Фламандское и голландское искусство XVII в как два полюса мироощущение эпохи - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


4 Фламандское и голландское искусство XVII в как два полюса мироощущение эпохи

В результате революции в XVII в. Нидерланды поделились па две части: на. Голландию и. Фландрию (современная. Бельгия), оставшейся под властью. Испании. Центральной фигурой фламандского искусства этого пе ериоду был. Питер. Пауэл. Рубоне (вернее. Рюбепс, 1577 - 1640 гг). Его живопись очень характерный для барокко, но масс свои национальные особенности: прежде всего, преобладание чувства над бесстрастием, вполне овита отстраненность от мистики и экзальтации"физическая сила, чувственность, порой даже пеприборкапа, восхищение природой. Рубснс прославил национальный тип красоты. Дева. Мария и. Магдалипа - светловолосая, волоокие, великолепии ли. Христос и па кресте покажется атлетом. Все композиции будто в движении. Даже античные сюжеты художник выбирал динамические: похищение. Юпитером своих любимых, амазонки в борьбе его привлекают во вакхапалии с наслаждением опьянения, охоты па львов с их безудержным пылом и другие образы классической древности, приобретающих земной достоверности и чисто фламандского"лицо"("Персей и. Андромеда"). В 20-е годы. Рубенс создал 21 картину для украшения. Люксембургского пала цу - сцены из жизни французской королевы. Марии. Мсдичи (па ее заказу), в которых исторические лица изображены рядом с античным и божествами, реальные события уживаются с аллегориям, реальні події уживаються з алегоріями.

В последнее десятилетие музой художника стала его юная жена. Елена. Фоумеп. Он рисует ее на прогулке вместе с собой, в саду, с детьми, одетой и обнаженной. Рубснс славит женщину как символ жизни

У. Рубенса было много учеников. Иайвидомиший из них -. Антонис. Ван. Дейк (1599-1641 гг). Неравнодушный к родовой аристократии, художник в портретах и ??автопортретах всегда подчеркивал па аристократизме, хрупких ности, изысканности, нервной экспрессии, утонченности форм. В пього много сюжетов мифологических и христианских ("Сусанпа и старцы","Св. Исропим"и др.), которые он решает в лирическом плане. Однако главным жанром. Ван. Дейка стал портрет. Последнее десятилетие он жил в. Англии, где. Карл пожаловал ему звание главного королевского живописца, дал рыцарское звание в благодарность. Ван. Дейк создал галерею парадной х портретов английской придворной аристократии. Блестящая мастерство оберегла его от грубой лести (портрет. Карла 1 на охоте, портрет. Томаса. Уортона и др. портрет. Томаса. Уортона та ін.).

Главой фламандской школы после. Рубенса стал. Якоб. Иордан (1593-1678 гг). Трезвый реалист, он любил в бытовом жанре, искал свои образы в крестьянской среде. Например, в"Святые бобового корол ля"изображен такую ??картину: столы ломятся от яств, лица блестят от наслаждения. Живопись. Йорданса сочный, свободнойвитий, вільний.

Знаменитым мастером фламандского натюрморта был. Франс. Снейдерс (1579-1657 гг). В его картинах грудами лежат на столах прекрасно изображены дары земли и воды. Такие натюрморты украшали богатые интерьеры, т назад большие по размерам - па отличие от голландских (знаменитые"Магазины"Снейдерса:"Рыбная лавка","Фруктовая лавка"- созданы для епископского дворца)ворені для єпископського палацу)-

Жанровая живопись во. Фландрии представляет очень талантливый художник. Адриан. Броувср. Небольшие картины изображают крестьян и городской плебс, сельского врача, фламандскую школу. Художник продолжил традиции. Бре. Эйгель. Стиль его виртуозпий, артистическойний.

Большие по размерам, но дрибнофигурни композиции. Давида. Тснир-са посвященные сельским праздникам небом, с танцами, трапезами, разговорами

Духовная атмосфера. Голландии, только освободилась от национального угнетения, способствовала развитию философии, естественных наук, математики. Протестантизм (кальвинизм как его форма) новвистю вытеснил ка атолицьку церковь, лухивпицтво пе играло такой роли, как во. Фландрии и тем более в. Испании или. Италии. Лейденский университет был цептром свободолюбия. Отсутствие богатого патрициата и католического духовенства означала, что голландским художникам заказывали работы в основном бюргеры, магистрат, они украшали не дворцы и виллы, а скромные жилища или общественные здания - потому картипы были небольшом ки по размеру. Храмы пе украшались алтарными образами, были архитектурно простые, так кальвипизм отвергал даже намек па роскошныхзкіш.

Главное досягпепня голландского искусства XVII в - станковая мсивопис. Объекты спостережеппя и зображсппя художпикив - человек и природа. Природа есть дийспистю сама по себе. Эта идея, которая пабула. Новое ча ас широкого мировоззренческого значения, впервые воплотилась в. Голландии (а вообще в. Новое время наука становится ведущей формой сознаниясті).

Следует помнить также, что искусство уже отошло от понятия вечности (икопа) и пришло к понятию времени, стало условием реалистической живописи. Бытовой живопись стала одним из ведущих жанров, создатели я которого получили в истории название"малых голландцев"- их сюжеты нехитрые (хотя и отражают разнообразный мир), картипы небольшие. Вопы находят поэтическую красоту в обычном, будничном, умеют от ухотвориты мир материальных вещей. Голландский натюрморт - художественное воплощение важнейшей темы голландского искусства, темы частного ясиття обычной человекчайної людини.

Один из самых портретистов этого периода -. Франс. Гальс (Халс, около 1585-1666 гг). Он создает много групповых портретов - изображений стрелковых гильдий (корпораций офицеров для обо-рапы и охране они городов). Бюргеры хотели увековеченными, и художник должен помнить об уважении к каждой модели. Привлекает в этих картинах отражение идеалов молодой республики, чувство свободы, равноправия, това риськости. С полотен па зрителя смотрят энергичные, уверенные в себе и в завтрагапьому. ГНИ люди ("Стрелецкая гильдия св. Лдриана","Стрелецкая гильдия св. Георгия"). Конечно вопы изображены на дружественном с астилли. Из этих частных лиц благодаря манере художника - широкой, уверенной, с пасичепимы, интенсивными цветами (желтым, красным, сипим т.п.) - создается художественный документ эпохься мистецький документ епохи.

Многие бесшабашного рвение, напора, неуемной энергии и в индивидуальных портретах с чертами жанровой картины. В поздних портретах это исчезает. Так, в. Эрмитажном мужском портрете при всей импозантный ности и даже кичливости его героя просматривают усталость и грусть. В другом портрете (человек в широкополой шляпе) эти черты усилены еще больше. В этот поздний период. Гальс достигает вершины мастерства - кол. ОРИТ его картин становится монохромным (обычно темный, черную одежду, с белым воротничком и манжетами, темно-оливковый цвет фона). Живописная палитра лаконичная, но основывается на очень тонких градацияаціях.

В пейзажном жанре (здесь изображалась не природа вообще, а типично голландский пейзаж - знаменитые ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы с лодками па них, конькобежцы) выдающимся мастером был. Якоб ван. Рсйсда аль (1628 1682 pp), художник неисчерпаемой фантазии ("Лесное болото","Водоснад","Еврейское кладбище"). Тщательно описывая натуру,. Рсйсдаль время достигает монументальностиодночас досягає монументальності.

О непритязательности сюжетов голландцев свидетельствует анималистический жанр. Лльберта. Ксйпа"Закат на репе","Коровы на берегу ручья";. Пауля. Поттсра -"Собака на цепко"

Блестящего развития достигает натюрморт, который чаще изображает так называемые"завтраки"(Виллем. Хсда -"Завтрак с ежевичным нирогом",. Питер. Клас -"Натюрморт со свечой"). Голландцы называли натюрморт""still liven"-"тихая жизнь", а ис"nature mort"-"мертвая природа"Колорит обычно сдержанный и изысканный. Замедленный ритм жизни, порядок, усердие, вивирсяисть распорядка дня - эти ценности. Холла ндського быта перешли и в картины (Габриэль. Мстсю -"Завтрак","Больная и врач"). Много внимания уделялось интерьера. Особенно любил изображать их. Питер де. Хох - комнаты с папиврозчинсним окном, пока нутой метлой или забытыми туфельками. Его"Дворик"- это словно застыла мгновение жизни, так же ноетичного по буденног черевичками.... Його "Дворик" - - це ніби застигла мить життя, так само ноетичного, як і буденного.

Новое в жанровая живопись вносит. Ян. Всрмсер, известный в истории искусства как. Всрмсер. Делфтского (1632-1675 pp). По сути он проложил дорогу импрессионизма"Девушка, читающая письмо","Кавалер и дама у с спинет","Офицер и улыбающаяся девушка", виды. Амстердама или. Дслфта - эти картины полны тишины и покоя. Но главное в них - передача света и воздуха. Художник умел создать иллюзию растворения предметов в свитлоповитряпому среде, что и определило его славу в XIX в. Всрмсер делал тс, чего никто еще не делал в XVII в, - рисовал с натуры ("Улочка","Вид. Дслфта"), и это, по сути, первые образцы пленэрной го живописи. Он соединил широкий кисть с мелким мазком, но позднее его стиль стал гладким, с нежной гармонией голубого, желтого, синего, объединенных удивительным жемчужно-серым ("Голова девушки"о, об'єднаних дивовижним перлинно-сірим ("Голова дівчини").

Итогом живописных достижений голландского искусства XVII в, вершиной его реализма стало творчество. Ханса ван. Рсйна. Рсмбрандта (1606-1669 pp)

Первая его известная картина -"Урок анатомии"Как титулованный голландец XVII в. Рсмбрандт не боялся реалистических деталей, как большой мастер умел избегать натурализма

Вслед за многими другими художниками. Рсмбрандт пережил несколько творческих состояний, связанных и со степенью мастерства, и с мироощущением, и с событиями жизни

Его картины счастливого периода - любовь к юной жены (романтические портреты. Саскии и автопортреты в роскошном и фантастическом наряде, с сияющими лицами, с радостью бытия) - нарисованные в стиле бы барокко. Это сложные ракурсы, динамизм, феерия света, богатство цветных нюапсив, светотеневое моделирование, которое станет впоследствии главным среди его выразительных средствев.

На рубеже ранпього периода создано одно из найзнамснитиших полотен художника -"Ночной дозор"- групповой портрет стрелковой роты канитапа. Бапипга. Кока. Требования"жанра"(точнее заказчиков) -"репрезе ентация"каждого из портретовапих - не были соблюдены. Художпик расширил мажи жанра, подавая скорее историческую картину: он показал, как отряд выступает в поход. Стрельцы по-разному ведут себя - одни подниму ни последующими действиями, другие сдержанные, спокойные. Состояние победы гражданского духа, значимости события передано светотенью - выход людей из-под густых теней арки па яркий солнечный свет. Впоследствии картина спр иймалась как героический образ эпохи республиканской. Голландии. Однако сами заказчики - бюргеры середине века - не приняли картину: не все лица персонажей можно узнать, живописные приемы нетрады онные, бессмысленной показалась зрителю появление в этой сцепе посторонних, особенно маленькой девочки в золотисто-желтом платье. С этой картины начинается конфликт и разрыв. Рембрандта с патрицианскими кругамв. Рембрандта з патриціанськими колами.

40-50-е годы - пора высокого мастерства художника. Вип обратил свой взгляд на заразительностью и поэтичность повседневной жизни; даже в сюжетах из. Священного. Писания изображал обычный быт, простых х человек, глубоко раскрывая их психологическое состояние ("Святое семейство"йство").

Последние шестнадцать лет жизни пайбильш трагические для. Рембрандта, но это пора его шедевров. Образы этих лет чрезвычайные не только монументальностью характеров и одухотворенностью, они глубоко философские и високостични. Предельно простые изображения людей, всегда интересных по душевному складу. Иногда это портрет-биогр-фия ("Портрет старика в красном"). Наибольшее психологизма. Рсмбрапдт достиг в автопортрета х, которых дошло до пас около ста последнее групповым портретом стало изображение старейшин цеха суконщиков - так называемых. Синдика, где. Рембрандт показал не только различные типы, но и передал ощущение духовного союза, взаимопонимания людей, объединенных одним делом и задачами, не удавалось даже. Галься навіть. Гальсу.

Главными выразительными средствами для. Рембрандта были не линии и массы, а цвет и свет. Композиция построена преимущественно на равновесии цветных звучаний. В колорите преобладали оттенки красного и корич чневого, что бы вспыхивали изнутри. Цвет интенсивный, цвета более излучают свет. Сложное взаимодействие цвета и света создавала определенное эмоциональное среду, усиливало психологическую характ эристикой образа. Лучшим полотном. Рембрандта (и эпилогом творчества) можно считать картину"Влудний сын"Здесь передано столько чувств, столько тонких душевных движений - потрясение, счастье от возвращенной ния утраченного, всепоглощающая родительская любовь, но одновременно и горечь потерь, унижения, стыд, раскаяние. Удивительная колористическое единство оранжевых и красных топов, фона и образов. Это все единый живоп исний потеий живописний потік.

Графическая наследие. Рембрандта не менее значимая, пиж живописная. Это в основном библейские и евангельские сюжеты, но рисунки часто и жанровые. Офорты полны философского содержания, они посвящены тайнам бытия, трагизма человеческой судьбы. У них часто звучит сочувствие обездоленным, демократизм мировосприятия ("Слепой. Товит","Снятие с креста","Поклонение пастухов"и т.д.). Как офортист. Рембрандт не имеет себе р ивних в мировом искусств собі рівних у світовому мистецтві.

Рембрандт оставил после себя 2000 рисунков. Технически блестящие, безукоризненные рисунки демонстрируют его эволюцию: от сложности композиции и тщательного выписывания деталей - к классически ясной простоты

Одно из замечательных явлений литературы XVII - творчество английского поэта. Джона. Мильтопа (1608-1674 гг): поэмы"Потерянный рай"и"Возвращенный рай", трагедия"Самсон-борец"В"Потерянном рае", используя или сюжет мифа о борьбе. Вога и сатапы,. Мильтон показал, с какими трудностями продвигается человечество вперед: познает истину, побеждает песправедлинисть. Образ мятежного сатаны, или. Самсопа, который разрывает цепи и т.д. - предтечи образов романтической литературы. Мильтон заложил также основы иублицистикы и политической. Поэзиакож основи иубліцистики й політичної поезії.