Культура в условиях новой социальной реальности, формирование повой соке глазу нием в физкультурно действительности и ее черты - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


IX Культура в условиях новой социальной реальности

1. Формирование новой социокультурной действительности и ее черты

2. Культура Украина в условиях роста национально-культурной идентичности

Каждая новая эпоха переосмысливает горизонты и содержание украинской культуры в просторах большого исторического времени. Смена исторических ее границ особенно интенсивно происходит сейчас, в условиях нового периода державотвор ние. Новый социальный и культурный контекст влияет не только на характер изменений в культуре современной, но и па обновления отчасти и возрождения значительных сфер культуры прошлого времени, приобретают в условиях усиления национальной самоидентификации нового структурирования, а сама украинская культура в целом - новых социально-ценностных и гражданских ориентиреів.

Поэтому задача в постижении этой темы и состоит в осмыслении этого контекста и тех социально-культурных изменений, которые с ним связаны

1 Формирование повой соке глазу нием в физкультурно действительности и ее черты

Глубинные изменения в культуре - процесс имманентный, эволюционный, длительный. Вместе с тем, эволюционно подготовленные в культуре, происходят и бурные,"взрывные"преобразования, которые сопровождают появление новой й культурной эпохурної епохи.

Если творческий взлет украинской культуры был подготовлен национальными процессами конца XIX - начала (10-е годы) XX в, то изменения в современной украинской культуре (особенно в художественной сфере) опираются я прерванную культурно-модернистскую традицию 20-х годов (она и развивалась, если не в советской Украине, то за рубежом) и демократизацийних-обновляющую гражданскую традицию 60-х годов как ветвь аль альтернативных, национально направленной культуры (ЕСвсрстюк,. И. Светличный, и. Дзюба и другиенші).

Важно проследить плодотворность и перспективность преемственности тех преобразований и тенденций, которые стимулируют развитие украинской культуры сегодня. К ним в первую очередь следует отнести направления, которые были с направленные на демократическое обновление общества (путем снятия давления тоталитаризма) и развитие и сохранение забытых или сознательно униженных национальных цинностей.

Значительную положительную роль в подготовке будущих изменений в национальной культуре имел период, названный перестройкой проводимых постепенно, а чаще даже стихийно, либерализация духовной жизни породили а энергию постоянных сдвигов и новаций сути уризноманитнилось духовную жизнь общества за счет проникновения (сначала напивмаскованого, а затем откровенного) зарубежных модернистских и постмодерн истських направленииів.

Происходило"расшатывание"традиционных критериев оценки художественных ценностей, обогащения их широким спектром оттенков. В значительной степени обществом все более осознавалась односторонность выдвижения на прежде ший план критерия"идейности"ідейності".

Постепенно допускается, а затем и признается существование наряду с методом социалистического реализма других творческих методов. Проводится целая серия социальных реформ в сфере культуры и искусства (например,, многолетний эксперимент по реформированию театрального дела в. СССР), которые имели ряд плодотворных последствий. Предоставляется значительная свобода в выборе репертуара и деятельности в целом учреждений культуры вплоть до их ко мерциализации. Поэтому изменения, которые проходили в сфере культуры после провозглашения независимости Украины, были во многом продолжением, но на более определенной национальной основе, тех тенденций и направлений, сложившихся в период"перестройки", дополнились широким андеграундом - направлениям искусства, альтернативными социалистическом реализменому реалізму.

Провозглашение волей народа независимости Украины привело к радикальным изменениям в обществе, которые существенно отразились на положении культуры. Создается новая социальная и культурная ситуация, порождая новую в социокультурцу реальность, основной особенностью которой является прежде тс, что наше общество находится в периоде перелома, изменения типа своей организации существования, которое условно определяется как"посттота литарне общество"Радикальное реформирование общества активно формирует новую культурную реальность, которая характеризуется и новыми отношениями между людьми в целом (как субъектами культуры), новыми условиям и (в том числе и материальными) своего развития, особой системой ценностей, норм и правил, культурных потребностей и средств их удовлетворения. Когда эти нормы и правила превращаются в внутреннюю программу п овединкы человека (личности), они обеспечивают согласование функционирования, постоянство и надежность определенной сферы социумсфери соціуму.

Совокупность этих правил поведения людей (разной, в зависимости от условий), упорядочивает общество и есть, наконец, именно культурой время стабильность общества обеспечивается наличием противоречивых по своему оим характером и направлением элементов культуры, даже оппозициями типа"порядок - хаос"Модель культурно сбалансированного общества - плюралистическая, разнообразная. В переходных обществах теряют ся визначеписть и четкость критериев различения эталонной, базовой культуры, усиливается относительность самих критериев, неспособность общества различать"культурное"и"невежественное"Усложняется проб лемма культурной ориентации граждан, особенно молодежи, в ситуации, когда произведения авангардизма, которые недавно квалифицировались как антикультура, становятся образцом художественного развития в обществе происходят п. ЭВНА потеря эталонных образцов культуры, поиск новых культурных парадигм, колебания между классической и постиндустриальпою моделями капитализма, попытка без достаточных предпосылок несколько поспешно"примерить"их к нашим условиям. Вместе с тем становление основ нового этапа развития украинской культуры как национальной связано с глобальным планетарным процессом «этнического ренессанса"последних десятилетий. Нынешние ого веке ренесансу" останніх десятиліть нинішнього століття.

Черты новой культурной реальности, которые уже достаточно определились, необходимо подать хоть описательно

Качественным стержнем, который пронизывает все составляющие культуры и общества в целом, является изменение статуса, а соответственно роли и функций национальной культуры, которая становится одним из определяющих факторов прогресса обще ильства, его государственности, формирования национальной идентичности. Собственно, национальная самодостаточность культуры становится будто критерием и мерилом оценки характера и качества изменений, а потому сама современная социальная о-культурная реальность своей сердцевиной имеет национально-культурное сердечника, выступает как оживляющий, стимулирующий. Струйныеь.

Базовой основой всех изменений в общественном сознании являются структурные изменения в формах собственности на средства производства, в формировании новых производственных отношений, которые порождают новые классы и слои общества новую психологию, мораль, человеческие взаимоотношения, новые формы культурного бытия, стиля и образа жизни. Достаточно указать на образование, в значительной степени приобрела уже сословного характера. Происходит откровенная эксп луатация"новыми украинской"научного, экономического и культурного потенциала общества при нулевом или минимальном взносе в культуру жесткими становятся условия привлечения населения к достижениям кул ьтуры, поскольку на смену социалистически демократическому принципу доступа к искусству и культуре приходит ее коммерциализация, установление высокой оплаты, скажем на представлениях элитарного мыс тецтва. Усиливается социальное неравенство в доступе к культуре в целом, особенно в образовании, где возникает разветвленная сеть элитарных высокооплачиваемых заведений. На основе этих противоречий создаются но е зоны социально-культурных напряжений, искажающих традиционную украинскую ментальность, порождают мораль и психологию превосходства одних (разбогатели) и униженности других, бедных и необеспеченных незабезпечених.

Таким образом, культура в этот период все более социализируется, социально-классово выразительнее ("новые украинские"имеют другой стиль и образ жизни: приобретают свой, часто западноориентированных имиджа, озн нак своей особой, часто мещанской, причастности к культуре, нового профиля и рис образуемых субкультур). Распределение культурных ценностей приобретает социальных признаков. Если раньше (в застойные времена) говори лось об общей тенденции развития социалистической культуры"от социальной дифференциации к социальной интеграции", то теперь наметился вроде обратный процесс. Социально-культурная структура ук кого общества становится более разнообразной, подчеркивая социальную дифференциацию обществференціацію суспільства.

В общекультурном плане социальное разнообразие культуры и наличие в ней различных по направлению течений должно способствовать развития культуры, создавать условия их творческого взаимообогащения

Все социально-культурные изменения в обществе происходят в контексте нового социального выбора, который определился в своем пегая-тивистському отношении к социализму, но не кристаллизовался в своем позы итивному определении до полной социальной реальности.

Поэтому изменение социальной ориентации и идеалов, которая проходит в обществе, происходит противоречиво и болезненно, потому значительная часть па общества остается па позициях социалистического выбора, меньше частей на уверенно избрала путь западной цивилизации, в значительной мере выглядит повторением уже пройденного пути, а подавляющее большинство еще не определилась в своем социальном выбор.

Эта переходность, граничность, неопределенность порождает коллапс деятельности, потерю направления действий, содержании, социальной мести и задачи, приводит к расстройство функционирования социальных подсистем (пр производственной, политической, культурно-образовательной и т.д.) и их скоординированности конце концов державпий выбор Украины определяется в западном направлении (принятие Украины в. Совет. Европы), что является только началом шл яху.

Поскольку в основе культуры лежат"ценности"и"нормы", то изменение социальных ориентаций сопровождается прежде всего переоценкой ценностей и формированием их новой иерархии

Особенно принципиальное засадпиче значение в выборе путей дальнейшего развития украинской культуры мало постижения ее природы и продолжающееся со времен"перестройки"снятие с культуры идеологиза-цийпого прессы ингу, которое можно обозначить понятием"дсидсологизация культуры"Обсуждение этой проблемы широкой общественностью мало значительный общественный резонанс, способствовало утверждению взгляда на культуру как самодостатпий имманентный, естественно-исторический феноменомно-історичний феномен.

Снятие идеологических пут, как и всесуща партийно-государственного контроля, привело к ослаблению, а затем и ликвидации командно-административной вертикали в управлении системой культуры. Зато приобретает не только огласки, но и практически-действенного распространение и воплощение принцип культурного плюрализма, множественности, многообразия форм культурного жизненноя.

В таком русле обретение свободы в развитии культуры, которая так необходима ее природе, происходит снятие иерархического управления сферой культуры, постепенный рост самостоятельности развития культуры в рег. Гион, которое завершилось постановлением. Коллегии. Министерства культуры о подчинении областных управлений культуры местным органам власти. Новые условия функционирования культуры приводят к росту степеней ей свободы в деятельности культурных учреждений, пестроты направлений духовной жизни как одного из условий обновления самодостаточного развития культури.

Одним из проявлений обогащение содержания духовной жизни общества является формирование его специфических структур в отдельных регионах Украины в соответствии с тех давних традиций, которые в них существовали, составление инфраструктуры а структура сферы культуры и культурных потребностей местного среды. Достаточно четко определились особенности духовной жизни. Львовского культурно-художественного комплекса, м. Харькова,. Одессы и многих др. их. Особенно отчетливо они проявляются в своеобразии системы средств массовой коммуникации, в единстве кино, радио, телевидения и прессы, которые имеют свой стиль, оформление, связь с традициями, установки относительно перспектив развития и содержания национальной культуры, форм его бытования в определенном региононі.

Новые условия позволили оказаться тем культурным потребностям, которые ранее блокировались или запрещались. Появляются неизвестные ранее субъекты культуры, деятельность которых связана с негосударственными формами шаров ьтурно-досуговой деятельности, удовольствием новых потребностей. Образуются конкурентные государству культурологические структуры (фирмы, малые предприятия, культурологические центры, дирекции праздников и фестивалей и другие), что открывает новые пути совершенствования культурной деятельноститі.

Радикальные изменения происходят в системе художественной культуры, в художественной жизни общества. Новые социально-художественные отношения складываются между основными участниками - субъектами этого процесса, между художником, творческими союзами, публикой, критикой, государством и общественностью, будет рассмотрен отдельныо.

Культурная трансформация, продолжается в обществе, связанная с появлением новых духовных потребностей, которые были пробуждены растущим интересом к национальной культуре, а также потоком новых культурных цинносте ей - как отечественных (которые были либо запрещены, либо находились в"ящиках"), так и зарубежных. Это дает новые импульсы для развития культурку культури.

Появляются новые яркие творческие личности, новые речвикы и предсказатели будущего развития украинской культуры, канонизируются ее апостолы - как. М. Грушевский,. Есть. Малапюк, а удел обогащается я постепенным измерениями ее освоенияня.

В процессе составления нового профиля и структуры культурной жизни, насыщение его национальным содержанием и постмодернистски-ми новациями происходят важные изменения во вкусах, предпочтениях, в шкале и крит. Терри оценки явлений культуры и искусств.

Если в недавнем прошлом преобладали критерии, связанные с идеологической ценностью культуры, то теперь все больше определяются и выходят па первый план критерии художественности, эстетического совершенства, нов вацийпости, авангардности, подлинной народности.

В связи с разнообразием изменений и влияний в культуре общая ее структура остается не устоявшейся, что дает основания утверждать, что современную культурную жизнь характеризуется новым соотношением пр рофесийнои, самодеятельно-художественного, традиционно народной и религиозной культуры, то есть определенной структурной мозаичностью.

Примечательной особенностью развития украинской культуры, связанной с ее открытостью, является развертывание деятельности инициативно создаваемых добровольных обществ, объединений, ассоциаций различного направления, и постепенно закладывают важное основание гражданского общества. Значительная часть этих обьеднапь плодотворно сотрудничает с различными зарубижпимы культурными, благотворительными, научными, образовательными учреждениями, с прияючы вхождению Украины в культурный европейский простыер.

О масштаб и характер этого движения свидетельствует то, что за последние годы официально зарегистрировано несколько академий, созданных на общественных началах (например, Украинская академия наук национального прогресса,. Академия высшей школы,. Академия политических наук и т.п.), ряд культурных обществ и ассоциаций. Примечательно, что деятельность этих, казалось бы, профессиональных организаций в новых условиях становится шире направленной к ультурно. Так, например, образована в 1992 г. Украинская академия наук национального прогресса, имея в Украину 25 собственных отделов и филиалов, организовала деятельность более 63 научных институтетів.

Особенно обогащают палитру этой мозаичности элементы культуры, которые были в ней и раньше, но теперь приобретают неизмеримо больших масштабов. Речь идет о фактор религии и влияние западной культуры и культуры украинских диаспори.

Известный ученый и общественный деятель. И. Дзюба поставил проблему неполноты структуры украинской культуры, считая ее ослабленной, особенно за счет недостаточного бытования языка. Структурная неполнота и украинской национальной культуры очевидно проявляется в потере традиций градостроительства, предметпо-пространственной среды повседневной жизни поколений. Так же и проведено отграничение церкви от пароду было противоестественным и во многом привело сегодняшнюю неполноту структуры украинской культуры. Церковь является не липе мировоззренческо-конфессиональным, но и общественным феноменом, ведь с ней связаны некоторый и изменения в развитии нации. Связанная с церковью духовная культура не только является составляющей национальной культуры, но и в значительной мере формирует духовный контекст культурной среды, создает предпосылки и пидгру нтя для аутентичного понимания многих явлений мировой культуры, искусству. ВИ. Всрнадський относил церковно-религиозной жизни этноса к"достижений национальной культуры"и ставил его в один ряд с организации народного образованияєю народної освіти.

Не рассматривая всех положительных и отрицательных сторон влияния религии на жизнь общества, отметим, что в современный кризисный, переходный период развития украинского общества, когда разрушена социалис соприкасающаяся система ценностей, расшатанные основы господствующего ранее материалистического мировоззрения и образуется культурно-мировоззренческий вакуум, одной из форм сенсосвитогляднои самореализации становятся религия и па рапсихологична сверхчувствительный вера в неестественные явления (экстрасенсорика и т.д.) характерной чертой новой социокультурных реальности становится изменение общественного и общественного статуса религии, религиезация значительно х слоев населения, рост влияния религии на мораль, искусство, образ жизни, ценностные ориентации (по данным всеукраинских социологических исследований, в том числе филиала. Института. Гэллапа, почти п оловина населения определились в своей религиозности или положительном отношении к религии). Новые реалии требуют и новой культурной политики, так по данным экспертного опроса, проведенного. Министерств ом культуры Украины, 68% считают значительными перспективы и возможности влияния церкви на духовные потребности наших современниковів.

За последние годы определились существенные противостояния, в том числе культурнического характера, между ветвями самого христианства, возникли десятки других религиозных общин различной направленности, которые имеют свою к культурную определенность. Эти процессы существенно влияют на сужение влияния религии на духовные потребности людий.

общекультурных поле Украины наполнилось культурными изме-рами-специфичности целого комплекса религий в их соревновании и сочетании. Поэтому происходит скрытое (латентное) проникновение религиозно-культа урной полифоничности во все традиционные составляющие национальной культуры, особенно в сферу быта. Продвижение этих процессов сопровождается определенным усилением религиозного плюрализма в широких массах, увлечением новейшими иностранными религиями и требует уточнения основ методологии научного исследованияня.

Растущая со времен"перестройки"открытость функционирования и развития украинской культуры по содержанию формой вхождения в мировое культурно-информационное пространство и вместе с тем оприлюднепням тех сдобу уткив культуры, которые противостояли официальным нормативам социалистического реализма или не были признаны. Этот процесс сопровождался интенсивным проникновением на территорию нашей культуры продукции других культур особенно западной, а также нового потока произведений русской культуры. Если лучшие достижения западной классики и элитарной культуры были довольно известны в Украине и раньше, во времена"перестройки", то предметом и интересы наших современников стала раньше у нас сдерживаемая массовая культура и прежде всего в жанрах - эротики, триллеров,"мыльных опер","бестселлеров"многолетней давности, значительная часть которых строго забо. Ронен цензурой западных стран. Американизация, вестернизация, наступление"китчевой"массовой культуры привели к почти полной"оккупации"отечественного кинопроката в значительной степени телевидения, искажения я образа американской и европейской культуры в восприятии нашего современника и начали поглощать тот интерес к национальной культуре, только что проснулсятой інтерес до національної культури, який тільки-но пробудився.

Стремительная, агрессивная пропаганда западных ценностей в их лучших образцах определенной степени начала деформировать еще не устоявшуюся систему национальных ценностей, делать привлекательным для молодежи"героев"западного в миру, часто чужих нашей морали и нашему менталитету, что начинает вызывать протест общественности, особенно интелигенцителігенції.

В связи с повышенной конкурентностью западной и русской культуры и значительным снижением показателей освоения и продуцирования культуры украинского в обществе начинает осознаваться необходимость о отекционизму по ней с падения ей определенных льгот и преимуществ, особенно в издании украиноязычной литературы, кинопроизводства и кинопроката. Решению этой проблемы будет способствовать выполнению. Указа. Президента. В страны"О мерах по развитию духовности, защиты морали и формирования здорового образа жизни граждан", которым утверждены основные направления развития духовности украинского общества"Развитие су веренности и независимости, демократического, социального правового государства, - подчеркивается в. Основных направлениях, - требует активизации усилий органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций направленных на развитие духовпости, воспитание патриотизма и уважения к историческому наследию украинского пароду, укрепление в общественном сознании общечеловеческих нравственных ценностей, воспитания социал льного оптимизма и впевпености каждого гражданина в своем будущем, формирования здорового образа жизни"о способу життя"'.

В связи с осложнением проблемы выбора духовных ценностей и улучшением ориентации украинского общества в их мире усиливается потребность в новом просвещении, развитии альтернативных форм образования и, в обновлении всей системы воспитания, которые должны отвечать потребностям обновления обществ.

По инициативе. Министерства образования Украины было создано несколько основополагающих документов и принят ряд постановлений и программ. Прежде выделим следующие: межотраслевую перспективную программу"Образование XXI с в","Основы гуманитарного образования в Украине", концепция"Основы национального воспитания","Украиноведение в системе образования"Обсуждаются общественностью проекты программ"Национальная комплексная программа эстетического виховаппя","Досуг и молодежьрама естетичного виховаппя", "Дозвілля і молодь".

Расширение образовательной сети оказалось в создании негосударственной системы частных учебных заведений

В потоке этих новаций (уже начиная со времен"перестройки") происходит акцентирование внимания на человеческом факторе в духовной жизни украинского общества, перемещение внимания системы образования, гражданского кого воспитания с базового принципа коллективизма на личность, на учет индивидуалистического начала украинской ментальности как фактора активизации социальной энергииої енергії.

Важной чертой новой социальной реальности и, вместе с тем, фактором ее развития, является усиление влияния па культурной жизни Украины ее диаспоры (украинский западные образовательные учреждения, церковные организации, ку ультурний обмен, общие социально-культурные проекты), достижения которой все полнее инициируют культурные изменения, а достижения литературы, искусства, науки обогащают сокровищницу украинской культуры (наприкл ад в литературе -. Есть. Маланюк,. В. Самчук,. В. Барка и другиеші).