Морфология и динамика культуры - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


4 Морфология и динамика культуры

Морфология культуры - раздел культурологии, посвященный структурному анализу культуры как социального феномена, изучению закономерностей построения и процессов формообразования культурных явлений для это ого используются три основных метода познания: структурно-функциональный, семантический и генетическихй.

Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования: генетический, что рассматривает возникновение и становление культурных форм; микродинамичний, который исследует динамику культурных форм в пределах х жизни трех поколений (непосредственное трансляции культурной информации) структурно-функциональный, изучающая принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с потребностями, интересе в и запросов членов общества, а также технологический, предметом которого является распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.

В структуру культуры входят субстанциональные элементы, которые опредмечуються в ее ценностях и направлениях; функциональные элементы, характеризующие собственно процесс культурной деятельности, различные его сторон ни и аспекты. Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, мораль, право, политику, мифологию, религию. Причем все элементы взаимодействуют между собой, образуя единую систему такого уникального явления, как культурура.

Важным структурным элементом духовной культуры человечества есть наука - специализированный вид человеческой деятельности, направленной па получение новых знаний. Мстою науки является выявление законов, по которым объекты существую ют и по которым могут изменяться в процессе человеческой деятельности. Поскольку превращаться могут и фрагменты природы, и социальные подсистемы, и общество в целом, и состояния сознания, все во ни достойны быть предметами научного исследования. Наука также изучает человека как субъекта деятельности и как особый объект. Предметный и объективный способ освоения мира, характерный для науки, отличает й й от других сфер сознания. Например, в искусстве отражение действительности происходит как своеобразное склеивания субъективного и объективного, любое воспроизведение событий или состояний природы и социальног в жизни предполагает их эмоциональную оценкуцінку.

Фундаментом науки с ценностная установка па поиск истины и па постоянное наращивание знания. На этой основе развивается система идеалов и норм научного исследования. Таким образом реализуется органический связь науки с моралью и этикой как неотъемлемой составляющей культурного комплекса человечествва.

Мораль как культурное явление и форма общественного сознания является совокупность принципов, правил и норм человеческой понедельники. Ее социокультурная незаменимость заключается в нормативной регуляции межличностных отношений ков, апеллирует к голосу человеческой совести, благоустройстве человеческого поведения по извечных человеческих ориентиров добра и зла.

Не менее важное значение для духовной культуры должен феномен нравственности практический, поведенческий, деятельностный аспект морали. Нравственность - это своеобразный камертон, определяющий правомерность, уместность в требований морали относительно потребностей развития человеческой природы, человеческого бытия. Как показывает исторический опыт, мораль, не нашла полноценного воплощения в конкретной нравственности, конкретных человеческих отношениях и еще отрицается ими, обречено на гибельль.

Мораль и нравственность опираются на свободу выбора, а право - это система норм и правил поведения, которые санкционируются государством и имеют общеобязательный характер. Право выраженное в официальной форме, йог го законы опираются па определенные принципы, которыми являются основные идеи существования и развития, в том числе и такие универсальные, как справедливость, равноправие, гуманизм, демократизм. Право в этическом его асп эктиму может быть определено как норма свободы. При условии выполнения определенного множества требований оно оставляет человека свободным, гарантирует ей свободу, является пределом возможного вмешательства в частную жизнь личности, своеобразным упереджувачем"пространства безнаказанностиарності".

Человеческой сообществу не безразлично доминирование доброго или злого начала. Выйдя за пределы правового регулирования, человек не попадает в царство полной вседозволенности. Перед ним возникают более глубокие и т тонкие духовные проблемы, справиться с которыми она способна только сама, полагаясь па собственное понимание долга и ответственности, голос совести, по мнению и реакцию своих близких. Внешнее. Втр учання здесь не поможет: есть проблемы, которые взрослый, совершеннолетний человек должен решать сам. Отсюда - известный афоризм о соотношении морали и права: право предусматривает моральное совершеннолетия человека-общин львовяниннина.

Важными факторами культуры является феномен политики и производная от него политическая культура. В политике находят отражение человеческие взгляды, правовые и моральные нормы, культурно-исторические и национальные ц ценности, характерные для существующей системы власти. Соответственно, политика в зависимости от форм и методов осуществления власти может быть авторитарной или демократическойою.

На государственную политику существенно влияют индивидуально-психологические, моральные и волевые качества главы государства, его политические убеждения, подходы к решению социально-экономических проблем, а также в тавлення до политических партий, групп, к обществу в целом, то есть его политическая культур.

Социокультурные процессы в современном мире связаны с внешней и внутренней политикой. Особенностью первой является расширение сотрудничества государств с целью совместного решения проблем глобального харак ктер. Процесс экономической интеграции государств. Западной. Европы, в частности, свидетельствует о координации их усилий в области экономического развития с мстою повышения уровня жизни населения. Внутренняя политика - это деятельность государственных органов по организации и регулирования общественных отношений в различных сферах национальной жизниття.

В исторической эволюции форм общественного сознания, а вместе и в развитии мировоззренческой культуры человечества важное место принадлежит мифологии и религии

Мифология как культурное явление собранием мифов - древних преданий о богах, героях, различных вымышленных существ или одухотворенных предметов (сфинксы, животные, растения, камни, явления, стихии и т.п.), в олицетворяли силы природы и общества. Мифология, возникшая в доисторические времена как продукт коллективного творчества народов, была одной из форм наивного познания действительности. Со временем мифы трансформировались я в обоснование социальной практики, нравственных постулатов, давая им сакральное, культовое, ритуальное толкование. Мифы постепенно переплетались с обрядами: обряд выкапывали функцию инсценировка мифа, тогда как миф был объяснением или обоснованием осуществляемого обряда, таинства истолкованием й їх.

Для содержания мифов характерно чрезвычайно нежное, песенное, одухотворенное, бережное отношение человека к живой и неживой природы. Мифоноетична творчество возбуждала человеческой фантазии, позволяла человеку от дчуты свое единство с удивительным миром стихий, слиться воедино с космосом, окружающими реалиями бытияя.

Праздники и обряды представляют собой целостную духовную систему изначального жизни народа с устоявшимися художественными образами, ритуальными действами, с величальными песнями, образным словом, музыкой, танцами, праздничные налоговым нарядом, атрибутами и т.п.. В них сконцентрировано художественный и практический опыт народа, творческую силу его духа, мировоззренческие особенности и художественную самобытностьь.

В мифологии берут начало литература, искусство, право, мораль, наука и человеческое знание вообще. Этот глубокий пласт культуры, через который прошли все народы мира, и по сей день остается устойчивым ее й основой, является важной составляющей современной системы духовных цинностей.

Религия как компонент духовной культуры человечества в своих доктрине, этике и ритуалах раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет им смысл жизни, воплощает высокие моральные ценности и нормы, делай ить человека членом духовного сообщества, ее духовной родиной, дает обоснование протеста и сопротивления всем неправедным.

Религия (наряду с другими духовными образованиями) способствует утверждению личности, формированию личностного сознания; ритуализации а, следовательно, облагораживание ритуалов поведения людей, освобождению сознания др. ндивида от предрассудка неограниченной власти роковых случайностей, конфессиональной и социальной интеграции, космизации человеческого бытия, выхода его за пределы вузькоземного существования, осуществляет профетическим миссию (предвидение желаемых и нежелательных сценариев будущего развития.

Если наука имеет успех в постижении мира (общественного и природного), разъединяя его с этой целью на отдельные фрагменты, то религия в состоянии продуцировать смыслы жизненной целостности космоса, социума, отдельно го человека, впоследствии тиражируемые и возобновляемые ритуалам.

Важно значение религии в определении индивидуальной пикалы ценностей и выборе идеала. В рамках этого процесса, например,. Священное. Писание отражает базовые идеалы определенной культуры, а. Святая. Наследие тран нсформуе их соборным путем и окончательно формулирует культурных традицийю.

Культура связана со стремлением человека удовлетворить духовные потребности, растущих с постоянным развитием человеческих сил и способностей, которые воплощаются в предметах творческого труда, со всей совокупностью ценностям тей, является опредмечен результатом творческой деятельности. Этому подчинены все структурные элементы культури.

Динамика культуры - это одна из базисных, фундаментальных характеристик феномена культуры. Она касается как содержания, существенных признаков самого явления, так и многообразных его интерпретаций. Динамическая природ да культуры, изменчивость ее форм делают принципиально невозможным однозначное толкование самого понятия"культура", которое исчерпывающе охватывало ее объективно истинную сутістинну суть.

В широком философском смысле культура - совокупность различных вещей и явлений, которые воплощают результаты преобразования природной и общественной действительности в процессе исторической практики человечества. Культа ура с ее ценностями, считал. М. Бердяев, является способом духовной жизни, духовного восхождения человека. Культура - реальность человеческого мира и бытия. Человек сам создает эту реальность и живет в пои, утверждает это бе во всей полноте своих сил и способностей. Следовательно, имеет историческую практику человека и человечества, длительное в пространстве и времени процесс, духовное восхождение, сердцевиной, ядром которого является движение. Тот же движение, в которой м, по выражению. Гераклита,"солнце новое каждыйнове щодня".

Термин"динамика культуры"вошел в научный оборот в 30-х гг прошлого века с выходом в свет фундаментальной четырехтомного труда. П. Сорокина"Социальная и культурная динамика"В ней исследуются истори ия культуры от древнейших времен, смена различных культурных стилей, то есть переход от одной культурной системы к другой. Устойчивое вхождения этого понятия в научное пространство произошло во второй половине XX в. Это связано с углублением научных представлений об изменениях в культуре, их характер и объем, о разнообразии динамических типов и форм культуры, об источниках и предпосылки культурного движениередумови культурного руху.

Динамика культуры - это изменения в самой культуре и во взаимодействии разных культур, для которых характерны целостность, наличие в порядкованих тенденций, а также четко выраженная направленность, вектор движения. Второе значение этого термина - раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культурах, их обусловленность, направленность, характер проявления, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, обуславливающие изменения в культуре, условия и механизмы, которые регулируют эти измененияи.

выходные и универсальными для понимания динамики культуры с культурные изменения, то есть различные состояния культуры в двух и более временных точках. Культурные изменения - это любые трансформации культуры, в том числе и такие, которые лишены целостности, четко выраженной направленности движения. Понятие динамики культуры тесно связано с попяттям"культурные изменения", но они не тождественны. Культурные изменения содержат больше движения с менее выразительными и яркими характеристиками, чем те, которые свойственны культурной динамикерній динаміці.

Научно-философская интерпретация динамики культуры выявляет различные качественные характеристики присущего ей движения: эволюцию культуры, революцию культуры, культурный прогресс, культурный регресс, культурную эпох ху, культурный ренессанс, культурный декаданс, кризис культуры (цивилизации), положение культуры (цивилизации.

Эволюция культуры в узком смысле представляет собой единство количественных и качественных изменений в культуре в пределах определенной основного качества культур. В широком контексте эволюция культуры является синонимом динамики культ тури.

Культурная революция означает масштабный и системный перелом, скачок в развитии определенной модели культуры. Это качественная ее трансформация и переход к новой модели. Именно эти черты позволяют отличить действительно ре эволюционные изменения в состоянии культуры от их идеологических мистификаций па наподобие китайской"культурной революции"60 - 70-х гг прошлого векелого століття.

Культурный прогресс характеризуется совершенствованием структур, содержания и видов культурной деятельности, является результатом творческого потенциала человечества. Его четным, противоположным понятием является культурный регресс, т есть эрозия структур, содержания и видов культурной деятельности, свертывание ее потенциала,"усталость"В движении культур прогресс и регресс находятся в сложном диалектическом связи, в лапидарно и в бразний форме лука и стрелы раскрыл. Гераклит: выпущена стрела с туго натянутого лука означает жизнь и смерть - жизнь для лучника и гибель для его охотничьей добычиької здобичі.

Культурная эпоха символизирует длительный, масштабный период в истории культуры. Он указанный господством или изменением определенных систем культурных ценностей и смыслов целом фактор времени определяет различные проявления дина. Амико культуры. Процессы длительного действия (сто и более лет) свидетельствуют о историческую динамику. Она имеет свои закономерности развития, которые изучают история культурологии, а также теория цивилизации. Если же ча совый измерение изменений в культуре достигает от 25-30 до 100 лет, периода активной жизни в культуре одного поколения, говорят о актуальную динамику культуры. Проявления актуальной динамики доступны для наблю реження и понимание каждому человеку, в течение жизни способен переживать их в индивидуальной практике. Следует отметить, что мимолетные изменения в культурной практике, например жаргон молодежной культуры сезонные изменения моды, не закрепляются в глубоких пластах культурной жизни, не оставляют"звездных следов"в предметном поле культуры и поэтому не могут рассматриваться как составная динамики культурдинаміки культури.

Во культурным ренессансом понимают возрождение ранее утраченных или смещенных на историческую периферию ценностей. Этот процесс предполагает не простое возвращение духовных ценностей с исторической давности или по мвности или по м маргинесов, книги жизни, а обогащение их человекотворческой смысла. Ярким примером культурного ренессанса стало итальянское и европейское возрождение, продолжено в следующих мировых стилях греческой античной ость была идеалом для создателей ренессансной эпохи, но творческая деятельность, показав всю плодотворность обращения к античных источников, доказала: в новых социокультурных условиях создавалась и новая культура со св оимы качественными характеристиками, критериями, вкусами и предпочтениямиями.

Коренные сдвиги в образе и формах жизнедеятельности паро дев бросают вызов ведущим ценностям культур, испытывают их па прочность, периодически вызывая всеобъемлющие и глубокие социокультурные кризиса. Куль ьтурний декаданс означает такое состояние культуры, при котором происходит деградация традиционных культурных ценностей и смыслов, то есть их глубокая и системная несоответствие социокультурной реальности изм инилася. Ситуация декаданса свидетельствует об ослаблении и расстройство адаптивных механизмов культуры, неспособность к творческой ответы на новые проблемы и вызовы времясу.

Кризис культуры (цивилизации) определяют как период обострения внутренних противоречий той или иной цивилизации, испытания жизненной силы, ее социокультурных ценностей и смыслов. Кризисное состояние преодолевает ется и завершается переходом социокультурных ценностей и смыслов на новую ступень зрелости безвыходное состояние культуры (цивилизации) наступает тогда, когда кризис цивилизации, ее социокультурных ценностей и смыслов приводит к обесцениванию их и завершается распадом. Жизненность культур - в их способности преодолевать такие кризисы, обновлять свои базовые ценностисті.

Накопление в мировой научной мысли огромного объема идей, представлений и концепций позволяет рассматривать научно-философскую динамику культуры разных познавательно-гносеологических позиций сложности с самого феномена культуры и ее компонентов, внутренняя противоречивость и неочевидность изменений в культуре дают основания говорить о разных подходах к изучению динамики культуры как о равновероятны и такие взаимодополняющих друг другао.

Аналитические исследования видят в динамическом изменении значимость поста горюче-линейных факторов развития. Вместе с тем очевидно, что этот вид динамики культуры является далеко не единственным и часто не ведущим за свои им значением. Как правило, он дополняется или чередуется с фазовыми, циклическими или этапными изменениями, которые могут перерасти в волновой развитие, в движение по коллу.

Конкретно-исторические модели культуры переживают эпохи становления, или, по. Е. Дюркгсймом,"новаторские периоды", органического развития (Л. Сен-Симон,. О. Конт),"цветущей сложности"(К. Леонтьев), наконец критические или"оказывающие"(С. Розанов) эпохи кризиса, упадка и исторической безысходности. В своей целостности это степени восходящих и нисходящих изменений. Как вариант циклического развития выделяют инверсионный развитие в форме маятниковых колебаний культурных изменений. Одна из форм перехода от постепенных изменений к резкому обновлению и инновациям - взрыв ("точка бифуркации"), т.е. резкое повышение доли перемен, а также пере на вектора развития с набором нескольких альтернатив будущего. Изменения могут вести к обогащению и дифференциации культур, но нередко ведут к упрощению культурной жизни, его анемии. Как особое состояние выделяют культурный застой (т.е. длительную неизменность и повторяемость норм, ценностей, смыслов, знаний). Его следует отличать от устойчивости культурных традиций. Он наступает, когда традиции доминируют над инновациям. Він настає, коли традиції домінують над інноваціями.

В целом для динамики культуры характерен устойчивый порядок взаимодействия ее компонентов, периодичность, стадиальность, направленность. Процесс. ДИНАМИКИ культуры следует интерпретировать как проявление способности сложных х социальных систем адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Законы течения культурно-исторических процессов не менее объективные, чем собственно природные закономерности. Выявление в бьективно-истинной природы культуры, ее динамики осуществляется в различных концепциях и школах культурологических знанияань.