Мифологическое сознание: единство объекта и субъекта, предмета и знака - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


2 Мифологическое сознание: единство объекта и субъекта, предмета и знака

Вера в одухотворение всей природы достигает высшей точки в мифах. Они - естественный результат умственной работы первобытных людей, направленной па раскрытия в пай мелких деталях окружающего мира, о оявив личной жизни и свободы. Для примитивных человеческих племен все предметы вокруг выполняют предназначенные им в мире функции. И это не поэтическая выдумка или метафора (поэзией и метафорой они стали в цивилизационных организуемые мире). Это миропонимание, и опирается оно па широкую философию природы, правда, первоначальную и грубую, но полную серьезные мыслиумки.

Мифы - продукт длительного формирования, в них можно обнаружить наслоения или идеи разных эпох, это исторические идиомы. Льет их историческая функция была предопределена потребностью в составлении накопленных лю юдством представлений о мире и их загальнозначущистю. Мифы делали мир понятным, поскольку объясняли происхождение всего сущего, толковали чрезвычайные происшествия (природные катаклизмы, войны, эпидемии); па прик строе богов и героев подсказывали нормы поведения, были критерием добра и зла. К тому же, мифы органично вписывались в бытие первобытных людей, между мифом и обрядом, обрядом и жизнью нет никакой грани, в бу дь какую-либо важную момент человек обращается к мифическим прототипов и находит правильное решение, нужен выход. Мифологическое сознание включает сверхъестественное как обязательный мотив поступков. Однако при всей их фантастичности мифические образы далекого мира содержат глубокую, хотя не ясно выраженную мысль, доступную каждой человеческой душе по поводу вещей древних и малопонятныхмілих.

Пример - греческий миф о. Персее. Чтобы не превратиться па камень, он не смотрел на. Торгону. Медузу, а следил за ее отражением в медном щите. Только с помощью этих военных хитростей ему удалось в убить чудовище мертвящий сила дурного глаза - такс поверье широко известно народам мира. Возможно, это застывший взгляд динозавра трансформировался в сковывающий взгляд дракона сказок. Мифа о. Персее предшествовало много жестоких явлений в действительности и в фантазии народ народу.

Мифы были не только у греков. Древнейшие из известных мифов (на границе 2 тыс до н э) - это сложенные в. Передней. Азии и записаны клиновидными письменами ряд мотивов этих мифов есть и у греков, но толкование событий часто разное. Так,. Троянская война в мифах древних шумеров началась потому, что шумерский. Зевс-Еплиль с помощью жестокого бога. Иррс (у греков богиня раздора. Эрида) бросает в человеческое суспильс тво семья вражды между народами, потому что боги недовольны чрезмерным подъемом человеклюдини.

Мифы могут отражать какую-то историческое событие (Троянской войне, например), но чаще всего они представляют собой сгустки, концентраты многовековых наблюдений (а потому, расшифрованы исследователями, слу ужать познанию дальних сноха), фантастически понимаемых соответствии с уровнем развития человека того времени, когда миф рождался. И именно по этой причине миф как вид духовной деятельности имеет возможности своер идного отражения объективной истины миру.

Скажем, библейский миф об. Эдеме, об изгнании. Адама и. Евы. Для того, чтобы постичь. Эдем как метафору эволюции человека, расшифровать сгусток исторического бытия человека, в пои закодирован, необходимо глубоко в войти в историю, как это сделал американский ученый. Карл сага, рассуждения которого мы кратко изложимо.

Среди окаменелостей, возраст которых насчитывает несколько миллионов лет, поражает огромное количество разнообразных человекоподобных существ с повреждениями черепа. В основном это дело рук наших предков. Во времена пли иоцену и плейстоцена почти наверняка существовала жестокая конкуренция между многими видами человекообразных существ, из которых выжила лишь одна линия те, кто умел обращаться с орудиями. И это были наши предки. Пита ния о тс, какую роль играло убийство в этой конкуренции, остается открытым. Но за этих времен уже существовала. Человек умела (Ношо habilis),. Человек прямоходящий (Homo erectus) и"утонченный"австралоп. ИТЭК, отношение массы тела к массе мозга примерно такое же, как у современного человека (Homo sapiens). Поэтому успехи, которых человечество достигло за последние несколько миллионов лет, нельзя объяснить только ве личиной отношение массы мозга к массе тела, но скорее увеличением общей массы мозга, усложнением самого мозга. Во времена плейстоцена победить в конкурентной борьбе могли те племена, которые владели каменным топором. Они были и лучшими охотниками. Однако изобретение и производство каменного топора требовали большей величиной мозгаьшої величини мозку.

В то же время, когда объем черепа человекоподобных существ резко увеличился, в анатомии человека произошло еще одно удивительное изменение: значительно увеличился и таз у женщин. Пожалуй, это было нужно, чтобы могли рожу уватися дети"последней модели"- с большим мозгом. Однако таз достиг своего предела, когда увеличиваться ему нельзя было, поскольку женщина способна была бы нормально ходить. Это параллельное протекание двух е волюцийнх процессов прекрасно иллюстрирует работу природного добородного добору.

Но эволюция происходила очень быстро и в недавние времена. И с этим связан боль при рождении ребенка, возникший на каком-то витке исторической эпохи. Ведь известно, что из миллионов видов, населяющих. Зе емлю, такая судьба постигла только людией.

Связь между эволюцией разума и болью при рождении ребенка отмечен в. Книге. Бытия в. Библии. Ева съела плод с древа познания добра и зла, и. Господь сказал ему:"Ты в болезни будешь рождать детей"(Бытие, III I, 16). Интересно, что. Бог наложил запрет на получение людьми не знания вообще, а разницы между добром и злом - то есть способности абстрактпих и моральных суждений, связанной с неокортекса. Видимо, даже в т и времена, когда писалась история райской жизни человека, история. Эдема, развитие познавательных возможностей человека рассматривали как наделение ее божественной силой и одновременно возложение на пеи огромной отв овидальности (ведь человек уже может предвидеть последствия своих поступков):"И сказал. Господь. Бог:"Вот,. Адам стал как один из. Нас, зная добро и зло и теперь как бы не простер он руки своей, и н е взял также от дерева жизни, и не вкусил, - и не стал жить вечно"(Бытие, III, 22). Поэтому. Адам и должен покинуть райский са і мусив покинути райський сад.

Изгнание. Адама и. Евы, очевидно, связывалось с легендарным золотым веком, когда род Homo идеально вписывался в общность растений и животных. Согласно. Библии, после грехопадения человечество па казнь получило и аки вещи, как смерть, тяжелую работу, наряды и застенчивость (видимо, чтобы ограничить продолжение рода), а также утратило способность общаться с животными. На таком понимании и толковании сюжетов мифологии й основывается определение, что мифы - это исторические идиомы, сложившиеся через определенное стечение обстоятельств, время случайный, приобрел более-менее общего, устойчивого содержания только в процессе их многовековой обра кки.

Начиная со смелых и грубых природных мифов, в которые дикарь воплощал познания, добытые им с его детского познания мира, и до тех времен, когда они были оформлены и воплощены в комплекс мифологических с систем - неуклюжих и ужасающих в. Мексике, хвастливо гиперболизированных в буддистской. Азии, грациозно художественных в. Греции - прошло много тысячелетий. Греческие мифы исторически вклинились между древним и, в которых боги, лишены каких-либо добрых намерений и нравственных мотивов, были страшными господами, которые создали людей, чтобы те работали па них и приносили им жертвы, и христианскими, где боги милосердны несут спасение. Греческом мифа незнакомый ужас первобытных людей перед богами злой, как боги. Шумера,. Вавилона. Мардук или. Ваал древней. Палестины, или по крайней мере очень мощными. Но и не бы уло преклонение перед всемогущим олицетворением добра и силы - слишком двусмысленным. Ведь когда бог всемогущий, то почему же он не искоренит зло? всемогущиеутній.

Поэзия приучила нас к тому, что природа может иметь человеческие черты и поступки, и в древних мифологических понятиях хочется прежде видеть метафоры, эпитеты, аллегории самом же дикари вкладывали буквальный содержание в одухотворение природы. Для них это были прозаические, по современной терминологии"естественнонаучные", сроки. Если эскимосы называют звезды пояса. Ориона"Те, потерявшихся", то это потому, что знают:. Это охотники на тюленей, заблудившихся, и вполне уверенно утверждают, что звезды, прежде пиж подняться в небо, в давпину были людьми или животными. Североамериканские индейцы называют. Плеяды"Танцовщица ю", а утреннюю звезду - ·"Подательница дня", и, как следует из их легенд, названия эти - совсем пе поэтические формулегенд, назви ці — зовсім пе поетичні формули.

В первоначальной философии всего мира. Солнце и. Луна наделены жизнью и по природе своей принадлежат бы к существам человеческим. Конечно противопоставляемые друг другу как супруги, роли мужчины и женщины они получают у разных народов в различных сочетаниях. Но жизнь их уподобляется человеческой, т.е. если у инков были возможны браки между братьями и сестрами, то. Солнце и. Луна были мужчиной и женщиной, а та каждого братом и сестраою.

Мифы других стран рассказывают о дне и ночи, которые воплощают те же жизненные ситуации. Так, мексиканцы имеют легенды о том, как старое. Солнце выгорело и весь мир стало темно, и вот тогда древний их герой бросился в бурлящую пламя, погрузился в подземный мрак и появился па востоке, блестящий и боготворний, в образе. Тонатиу, или. Солнца. После туда бросился другой герой, но сила пламени уже уменьшилась и он воскрес с меньшим блеском и сиянием в виде. Мецли, или. Месяцця.

Есть традиционные темы, прошедших через мифологию многих народов. Например, сюжет о сотворении мира. В шумерской мифологии боги бесчинствуют, пьянствуют и ссорятся. И именно с пьяных глаз они и создали лю. Иуды такой несовершенной. Сотворение мира в. Книге. Бытия африканского племени куба (Конго) - результат рвоты бога. Он извергал сопке, луна, звезды, людей, растения тощ тощо.

"Начало всех вещей", или этиологические мифы, объясняющие смену времен года, особенности местности, повадки животных - буквально все, вплоть до количества яиц, которые несет курица. Всему есть объяснения, обоснования

Мифы имели также объяснить все общественные порядки, обычаи, правила. Так, в древнем мексиканском кодексе порабощения земледельцев квоте воинов в древности объясняли тем, что издавна люди, подвержены си ильськогосподарськои труда, заключили с более воинственной частью племени соглашение, согласно которому они освободились от страха смерти, а вместо обязались кормить своих дамв.

Каждый праздник или обычай, каждый институт требовали подтверждения в сказаниях о рассвет бытия. Особенно это касается мифов, в которых натурфилософских понимание получило наиболее адекватное воплощение, мифов, лейтмотивом которых является уважительное отношение человека к природи.

Человек - уже не только часть природы, она ее потребитель и эксплуататор. Льет тс, что нужно человеку, обязательно вступает в противоречие с тем, что существует и живет само по себе. За каждое вторжение в природу или завоевания природных сил, как известно, природа мстит ваам.

Представьте себе, что вы случайно толкнули камень па вершине горы. Падая вниз, он затрагивает другие камни, и этот механическое движение отдельных частей горной породы превращается па нечто целое, которое ведет бы а автономное существование. Это обвал, грозное бедствие. В разбуженной природной стихии есть что-то похожее па разгневанную человека или, точнее, демона. Возможно, именно из таких ситуаций возникла легенда о духе гор -. Рюбецалцаля.

Обратные силы природы, вызванные деятельностью человека, ее вмешательством в окружающую среду, создают иллюзию живого мира, веже страх. Один из исследователей приводит слова старого шамана:"мы не верь римо, мы боимся боїмося".