знаний, исключительного таланта как поэт, сп. Ивак и музыкант - всегда и везде завоевывал большое уважение и любовь своих товарищей и воспитанников. То, как преподавал. Сковорода поэтику, вызвало беспокойство у"высокого начальства", и оно сумело найти пути, чтобы навсегда освободиться от свободолюбивой человека, которым был. Григорий. Саввы, якою був. Григорій. Савич.

последние 25 лет. Сковорода вел бродячий образ жизни. Он был народным учителем-просветителем, философом, музыкантом. Путешествуя от села к селу, от города к городу, ресниц - желанный гость в доме каждой ого труженика. Люди тянулись к нему как к истинному советчика, верного друга. Сковорода поддерживал связи со многими своими знакомыми, коллегами, друзьями. Он переписывался с ними, гостил у них дома. Продолжи а дружба у него была с. Михаилом. Коваленським, бывшим его учеником. Сохранилось их многолетняя переписка. Большую ценность имеет биография. Г.. Сковороды, написанная. Коваленським еще при жизни философ філософа.

В последний период жизни. Григорий. Саввич написал тридцать"Харьковских басен", ряд философских произведений (например,"Алфавит, или. Букварь мира"), делал переводы произведений древнегреческих писателей и т.д.

Умер. Г. Сковорода 9 ноября 1794 (по новому стилю) в селе. Ивановка (ныне -. Сковородиновка) на. Харьковщине

Его поэтическое и философское наследие достаточно большая и ценная. Музыкальный потенциал - меньше, может, и потому, что многие произведения. Сковороды сохранилось. Те, что дошли до нас, известны не в оригинале, а в народн них перепевах. Известно также, что его музыкальные произведения, в частности канты и песни-романсы, быстро распространялись среди народных масс, были очень популярны еще при жизни. Сковородыоди.

Влияние творчества. Г.. Сковороды на развитие песни и канта чрезвычайно большой. Самая его заслуга в том, что он расширил тематику и круг образов упомянутых жанров. Здесь и глубокие, философские размышления о с общество, о силах, которые им управляют, здесь и юмор, и едкая сатира, которой вскрываются недостатки тогдашней жизни. Нередко. Сковорода в своих произведениях выступает как борец за правду, за чистоту человеческих касается. НКИнків.

"Музыка, песня, - пишет музыковед. О. Шреер-тка-ченко, - стали для. Сковороды одним из важных средств выражения и распространения своих философских идей, социальных взглядов. Он видел в искусстве раз решимость, а путь к человеческому сердцу, к пробуждению человеческой мысли. Его произведения призывали к самосовершенствованию, к оздоровлению человеческого обществаспільства".

Как уже упоминалось, песню"Всякому городу нрав и права"Сковорода написал в. Каврайский период. Это произведение является одним из ярчайших образцов сатиры XVIII века. Здесь высмеиваются продажность и разгульность ь дворянства, плутовской суд, лживое купечество тощупецтво тощо.

Еще при жизни поэта песня"Всякому городу нрав и права", как и ряд его других произведений, стала широко распространяться в быту. Например, в народной опере"Наталка. Полтавка"это произведение, переделанный. И. Котля яревським, стал характеристикой отрицательного персонажа - г. Возногрсонажа - пана. Возного.

Сковорода расширил круг тем в песенном творчестве, дал новый толчок для развития поэтического и музыкального языка, заметно приблизив ее к фольклору. Он был предшественником. И. Котляревского - зачинателя новойля новой украинского литературного языкави.

Третий из плеяды выдающихся украинских композиторов XVIII ст является. Артемий. Ведель (1767-1808). Как и. М. Березовский,. Ведель получал образование в. Киевской академии. Имея прекрасный голос, он возглавил в академии с студенческий хор, а также играл как солист на скрипке в студенческом оркестре. Жизненная судьба композитора сложилась драматично. Царь. Павел I увидел в нем опасную для власти человека,"крамольника"и веришь. См. лишить его возможности творить и общаться с людьми. Композитора поместили в так называемый"инвалидный дом"После освобождения. Ведель ушел послушником в. Киево-Печерскую лавру. Занепавшы духом, он не возвращался больше к творчеству и вскоре умер. Могила его затерялась помер.. Могила його загубилася.

Творческое наследие, которое оставил композитор является настоящим бриллиантом национальной культуры. Музыка. Веделя поражает глубокой искренностью и задушевностью, проникновенным лиризмом и певучим мелодизмом. Особенно выразительным мы хоровые концерты духовного содержания. Во многих из них он обращается к народнопесенных источников. Например, один из отрывков его"Херувимской"ассоциируется с мелодией песни, которая известна под названием"проститутки и, ветер, на Украину", в"покаянной трио"звучат интонации популярной песни-романса"Ехал казак за. Дунай"Таким образом церковная музыка выходила за пределы богослужения, приобретала национальных признаков, отб иваючы гуманистические идеи передовой культуры эпохи. Кроме того, ее начали писать композиторы-профессионалы, и один из них был именно. Ведельори-професіонали, і один з них був саме. Ведель.

Выражением украинской профессиональной музыки следует воспринимать также возникновения инструментальных жанров. Первым инструментальным концертом не только в Украине, но и в. Восточной. Европе стали соната для скрипки т и клавира. Максима. Березовского и концерт для оркестра и клавира. Дмитрия. Бортнянського.

Данный исторический период знаменателен появлением классической венской школы, подарившей миру трех великанов музыкальной культуры -. И. Гайдна,. Л. Моцарта,. Л ван. Бетховена. Венская классика свидетельствовала о существований ния высокой профессиональной музыки, отделения ее в самостоятельный пласт художественного творчества. Именно в этот период расцветают такие сложные музыкальные жанры и формы, как симфония, соната, а также. Интенс вно развивается инструментальная музыкантовузика.

Влияние венской классики почувствовала вся мировая культура, в том числе музыкальная культура Украины ее крупнейшими представителями этой эпохи является. МБерезовський,. ДБортнянський,. АВедель. Специфика украинских м узикы заключалась в тесной связи с народными песенными источниками и традициями хорового пения. Поэтому особенно развитыми оказались жанры хоровой музыки, прежде всего, хорового концерта. Хоровые концерты, я ки продолжали каноны церковного музыкального быта и впитывали в себя черты классического стиля, одновременно несли явные признаки народного творчества результате хоровые концерты выходили за пределы церкви, по ширюючись среди различных слоев - от простых людей до аристократических салонов. Эти композиторы сумели воплотить прогрессивные идеалы своего времени, где в специфической форме звучит протест человека против насилия, с а, несправедливости, сумели объединить достижения отечественной и западноевропейской музыкальной культур культури.