Учебники Онлайн


Глава 5 Украинская культура в эпоху возрождения и реформации (XIV-XVII вв)

Формирование и развитие украинской культуры в XIV-XVII вв происходил в эпоху. Возрождения, которая представляла собой переходный этап от. Средневековья к. Новому времени. Важнейшими чертами культуры. Возрождения бу ули: а) индивидуализм и эмансипация личности от влияния церкви, б) светский характер мышления и общественного поведения человека в) секуляризация искусства. Возрождения или. Ренессанс (фр Renaissance -"Возрождение") представляла собой целую эпоху в развитии ряда стран. Западной и. Центральной. Европы - в. Италии XIV-XVI вв, в других странах - конец XV - начало 17 с- початок 17 ст.

Идеологической константой. Возрождения был гуманизм. На формировании культуры. Возрождения оказали влияние и раннебуржуазных отношения, зародившиеся в итальянских городах-государствах. Флоренции,. Милане,. Феррари и др.. Молодая действенная и активная буржуазия начинает все больше заявлять о своих правах и добивается отмены освященной. Церковью сословно-иерерхичнои государственной системми.

На основе процессов, которые инициировало. Возрождения, зародилась и приобрела распространение. Реформация - широкое религиозное и социально-политическое движение, направленное на реформирование христианского вероучения и церкви. Непосредственным толчком к. Реформации стали глубокие кризисные явления, охватившие католические ку церковь, а также изменение сознания и мироощущения людей под влиянием новых капиталистических отношений. Результатом. Реформации стало отпадение от. Католической церкви большой разновидности христианства - протестантизма, составлял конгломерат различных течений и группировокнь.

Во второй половине XVI в на смену. Реформации приходит контрреформация - церковно-политическое движение во главе с папством, направленное против. Реформации. По сути он также представлял собой реформирования. Католической й церкви, но в направлении ее укрепления и утвержденияня.

В основу программы. Контрреформации были положены решения. Тридентского собора 1543-1563 гг, которые стали программой в борьбе. Папства против антикатолического религиозного и социально-политического движения решений ния. Собора подтверждали безусловный авторитет. Папы в вопросах веры, предлагали строгую церковную цензуру, инициировали"Индекс запрещенных книг", главным орудием. Контрреформации становится церковный судрковний суд . Инквизиция (от лат inquisitio розыск) и увеличение количества монашеских орденов

Согласно решений. Тридентского собора ведущими государствами контрреформации должны были стать определялись. Испания и. Польша. Последняя, ??объединившись в 1569 г с. Великим княжеством литовским, превратилась н на многоконфессиональном и багатонаци-онального. Речь. Посполитую, что имело решающее значение для дальнейшего развития культур этих народеів.

Контрреформация внесла позитивные изменения в художественно-культурной жизни. Если в эпоху. Возрождения искусство стало отдаляться от церкви, то во времена контрреформации тесно сблизилось с ним. Фактором сближения ния церкви и искусства становится стиль барокко, функция которого заключалась в культивировании чувства неземной и трансцендентной величия католического культа. Искусство барокко делало ощутимыми борьбу и страдания души, что приводило к ее перевоплощение. Наибольших высот римская барокко достигло в архитектуре. Во времена папы. Сикста V. Рим, становясь барочным городом, приобретает современных форм. Первой наиболее выразительной сооружений й в силе барокко была церковь иезуитов в. Риме (Иль. Джесси), созданная по проекту. Джакомо да. Виньолы (1507-1573), автора дворца. Фарнезе в. Капрарола и виллы папы. Юлия III в. Риме. В то же время под керивницт вом. Джакомо делла. Порта было завершено сооружение купола знаменитого собора. Святого. Петра. Церковь подчинила себе изобразительное искусство, олицетворением чего чудесный портрет папы. Иннокентия X, надпись ный испанским художником. Диего. Веласкесом (1599 - 1660). Выдающимися художниками этого времени были также. Бартоломе. Мурильо,. Микеланджело да. Караваджо,. Питер. Пауль. Рубенс,. Ан-Тонис ван. Дейк и. Харменс ван. Рейн. Рембрандт полного восторгом, словно направленного в сердце человека, барочное искусство дополнялось литературой, которая раскрывала чувственную, романтическую сторону религии. Одним из выдающихся произведении в такой литературы была героическая поэма. Торквато. Тассо"Освобожденный. Иерусалим", а также произведения. Лудо крышку. Ариосто,. Мигеля де. Сервантеса,. Лопе де. Веги,. Педро. Кальдерона де ла. Барка и. Джона. Мильтона в музыке и стиль барокко ярко проявился в произведениях. Джованни. Пьерлуиджи да. Палестины - основателя римской полифонической школы, произведения которого стали вершиной полифонии старого стиля. Ведущим барочным музыкальным ин рументом того времени становится величественный орган. Папы эпохи барокко также были покровителями и ценителями наутелями й цінителями наук.

Приверженность польских королей. Сигизмунда. Августа,. Стефана. Батория, а более все. Сигизмунда III, прозванного королем иезуитов, имела решающие последствия - друзья и ученики иезуитов заполнили королевский дв верь, сенат, епископские кафедры и суды некатоликами было запрещено занимать государственные должности в стране. Иезуитские школы взяли на себя воспитание дворянской молодежи, вследствие чего латинский язык преврати лась на повседневную, а польский язык и литература упадок. Дворянство, приобретя внешнего лоска и благородства, по сути оставалось грубым и неотесанным с большим самомнением и варварским фанатизмом пресыщенного богословием, оно было уверено в том, что простой крестьянин является потомком. Хама и качестве на законных основаниях обречен на рабство поощрений иезуитами, дворянство было не в состоянии постичь сложности внутреннего положения в многонациональной и многоконфессиональной стране и пошло на крайние меры в отношении протестантов и православных, следствием чего стала. Освободительная война украинского нар периода 1648 - 1654 гг, которая была началом конца. Речи. Посполитойолитої.