Учебники Онлайн


2 Доисторическая Греция и классическая Эллада

Огромную роль в развитии древнегреческой культуры сыграла крито-микенская наследие. Этот мир, ушел в небытие (возможно, вследствие извержения вулкана или землетрясения), был в культурном отношении с связующим лапкой между. Древним. Востоком (прежде. Египтом) и собственно. Грецияю.

Крито-микенская (или эгейская) культура сложилась и развивалась в 3 - 2 тыс. до п е и была создана племенами, населявшими остров. Крит,. Пелопоннес,. Западное побережье. Малой. Азии

Благодаря раскопкам немецкого археолога. Генриха. Шлимана в 70-х гг XIX в перед взором ученых предстала выдающаяся культура, подтвердила много догадок, которые возникли на основании"Илиады"и"Одиссеи"О. Однако достаточно точно отражал. Гомер реалии того времени? тку XX ст английским археологом. А. Эвансом, воспроизводят совсем другой свиЕвансом, відтворюють зовсім інший світ.

Город. Кпос - еще с 18 в до н с главное среди городов. Крита - славился искусно построенным дворцом. В нем содержались царские палаты, святилища, гимнастические залы, бассейны (критяне уже имели водопровод), откуда крытые площадки - очевидно, для театральных представлений и религиозных церемоний. Стены в нем расписаны фресками (водяными красками по сырой штукатурке) с изображением растений, животных, особенно часто быка, сказочных грифонов (львов с орлиными головами), множеством человеческих. Возникаеттатей.

Скульптуры па. Крите не найдено. Так же, как и статуй богов или культовых сооружений-храмов. Вероятно, критяне поклонялись богам на природе, в священных рощах или пещерах. Но известен большой разрисованный рель. ЕФ с изображением"царя-жреца"При греческом правители. Миноса (имя которого связывают с легендой о. Минотавре). Крит был еще могущественным государством (15 в до н.э), и. Кпоський дворец с хитросплетениями его ко коридора вполне мог превратиться в воображении греков па легендарный. Лабиринт, а фрески, которые изображали битвы с быком, породить образ полубыка, получеловека - обладателя. Лабиринта. Минотаврбіринту. Мінотавра.

С 15-14 в с п е центр эгейской цивилизации переместился на юг. Балканского полуострова, в. Миксиы и. Тиринф. Здесь строили города-крепости на холмах, откуда и возникло название"акрополь"- верхнее мес сто микенских дворцов - комплекс более упорядоченный, чем. Лабиринт. Кносского дворца. Центром его был мегарон - большой прямоугольный парадный зал с очагом посередине. В зале устраивали торжественные сборищ а и пиры. Вокруг очага четыре колонны поддерживали навес с отверстием для дыма. С эгейского дома с мегаропом сложилась архитектура античпого храма. Гомер назвал. Микены золоторяснимы, и это справедливой во. Археологи нашли там немало золотых предметов (ритуальных украшений, оружия, золотых сосудов и т.д.золотих посудин тощо).

Ахейцы были более воинственны, чем критяне. Это отражено в сюжетах фресок. Около 1240 г до п с ахейские племена пошли войной на. Троянское царство, и изображены в бессмертных поэмах

ли это эпоха действительно эпохой героев? их учредителей человеческой культуры, о людях отчаянно смелых, умных, которые очистили мир от разбойников и диких зверей, о первых мореплавателей, которые посетили дальние страны, о мудрых правителив.

Период истории. Греции с 11 до 8 века до н.э называют гомеровским, поскольку все, что о нем известно, мы знаем из рассказов. Гомера. Между исторической. Грецией и классовыми цивилизациями древности лежат 300 а или 400 лет смутных времен, когда в результате то нашествия отсталых племен, то неизвестной нам социальной революции все внешние признаки упадок!" тыс до н э оставил глубокий след. В начале следующего тысячелетия племена. Древней. Эллады расселились по всему. Средиземноморью. Сельские общины - демы, стали преобладающей формой поселения, и хотя мес то в конце концов взяла свое, природа греческого полиса основном определялась земледельческой демократией, которая не забыла первоначальной равенства и умение владеть оружием. Здесь, видимо, следует искать отличие античным ого общества от государств. Передней. Азии - монархических, централизованных, деспотическоедеспотичних.

Греки, по их собственным представлениям, всегда оставались народом детей среди народов старых и мудрых стран

Фактически на грани 1 тыс. до н с культурная среда упростилось. Греция словно начала путь человечества сначала. Это было своеобразным новым рождением человеческого общества после высокого подъема. Азиатско ких стран, которые рано достигли своего горизонта. Путь развития этих культур как прекратился, что характерпо для деспотических режимов, и дальнейшее общечеловеческий развитие не могло быть продолжением той же линии он должен был начаться где-то снизу. В условиях более развитого международного среды греческий первобытность, став па фундамент, заложенный древнейшими цивилизациями, открыла ворота будущего. Греческая кул ьтура принесла с собой высшую форму общественной самодеятельности общин, гармонию природы и общества и, конечно, тонко ощущение прекрасногкрасного.

Греческая культура воспринималась в последующие века как исторический чудо. Она создала, помимо всего прочего, такое множество понятий и терминов (в политике, науке, искусстве), что исследователь. Якоб. Бург-Харт ю ав основания сказать:"Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи мови".

Хотя греческий полис и греческое искусство оставили в многочисленных своих произведениях непревзойденные образцы и стали прекрасным детством человечества, не будем забывать, что жизнь античного мира мало и достаточно жесткая токость кровожадными были обычаи, прежде культовые. Так, перед битвой при. Саламине главнокомандующий афинским флотом. Фемистокл собственными руками задушил трех прекрасных юношей, персидских пленники в, принесенных в жертву. Диопису. Песни. Гомсра содержат описания чудовищных кровавых сцецен.

Гомсра греки считали автором целого ряда произведений. Кроме"Илиады"и"Одиссеи", за ним числились"гомеровские гимны","гомеровские эпиграммы","Война мышей и лягушек", ряд поэм, которые впоследствии стали называть"кик кличнимы"Не только конкретное авторство, но и сама биография. Гомсра не выяснены. Однако весь античный мир верил в реальность лица этого слепого поствесь античний світ вірив у реальність особи цього сліпого поста.

Ученые XIX-XX вв основном предполагают, что отдельные песни или части поэм. Гомсра длительное время жили в успе традиции специалистов-снивцив - аедив, гомеридив, рапсодов. Сначала они импровизировали, а пот том наступал момент, когда песня достигала такой формы, которая становилась неизменной и передавалась из поколения в поколение, чтобы сохранить для потомков"дела минувших дней"Такому закреплению в намять потомства способствовал и необычайно живой смысл песний зміст пісні.

Гомеровский эпос считается эпопеей аристократической элиты. Поэтому неудивительно, что в нем нашли отражение черты так известного рыцарского этоса, система рыцарских ценностей. В пои па первом месте - хотел. Гненный славы и почета. Родители требуют от хрипел стремление во всем быть первыми:"Отец завещал прочно силкуватися других превзойти, неутомимо требовать отличиться"("Илиада"t; ("Іліада").

Так же нанучуе сына. Гсктор. Ахилл, перед которым стоит выбор: смерть со славой или жизнь без славы - выбирает первую возможность

"Благородное происхождение отличается тем, - напишет впоследствии грек

Феофраст, который приобрел мировую славу своими"характер"и считался основателем психологии, - что благороднороджений в своих поступках больше ипших стремится к славе"

Забота о собственной честь неизбежно сопровождается страхом стать объектом насмешек. Аякс, который бросился на группу баранов, усмотрев в них людей. Одиссея (поскольку его разум затмил гневом через при исудження. Одиссею доспехов погибшего. Лхилла), должен покончить самоубийством. Добровольное унижение ради того чего-то желанного - самая жертва, которую только можно себе представить. Не стоит напоминать, что отвага - нужная добродетель, а обвинение в трусости - худшая образа. Вся"Илиада"розповидаснро мужество героев и о том, кто чем отличился. Так песнь и и иен эту. Черты героев. Гомера выступают ярче на фоне добродетелей, хвастаются в"Трудах и днях"Гесиода. Гссиод первая реальная лицо в древнегреческой литературе. Его дидактический эпос резко отличается от героического. Гесиод ста вить себе мсту дать сведения завещанной веками народной мудрости, установить своеобразный кодекс, писаный закон для человека, привязанной к земле как источник существованиядо землі як джерела існування.

Во всех частях своей поэмы, которые имеют разные сюжеты, автор дает указания; не забывая о мелочах жизни, размышляет о главном в нем. Так, в первой части, где содержится наставление брата. Перса, сп причиненное попыткой последнего отобрать у поста часть отцовского наследства с помощью неправедных судей,. Гесиод много говорит о несправедливости и необходимость праведной жизни. Среди на йперших добродетелей у него осторожность, избегание риска, стремление отвлечь от себя опасность на всю жизнь, бережливость. Это"здоровый крестьянский смысл", что, как и басни. Эзопа выражает первый протест прот и сильных мира сегох світу цього.

В 7-6 вв до и с (период архаики) на смену певцам-аэдами пришли рапсоды, которые с запасом заученных ими эпических песен странствовали по греческих городах (о них вспоминают историки. Гсродот,. Фукидид,. Пиндар который называл их еще и гомеридамы, то есть людьми, которые происходят из рода. Гомсра и поют его поэмыми).

Развитию лирической поэзии очень способствовали соревнования постов и музыкантов, основанные в. Греции в 6-5 вв до н с (Шфийськи соревнования,. Немейские игры). На. Олимпийских играх главную роль играли соревнования ат тлетив и гонки на колесницах. Льет и здесь в торжественных песнях славили победителей, выполняли гимны в честь богов и героев, пели песни во время торжественных процессецесій.

Некоторые виды лирической поэзии были особенно тесно связаны с музыкой и танцами. Сюда относится мелос целом греческий лирическая поэзия делилась на элегию, ямб и мелос - в зависимости от метрической формы. Среди самых йвидомиших постов -. Ллкей,. Саифо,. Лпакреоит. Главным мотивом поэзии. Саифо, как можно судить из фрагментов стихов, сохранившихся была любовь, сильные, порывистые, пылкие чувства. Особую славу снискали ее е питаламы: жалобы девушек на жениха, который забирает их подругу, вихвалянпя красоты невесты тощ тощо.

Ни рип и с логические и ямбические выражали личные чувства. Но была и торжественная лирика. Особый ее вид - дифирамб. Вип берет начало от песен, которые прославляли. Диописа. Как в целом культ. Диониса, так и дифир. Рамбам имели ту особенность, что в нем пафос доходил до экстаза. Дифирамб пели на фригийский лад, страстностью, приводившая слушателей в возбужденное состояние аккомпанемент к дифирамбы были звуки флейты, а впоследствии - кифары пение дифирамбов сочеталось с таищем, движения в танце были порывистые, стремительные. Греческий мелос достиг наивысшего расцвета в творчестве. Пипдара. У него яркий стиль, прикрапиепий мет. Афор, гиперболы, аллегориями и ш. Сравнение и образы в. Пипдара смелые, он создал новые, оригинальные формыльні форми.

Возникновение греческой драмы связывалось с культом. Диониса, бога винограда и випа. Очень интересное свидетельство грека. Симонида, что"от спьяпиппя изобретено и комедию и трагедию""Тотем"Диониса был козел чем и объясняются выступления его поклонников в виде козлов: песню в честь. Диониса пели, вдягшы козлиные шкуры, подвязав рога и копыта; человек как бы выходила из своей оболочки и в исступлении ( греческом языке - экстази) была способна к перевоплощению и непривычных для нее поступков. Это перевоплощение и составляет основу любой драмы. Экстаз перенимал не только отдельных участников праздника, но и всю толпу, с хора выделялся запевала, который умел начать дифирамб,"величественное песню в честь. Диониса-царя, заглушив свои мысли вином"Такие хоровые нисни выкапывали на празднике. Диониса, так называемых. Дионисиясвяті. Діоніса, так званих. Діонісіих.

Выделение из хора запевалы-солиста допускало замену его пришлым фигляром, мастером па потешные забавы, пе склонным придерживаться строгих тесных рамок обряда. Конечно, моментом худож-пього развития д драмы есть и выход из культа у одного народа древности миф не давал такой обильной пищи для выхода из религиозной оболочки, как у греков. Только в этих не было непреодолимой пропасти между богом и человеком, как это видно в крайней мере, с такого места"Илиады", где па жалобы допькы. Афродиты, ее ранил. Диомед,. Диоп сетует:"Каких бед зазпають боги, живущие на. Олимпе!живуть на. Олімпі!"

Театры возникли одновременно во многих греческих городах. Римский архитектор. Витрувий оставил описание идеального театра, который строится возле нидпижжя горы, в"здоровом"месте. Но реальные театры отличались в от описанного. Витрувия. Поскольку"первой ступенькой"драмы были песни и танцы, то исполняли их на орхестре, которая входила в состав священного участка бога. Диониса. В афинском театре. Диониса сохранились я следы древнейшей орхестры, что относится к 6 в до не. Вокруг нее па холме стояли зрители, а там, где холм был невысокий, сооружали деревянный помост, чтобы с его высоты смотреть па оркестра. Из этих полков впоследствии и развился"театр", то есть места для зрители;театр", тобто місця для глядачів.

В дальнейшем этим словом стали называть все театральные сооружения мимическая игра, которая была непременной частью трагедии, требовала площадки как места действия актеров. Нужны были и помещения для переодеваний ния - палатка ("скена") стоял так, чтобы зрители не видели выхода актеров из него через боковые ходы к орхестры. Посередине орхестры размещался алтарь. Диониса, на"ступеньке"к нему и стоял акто до нього і стояв актор.

Пока хор играл главную роль в драме, место действия отмечалось составом хора. Прошло время, значение актеров превзошло значение хора, и орхестра уже перестала быть главным местом действия, а перед зрителем м появилось жилье исполнителя главной роли. Это жилье изображалось проскенисм - передней стеной скены, которая теперь стала и местом пребывания актеров, не занятых в отдельных объявлениях, и составом их костюмов и аксессуаров. Чем позже действие ньссы была перенесена из орхестры на ексну, верхняя поверхность которой стала местом игры. Сюда перешла и название"проексииум"- как передней части сцены, а параскении образовали бы. Ичне ограничения для той коробки, которой стала сцена в театре новой. Европі нової Європи.

В 4 века до н.э места для зрителей строили из камня - они поднимались концентрическими кругами и, расходясь, как лучи, делились па клинья лестнице (амфитеатр)

Греческая драма ставила особенно высокие требования к голосу актеров. Язык жестов, как отмечал. ГЭ. Лессинг, греки довели до такого совершенства, о которой мы понятия не имеем. Они играли в масках, которые ограничивали в всю мимику одним движением и общей осанкой тела. Актерами были только мужчины. Некоторые из них достигли совершенства в игре время на сцене находилось не более трое актереакторів.

Актеры были уважаемыми людьми. Они участвовали в политической жизни им предоставлялись большие льготы, гарантировались неприкосновенность и освобождение от налогов. Театр занимал видное место в жизни рядовых. Греки ей. По этому поводу немецкий просветитель. ХУШст. ЙГ. Гердер иронизировал:"Во время. Пелопоннесской войны они готовы были лучше голодать, чем избавиться ежедневной театрального представления«. Во время представления зрительных зал чи украшали себя венками,"Чтобы сидеть было удобно на каменных скамьях, они клали на них подушки"(Аристофан,"Всадники"). Аристотель в"Политике"требовал законом запретить молодежи посещать комедии. Платоп в"Законах"осуждал властный проявление зрителями своего мнения, сетуя на то, что вместо аристократии образовалась"театрократия"Из письма, в котором актер комедии просит своего знакомого вместе с при ятелямы поддержать его аплодисментами, видно, что и в древнем театре была наемная клакати його оплесками, видно, що і в стародавньому театрі була наймана клака.

Сначала посетив зрелищ было дармовым, впоследствии стало платным, но. Нерикл ввел выдачу денег на зрелища из казны

Великий древнегреческий драматург. Эсхил (525-456 гг до п е), по словам. Лристотеля, первый увеличил количество актеров от одного до двух, уменьшая хоровые партии, и подготовил первую, главную роль для д диалога. К тому же его излияния можно приписать и чисто литературные совершенствования - сложную структуру трагедий и оживление действия, например в"Орсстси", а вместе большую жизненность в изображении ди боевых человек. Структура первых его трагедий примитивная, действие развивается вяло и только внешне, только в конце пьесы. В каждой трагедии ее часть занята рассказами"предвестниковми "провісників".

Зато трагедия"Лгамсмпоп"дает постоянное нарастание драматизма. Уже в прологе сторож намечает возможность трагической развязки, говоря. НРО тс, что в доме не все в порядке, а затем в хитрых, двусмысленных речей вах. Клитемнестры, в полных противоположного содержания речах глашатая и самого. Лгамемпопа, наконец, с великолепной видениях и пророчествах. Кассандры постепенно готовится катастрофа. Главное содержание трагедий. Ксхила определяется характерным для древнегреческого миропонимания вопросом о судьбе и рок, о трагической вину человек вину людини.

Уже в поэзии. Гомсра является представление о высшей силе, которой подчиняются даже сами боги. Это судьба. Льет герои. Гомсра пе знают ничего. НРО родовое проклятие. В период революций и потрясения могущества старых ары истократичних родов получили распространение мифы о ужасную гибель целых родов. Мифы. НРО судьбу. Пслонидив (главным образом. Лтрся,. Лгамсмнона и. Орсста) и. Лабдакидив (Лая,. Эдипа и его детей) давали драматического й материал, и. Эсхил в тстралогиях по-слидовво изображал их долю из поколения в поколениеіння.

Льет фаталистическое представление. НРО господство над человеком губительной силы, которой никто не может избежать, не исключает в. Эсхила признание свободы действий человека. Принимая традиционную версию мифа,. Эсхил в то же время пок. Казуя, что роковое несчастье может зчинитися результате несчастья самих людей ("Лгамсмпоп"). Изображая титанических лиц, он нидкреслюс самостоятельность их решений. Так,. Ирометей делает свое дело сознательно, зн аючы, что его ждет отчетливо такое сознание проявилась в образах. Етсокла и. Клитемнестрыі. Клітемнестри.

Хора в"Агамсмпопи"принадлежит исключительная роль. Хотя он не является в прямом смысле действующим лицом и только в конце трагедии пытается действовать, но его. Фиспа и комментарии создают основу, на которой развил ется все действие трагедии. Психология массы, ее смутные, инстинктивные чувства, наивная вера, колебания, разногласия воспроизведены в выступлениях хора так живо, так достоверно, как пойдет в литературе до. Шекели ра. Хор старцев в"Агамемнон"- это образы людей, обученных жизненным опытом, людей среднего уровня, которые контрастируют с главными героями, захваченными личными пристрастиями; это общественное мнениеми;. Це громадська думка.

Па арсенал поэтических средств, которыми пользуется. Эсхил, вилинуло его представление о свободе воли. На нем основывается так называемая трагическая ирония. Действующее лицо, стремясь достичь своей цели, достигает насО. Авдия противоположной, поскольку скрытая сила влечет его к гибели. Особенно много примеров в"Агамсмнони"(испытания. Лгамсмнона пурпурным ковром, сцена с глашатаем. Агамсмнона и др.смнона та ін.).

Сила таланта. Эсхила обеспечила ему выдающееся место среди национальных постов. Греции протяжении всего 5 и. Л в до н с он оставался первым поэтом, образцом, его произведения получили виключпе право па повторные постановкиовки.

Двое других великих драматургов. Древней. Греции -. Софокл и. Еврипид - деятели того самого"пятидесятилетия", которое началось после 479 г до н.э., когда греки в героической борьбе победили персов, и оконча нчилося в 431 г до п с, когда началась. Пелопоннесская война, повлекшей гибель демократии и в. Афинах, и в ипших греческих городах. Это было время культурного расцвета. Лфинськои государства, возраст. Псрикла, наивыс шего развитию искусства, возникновения многих отраслей философской науки (Демокрит,. Лнаксагор, софисты,. Сократ,. Платон), истории (Геродот и. Фукидид), врачебного дела (Гиппократ и его школа). На конец этого периода, то есть на конец. Пелопоннесской войны,. Лфинську государство уже раздирали смута, вызванная борьбой демократов с олигархами, противодействие новой мысли и новому искусству. Все вопросы и державног в, и личной жизни, в решении которых расходились представители различных слоев афинского общества 5 ст к п с, получили свое отражение в трагедиях. Софокла и особенно. Евринидла й особливо. Еврініда.

Гете, высоко ценил. Софокла, заметил:"никто не знал так сцены и своего ремесла, как. Софокл"Он увеличил количество хористов с 12 до 15 и даже ввел третьего актера. Сами греки не знали точно й количества его пьес - то 130, то 140. Новейшие исследователи считают, что его перу неоспоримо принадлежит 86 трагедий и 18 драм сатиров. Платоники называли. Софокла. Гомером трагедии, а. Гомсра - эпическая им. Софоклом. Его стиль проще, чем у. Эсхила, он более умерен в использовании архаизмов и новообразованиймів і новоутворень.

Некоторые позднейшие исследователи считали, что. Софокл но-шекснирив-ском изобразил в трагедии силу судьбы, которая тяготеет над человеком. Выводит он судьбу с недостойных поступков человека, гибнет под ее ударами:. Крсопт в"ЛНТ тигони"из упрямства обрекает на смерть любимую девушку своего сипа. Не имея сил спасти ее, юноша умирает вместе с ней, его смерть вызывает смерть матери, и эти две смерти с возмездием с відплатою

Креонту. Отель считал"Антигону"непсрсверщеним образцом трагич-пого столкновение государства и семьи

В отличие от. Софокла. Еврипид, живя в ту же бурную эпоху, был равнодушен и к политической жизни, и к общественному мнению. Для его творчества зато сказалось общение с философами. Его, как известно в, называли трагиком-философом.

Творчество. Еврипида охватывает все основные мифы греков: круг легенд о. Гсракла, фиванские легенды, предания о. Троянской войне, о походах аргонавтов и др.. Его герои - это живые люди со всей разнообразные истю страстей и чувств ("Алкестида","Медея","Ипполит","Лндромаха"и т.д.Іполит", "Лндромаха" тощо).

Еврипиду принадлежат и драмы сатиров:"Автолик","Бусирид","Ев-рисфет","Киклоп"и др., где, ярко описывая забавные ситуации, реалист. Еврипид в образах героев мифологии показывает недостатки современной ему лю. Иудейского его. Полифсм знает лишь одного бога - богатство, его. Зсвс-обжорство и попойки. Веселый, время непристойную шутку стал для трагика-философа средством откликнуться па явления окружающего обыденного жизни в грубых его сторонам. Еврипид мастерски использует простые сюжеты с веселой обработкой с целью, которую еще не ставили его предшественники: для. Эсхила и. Софокла эта заключительная веселая часть то тралогии служила лишь невинным средством облегчить тяжелое душевное состояние зрителей, вызванный впечатлением от трагедийглядачів, викликаний враженням від трагедії.

В трагедиях. Еврипида, которые сблизили мир мифических героев и мир людей, в его пренебрежении устоявшимися взглядами, свободном"поведении"* с богами, государством и обществом значительно позже - уже в эпоху электронной ллинизму - грек находил много близкого своим взглядам и настроениям; поэтому. Еврипид и после смерти еще почти полтысячи лет оставался для греков вполне актуальным поэтом. Однако современники серьезно его кр итикувалы. Особенно неумолимым был. Аристофан - в"Лягушках"постовые делался упрек в разрушении моральных устоев общинах устоїв громадян.

Разоблачительная комедия 5 ст до н е вступает наибольших темпов художественного развития в. Лристофана (450-390 гг до н э). Древняя комедия разностилевых: буффонадные стиль одних сцен сочетается со спокойно-вривнова ажспим тоном других; автор постоянно прибегает к приему пародий - следует язык трагедии и лирики, разворачивает картину софистической ученого дискуссии, пародирует священные формулы религиозных культов, имитирует диалекты рыночных торговцев тощів тощо.

Что же обличал великий афинский комедиограф, который весьма интересовался актуальными общественными проблемами? в политика. Клеона ("Вавилоняпы","Всадники"), его возмущал тип молодого бездельника, щеголеватого аристократа, морально испорченного модным софистическим воспитанием ("Облака", где. Аристофаии ныне"безбожником. С ократа, что через четверть века, когда изменилась политическая ситуация, был использован как аргумент государственного обвиняемый и повлекло присуждения. Сократа к смертной казни) необоснованность зневажл ивого отношение мужчины к женщине, якобы способной разбираться в политике ("Лисистрата","Законодательнице") и и("Лісістрата", "Законодавиці") та ін.

Греческий театр, который вырос из разговорных партий первобытных обрядов-спектаклей, как видим, достиг наивысшего расцвета. Трагедии. Эсхила,. Софокла,. Еврипида, комедии. Аристофана воспитывали чувства достоинства, граждан нськости, ответственности перед городом-государством, благородство и независимость духа. Театр, как и пластическое искусство, показывал, каким должен быть человек: физически и морально прекрасной и в этом смысле искусство 5-4 века до н.э справедливо стали называть классикой, поскольку оно стало образцом для подражаниявання.