Функции культуры - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


5 Функции культуры

Вышеупомянутый характер культуры как общественно-исторического явления приводит ее полифункциональность. Среди ее функций выделяют познавательную, информативную, мировоззренческую, коммуникативную, регулятивную, аксиоло огичну, а также воспитательнуюу.

Важное место среди них принадлежит познавательной. В чем она выражается? тина мира, сочетаются результаты научного, ценностного и художественного его отражение. В соответствии с уровнем духовной культуры мы судим об уровне познания мира в ту или иную эпоху, а следовательно, о степень господства человека над стихийными силами природы и обществтва.

Во-вторых, культура - это самосознание социальных групп населения, наций, классов, общества в целом. Благодаря культуре социальные сообщества узнают сами себя, свои общественные потребности и интересы, свои особенности и место в мировой истории, формируют свое ставлений в других общественных систем.

С познавательной функцией культуры тесно связала ее информативная функция. Она настолько важна, что некоторые ученые считают ее основной, а иногда даже сводят культуру к информации. Этот вопрос проблемат ческое, хотя следует признать, что без изучения этой функции невозможно понимание сущности культурри.

Известно, что социальный опыт предшествующих поколений не может передаваться генетической наследственностью. В культуре оказываются социальная наследственность человечества, его память. Опредмечуючись в тех или иных знаковых с системах (устных преданиях в древности, позже - в литературном языке, нотах, в"языках"науки и искусства и т.п.), социальный опыт предыдущих поколений розпредмечуеться и воспринимается новыми поколениями. Информационная функция выполняет передачу, трансляцию накопленного социального опыта как за"вертикали"(от предыдущих поколений к новым), так и по «горизонтали» - обмен духовными ценностями между нар одамдуховними цінностями між народами.

Благодаря культуре новые поколения людей имеют возможность использовать опыт, накопленный предками. Теперь уже отпала необходимость отдельному индивиду лично испытать все на собственном опыте. Его и индивидуальный опыт может быть в определенной степени заменен результатами опыта посредникамів.

Информационная функция культуры позволяет людям обмениваться знаниями, павичкамы, умениями, способностями, иначе говоря, своими существенными силами, которые равны как внутри одного поколения, так и между же поколениями. Известный английский драматург. Вернард. Шоу остроумно заметил:"Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обменяемся ими, то у каждого остается по яблоку. Но если у каждого из пас по одни и идеи, и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу становится богаче, а именно - обладателем двух идейох ідей".

Информационная функция культуры может проявляться через общение людей, в их практическом взаимодействии, прежде всего - в совместной трудовой деятельности. Поэтому информационная функция неразрывно связана с коммуникативной ативною. Общение по своему характеру бывает непосредственным и опосредованным. Непосредственное общение - это прямое усвоение достижений культуры. Оно дополняется косвенным, опосредованным - когда реализует ться через усвоение культурного наследиещини.

Приобщаясь к поэзии. Тараса. Шевченко, романов. Панаса. Мирного, слушая музыку. Николая. Лысенко, изучая произведения философов и ученых т.д., мы воспринимаем их мысли и чувства, будто общаемся с ними. В п пати дни, с появлением и бурным развитием средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть), неизмеримо возрастает роль опосредованного общенияя.

Культура, с одной стороны, регулирует прямое и косвенное общение людей, а с другой, обогащает и само общение, которое правомерно рассматривать как явление культуры. Оно активно способствует развитию человека, умножают енню ее духовного богатства, выступает важным средством преодоления отчуждения между людьми, которое стало одной из самых драматичных признаков XX векея.

Общение между людьми осуществляется с помощью различных средств, знаковых систем,"языков"(в широком смысле этого понятия, которое раскрывается в специальной науке - семиотике). Каждая нация имеет не только и свой язык слов, но и язык жестов, танца, музыки и т.д., а также - свой язык ритуалов, правил поведения и норм общения. Наряду с национальными языками, которые отражают историю народа, своеобразие и ого психологии, существуют и интернациональные языка, которые играют важную роль в межнациональном общении людей. Такой, например, интернациональным языком является язык науки, язык понятий и формул. Благодаря ц й языке научные достижения одного народа становятся достоянием других народов мира. Наука создает и условные, специальные языки, область применения которых ограничена в основном электроникой ("Алгол","Фортран"тощ о), на которых осуществляется компьютерное программирование. Конечно, эти"языка"никогда не заменяют живого языка повседневного человеческого общения, но диапазон их применения с развитием электронно-вычис ной техники возрастаеттком електронно-обчислювальної техніки зростає.

Культура делает не только общение людей, но и регулирования их взаимоотношений и деятельности. Регулятивная функция культуры реализуется с помощью определенных норм, усвоение которых необходимо каждому дл ля успешной адаптации в обществе. Нормативная функция культуры включает чрезвычайно широкий круг требований, предъявляемых к духовному миру человека, его знаний, мировоззрения, нравственных качеств тощщо.

Нормы культуры в их внешнем выражении проявляются через символику, определенную знаковую систему (например, различные знаки внимания). Характерным примером такой символики выступают правила этикета. Однако не мож жна ставить знака равенства между подобными правилами и регулятивной функцией культуры. В сфере культуры достигнутым правомерно считать лишь то, что вошло в быт и привычки. О степени усвоения норм шаров тура мы судим по реальным поведением человека в различных жизненных ситуациях. В таком понимании культура производства, быта, обслуживания, торговли, то есть - любая культура деятельности человека является культа отделения его поведения. Кроме того, мы часто говорим и о культуре поведения в более узком смысле слова, имея в виду нормативные требования к бытового общения люди людей.

В качестве регуляторов культуры поведения человека как в широком, так и в узком смысле выступают не только нормы, но и образцы поведения. Норма характеризует по только уже достигнутое обществом, но и то, щ имеющий статус общего требования. Образец - это выше, лучше, достигнуто передовыми людьми общества, наиболее приближенное к идеалу. В процессе исторического развития человечества определенные образцы постепенно преобраз юються в общую норму поведения, впоследствии им на смену приходят новые, более совершенные. В этом и проявляется регулятивная роль образцаазка.

Нормативная сторона культуры ярко проявляется в обычаях и обрядах. Обычаи - это исторически сложившиеся способы поведения, имеющие вид целесообразных действий, осуществляемых людьми той или иной общины и в силу трудовой деятельности, под излиянием общественного мнения, для воспроизведения образца. Обычаи передаются из поколения в поколение. Набрав формы определенного стереотипа поведения, обычай регулирует деятельность людидей.

Закрепляясь с течением времени, обычаи перерастают в культурные традиции. В основе колотой традиции лежит опыт того социального коллектива, который им владеет и постоянно его воспроизводит. Ведущее значение в функционировании любой традиции масс диалектика устойчивого и изменчивого в ней. Происходит непрерывный процесс изменения традиций, отмирание консервативных и возникновения прогрессивных, соответствующие п отребам и интересам общества в сфере быта, труда и межличностных отношений культура оказывает существенное влияние на поведение людей, регулирует их поступки, обусловливает выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и правправо.

Культуре присуща аксиологическая (оценочная) функция. Она выражает качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные ориентиры и потребности. Человек, воспринимая ту или иную ре. ИК или явление, дает им положительную или отрицательную оценку. Согласно отношение человека к культуре часто делают выводы об уровне интеллигентности человека. В динамическом процессе функционирования культуры от ходит формирование духовного облика человека, его мировоззрения, политических, правовых, нравственных, художественных, религиозных взглядов, вырабатываются определенные ценностные ориентации, нравственные установки, культурные вкус и, формируется многогранный духовный мир человекюдини.

Особое место принадлежит воспитательной функции. Культура не только приспосабливает человека к определенному природной и социальной среды, способствует ее социализации. Она еще и выступает универсальным фактором саморозвы итку человека, человечества. Каждый конкретного индивида или человеческую общность правомерно рассматривать как продукт собственного культурного творчества. Последняя заключается в неустанном процессе развития и удовлетворения матер иально и духовных потребностей, разнообразных человеческих способностей, выработке и осуществлении заветных мечтаний и желаний, выдвижении перед собой и достижении определенных жизненных целей, программ. Поэтому каждый но ный положение в культурном постепенные можно справедливо считать новым шагом в направлении расширения горизонтов человеческого свободободи.

Мировоззренческая функция культуры проявляется в том, что она синтезирует в целостную и завершенную форму систему факторов духовного мира личности познавательных, эмоционально-чувственных, оценочных, волевых. Мировоззрение обесп печивает органическое единство элементов сознания через восприятие и умнее мира не в координатах физического пространства и времени, а в социокультурном измерении. Следует отметить также, что и мировоззренческое мышление и мировоззренческое представление в историческом плане черпают свое содержание в мифологии, впоследствии в религии, и наконец, в научном познании, т.е. в тех формах общественного сознания, составляют содержание культуры. Ос ной направлением культурного влияния па человека с формирования мировоззрения, через который она включается в различные сферы социокультурной регуляцийції.