Учебники Онлайн


25 Культурная интеграция

Глобальный процесс сближения национальных культур и ценностей, укрепление культурных, коммуникационных, цивилизационных связей способствуют тому, чтобы достижения науки и искусства, новые формы социальной и по олитичнои деятельности быстро распространялись и усваивались в современном мире, обеспечивая его целостность. Постепенно формируются элементы новой, интегральной мировой культуры. Распространяются ценности, сп рияють сближению народов и культур, - толерантность и признании равноценности разных ("чужих") культурных систем, отказ от ксенофобии и мегаломании, мультикультурализмаикультуралізм.

Вместе с тем культурная интеграция не означает унификации культурных норм, способов восприятия и осознания мира, культурных генотипов, традиций. Любой этнос берет с глобальной системы, что соотв знает его традициям, менталитету, психологическом складові.

26 Диалог культур

Проблема диалога культур формулируется зависимости от понимания самого феномена культуры. В. Библер толкует культуру как микросоциум людей, который манифестирует в доминантном"произведении"своей эпохи (например, тр рагедия в античном мире) логику собственной культуры. Диалог является диалогом логик и общением культур независимо от исторических границ их существования (например, культурное XX ст и античность, современность и. Ведро нияі. Відродження).

Диалог культур является не просто сравнением или взаимодействием культур, ресничка способствует порождению новых смыслов. Ведь сейчас культура выдвигается в центр человеческого, бытия, раскрывая свой трагедийный характер. Найповн нише диалог реализуется в новейшую эпоху, когда впервые присутствует такое большое количество различных культур как равноправных субъектов. Этому соответствует мультикультуризм как интеллектуальное течение, возникла наприк нци XX ст и базируется на эгалитарных уравнивания различных религиозных и культурных форм определенной степени на этом основано и аккультурация, что в широком смысле понимается как взаимодействие культур всех типа, в узком - как процесс заимствования полностью или частично культурой одного народа культуры другого, обычно развитой. Понятие аккультурации впервые использовался в американской науке конце XIX в в связи с исследованиями культурных изменений в племенах североамериканских индейцыдіанців.

27 Культурный шок

В культурологии культурный шок - это первоначальное реакция индивидуальной, групповой или массового сознания на встречу с другой культурной реальностью (исходный пункт диалога культур). Культурный шок возник кает как отражение принципиального нестыковки различных культур них образцов, конфликта между"естественным"набором ценностей, языковых и поведенческих практик и культурными нормами новой среде, к которому были"заброшены'' человек или определенная группа. Степень шоковой реакции определяется и местом традиционных ценностей в системе"своей"культуры, и ее адаптационные возможности адаптаційними можливостями.

Выделяют четыре возможных способа преодоления культурного шока: колонизация (агрессивная демонстрация и пропаганда собственных культурных ориентиров) геттоизации (создание компактных мест проживания"чуж. Жих") ассимиляция (крайняя форма культурного конформизма, сознательный отказ от собственной культурной идентичности) диффузия (разные модели совмещения"своей"и"чужой"культур; і "чужої" культур).

28 Культурная маргинальность

Такое состояние возникает в условиях жизнедеятельности отдельных личностей или групп, ценностные приоритеты и модели поведения которых одновременно ориентируются на различные культурные системы и их требования, но в одну из них х не интегрированы. Носителями культурного маргинальности могут быть разные"мигранты": крестьяне, которые живут в городе, смешанные брачные пары, старики с"молодой душой", женщины-матери, мечтающие о карьере, б исексуалы т.д.. Определенную специфику имеют маргинальные субкультуры (например, национальные меньшинства, національні меншини).

Объективными причинами, которые порождают культурную маргинальность, могут быть процессы общественной трансформации, модернизации,"перестройки", миграционные процессы, а субъективными - индивидуальное пес дейст понятия или социально одобренных целей (политическое"инакомыслие"), или и целей и средств их достижения (бродяги, наркоманы), или культурная"раздвоенность"человек без определения собственных жизненных ориен нтирив заимствуют элементы разных культаичують елементи різних культур.