Учебники Онлайн


Театральное искусство

С 40-х годов XIX в театральное дело в Украине приобретает большую систематичности. Активизируется создание национальных труп и оригинального драматургического репертуара. Если в первой половине XIX в Украин на выдвигала лишь отдельных талантливых художников, которые в составе российских труп, театров изредка выступали и на украинском языке (М. Щепкин,. К. Соленик,. С. Гулак-Артемовский и др.), то с конца 50-х годов начали состоять сначала любительские, а затем профессиональные театральные кружки и трупы, учредителями которых были. П. Нищинский,. М. Кропивницкий,. М. Старицкого, и. Карпенко-Карого,. М. Садовский,. П. Саксаганский,. П. Ма ркович, а в. Галичине -. О. Бочинський,. А. Моленицький и др.. Ограниченный лишь несколькими классическими пьесами. И. Котляревского и. ГКвиткы-Основьяненко, украинский репертуар обогащается разножанровыми произведениями. Т. Шевченко,. Я. Кухаренко,. С. Писарев-ского,. Л. Глебова,. О. Стороженко,. М. Стеценко,. С. Гулака-Артемовского,. Р. Моха, и. Гушака,. П. Свенцицкого,. К. Устинов-ча,. О. Огоновского,. Ф. Царевича и и.. Огоновського,. Ф .. Царевича та ін.

Опираясь на лучшие традиции своих предшественников, прежде. ИКотляревського,. ТШевченка, украинская драматургия второй половины XIX в прославилась рядом имен как драматургов, так и актеров, чей и. Алант поднял украинскую культуру, способствовал развитию национального сознания и национально-духовному возрождению украинского народа. Среди них. Иван. Нечуй-Левицкий ("Маруся. Богуславка"),. Марко крапивница ький (1841-1910,"Дай сердцу волю, заведет в неволю"),. Михаил. Старицкий ("За двумя зайцами","Сорочинская ярмарка","Рождественская ночь"),. Иван. Карпенко-Карый,"Служанка","Несчастная н. Боруля"). Значительным было драматургически наследие. ПМирного ("Лимеривна","Проститутка"),. И.. Франко ("Украденное счастье","Учитель","Каменная душа"),. Б. Гринченко ("Степной гость"," исня","Боярыня"ене щастя", "Учитель", "Кам'яна душа"),. Б.. Грінченка ("Степовий гість", "Ясні зорі"),. Л.Українки ("Лісова пісня", "Бояриня").

o. С первой любительской труппы в 60-х гг в. Ели-граде, украинские актеры создали высоко профессиональные театральные коллективы, которых к началу XX в в Украине было около 20, а вместе с аматорс скими - почти 300. У истоков украинского профессионального театра стояли выдающиеся украинские актеры. М. Кропивницкий,. М. Садовский,. И. Тобилевич,. Л. Цветок,. М. Заньковецкая,. М. Старицкий,. П. Саксаганский. По заданием украинского театра были: борьба против русификаторства формирование уважительного отношения к украинскому народу и его культуре, нарушение социально значимых вопросов тощпитань тощо.

o. В 1864 г во. Львове был основан украинский театр"Русская беседа", который возглавил. ОБачинський

украинский театр конца XIX - начала XX в по своей тематике оставался преимущественно бытовым. Но тесная связь с народной культурой делали его очень популярным. Академик. М. Грушевский так оценил значе ения украинского театра на рубеже веков:"Для широкой публики при недостатке книг украинский театр имел большое значение украинской труппы начались с одной, но со временем множились, становились все расп еним явлением и, несмотря на нищету репертуара и на высокие приметы большинства пьес (цензура театральная была чрезвычайно суровая), они поддерживали память народного слова и любовь к нему винародов ной городской людей людності".

Украинское искусство последней четверти XIX века. Развитие художественной культуры - изобразительного искусства и архитектуры - тесно вплетался в общекультурное развитие Украины с середины XIX в городское строительство жилого и общественного предназначенных ения в связи с господствующим в. Европе утилитаризмом занимается эклектикой - сочетанием разных исторических стилей в одном архитектурном ансамбле. Среди ее направлений особенно распространяется венский. Ренесми нс 3агальне архитектурный облик украинских городов принимает венскую моду частности, характерным образцом этого стиля является оперные театры. Одессы,. Львова и. КиеваКиєва.

o. Разновидностью эклектики становится псевдовизантийский (псевдорусь-кий) стиль. Он насильно внедрялся в Украине в церковном строительстве, архитектуре, скульптуре. Лозунгом этого стиля была формула триединства те"самодержавие-народность-соборность"Начались правительственные реставрационные работы памятников строительства княжеской эпохи, в частности, строений. Херсонеса IV-X вв в. Севастополе,. Десятинной церкви в. Киеве (X в), п еребудовано кафедру собора в. Вла-димир-Волынском и. Васильевскую церковь в. Овруче (XII в) и т.п.. К построенных памятников этого направления относятся. Владимир-ский собор (первоначальный проект - архитектор. РЕШЕНИЕ тром, позже работу над строительством собора продолжили архитекторы. П. Спарро,. О. Беретти с участием. Р. Бернгардта,. К. Маевского и. В. Николаева), памятник князю. Владимиру (арх. Отон, скульпторы. В. Демут-. Малиновский и. П. Клодт) в. Киеве,. Александровская церковь в. Каменце. Для подчеркивания значения"воссоединения"Украины с. Россией царское правительство выделило средства на изготовление памятника. Б. Хмельницком (ск ульптор. М. Микешин) - сооружения энергичной, динамичной, установленной на. Софийской площади в. Киеве 1888влена на. Софійській площі в. Києві 1888 р. 17

Выдающимся художественно-образовательным заведением в Украине последней четверти XIX века была. Киевской рисовальной школе (1875-1901), сыгравшей одну из ключевых ролей в становлении украинской живописи нового времени. По асновником школы был. Н. И. Мурашко. Большую часть своих сил он отдал педагогической деле. Товарищем. М. Мурашко по петербургской. Академии художеств и постоянного друга. Николая. Ивановича и основанной им шк оли был. И. Репин. Один из известных произведений. М. Мурашко - полотно"Вид на. Днепр;Вид на. Дніпро".

В украинской живописи этого времени ведущую роль играют воспитанники. Киевской рисовальной школы. М. Пимоненко,. О. Мурашко,. С. Костенко,. Г. Светлицкий,. Ф. Красицкий,. Г. Дядченко,. К. Крыжицкий,. Ф. Данилов. И. И. Селезнев. Получив в школе начала художественной грамоты, многие из ее воспитанников шлифовал свое мастерство в. Академии художеств в. Петербурге. Г. Светлицкий и. Ф. Красицкий, в частности, со учились в мастерской. И. Репинтерні І.. Рєпіна.

Жанровая картина. Г. Светлицкого"Музыканты"созвучна к искусству зрелого реализма. Этому произведению свойственно углубленное переживания обыденного эпизода. Другим учителем. Г. Светлицкого был. А. Куинджи. Он открытого. См. ему поэтические возможности ночного освещения - это оказалось, например, в пейзаже"Дома в лунную ночьt;Хати в місячну ніч".

ФКрасицький в своем творчестве сочетал различные жанры, что вообще было характерно для искусства рубежа XIX-XX вв. В его полотнах эскизного плана бытовые сценки соединяются с пейзажем, портреты крестьянок приближение ижаються к зарисовок этнографического характера. Ф. Красицкий писал преимущественно камерные произведения. Однако порой художник обращался и к историческому жанру. В украинском искусстве исторический жанр завоевывает себе м исце с некоторым опозданием по сравнению с искусством западных стран. Ф. Красицкий обращается к исторической теме, не изменяя своему призванию: история народа для него, крестьянского сына, - это история дни в, полных военных и мирных трудов и счастливых минут отдыха. Полотно"Гость из. Запорожья"решен в бытовом плане. В ином ключе решен масштабное полотно. М. Ивасюка"Въезд. Богдана. Хмельницкой кого в. Киев"Этот художник не был связан с кругом рисовальной школы. М. Мурашко и. Петербургской. Академией: образование. М. Ивасюк получил в. Вене и. Мюнхене. Однако, так же как. М. Мурашко, он был на своей родной. Буковине организатором (1899) и руководителем (до 1908) первой в крае художественной школ 1908) першої в краї художньої школи.

17. Культурология: теория и история культуры. Учеб пособие /. Под ред. И. И. Тюрмен-ко,. О. Д. Горбуля -. М.:. Финансы и статистика, 2004 -. С 302-303