Формирование исторической точки зрения па лицо и вызванного им художественного метода реализма - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


3 Формирование исторической точки зрения па лицо и вызванного им художественного метода реализма

Ведущее место в литературе XIX в принадлежит роману. Продолжая начатое романтиками разрушения граней между жанрами литературы, создатели реалистического романа органично сплетали эпическое начало с лирическим и и драматическим. Включение драматизма в повествовательный жанр дало. ВГ. Белинскому право говорить о рождении"драмы в форме повести и ромапу і ромапу".

Реализм в апглийський литературе утверждается с творчеством. Дик-КЕНСУ и. Теккерея

Реализм как художественный метод предусматривает правдивое отражение реальной действительности, правдивость воспроизведения не только деталей, но и типических характеров в типических обстоятельствах

Реалистическая литература, стремясь быть правдивой, познать суть, подвержена обличения. Учитывая это показательный. Чарльз. Диккенс (1812-1870 гг) - жизни. Англии XIX в с его конфликтами и противоречиями, со оциальнимы болячками и психологическими драмами показано. Пим с удивительным мастерством ("Приключения. Оливсра. Тви-ста","Лавка древностей","Домби и сын","Холодный дом","Жизнь и приключения. Мартина. Че злвита"", "Життя і пригоди. Мартіна. Чезлвіта").

Великий английский сатирик-реалист. Уильям. Мсйкпис. Тсккерсй (1811-1863 гг) циннии ромап о высшем мир -"Ярмарка суста", где герои мечутся, добиваются своих, в основном, мелких и эгоистичных ц целей, сталкивая с дороги всех, кто им мешает їм заважає.

Одпим из последних представителей реализма в апглийський литературе XIX в стал. Томас. Харди (Харди, 1840-1928 гг) - автор романов"Тесей из рода дьЕрбервиллив","Джуд. Незаметный", хотя масштаб его видение я жизнь уступает масштабу его великий предшественнико великих попередників.

Возглавили реалистическое направление в литературе XIX в крупные французские ромаписты. Стсндаль и. Вальзак

Художник-психолог. Стсндаль (Лпри. Мари. Бсйль, 1783-1842 гг) умением анализировать пайтонши оттенки мыслей, чувств и поступков человека открыл новые пути литературы и искусства XIX в. Хорошо зная общественно ни отношения, быт и нравы. Реставрации и. Июльской монархии (Стсндаль прошел с армией. Наполсона весь ее путь, почувствовал суровую правду войны, лишился иллюзий), он создал образы людей, в которых. Показ ена эпоха (сын плотника. Жюльсы. Сорель в ромапи"Красное и черное"и итальянский аристократ. Фабрицио дсль. Долго - · в"Пермском монастыре"ькому монастирі").

Главой реалистической школы 30-40-х гг был опорой где. Вальзак (1799-1850 гг). Практически всю жизнь выдающийся романист работал над созданием большого цикла романов и повестей, которые впоследствии объединил под названием ю"Человеческая комедия"Писатель хотел создать"Человеческую комедию"такой же энциклопедией современной жизни, какой была"Божественная комедия"Дайте для своего времени. Действительно,. Бальзак сумел увековечить свою эпо ху, ее типичные характеры, его психологию, быт, трагедии, но при этом остро чувствовал индивидуальность, уникальность отдельного человеческого бытияікальність окремого людського буття.

Не менее великим мастером литературно; формы, тонким художником, который сказал наиболее глубокую для своего времени правду о человеке, был. Гюстав. Флобср (1821-1880 гг). Его антибуржуаз-пост, оказалась в п постоянном возмущении убожеством жизни буржуазии, которая согласилась"зажать свос сердце между собственной лавочкой и собственным пищеварением", вдохновила его на создание замечательных романов ("Мадам. Бовари","Воспитание чувств","Простая душа","Са-ламбо"uot;, "Проста душа", "Са-ламбо").

Прозорливые людинознавци. Стсндаль,. Бальзак,. Флобср были и гениальными художниками, новаторами романной формы

выдающегося мастерства достигла в этот период французский новелла, ее наиболее признанным мастером стал. Проспер. Мсримс (1803-1870 гг). В нем многое от романтиков - писателя привлекают необычные ха арактер, яркие краски, экстремальные ситуации. При этом очень реалистично воспроизводится местный колорит. В его отношении к героям есть определенная отчужденность, личина безразличия, придает особое драмати зму событиям ("Матс. Фальконс","Таманг","Кармен","Коломба"t;, "Кармен", "Коломба").

Маленькими шедеврами, где на страницах раскрывалось жизни в его повседневной плане, но в каком-то особом освещении были новеллы. Ги де. Мопассана (1850-18 гг):"Пышка","Дядюшка. Милон","Пленники","Два приятеля","Дуэль"и др.. Новеллы его в основном лирические, а романы ("Жизнь","Милый друг") разоблачают цинизм, подлость, мелочность души, примитивный гедонизма;) викривають цинізм, ницість, дріб'язковість душі, примітивний гедонізм.

XIX в знаменитое также ишпмы видатнмы литераторами и писателями: французы. Альфонс. Доде ("Удивительные приключения. Тартарена из. Тарас кону") и Эмиль. Золя (двадцятитомна серия романов"Ру-гон-Маккары", которых ре сам писатель определил как"естественную и социальную историю одной семьи в эпоху. Второй империи") бельгийский прозаик. Шарль де. Костер ("Легенды о героических, забавные и славных похождениях. Тиля. Улсншпиге ля и. Ламм. Гудзак во. Фландрии и других странах") датский сказочник. Ганс. Христиап. Лндерсеп; великий польский поэт. Лдам. Мицксвич (прославившийся прежде всего своими балладами и поэмами -"Дзяды","Гражина а","Конрад. Валлепрод") болгарский писатель. Христо. Ботев; венгерский ноэто. Шандор. Пе-ТЭФИ. Многих замечательных писателей дала в XIX в молодая республика. США:. Бдгар. Аллан. По (дивов ижни оповидаппя о путешествиях, детективные рассказы, фантастика), поэты. Генри. Лонгфелло ("Фиспа о. Гайавате") и. Уолт. Уитмен (поэт-поватор, который стремился воспеть все многообразие жизни, поскольку все достойно быть воспетым: и паровоз, и. Бруклипський городов, и негр-беглец, и каждый листочек, и каждая травинка), наконец, знаменитый письмопник-юморист. Марк. Твен (Сэмюэл. Ленгхорп. Кле-мепс): прекрасные юмористические рассказы, детские книги, сатирические новисти ("Янки при дворе короля. Артура") и автор мастерских рассказов со счастливыми концами. ОТенри (Уильям. Сидпи. Портероля. Артура") і автор майстерних оповідань зі щасливими кінцями. ОТенрі (Уїльям. Сідпі. Портер).

XIX в стало эпохой рождения нового театрального искусства в. Западной. Европе и. США. Прежде театр получил нового общественного и правового статуса. Французская буржуазии революция 1789 - 1794 гг сделала так много, что весь XIX в прошло под ее знаком. Она обусловила и коренное обновление театра. Во. Франции был принят ряд декретов и законов, направленных против старой системы организации дела: о с вободу театров и упразднении королевской цепзуры, о свободной конкуренции, охране авторского права и иа та іп.

Реализм кипця XIX - начала XX вв осваивает новую проблематику и художественные формы. В творчестве. Ибсспа,. Гауптмана,. Шоу,. Роллапа выявляются новые возможности реализма, намечаются его сложные связи с другими и стилевыми течениями эпохи. Недаром произведения, которые стали достоянием культурной жизни. Европы, объединяют понятием"новая драма", определяющий момент которой - создание спектаклей глубокой жизненной правды, отражается ения противоречий времени, воспроизведения сложного внутреннего мсиття люди по. Освоение"новой драмы"театром имело целью активную интерпретацию авторского замысла. Впервые возникло представление о театре как о целостное и эстетическое явление, родилось новое по своим функциям искусство - режиссура. Носитель этой профессии, художник сиптстичпого плана, отныне стал центральной фигурой театрального процесстаттю театрального процесу.

Для развития реалистического театра много сделал. Эмиль. Золя (1840-1902 гг) - глава французского натурализма, который призвал раздвинуть рамки искусства, развернуть на сцеп"картины неожиданного и повног го бурной жизни"Золя считал, что натуралистическая драма как воспроизведение фрагмента жизни неизбежно повлечет за собой отказ от современного забора спектакля - подчеркнуто театрального зрелища. Даже декорации, на его мнению, надо было радикально изменить: от эффектности к воспроизведению реальных условий. По сути программа коренного изменения театра, предложенная. Е. Зол я, это создание режиссерского театрерського театру.

конце XIX века сказываются и тенденции, противоположные натурализма. Возникает неоромантизм - оспивувавня способности к подвигу, душевного благородства, полноты ощущения жизни, максимализма страстей. Н. Наиболее ярко это выразилось в драматургии. Эдмона. Ростана (1868-1918 гг):"Принцесса. Грсза","Сираио де. Бержерак","Орленок","Последняя ночь. Дон. Жуана"Он избегает потрясений реальности, но его пьесы резина нистични, добрые и очень сценическимого п'єси гуманістичні, добрі і дуже сценічні.

"Среди всех творений человеческого разума, только падают ценности человеческой жизни, мы чувствуем безграничное восхищение театром"Эти слова. Ромсна. Роллаиа (1866-1944 гг) неоспоримо свидетельствуют: французски й писатель разделял мечту просветителей XVIII в о театре как найсильвишого воспитателя народа. Он создал монументально-героические драмы больших проблем и могучих характеров, скорее философские, чем п сихологични, -"трагедии идей", как он сам их называл ("Святой. Людовик","Аерт","Волки","Дантон","Робсс-Пьер"Аерт", "Вовки", "Дантон", "Робсс-п'єр").

Большой вклад в мировую театральную культуру во второй половине XIX в сделали скандинавские страны и прежде всего - норвежский драматург. Ибссн и шведский. Стриндберг

Генрих. Ибссн (1828-1906 гг) -. Созданы реалистической драмы крупного масштаба при привычности масштабов изображаемого жизни ("Бранд","Пер. Гюнт","Подпоры общества","Кукольный дом","Дикая утка"). ИБС. ССН разрабатывал форму драмы, основной принцип которой определяется как воссоздание жизни в формах самой жизни. Простота и мнимая неприхотливость действия на сцене словно повторяют естественный и непринужденный план жизни. Вместе с тем драматург вводит и новое понимание театральности, сценичности и поэтичности. В его пьесах звучит скрытый драматизм повседневности, большое значение тщательно подобранные детали становлюсь во глубокими поэтическими образами. Они порой приобретают значение символа, и эта символика не разрушает реалистической ткани произведения. Очень важные элементы драматургии. Г. Ибсспа - второй план, подтекст, атмосфер а. Они проявляют"подводное течение"пьес підтекст, атмосфера.. Вони виявляють "підводну течію" п'єси.

Во второй половине 80-х гг в драматургии. Ибсспа наметились иные черты, но это была уже другая эпоха

Среди представителей новой драмы швед. Юхан. Август. Стриндберг (1849-1912 гг) занимает особое место. Его драматургия и теоретические работы значительной мере способствовали становлению современного европейского театра. Стриндберг не принимал буржуазного общества, лицемерия обычаев, лживости политики. Центральной темой его творчества была критика института буржуазной семьи и брака. Творчество. Стрипбсрга хронолог ичной делится на два периода: до 1884 г - преобладание реализма, далее - усиление мистических мотивов и символизма. Духовной культуре XIX в принадлежит первый период. Судьбу отдельных людей, семейная жизнь. Стр индберг рассматривал как явления глубоко трагические. В драмах этого периода противоборствующие стороны - муж и жена. Л впрочем,. Стриндберг считал, что основной конфликт его времени - это борьба всех со всеми, повсеместно и во всем - между классами, между личностью и обществом, между мужчиной и женщиной ("Отец","Фрекен. Юлия"). Исторический цикл ("Энгельбрект","Густав. Васа","ЕрикХИУ,"Карл XII") - это ечень па власть, но неспособного вынести ее, монарха. Мотив бессмысленности жизни, бесцельности сопротивления судьбы нарастает и приводит пессимистические интонации символистской и камерные драмы. Стриндберга принадлежат уже другой эпохе, как и его последующие открытиями. Стріндберга належать уже іншій епосі, як і його наступні відкриття.

Английский драматург. Джордж. Бернард. Шоу (1856-1950 гг) положил начало формированию интеллектуального театра. Шоу апеллировал к разуму современников, главным его художественным приемом был парадокс. Именно острием с своей парадоксальности, смазанным скользкой клоунадой, как заметил AB. Луначарский,. Шоу пробил бегемотову кожу. Лондона и заставил говорить не только о себе, но и о своих идеях. Какие же идеи эпохи были важ е для. Шоуя. Шоу?

Это безнравственность социальной несправедливости ("Дома вдовца","Профессия миссис. Уоррен"), романтические иллюзии войны ("Человек и оружие","Избранник судьбы"), антимилитаризм ("Ученик дьявола","Цезарь и. Кле еопатра","Майор. Барбара") ирониста, сатирик, парадоксалист. Шоу выступает как тонкий психолог, знаток человеческих душ в пьесах"Дом, где разбиваются сердца"("Фантазия в русском стиле на английские темы"),"Святая. Иоанна","Пигмалион"Иногда. Шоу щедро привлекает эксцентрику, буфопаду, гротеск. Три свои политические комедии -"Тележка с яблоками","Горько, но правда","Женева"- он назвал политическими екстрав агапцамї політичні комедії - - "Візок з яблуками", "Гірко, але правда", "Женева" — він назвав політичними екстравагапцами.

Шоу видел свою задачу в том, чтобы воспитывать сознание зрителей. И он действительно в значительной мере повлиял на своих современников, расширив понятие сценической правды

В условиях многосторонних связей стран и народов художественные течения в XIX в не задерживались в рамках одного государства, а быстро распространялись по всему миру

Говоря о реализме середины XIX в, подразумевают определенную художественную систему, теоретически обоснованную как эстетически осознанный опыт. Е. Золя определял реализм как обращение к современности во всех ее проявление ах с опорой на точную науку. Реалисты заговорили четко, понятным языком, которая пришла на смену"музыкальной", но нечеткой языке романтикмові романтики.

В французской живописи реализм оказался в пейзаже - наименее тенденциозно насыщенном жанре. Его представителями стали художники так называемой барбизонской школы, получившей свое название от небольшого соль ьця. Барбизон недалеко от. Парижа. Группа молодых живописцев -. Теодор. Руссо,. Жюль. Дюпре,. Диаз делла. Пенья,. Константен. Тройон,. Шарль. Франсуа. Добиньи - приехала в. Барбизон рисовать этюды с натуры их объединяются ло желание внимательно изучать природу и правдиво ее изображать. Однако у каждого был свой взгляд. Руссо тяготел к акцентирование вечного в природе ("Дубы"),. Дюпрс любил светотеневые контрасты, с помощью которых передавал тревожное ощущение и световые эффекты. Тройон вводил в пейзаже животных;. Добиньи рисовал лирические пейзажи ("Берег. В азы","Берег реки") в освещенной палитре сближает его с импрессионистам, що зближує його з імпресіоністами.

Некоторое время работал в. Барбизон. Жан. Франсуа. Милле (1814 - 1875рр) - мастер крестьянской темы ("Сеятель","собирательница колосьев","Человек с мотыгой"). Он изображал сельский труд как естественное состояние человека, как фо. ОРМУ его бытия. Почерк. Милле лаконичный, его картины торжественно-простые, цветовая гамма приглушенная, в его образах много покоя, умиротворения. Он любил изображать наступления сумерек ("Анжелюс"). Его мисте ство имеет истинный харакquot;).. Його мистецтво має правдивий характер.

Один из тончайших мастеров французского пейзажа -. Камиль. Коро (1796-1875 гг). Его изысканный колорит приветствовали только романтики. Поселившись в сельской местности,. Коро рисовал пейзажи и портреты. Он был за авжды предельно искренен ("Мост в. Манте","Башня ратуши в. Дует"). Человек в пейзажах. Коро органически входит в мир природы: женщины, которые собирают хворост, крестьяне, возвращаются с поля ("Родина жнеца") он никогда и не рисовал стихию или ночной мрак, так любили романтики. Утренняя пора или тихие сумерки - его любимое время. Цветовая гамма якобы небогатая: это градации серебристо-жемчужных и лазурно-перламутровых х тонов. Нападки официальной критики были вызваны его широким, свободным почерком. Он не был предшественником импрессионизма, но его отношение к непосредственного впечатления от природы и человека уже близко д в этогід природи і людини вже близьке до цього.

В жанровом живописи реализм связан с именем. Жана. Дезире. Гюстава. Курбе (1819-1877 гг). Как писал. Л. Вентури, ни один художник не вызывал такой ненависти мещан к себе, как. Курбе, но ни и не спричы инив такого влияния на живопись XIX в. В. Салоне он дебютировал"Портретом с черной собакой", впоследствии создал"Автопортрет с трубкой"Здесь он изобразил самого себя на бледно-красном фоне, в белой с серо-зел енимы тенями рубашке и серой куртке. Красноватый лица с какими-то оливковыми тенями обрамляют черные волосы и борода. Вентури считает, что живопись. Курбе не уступает живописью. Тицианься перед живописом. Тиціана.

Реализм, как его понимал. Курбе, является элементом романтизма и означает правдивое изображение того, что видит художник. Он создал

портреты и сцены жизни своего родного. Иевусеянина. Революция 1848 г сблизила его с III. Бодлсром, который издавал журнал"Благо народа", и с некоторыми будущими участниками. Парижской коммуны. Он обратился к теме труда и нищеты ("Дробильщики камня"). После разгрома революции, вернувшись в. Орнап,. Курбе создал ряд замечательных полотен ("После обеда в. Орна","Похороны в. Орпапи"), связанных с этим городхорон в. Орпапі"), зв'язаних з цим містом.

Главным средством выражения в. Курбе был цвет. Его гамма очень точная, почти мопохромпа, основывается на богатстве полутонов. Тон у него становился все интенсивнее и глубже при сгущении и утолщении слой ру краски, для чего. Курбе часто заменял кисть шпателем. Объем вещей для него важнее их силуэт. Он не часто сочинял свои картины вглубь, его фигуры словно выступают из картины. Форму он определяет прежде колоритом и светом. Курбе, который изображал провинциальное общество, обвиняли в клевете и прославляпни"безобразного"Но он ответил па эти нападки позже, в 1855 г, когда, при йнятий на международную выставку, открыл свою экспозицию в деревянном бараке, названном им"Павильон реализма", и выпустил каталог, в котором изложил свои принципы:"Быть способным передать обычаи, и деи, лицо моей эпохи согласно моей собственной оценке, быть не только живописцем, но и человеком; словом, создавать живое искусство - такова моя цель"Он нарисовал в эти годы несколько программных картин ("Ателье","Встреча"). В дни. Парижской коммуны стал ее членом. Последние годы провел в. Швейцарии, где создал ряд замечательных работ: сцены охоты, пейзажи, натюрморторив ряд чудових робіт: сцени полювання, краєвиди, натюрморти.

Все исторические события, которые происходили во. Франции, начиная с революции 1830 г и заканчивая франко-нрусською войной и. Парижской коммуной 1871 г, получили свое отражение в графике. Опора. Викторьена. Домье есть (1808-1879 ггр.).

Он - сатирик, который умело пользуется языком аллегорий и метафор. Так возникает карикатура па заседание министров и депутатов парламента. Июльской монархии,"Законодательное чрево"- сборище немощных стар рцив, равнодушных ко всему, кроме своего честолюбия, самодовольных и легкомысленные. Трагедия и гротеск, патетика и проза сталкиваются на полотнах. Домье, когда ему надо показать, например, что палата депутатами атомов - это лишь ярмарка ("Опустите занавес, фарс сыгран") или как король расправляется с участниками восстания ("Этого можно отпустить на свободу, он нам больше не угрожает"ін нам більше не загрожує").

Но. Домье бывает и трагическим ("Улица. Транснонен 15 апреля 1834 года", где передана сцена после расправы правительственных солдат с жителями дома в одном из рабочих кварталов во время революционных заворуш шэнь). В серии"Карикатюрана"главный объект насмешки - мещанство, пошлость буржуазии, буржуазной ауазії, буржуазний лад.

Современные художнику типы и характеры отражены в сериях"Парижские впечатления","Парижские типы","Супружеские нравы"Домье делает иллюстрации к"Физиологии рантье"Бальзака

В. Домье много гострополитичнои сатиры. Но с годами он все больше увлекается живописью: изображает прачек, водоносов, кузнецов, городскую толпу. Фрагментарность композиции - излюбленный прием. Домье, которыми й дас возможность почувствовать изображенное как часть действия, что происходит за ее пределами ("Вагон III класса","Восстание""Повстання").

Монументальность и целостность образов художника, смелые ком-позицийпи находки, мастерство экспрессивного рисунка имели огромное значение для искусства следующего этапа

Характерной особенностью культурного процесса XIX в стало разделение труда в художественной сфере, что неизбежно приводило к потере стилистической целостности. Классицизм - последний стиль, присущий и архитектуре и живописи, и пластике. Очень быстро по всей. Европе начался распад этого единства. В архитектуре с середины века воцарилась эклектика. В живописи и скульптуре наряду с классицизмом, который чем дальше, тем бол ьше приобретал черты академической схемы, в 20-х гг родился сильный романтическое направление, а с 40-х гг развился реализм. В последней трети века позиции академизма окрепли снова, и он стал официальным мы стецтвом. Но в кругу передовой интеллигенции искусство"школы"(академизм) натолкнулось па оппозицию. Возникновение импрессионизма - естественная реакция на академизмареакція на академізм.

В последней трети XIX в и начале XX в идейное брожение умов, неопределенность будущего, наросткы которого пробивали крепость традиционных ценностей, предчувствие неизбежных исторических и социальных кат таклизмив хоть и окрашивали духовную атмосферу. Европы в тревожные тона, но поощряли к поискам новых идеалов в жизни и творчестветі.

Увлечения идеями. А. Шопенгауэра и. Ф. Шцше падаяало анти-филистерского характера интеллектуальным и художественным исканиям этого времени. Кроме того, философский иррационализм, присущ и. Шопенгауэру, и. Ш. Шцше, считая действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиненной воле случая, неразумной, слепой воли, ориентировал художников на преувеличение значения особого, неповторимого, а также выдвигал на первый план чувственные стороны человеческого сознания -"жизненное чувство", волю, бессодержательный временистовний порив.

Идеи позитивизма и натурализма, распространены в конце прошлого века, определяли интерес к конкретному ("факта","феномена")

Все это теоретически прокладывало путь для новых художественных веяний, о которых в"Дневнике"братьев. Гонкуров еще в 1865 г записано:"До-корипна отличие современной литературы состоит в изменении общего отдельным"И через год:"искусство - это увековечение в высшей, абсолютной, окончательной форме какой-то момент, какой-то мимолетной человеческой особенностикороминущої людської особливості".

Еще в 60-70-х гг XIX в французские художники положили начало непродолжительном по времени, но интенсивном интереса (с первой выставки в 1874 г до последней, 8-й, в 1886 г) до художественного течения, получившую наз зову"импрессионизмесіонізм".