Учебники Онлайн


6 Культурно-исторические эпохи

Этап цивилизации имеет свои культурно-исторические эпохи. Критерий выделения культурно-исторических эпох может быть различным, в зависимости от позиции ты интересов исследователя. Ранее в советской науке преобладал форма ацийний подход. Он базировался па понимании культуры как совокупности материальных и моральных благ. В свое время ценность этой концепции была в том, что она противостояла узком толкованию культуры как только сферы духовной жизни общества. Недостаток этой концепции в том, что из понятия"культура"фактически исключалось деятельностное начало, мысль концентрировалась не на самой деятельности человека как движущей силе ро свитка культуры, а на конечных ценностных результатах этой деятельности. Выделялись такие культурно-исторические эпохи, как первоначальная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая культуры. При ц ом подходе не учитывалось, что в течение одной формации может изменяться духовная атмосфера в обществе и существовать несколько культурно-исторических эпох. Например, в течение первобытнообщинной формации существовало два типа культуры: 1) культура собирательства и охоты, 2) культура раннего земледелия и скотоводства течение феодальной формации существовала культуры средневековья, культура. Возрождения, к ультура барокко и рококоури бароко і рококо.

При семиотическом подходе к культуре за критерий выделения культурно-исторических эпох берется развитие речи. Различные стороны культуры могут быть представлены как своеобразные системы знаков, моделирующие ди ийснисть. Авторами концепций, согласно которым культура детерминирована языком,. В. Гумбольдт и. ОО. Потебня зависимости от этнического развития, существующего уклада жизни, частично детерминированного климатическими и гео графическими факторами, формировались особенности языка. Существуют языки с преимущественно глагольным (динамическим) изображением действительности, но существуют также языки, где преобладает именное (статистическое) определение понятий. М овне различия накладывают значительный отпечаток на культуру народов в целом. Существенно отличаются культуры алфавитного типа от культур иероглифического типа, где преобладают непрерывность, статичность, сп оглядальнисть. Для лингвистики такой подход весьма правомерноравомірним.

Мы же будем базироваться на самом общем, философском подходе к культуре. Следует отметить, что в философии на сегодняшний день существует около трехсот определений культуры и общим у них является то, что так к или иначе в них связываются понятия личности, общества, деятельности. Только через деятельность личность может обьектуваты свои духовные ценности, создавая материальные и духовке блага, и тем са мым способствовать развитию общества ты истории, и только через деятельность личность может усваивать те ценности, которые были накоплены обществом и тем самым развиваться. При философском подходе к в изначення культуры личностный фактор может быть положен в основу периодизации культурно-исторического процесса. С развитием истории изменяется личность, ее мировоззрение, мироощущение, возникают но ве формы человеческого познания, рождаются, расцветают и гибнут идеи, которые наполняют живу сознание человечества и воплощаются в искусстве, культуре, практической деятельности. Духовный мир личности, ус кладнюеться, требует для своего выражения новых видов, жанров искусства, новых художественных средств. М. Мамардашвили как-то заметил, что европейская цивилизация - это совокупность эмпирически нащупанной механизмов реализации человеческой личности. М. Бердяев считал, что о прогрессе в культуре говорить вообще аморально, поскольку в этом случае личность, которая живет в определенную эпоху, чувствует себя и свою деятельность я к основу, место для следующих поколений, и это не дает ей возможности почувствовать свою самоценность, неповторимость. В то же время, недооценивается своеобразие, большое значение для человечества каждая ступенька и в истории культуры. Многие выдающиеся историки считают, что культуры переживают периоды развития, расцвета, затем умирания и падения. Они думают, что в древнем мире были такие великие культуры по сравнению с которыми последующие времена является лишь возвращением к прошлому. Например, древняя культура. Вавилона,. Древней. Греции были настолько совершенными, что во многих отношениях не уступают наш й культуре XX. И, конечно, победа буржуазной цивилизации над эпохой поэтического варварства не с абсолютным. Прогресотним прогресом.

Если мы будем рассматривать культурно-исторический прогресс с точки зрения наполнения его личностным началом, связывать его развитие с совершенствованием самого человека как представителя рода, с эволюцией внутреннего шнього мира личности в направлении большей утонченности душевных движений, большей восприимчивости, рефлексии, осознание своей особенности, ответственности и поиска новых идей, художественных и эстетического них средств выражения духовного мира личности - то в этом случае можно говорить о поступательном развитии в культурно-историческом процессе, не забывая, а наоборот, подчеркивая самобытием ценность ь каждой ступеньки и каждого народа в истории культуры. Ничто в культуре не умирает, все по крупицам вливается в поток вечностиі.