авангардистской живописи: драматизм вхождения нового в культурный процесс - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


3 авангардистской живописи: драматизм вхождения нового в культурный процесс

В изобразительном искусстве при всем разнообразии его течений прослеживаются также две тенденции: поиск новых форм реализма и отход от принципов той реалистической системы, которая была свойственна европейсь ском искусству еще с эпохи. Ренессанса. Это искусство модернистское, которое каждый раз выступает с позиций открытия новых путей и поэтому объявляет себя авангардомм.

Уход от реализма особенно проявился в изобразительном искусстве. Франции, ставшей родиной фовизма, кубизма, дала своих дадаистов и сюрреалистов, абстракционистов. Экспрессионизм больше разовью увся в. Норвегии и. Германии, футуризм - в. Италии и. России. Русские художники стояли и у истоков и абстракционизма, и сюрреализмму.

В 1906 г на выставке в. Париже художники. Анри. Матисс,. Андре. Дерен,. Морис. Вламинк,. Альбер. Марке и другие демонстрировали свои произведения, за резкое противостояние цветов и упрощенность форм критика назвала тво. Орам"дикарей"фр les fauves), а весь направление получило название"фовизмазву "фовізм".

яркие из фовистов был. Анри. Эмиль. Бенуа. Матисс (1869 - 1954 pp). Его полотна отличаются необычностью образов и удивительной яркостью красок. Основной элемент его искусства - интенсивный цвет ("Ж. Женщина в шляпе","Осенний салон")"Цвет должен быть выразительным, - говорил художник -. Я просто кладу краску, которая выражает мои чувства"Наиболее значимые два его панно:"Танец"и"Музыка"Только три цвета в икористовуе мастер: красный, синий, зеленый. В огненной яркости и предельный лаконизм этих картин ощущается первоначальная дикость и чувственность человечества. Хоровод изображает не конкретный танец, а саму идею танца, поскольку фигуры изображены не как конкретные женщины, а как человеческие существа вообще и рядом с остервенением"Танку"- тишина и неподвижность"Музыки"Те самые пять фигур, они так же впечатлен и пением, как фигуры в"Танку"В их расположении есть определенный ритм, что в дальнейшем наряду с цветом становится душой живописи. Матисса часто художник изображает простые вещи: клетчатые ткани и кресла, цветы, женское тело. Его не интересует передача освещения, объем, пространство. Но он выразительно передает отмечены характерные позы, жесты, даже психологическое состояние ("Семейный портрет"). Его живопись звучный, декоративный жизнерадостный, хотя в 1949 p, во время войны, он создал натюрморт"Черепашка на черном мраморе", полный драматизма. Контраст черного фона и светлых предметов, равно стоят рядом, острые углы напряженно изогнутой раковины вызывают чувство скрытой. Трагедих предметів, які байдуже стоять поруч, гострі кути напружено вигнутої черепашки викликають почуття прихованої трагедії.

Много общего с. Матиссом в. Амедео. Модильяни (1884-1920 pp): лаконизм и изящество линий, четкость силуэта, обобщение. Но монументализма присущего. Матисса, в. Модильяни нет - он более камер урный, иятимнишыий.

сложной авангардистской течением стал экспрессионизм. Сложился вия в. Германии, хотя своими предшественниками немецкие экспрессионисты считали бельгийского художника. Джеймса. Энсор с его основным мотив вом творчества - масками и скелетами, выражением ужаса перед действительностью, а также норвежского художника. Эдварда. Мун-ка (1863-1944 гг). Картины последнего критика назвала"криками времени"Символические его твор и - или"Танец жизни","Ревность","Женщина", или"Пепел"- это всегда сгусток человеческих чувств и взаимоотношений. Часто толчком для этих работ литературное произведение, иногда в их основу ложатся и жизненные наблю реження. Наиболее значимым в этом плане был"Фриз жизни"- цикл, к которому художник возвращался всю жизнь, стремясь передать сама жизнь"со всеми его призраками, все вариации, его радости и печали; трагические и оптимистичные аспекты бытия"Поэтому-то его картины критика и назвала"криками времени аспекти буття".. Тому ж бо його картини критика і назвала "криками часу".

Начало экспрессионизма как художественного направления было положено в 1905 г организацией объединения"Мост", которая была создана студентами архитектурного факультета. Высшего технического училища в. Дрездене. В геом етрично упрощенных формах, через полный отказ от передачи пространства, через незгармонизовани тона. ЭЛ. Кирх пер,. Е. Хен-кель и другие передавали свой ужас перед настоящим и будущим, ощущение собственного неполного оцинности, безнадежности и беззащитности в мире. И все-таки это вызвано к жизни сильными чувствами искусство было холодным и рационалистическим. В нем уже проявилась одна из основных качеств авангарды стського живописи - ее рациональность, обращенность к разуму, а не к чувствам зритель почуттів глядача.

Объединение"Синий всадник"(Альфред. Кубов,. Оскар кокотки), что образовалось вслед за"Мостом", распалось перед первой мировой войной, а его антиматериализм и анти реализм, отбросив живы традиции й импрессионизма, были направлены к абстрактному искусству. Надо помнить, что экспрессионизм влияние на многих художников, которые не принимали современного мира, отрицали йогту, заперечували його.

Становление другого направления авангардизма - кубизма, связано с творчеством французских художников. Жоржа. Брака и. Пабло. Шкассо. Пабло. Шкассо (Руис-и-Пикассо, 1881-1973 гг) вообще наиболее ярко выразил общую тенденцию искусства эпохи и был центральной фигурой в западном художественном мире первой половины XX вст.

Период с 1901 по 1907 гг в творчестве. Пикассо называют последовательно"голубым"(1901-1904 гг) и"розовым"(1905-1906 гг). Картины первого периода, главные герои которых - нищие, бродяги, акробаты-циркачи путешественники, отмечены печатью усталости и обреченности. Они изображены в сине-зеленой гамме, тела их удлиненные, контуры сломаны. С 1905 г - персонажи те же, но пространство картины заполнился розово-голубую ватим, розово-серым или золотистым дымкой, контуры рисунка мягче, настроение более лирический ("Девочка на шаре"ричний ("Дівчинка на кулі").

Полотном. Пикассо"Авиньонские девушки"начинается собственно период кубизма, который западная критика назвала"революционным переворотом, равного которому не было со времен. Возрождения"С кубизмом было в свое время в связано много художников, но в творчестве. Пикассо и. Брака эксперименты кубизма получили наиболее завершен выражение. Многие формальных проблем кубизма намечено именно в"Авиньонских девушках"изображает или пять обнаженных женщин,. Пикассо предлагает невиданное до трактовка человеческой фигуры и ее форм. Неестественно плоские, неуклюжие, с искаженными пропорциями тела, похожие на маски лица, возвращены сторону н еправдоподибно тонкие носы. При этом лицо изображены в фас, носы в профиль или одновременно в разных ракурсах одна и та же фигура. Фигуры женщин вроде составленные из отдельных геометризованной плоскостей и упро ених объемов"Я спрашивал себя, - говорил когда-то художник, - не надо скорее изображать вещи такими, какими их знают, чем такими, какими их видят"есть в"Авиньонских девушках"художник словно в иявив конструкцию тел изображенных женщин, показал, из которых геометрических плоскостей состоят головы, носы, уши, телх геометричних площин складаються голови, носи, вуха, тіла.

Вокруг. Пикассо и. Брака собирается группа художников и поэтов, прозванная"Плавучий прачечной"(так назывался дом на. Монмартре, где в то время жил. Пикассо)

Следующим этапом был кубизм аналитический, когда предмет изображают не только с разных сторон, но и изнутри, показав один план сквозь поверхность другого, поэтому в картинах этого периода, изображение, как прави ило, полупрозрачные. Далее наступил кубизм синтетический, в котором цель художника -"создать новый предмет, несравненный ни с каким другим предметом действительности"А если это так, то общение с натурой в процессе творчества становится необязательным. Произвольно конструируя формы предметов, художник вполне может положиться на субъективное представление о ней, в свою памятью свою пам'ять.

Пикассо отдал должное классицизма ("Мать и дитя", портрет сына. Поля, иллюстрации к"Метаморфоз"Овидия), сюрреализма ("Плачущая женщина"). Но главный его произведение -"Герника", в котором, несмотря на деф формации, сложные аллегории и символы, художник выразил ужас, безумие, отчаяние, трагедию мира, уходит в небытие 26 апреля 1943 г маленький испанский городок. Герника фашистскими бомбами было сметено с лица земли, несколько тысяч человек погибли под его развалинами. Это событие потрясло. Пикассо. Конечно, в"Герници"нет ничего от конкретного города басков, нет ни самолетов, ни убийцы. Посреди ночи, посреди ч ерепив и костей, символов смерти, гибнут люди, в предсмертных судорогах вздрагивают лошади. Расширенные глаза лиц-масок видят только мертовне свет, искореженные обломки: таким, возможно, видели этот мир люди которые погибали под ними. Трагическая античная маска со светильником, которая врывается в этот хаос и взывает от боли и ужаса, не случайно воспринимается как символ музы художника. Свет, разорванное на плоскости, напоминает зловещее лучи прожектора концлагеря. Хаос разрушения. Пикассо передал благодаря деформации, к которой он прибег. После второй мировой войны эта картина вообще воспринималась как пророчество. Выдержанное в осно вному в белых, черных и синих тонах, полотно явственнее какие-то многоцветные картин синіх тонах, полотно виразніше за якісь багатоколірні картини.

Влияние формальных приемов кубизма сказался на одной из течений раннего модернизма - итальянском футуризме. Его фанатичным поклонником и популяризатором был поэт. ФТ. Маринетти. В распространяемом ним в. Евр рассоле"Манифесте футуризма"сообщалось о смерти искусства прошлого и рождения футуризма как искусства будущего. В. Маринетти нашлись единомышленники среди художников -. В. Боччони,. Дж.. Балла и др.. Футурамы сти считали, что они открыли новую красоту - красоту современного мира, которую представляют фабрики и железные дороги, машины и самолеты, гул моторов, скорость (в. Боччони"Шум улицы проникает в комнату","механизма м улицы";. Дж. Балла -"Пластичность света скорость"лла — "Пластичність світла + швидкість").

Футуристы любовались миром, где все движется и непрерывно изменяется, динамичной толпой, машинами, мчащихся на больших скоростях, феерией электрических огней. Они поставили себе целью воссоздать у в живописи это динамизм, причем динамизм не только улицы, но и человеческой души и тела (В. Боччони -"Состояние души,. И: днем"). Для этого они хотели решить неразрешимое средствами живописи задача - воспр. ОРИТ движение само по себе, движение как таковое. Конь, бежит, утверждали футуристы, имеет не четыре, а двадцать ног, - и все двадцать ног пытались изобразить, т.е. перенести на полотно несколько моментов движения в дночасно. И тут им на помощь пришел кубизм. Позаимствовав его опыт, они разложили движущийся предмет на отдельные элементы и прибегли к близким к абстракции или полностью абстрактных комбинаций напивпроз орих планов и объемов. Так они хотели передать иллюзию динамического ритма. Стремление передать движение вызвало изменения в цветном и композиционном решении. Цвет стал едким, дисгармоничным, композиция н езибраномпозиція незібраною.

"В отличие от других европейских авангардистских течений, футуризм не ограничился сферой эстетики, а перешел на ниву политики и морали", - писал о футуризме историк итальянского искусства. Гвидо. Балло в. Манифесты футуристов призвали разрушать музеи и библиотеки, они приветствовали войну (как единственно возможно гигиену мира), милитаризм и. Анархо та анархію.

Наиболее крайняя школа - абстракционизм, сложилась как направление в 10-х гг XX в. Его основоположниками стали художник. Пит. Мондриан (родом из. Голландии),. Василий. Кандинский (родом из. Москвы) и. Казимир. Малевич ч (с Украиной). Теоретики абстракционизма выводят его от. Сезанна через кубизм. Французский критик и художник. М. Сефора дал такое определение этому течению:"Я называю абстрактным любое искусство, которое не содержит ни единого упоминания, ни отзвука действительности, все равно, была или не была эта реальность исходной точкой для художника"Сефора так и называет абстракционизм -"беспредметным"искусстворедметним" мистецтвом.

В. Кандинский (1866-1944 гг), который в 10-е годы полностью порвал с натурой и создал около ста преимущественно абстрактных полотен, объяснял свою художественную манеру тем, что"когда религия, наука и мораль расписание даются, когда внешние подпорки угрожают разрушиться, тогда человек отвлекает взгляд от внешнего мира к духовному, к передаче"чистого", независимого от материи духовной жизни""Чистые"цвета и линии могут передать внутреннее"духовное звучание", невыявленные чувства и предчувствия. В книге"Язык формы и цвета"художник объяснил, какой цвет, линия, форма соответствуют в его представлении определенным душ евним состояниям: желтый - цвет сумасшествия; синий - призыв в бескрайние просторы, пробуждение стремления к чистой; зеленый - символ идеальной равновесия; фиолетовый несет в себе нечто болезненное, угасающий т.д.. Линия так же символическая, как и цвет: горизонтальная - пассивная, женская; вертикальная - активная, мужественная. Богатое воображение, очень тонкое чувство колорита в. Кан-Динской воплощались в приятные глазу, насыщенные, динамического ни цветные композиции ("Импровизация", 1912 г). Художник активно интересовался проблемами сближения цвета с музыкой. Исследователи считают, что. В. Кандинский - последний представитель литературно-психологически го символизма, подобно. А. Моро во. Франции и. М. Чюр-льониса в. Литве, и вместе с тем первый художник-абстракционисії і. М.. Чюр-льоніса в. Литві, і разом з тим перший художник-абстракціоніст.

П. Мондриан (1872-1944 гг) первоначально был связан с кубизмом, доведя его принципы до простого черчения на плоскости. Группа его последователей в. Голландии, объединившихся вокруг журнала"Стиль", прого олосила создание универсального образа мира посредством прямоугольников разного цвета, отделенных друг от одвого линией. Мондриана буквально заполоненив культ равновесия вертикалей и горизонталей и он разорвал все связи с журналом"Стиль", когда тот ввел в 1924 г как компонент выразительной речи угол на 450 °. На его полотнах не было ничего, кроме черных прямых линий и трех чистых цветов - красного, синего, желтого, а иногда и просто белой плоскости, разделенной двумя-тремя линиями ("Композиция", 1921 г). Трудно поверить, когда видишь картины. Мондриана, что он работал над ними много месяцев, а то и лет - долго думал над каждой линией, сдвигая их на сантиметр или миллиметр в ту или иную сторону. Мондриана принадлежит утверждение:"нет ничего конкретного за линию, цвет, плоскость"В 40-е р р оно было подхвачено итальянскими"конкретистамы рр. воно було підхоплене італійськими "конкретистами".

Казимир. Малевич (1878-1935 pp) соединил импрессионистический абстракционизм. Кандинского и геометрический абстракционизм. Мондриана в изобретенном им супрематизм (от фр supreme - наивысший). В своих теоретических ческих работах он говорил, что в супрематизм"о живописи не может быть и речи, живопись давно изжил себя и сам художник - предрассудок прошлого"В стремлении абсолютной"чистоты чувств"он создавал ко мпозиции из черных, красных и белых квадратов. Его"Черный квадрат"вошел в историю как наивысшее выражение крайностей модернистского искусства. В 30-е pp. Малевич вернулся к фигуративной живописи в ре алистичних традициях ("Девушка с красным древком"диціях ("Дівчина з червоним древком").

Особый направление абстракционизма - променизм - ярко представлен в творчестве. Михаила. Ларионова и. Натальи. Гончаровой. Все предметы эти мастера видели как сумму лучей, а художник, по их мнению, был призван найти сечения в определенных точках лучей, т.е. выразительные линииї.

В 40-е и послевоенные годы абстракционизм переживает новый подъем. Еще в 1937 г в. Нью-Йорке создан музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера. С. Гугенхейма, а в 1939 г -. Музей сучасног го искусства, на средства. Рокфеллеров. Во время второй мировой войны и после нее в. Америке вообще собрались все ультралевые силы художественного мира"Звездой"в этот период считался. Джек-сон. Поллок, автор терм и на"дриплинг"- разбрасывание красок на холст без кисти. Это называется абстрактным экспрессионизмом. Так же называются и"сеансы творчества"Жоржа. Матье, который сопровождал их маскарадными переодеваниями и музыкой и называл эти творения вполне сюжетно (например,"Битва при. Бувины"южетно (наприклад, "Битва при. Бувіні").

Одной из авангардистских течений, появившихся в первое десятилетие XX века, но живут и поныне, стал сюрреализм (от фр Surrealite - сверхреальное). Этот термин впервые прозвучал в 1917 p в предисловии. Аполлине эра к своему произведению, хотя он не был поэтом сюрреализма. Однако сюрреализм возник не сам по себе, а на почве дадаизма (от фр dada - игра в лошадкинячки).

Дадаизм родился в разгаре. Первой мировой войны в нейтральной. Швейцарии, в своеобразном художественном клубе под названием"Кабаре. Вольтер"Поэтов и художников из разных стран, в основном эмигрантов,. Объед нала ненависть к войне, к паразитирующей на кровавой бойне системе отношений. Своим врагом они считали любой авторитет, любую традиции и даже само искусство. Дадаисты не выдвигали никаких идеале в"Мы просто издевались по всему, - писал. Георг. Грос, - для нас не было ничего святого, мы плевали на все, и это было дада"Это было"художественным хулиганством": по мнению дадаистов, можно рисовать картины в темноте, не различая красок на холсте и палитре (Г. Рихтер), делать автоматические, бессознательные рисунки (Г. Арп), демонстрировать утюг с припаянными шипами, ночной горшок и писсуар. Они даже объявили любой любой изделие произведением искусства, если художник вырвал его из обычного для среды и дал ему название (например, оконная рама. Дюшана, затянута вместо стекла черной кожей, превратилась в вдов ицюрною шкірою, перетворилася на вдовицю).

Иа почве дадаизма и сначала лишь как литературное течение и возник сюрреализм. В 1924 г. вышел его первый манифест. К сюрреализма потянулась прежде мятежная художественная молодежь -"потерянное поколение", как на азивалы тех, чья молодость совпала с. Первой мировой войной. Теоретически сюрреализм основан на философии интуитивизма. Анри. Бергсона (познание истины возможно только с помощью интуиции, творчество е иррациональным, мистическим актом), на философии. Вильгельма. Дильтея, который настаивал на роли фантазии и случайного в искусстве, а также на учении о психоанализе. Зигмунда. Фрейда, которого сюрреалисты считается ют своим идеологом: уже в первом манифесте говорилось, что творчество базируется на"психологическом автоматизме", на бредовом мире подсознания, что это"диктовку мысли при отсутствии какой-либо есте тической или морального озабоченности"Своими предшественниками сюрреалисты объявили выходца из. России живописца. Марка. Шагала и итальянского архитектора. Антонио. Гауди. К сюрреализма в литературе примкнули т аки великие мастера, как. Поль. Элюар,. Луи. Арагон,. Федерико. Гарсиа. Лорка,. Пабло. Неруда. Федеріко. Гарсіа. Лорка,. Пабло. Неруда.

В живописи сюрреализма главное - воздействовать на зрителя ассоциациями, поэтому в нем тяжелое зависает, твердое растекается, мягкое окостеневает, мертвое оживает, прочное разрушается, живое превращается в гниль и по орох выдающийся художник этого направления, творчество которого началась в 30-е годы, -. Сальвадор. Дали (1904-1990 гг). Очень талантливый живописец, автор книг о себе, богохульник и католик, мультимиллионер, мистификатор и циник, он вел воспринимаемая в мир бредовых ассоциаций. Исследователи указывают на два метода в его творчестве: либо он вводил в нереальный, фантастический пейзаж предметы нарочито обыденные, или с потворював реальные к ужасающему образа. В картине"Предчувствие гражданской войны"(1936 г) изображена разложена голова на костяной ноге с двумя огромными лапами, одна из них выжимает кровь из части ни другого тела, страшная голова которого запрокинута назад в диком оскал. И все это на фоне мертвого пейзажі мертвого пейзажу.

Во времена. Второй мировой войны центр сюрреализма переместился в. Америку. Здесь. Дали создал проект"Института изучения проблем атомной бомбы применительно к искусству"(при этом атомная бомба воспринималась как вот обычное) и нарисовал картины"Три сфинксы бикини"(три головы с перманентом, вырастающие из земли),"Атомный. Перон"(расколотая статуя императора) и"Атомная. Леда"(почти академически правильно с оскорбление женского тела и лебедя с огромными лапамиочого тіла і лебедя з величезними лапами).

Наивысшего успеха сюрреалисты достигли в 40-50 гг. В 60-х они уступили популярностью новой волне абстракционизма - поп-арта. Этот термин (искусство для широкого потребления, популярное, массовое) возник для позн чение различного рода коллажей, комбинаций из бытовых вещей на холсте. Исследователи считают, что это реакция на беспредметное искусство, одно из проявлений уже постмодернистской культуры. Составными частями произведения поп-арта могут выступать манекены, части машин, чучела, афиши, окурки и др.. Кое-что из этого делали еще дадаисты, но, правда, с юмороммором.

В середине 60-х гг возник оп-арт. В работах он-художников основное внимание уделялось оптическим эффектам, основанные на причудливых, порой удивительных композициях абстрактных геометрических форм. В полную силу в это авангардистское крыло продемонстрировало себя в. Нью-Йорке, на выставке"Зоркий глаз", в которой принимало участие 75 художников из десяти стран. Оп-арт определенным образом повлиял на художественную промышленность, прикладное искусство, рекламецтво, рекламу.

В те же годы возникло и кинетическое искусство, в котором главным принципом было то, что произведение"двигался, вибрации, набирал энергии, умирал и вновь возрождался"

Новинками постмодернизма стали также световое искусство (в основном это спроектированы на экран подвижные, порой весьма эффектные комбинации цветных лучей) хэппенинг (это действия самих участников - своеобразный ни живые картины, но картины, не связанные логически, хаотические) гиперреализм, а точнее фотореализм (использует цветную фотографию или муляж для воспроизведения действительности.

В искусстве XX в живут и реалистические традиции. Новый реализм, которому еще не найдено точного названия и который чаще именуется реализмом XX века, начал складываться с первых лет этого века в экспрессы ивний немецкой художественной графике. Кете. Кольвиц (серии офортов"Восстание ткачей","Крестьянская война"), в гравюрах бельгийца. Франца. Мазереля (серии"Крестный путь человека","Мой часослов","Город"), швейц рця. Теофиля. Стейнлейна, лирических пейзажах французов. Мориса. Утрилло и. Альбера. Марких пейзажах французів. Моріса. Утрілло та. Альбера. Марке.

В годы фашизма рисуют свои антифашистские произведения. Галс и. Леа. Грундинг (графические циклы"Звери и люди"и"Война грозит"). Героическим экспрессионизмом названа творчество. Гарсиа. Лорка: серия графических лист шив, изображающие зверства фашизма. Так зарождалось искусство итальянского неореализма, которому предстояло пережить блестящий расцвет в кинематографозквіт у кінематографі.

В 50-е годы выступили так называемые социальные реалисты. Англии: график. Пол. Хоггарт, живописец. Клиффорд. Ро

Верной реализма осталась и французский скульптура, которая дала в начале XX в трех выдающихся мастеров -. Аристида. Майоля (памятник. Сезанну,"Присела на корточки"). Антуана. Бурделя

("Памятник павшим в 1870-1871 pp"""стреляющим. Геракл", памятник. Адаму. Мицкевичу в. Париже);. Шарля. Деспио

Глубоко гуманистическое по своей сути искусство замечательного итальянского скульптора. Джакомо. Манцу, художника-философа ("Распятие","Кардинал", серия"Балерина", рельефы для"Врата смерти"собора св. Петра в. Римеами смерті" собору св.. Петра у. Римі).

Хотя скульптура никогда не была ведущим видом английского изобразительного искусства, именно. Англия породила одного из найвидат-виших мастеров скульптуры XX века -. Генри. Мура (1898-1986 pp). Его работы - в от вполне реалистичных до чисто абстрактных - величественные и монументальные ("Мать и ребенок",. Хорхемптон,. Собор св. Матфея,"Лежащая фигура"Дом. ЮНЕСКО в. Парижебудинку. ЮНЕСКО у. Парижі).