Учебники Онлайн


Глава 7 украинских культура XIX в

71 Социокультурные преобразования XIX в

Конец XVIII-начало XIX в в Украину - граница, пролегла между искусством, которое основывалось на религиозных началах, и новым, светским, эстетические установки которого были связаны с реальным, лишенным схоластических догм, восприятием человека и окружающей средыа.

В эту пору творили выдающиеся портретисты. Дмитрий. Григорьевич. Левицкий и. Владимир. Лукич. Боровиковский, которые составили славу и российской, и украинской культуры. В их творчестве ощутимое влияние стилистики ки европейского классицизма (в. В. Боровиковского и сентиментализма также). Рожденные в Украине, они получили здесь свои первые профессиональные навыки. Отец. Д. Левицкого был известным гравером мастерской. Киево-П ечерськои лавры. В. Боровиковский - выходец из семьи миргородских иконописцев. Здесь, на украинской земле, формировались их художественные вкусы и эстетические вкусы, в частности в области портретной живописи, имевший выдающиеся национальные традиции"Портрет фельдмаршала князя. М. Репнина"кисти. Д. Левицкого и"Портрет министра юстиции. Д. Трощанського", выполненный. В. Боровиковским, отражают совершенство живописного мастерства художников, их взгляд на статус человека в обществе, воспитанный идеями просветительства. Определяющим критерием статуса человека в обществе, по мнению этих художников, является служение отечествих художників, є служіння вітчизні.

3 конца XVIII в украинские земли находились в составе. Российской и. Австрийской империй. В. Приднепровской Украины, утратившей свою государственность, был утвержден жесткий административно-политический ре ежим, который существовал в. России. Ставилась задача убедить украинский народ, что для Украины наилучший строй - самодержавие, а собственно Украина - это исконная русская земля без собственной истории, языка культуры. Утверждению самодержавной власти служила"теория официальной народности", сформулированная в начале 1830-х годов реакционным министром образования. России. С. С. Уваровым, основными принципами которой ста ли православие-самодержавие-народность. Имперская триада, которая базировалась на централизации науки, образования и культуры, была основой воспитания русифицированного украинского дворянства XIX сдворянства XIX ст.

Для культурного развития Украины первой половины XIX в характерно создание и деятельность высших учебных заведений, в которых формировалась украинская интеллигенция. В январе 1805 г по инициативе. В. Н. Караз зина, общественного деятеля, экономиста, просветителя, был создан. Харьковский университет. В 1820 г в. Нежине основан гимназию высших наук; в 1834 г на базе. Кременецкого лицея открыт. Киевский ун рситет. Св. Владимира. Первым его ректором стал. М. О. Максима.. Максимович.

Учебные заведения создавались с целью распространения"общерусской"культуры, но со временем они становились очагами культуры на украинских землях. Харьковский университет до середины XIX в подготовил три тыс сячи специалистов из разных областей знаний. Формировалась украинская национальная интеллигенция, по-разному относилась к имперской идеологической доктринычної доктрини.

В среде украинской интеллигенции ученые выделяют три основные общественные течения, которые по-своему объясняли имперскую триаду в целом и каждый из его частей частности. Представители первого течения (М. Гоголь. М. Гнедич,. В. Капнист,. В. Краеугольный) названную триаду воспринимали безоговорочно, разделяли и пропагандировали Украинская по происхождению, они, по стечению обстоятельств, работали на ниве русской культурльтури.

Ко второй течения принадлежит когорта образованных людей, которые не разделяли официального мнения о народности как признак"единонеподильнос-е"(Г. Квитка-Основьяненко,. Есть. Гребенка,. Л. Боровиковский,. А. Метлинский, с определенным вопросам -. М. Костомаров и др.). Представители этой группы не отрицали самодержавия, разделяли взгляды на православие, а по народности, то ее важными признаками считали родной язык, народные н ичаи, фолькло звичаї, фольклор.

К представителей третьей течения принадлежали члены. Кирилло-Мефодиевского братства. Выступая против имперской триады, не отрицая только православия, братья призывали к свержению самодержавия,. Отмена ния крепостничества и сословных привилегий. Будущее украинского языка они видели в равноправия с другими языках - русском, польском, чешском, болгарском и сербохорватском, а Украина - в единой феде тивных славянском государстве, построенной на демократических началоах.

Итак, в условиях усиления ассимиляционных действий против Украины часть ее интеллигенции направляла свою деятельность на украинской национально-культурное возрождение, под которым понимал осознание национал ной идентичности, а народ - как деятельное лицо истории и современного мира Украинское национальное возрождение возникло, как антитеза тяжелом политическом и социально-экономическому положению и культурной упадка, в которых оказался тогда украинский народ на всем пространстве заселенной им землі.

Национально-культурное возрождение в западноукраинских землях в первой половине XIX в происходило в условиях усиления национального гнета со стороны польского панства и австрийской администрации в. Восточной. Галичине, румынизации на. Буковине и мадьяризации на. Закарпатье. Но, несмотря на это, в народе еще жили воспоминания о славных походах. Б. Хмельницкого, песни о предводителей восстаний. С. Наливайко,. М 3ализняка, и. Гонта время украинские хранили в быту, обычаях, обрядах и песнях традиции духовной культуры народ народу.

На западноукраинских землях в это время слой образованной молодежи был очень незначительным. И все же отдельные ее представители интересовались народной жизнью, языком, обычаями и фольклором украинского народа. Во. ВПЧ ливом идей романтизма они изучали народное творчество, записывали ее, проявляли живой интерес к украинской литературе. Из-за отсутствия национальной интеллигенции инициатором таких действий выступили некоторые представители греко-католического духовенства. М. Грушевский подчеркивал, что греко-католическая церковь"стала для. Западной Украины такой же национальной церковью, которой перед тем была церковь православнаяавославна".

Среди передовых представителей украинского католического духовенства прежде всего следует отметить львовского митрополита (с 1816 г), а затем и кардинала (первого кардинала-украинский). Михаила. Левицкого. Он заботился об организации украинских школ, издал катехизис и букварь для народных школ. М. Львиц-кий вместе с каноником. Иваном. Могильницким основал 1816 г в. Перемышле первое в. Галиции культурное о-образовательное"Общество галицких греко-католических священников", в уставе которого отмечалось, что книги"должны быть написаны народным языком, употребляемым по селам", чтобы невежественно гражданство могло их ис ватьтво могло їх використовувати.

3 этой целью и. Могильницкий выдал 1816 г для народа его язык книжечку"Наука христианская", а 1817 г -"Букварь сло-вено-русского языка"В 1822 г он первым написал «Грамматику языка словено-русского о", а в научной разведке"Ведомость о русь-ком языке"(1829) доказывал самостоятельность украинского языка. Этот труд дважды переиздавалась (1837, 1848) гг) отдельной брошюрой. Период развития украинской культуры и 1816-1830 гг. И. Франко определил как рассвет национального возрождения украинской в ??Галичине, что, по его мнению, был"долгим и холодным"За это время вышло лишь 36 книг, брошюр и небольших открыток печатных кириллицей, языком церковной, далекой от народно, друкованих кирилицею, мовою церковною, далекою від народної.