Учебники Онлайн


III Киевская Русь

1. Особенности миропонимания человека времен. Киевской. Руси

2 Мыслители. Киевской. Руси. Книжная справа

3 Зарождение и развитие школьного образования. Научные знания

4 София. Киевская как мировоззренческая идея и художественный шедевр

5 Изобразительное искусство: иконопись, фреска, мозаика, книжная миниатюра

6. Ткачество, ковроделие и вышивка

7 Театральное искусство. Музыка. Танец

1 Особенности миропонимания человека времен Киевской Руси

Культура. Киевской. Руси - выдающееся явление мировой средневековой культуры. Хронологически она охватывает IX - середине XIII в. Культура эта развивалась в общем контексте мировой культуры, но имела лишь е ей присущи черты, обусловленные конкретными историческими обстоятельствами и восточнославянскими традициями, ярче всего проявилось в планировании и застройке городов, в композиционных особенностях архитектурных а нсамблив и отдельных сооружений, своеобразия декоративно-прикладного искусства и пластикки.

Решающее значение в историческом развитии государства играла дальновидная реформа князя. Владимира - введения христианства

Время. Владимира. Великого и особенно. Ярослава стала выдающимся этапом развития. Киевского государства. Никогда больше она не была такой единой и мощной. Киевская. Русь имела большой международный авторитет и ши ироко внешние связи, с ее властями роднились представители королевских династий. Европы и даже мощные византийские василевсы. В период христианизации. Русь могла диктовать свои условия. Византии государстве, откуда в. Киев пришло христианство и искусство которой было тогда передовым в. Европе. Поэтому и сам процесс введения христианства, и заимствования тех или иных элементов культуры происходили не мех анично, они постоянно переосмысливались в контексте действительности, творчески перерабатывались, приобретая нового национальную окраскуення.

После введения христианства государственные и религиозные деятели. Киевской. Руси стали добиваться в. Византии самостоятельного избрания митрополитов, празднования своих национальных праздников и их установки, а голо. Овне - требовать вести церковное богослужение на старославянском языке. Так,. Ярославу. Мудрому удалось провозгласить первыми национальными святыми братьев. Бориса и. Глеба, коварно убитых своими младшими братьями м. Память их ежегодно торжественно почиталась 24 июля и этот день считался на. Руси большим праздником.

Интересная история праздника, установленного в XI в в честь святого. Георгия. Известно, что князь. Ярослав при крещении получил имя. Георгия. Воспринимая его как покровителя, приказал"по всей. Руси творить праздник. Св в. Георгия месяца 26 ноября день"Такого осеннего праздника греческая церковь не знала в своем календаре. На. Руси оно получило известность как праздник покровителя сельскохозяйственных работ, земледельцев и земледельцев. Христианство в целом, встретившись с новыми историческими условиями, существенно изменилось по сравнению с византийским вариантомійським варіантом.

Созданная. Владимиром. Святославичем огромное государство должно слишком прочные экономические и политические связи с различными землями. Для поддержания единства требовались развитая общественная мораль, чувство чести преданности, самопожертвования, высокая патриотическое сознание и надлежащий уровень развития словесности - жанров политической публицистики, жанров, которые воспевают любовь к родной земле, эпических жанрев.

Всего этого не могла дать переводная византийская и болгарская литература, возникшая других политических обстоятельств. Киевским мыслителям пришлось создавать соответствующие литературные формы, опираясь н на народную историческое сознание, на фольклор, который был и оставался преимущественно языческим, с некоторыми вкраплениями христианства. Это во многом определило такую ??черту древнерусской литературы, как влечение к философского осмысления жизни, искусства, творческой работы ей были чужды страстные мистические порывы византийских мыслителей. Даже в церковной литературе преобладал конкретный интерес к религиозной ф илософии, истории, к вопросам житейской морали, к апокрифов, которые содержали много элементов народной сказочности. И в дальнейшем связь с жизнью, моралью, религией будет отличительной чертой философии украинского народароду.

Второй причиной видоизменения христианства на. Руси было то, что христианская религия пришла к нам в"готовом"виде. Она насаждалась сверху, встречая длительное сопротивление широких масс населения, соблюдайте имувалося веры отцов и дедов. Да и сама централизованная княжеская власть, отстаивая государственной самобытность. Руси, часто поддерживала давние славянские традиции. Отсюда активное взаимодействие христианства и язычной ства, характерна для древнерусской культуры почти на протяжении всего ее существования. Постепенно сложился свитоглядвий синкретизм, произошло слияние народной религии и церковного христианства при определяющей роли первойій ролі першої.

Например,. Пасха была главным христианским праздником украинского народа времен. Киевской. Руси. Оно вобрало в себя также и предхристианские обряды, тесно связывались с земледельческим господарст твом, поминовением умерших, величанием и поздравления, свадебным и обрядовым пением песен. Это был праздник радости и веселья, что объединяло весь род, племя общим торжествоом.

Праздник. Пасхи совпадало в те времена с языческим праздником весеннего воскресения природы. Отсюда и украинские писанки со знаками. Солнца, растений и зверей, оттуда наши гаивки (древнеукраинские народные пис сне-веснушки). Поэтому и утвердились здесь параллели: воскресает вся природа и воскресает ее. Творец -. Христоос.

Святой. Юрий (23 апреля по ст календарю) - еще одно весенний праздник украинского народа времен. Киевской. Руси. По народному календарю. Юрий - это первоначальная персонификация весны, зрелой и развитой. С ним было в связано много народных обрядов: в этот день выгоняли на пастбище домашний скот, хозяин имел еще с утра викачатися в росе на своем поле - на хороший урожай. В народе бытовала тогда легенда о святог в. Юрия как о победителе над злозлом.

Зеленые. Праздники, или. Пятидесятница, - прежде очередь летний праздник. По христианской легенде -. Это памятник. Зислании я. Святого. Духа на апостолов в начале. Христовой. Церкви. Эти праздники так и сохранили свою к охристиянську название -"Зеленые"В. Это праздник"маил"(украшали цветами, клечалы) дома, церкви и хозяйственные постройкита господарські будівлі.

Купала - в своей основе земледельческое праздник - справлялось в начале жатвы. После введения христианства оно локализовалось и соединилось с праздником. Иоанна. Крестителя -. Предтечи. Христова (24 июня по ст календарю), взяв от него немало христианских черт. В представлении наших далеких предков это был праздничный и чудодейственный время. Предки верили, что в этот день"солнце в воде купается", следовательно и вода имела очищающую силу. Такую же силу имел и огонь. Поэтому ребята разводили костры и прыгали через нирибали через них.

Свято. Петра и. Павла (29 июня по ст календарю). По народными обрядами украинского суток государства. Киевской. Руси выступали как пахари, главная хозяйственная роль в чем отводилась. Петру. Он"зажинав"рожь и был сторожем поля, урожая и пчеловод потребления. Он пахал поле на озимые. День святого. Петра считался очень большим праздником. Поэтому все дома убирала, а придя из церкви, разговлялись. В. Петровку обя ково происходили"ярмарки на девушекuot;ярмарки на дівчат".

жатк обычаи и обряды группировались вокруг трех праздников: св. Ильи,. Маковея и. Спаса, что после введения христианства взяли на себя роли. Велеса и. Перуна. С особой св. Ильи (20 июля по ст ка ндарем) связана вера в опекунский влияние этого святого на созревания урожая. Очень большой здесь было влияние церкви и духовенства, которые пытались использовать старые языческие обряды или приспособить й х до церковных праздниковувань.

Своеобразной чертой украинского язычества было"оживления"природных стихий: божественностью наделялись все предметы и явления реальной действительности. Это подтверждает теологическая концепция летописи"Повесть врем. Мьянму леть врем'яних літ".

Один из летописцев, как известно, вопреки евангелистской требованию не любить мира и того, что в мире, доверяет весь мир управлению ангелов. Ангелы, рассуждает он, приставленные к любой"твари": есть ангелы хм мар и тьмы, снега и грозы, зимы и осени, весны и лета - словом, ангелы являются при каждой вещи, где бы она не находилась. У каждого христианина - и в первую очередь в благоверного князя - свой ангел-хранитель. Христианские ангелы в мировоззрении древних украинских заступили место языческих оберегов. Среди ангелов главное место занимает архангел. Михаил, которого обычно считали как найбезиосереднишого и действенного п омичника в ратных делах. Именно поэтому в домонгольское время. Михаилу было посвящено много храмов, он был избран хранителем. Киевуохоронцем. Києва.

Влияние народного мировоззрения на понимание христианских догматов особенно впечатляюще проявился в том, что на. Руси, одновременно с культом местных святых, который сложился па почве родоплеменного почитание идол лев, первостепенное значение приобретает культ. Богородицы, в основу которого легли славянские представления о благотворительной женскую существо, предка украинского народа -. Рожаниц.

переакцентации религиозного поклонения из культа. Христа на культ. Богоматери соответствует древнеукраинской ментальности, поскольку. Богородица, в отличие от. Христа, был"спасителем"только человеческой душ ши,"спасает"весь мир и тем самым делает"тварное бытие"причастным к святости и небесного блаженства. Природа и все мирское перестают быть источником греха и порочных. СПОКажерелом гріха і порочних спокус.

древнеукраинской человек, опираясь на свое традиционное представление о добрых ("белых") и злых ("черных") богов, провозглашает причиной греха, в противовес византийской церковной доктрине, не плоть, нелюдь. ДСК страсти, а ангелов"лукавого сатаны"Она дуалист, но ее дуализм своеобразный: она различает не просто дух и плоть, а плотськодуховне и божественно-таинственное. Для нее мир человеческий и мир ибо ественний. Как человеческое состоит из двух частей: плоти и духа, так и божественное - с доброго и злого. Плохо как часть человеческого, овладев человеком, подчиняет ее в какой-то одной части; в этом випа. ГКУ она угодно только себе, забывая о других - близких кровно и по обычаям. Наоборот, хорошо как часть человеческого ведет к разумному удовлетворения потребностей духа и тела, способствует душевному равновесию человека ее благополучия, счастьявазі людини, її благополуччю, щастю.

Под влиянием этой языческой этики древнеукраинская человек иначе осмысливала и само христианское благочестие: благочестивым она признавала не того, кто ревностный в постах и ??молитвах, а того, кто доброчес сний в жизни"Слово о мытарствах"- памятник XII в - относит к греховным именно светские моральные явления: ложь, зависть, гнев, гордость, насилие, кражу, блуд, скупость и немилосердия немилосердя.

Христианизация не означала, таким образом, полного разрыва с традицией народного язычества, а следовательно, и с эмпирическим отношением к миру, что было ее существенным признаком. Христианство воспринималось в мирской среде сквозь призму традиционного мировоззрения, более того - было подвергнуто переработке в соответствии с его принципов. Об этом кардинал дьБли сообщал. Рим в XV в:"Русские в такой степени сблизили свое хрис тиянство с язычеством, что трудно сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: или христианство, которое вобрало в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучениеовчення".

Христианство в. Киевской. Руси усваивалось изначально преимущественно со стороны внешней обрядности, поскольку это характерно и для языческой религиозности. Христианство становится все более"мирской","обряд овыми"Позже, с формированием церковно-монастырской организации и государственной юрисдикции митрополии в. Киевскую. Русь приходят нормы византийского церковного законодательства, но и они значительно изменяются под влиянием местного княжеского права. Следовательно, национальная культура интернационализируется на почве и в пределах собственных традиций межах власної традиції.

Хотя введение христианства означало переход к качественно новой системы идеологических ценностей, однако их практическая реализация, превращение в фактор политической и социальной жизни давньоукраинськог го общества происходили лишь по мере их"обьязичування", приспособления к историческим местных легенвих легенд.

Христианизация постепенно входила во все области общественной жизни. Она буквально наполняла его. Церкви и соборы становились главными очагами общественного и образовательной жизни. При церквях и монастырях учреждались и действовали школы, переписывались и хранились книги, создавались летописи. Духовенство влияло на всю общественную жизнь: епископы участвовали в советах князей, а князья почитали их за большой р озум и сообразительность; митрополиты часто руководили киевским вече и имели большее влияние на их решение, чем слабосильные киевские князья второй половины XII в. Они становились символом бывшей единой. Руси. Отв овидно к возрастанию роли и авторитета духовенства, росло и количество епархий. На 1240 г их наличовалось уже 1ь уже 16.

Христианизация. Руси сыграла прогрессивную роль в историческом развитии украинского народа, способствовала укреплению единства государства, всестороннему обогащению культуры, установлению и укреплению государственно-полит политических и культурных связей. Киевской. Руси со странами. Ближнего. Востока и. Западной. Европы. Органично войдя в давнюю украинскую культуру, христианство посутньо определяло содержание и особенности становление ния и утверждения украинского национального духа, характерных черт нашей национальной ментальностиі.