Новые выразительные средства в музыке - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


5 Новые выразительные средства в музыке

В музыке начало XX вв обозначен резким усилением идейно-стилистической конфронтации между различными направлениями, стремительной сменой художественных течений. Ушли из жизни ведущие композиторы второй половины XIX века:. Р. Вагнер,. Ф. Лист,. О. Франк,. П. Чайковский,. И. Брамс,. Дж. Верди,. Б. Григ,. А. Дворжак,. М. Римский-Корсаков. Прозвучали последние шедевры европейского симфонизма XIX века:. Шестая симфония. П. Чайковского,. Пятая -"С нового мира"-. А. Дворжака,. Девятая - среднее -. А. Брукнер— незакінчена —. А.. Брукнера.

Некоторые представители и новых музыкальных течений заговорили об устарелости,"бесполезности"большой симфонии с ее слишком"суровым распорядком"и заранее предусмотренными структурными схемами

Уже в 90-е гг XX в выдвинулись влиятельные лидеры новых музыкальных течений -. Р. Штраус,. М. Регер в. Германии,. К. Дебюсси - во. Франции,. Г. Малер - в. Австрии,. Дж. Пуччини - в. Италии,. Я. Сибеллиус-в. Финляндии,. Л ачек - в. Чехии. Именно тогда в русской музыке раздались голоса. О. Скрябина,. С. Рахманинова,. М. Метнера,. ИСтравинського,. С. Прокофьева. Несмотря на новизну многих творческих поисков, музыкальное искусство XX в тесно связано своими корнями с предыдущим веком: классическим искусством, творчеством романтиков, импрессионизмав, імпресіонізмом.

Одним из самых выдающихся композиторов, в творчестве которого сочетались реалистические и позднеромантического черты, был. Густав. Малер (1860-1911 гг,. Австрия), художник который продолжал традиции бетховенского и бр рамсивського симфонизма, чутко прислушивался свое время. Его симфонии,"Песни странствующего подмастерья","Песни об умерших детях", грандиозная"Песнь о земле", проникнуты, по словам. Д. Шостаковича, насамп еред глубокая человечностьча, насамперед глибокою людяністю.

В 20-30-х гг XX в продемонстрировал снова свою жизнерадостность романтизм, оказавшись в искусстве. П. Хиндемита,. Б. Бартона,. Б. Бриттена, а также. С. Прокофьева,. Д. Шостаковича

Импрессионизм в музыке, возникший на рубеже веков и отличался от программной музыки романтизма специфической размытой сюжетностью, шаткими и завуалированными образами, полными намеков, символики, ху удожних ассоциаций, в первой половине XX в дал толчок развитию неоимпрессионизма (французская школа:. О. Мессиан-"Каталог птиц","Экзотические птицы","Перевоплощение. Господа нашего"), тяготел к выражению внеземной, царящей в просторпозаземного, що панує у просторі.

Экспрессионизм как художественное направление в музыке впервые эмоционально выразил различные состояния и размышления человека, связанные с аффективная стороной психики, настроении ужаса, отчаяния, бессилия. А. Шенберг в произведении"Лунный. Пьер ро"доказал состояние аффекта к кульминации, крика. Композитор впервые ввел нотований со-декламацию, которая выражает взволнованную речь, эмоциональную взрывчатость, а также натуралистические возгласы. Крики, стоны, резкие пер епады звучности, гостродисонансни созвучия, применение человеческого голоса как инструмента - все это уходит корнями в поздний романтизм. Р. Вагнера, отчасти - в искусство. Г. Малера. А. Шенбергу принадлежит че рение"додекафонии", хотя впоследствии композитор считал эту систему ограниченной и отошел от необмеженою і відійшов від неї.

Неоклассические тенденции нашли своих поклонников среди многих композиторов, творивших в 20-е годы (П. Хиндемит,. Ф. Бузони,. СПрокофьев) предложил лозунг -"Назад к. Баха!" к использованию логических принципов построения целостной формы, довел до совершенства. Бах, и сочетание их с новейшими средствами музыкальной выразительности. Он и стал первым, кто сумел воплотить в этом направлении свои великие художественные замыслы ("Царь. Эдип","Персефона""Орфей","Пульсинелла"). При восприятии произведения неоклассического направления слушатель может без труда определить ту"модель", которую положил в основу композитор ту эпоху, к которой принадлежит исходный материал. Один из неоклассических приемов - прямое цитирование музыкального материала прошлых эпох как определенных музыкальных комплексов, связанных с историей, культурой, тем или др. им стилем. Иногда это имеет оттенок шутки, игры, гротеска. Вспомним хотя бы"Классическую симфонию"С. Прокофьева, полной юмортеску.. Згадаймо хоча б "Класичну симфонію". С.. Прокоф'єва, сповнену гумору.

В середине века возникло немало модернистских течений, усилилось стремление использовать новые выразительные средства. Одним из самых ярких направлений стала так называемая конкретная музыка: акустические эффекты шумы,"конкретные проявления жизни"(П. Шеффер,. П. Булез,. О. Мессиан,. А. Жоливе)"Симфония для одного человека", смонтирована. П. Шеффером совместно. П. Анри, является акустическим рядом, напоминает шумовое оформление к киноф ильма или представления: шум машин, звук полицейского автомобиля, бой часов в комнате, шаги человека, который что-то напевает себе под нос и т.д.. Развитие электронной техники вызвало появление так называемой живой электронной ектроникы, где путем электронного синтезирования пытаются воссоздать максимально приближены к натуральному звука тембры человеческого голоса и музыкальных инструментелосу та музичних інструментів.

Параллельно велись поиски, связанные с предыдущим опытом - традициями. Шенберга,. Вебера, которые стремились трактовать звуковой ряд дискретно, как"музыкальные атомы": это направление, получивший название пуантилизма (писание точками). Противоположным направлением стал со-норизм, который использует нечленораздельные во времени, слиты звуковые комплексы, заполняющие пространство. Вообще сонорнисть как один из приемов использовалась прежнему: известные"аккорды оцепенения"в опере. М. Глинки"Руслан и. Людмила", аккорды, выражающие страх перед затмением, в опере 0. Бородина"Князь. Игорь", имитации звон колоколов в. М. Мусоргского т а. С. Рахманинова,"Колокола"РЩе-Дрина, звуковые комплексы связаны с определенной символикой и конкретной образностью в. Р. Вагнера,. Р. Штрауса,. К. Дебюссиі конкретною образністю у. Р.. Вагнера,. Р.. Штрауса,. К.. Дебюссі.

Одно из направлений - алеаторики - восстановил на другом уровне импровизационный характер исполнительского искусства прошлого алеаторики (от лат аиеа - игровая косточка, случайность) означает, что музыкальное произведение в возникает случайно, независимо от замысла автора: например, на нотную бумагу разбрасываются чернил и"оформляются"в ноты (так была создана"увертюра"для открытия одной из"Варшавских осеней""Варшавських осеней").

Положительным результатом творческого экспериментирования композиторов есть значви изменения в сфере музыкального языка, расширение зоны музыкальных звуков и шумов и др.

Выдающимся музыкальным явлением XX века стал негритянский джаз 20-е годы называют эпохой джаза, триумфальный путь которого начался по странам мира уже в первые послевоенные годы. Крупнейшие композиторы начала в толиття последовали оригинальных звучаний негритянской музыки и не раз черпали из нее как а источники при написании своих произведений. Талантливый американский композитор. ДжГершвин вошел в историю музыкантов и как создатель симфонического джаза (концерт"Рапсодия в блюзовых тонах", симфоническая поэма"Американец в. Париже", музыкальные комедии и опера"Порги и весей"ї та опера "Поргі і. Весе").

Процесс демократизации культуры в XX в, обусловлен развитием средств массовой информации, возникновением радио и телевидения, нового массового вида искусства - кино, породил определенные специфические проблемы для ф функционирования культуры. С одной стороны, справедливы претензии массы людей на причастность к культурной и политической жизни, с другой - отчуждение человека от всего этого вследствие очень осложненного, бюрокра тизованого устройства жизни, раздираемый противоречиями глобального характерру.

Между тем протест против отчуждения культуры является одной а важнейших ее черт, оказывалась во все времена: древние карнавалы, смеховая стихия западноевропейского фарса и российского скоморошества, еретич ские движения, культура городских низов, вародного цирка, первых"синематографов", шарманщиков и шансонье, негритянских блюзов. Во второй половине XX в такой контркультурой стала рок-музыка. Возник этот феномен, очевидно, как попытка преодолеть отчуждение масс от культуры с большой буквы. Ведь главное в нем - нравственная позиция и тип существования, неписаный кодекс чести, который устанавливает, что"они"противостоят"нам"Главное - это противостояние. Почему?"Истеблишмент", что под ним понимают респектабельный конформизм, энергию карьеры и вымогательства, общепринятые правила поведения, умение добиваться пользы для себя. Молоди х человек середины 50-х pp объединила с небывалой остротой пережитая ситуация отчуждения от государства, традиционной общественной структуры и культуры и насущная потребность найти выход из этой ситуации та насущна потреба знайти вихід з цієї ситуації.

Рок родился в это время 1954-й - песенка. Вилла. Хейли Rock round the Clock дала название новорожденному стиля: тот же год - первая коммерческая пластинка. Блвиса. Пресли; 1956 1962-й - волна года поглощает есть города. Северной. Америки,. Англии и прежде. Ливерпуль; 1960-й - гамбургские гастроли"Битлз"; течение 1963 - 1968 гг состоят почти все знаменитые группы классического рок-н-ролла. Музыка - мотивы городского фольклора, популярные блюзы и шлягеры, а в текстах - в огрубленное редакции - извечная тема"парень-девушка"Эпатажные элементы, сначала умеренные, оказались сразу: усиленная громкость, д ражливий ритм, настоятельную повторение одного и того же элемента. И обязательное общение со зрителем. Вскоре рок-музыка практически не существовала вне сложным техническим воплощением. С помощью техники в зале создается чистая феерия, которая сильно обостряет эстетические переживаниястрює естетичні переживання.

Но техническое воплощение имеет еще одну сторону - это тиражируемая звукокопия. Пластинка не воспроизводит первоначального оригинала, как при репродуцировании произведений традиционного искусства. А сама является"оригиналом", потому что музыка в ней не может быть точно выполнена в жизни, ведь она - результат многочисленных записей, наложений и микширования, перемещений звука в студии и т.п.. В результате создается отличная от традиционной модели худож неи творчествеьої творчості.

Новая волна 70-х гг создала романс-рок-, арт-рок-, фолк-рок-исполнение, основанное на потрясающей громкости и выполнения нарочитой изысканности, лирической камерности, рок-транскрипции старинной м музыки и рок-вариации авангарда, гибриды роковой и конкретной музыки, театрализованный рок и даже джаз-рок.

В процессе эволюции года эмоциональное возбуждение все больше превращается в самодостаточную цель концерта. В крайних формах"панка"или"металла"начальные социальные и моральные мотивации года исчезают эт тивностьоку зникають повністю.

В 80-е годы на высоте роковой культуры. Запада остались те, кто сосредоточился на высокой художественной традиции, - их принято называть термином"арт-рок", а также те группы музыкантов - их принято называть термином"фолк-рок", - для которых настоящей сферой года стала наследие народно-национальной культурнаціональної культури.

В 20-е годы в художественной жизни ряда стран уверенно заявило о себе искусство кино. Французские режиссеры"авангарда", американские мастера. В. Гриффит,. М. Чаплия,. М. Сеннет, немецкие экспрессионисты. Ф,. Мурнау в, советские режиссеры. С. Эйзенштейн,. В. Пу-довкин,. О. Довженко,. Дзига. Вертов внесли большой вклад в достижение"немого"кино 30-е годы в кино - это мультипликационные фильмы. В. Диснея, антифашистские лентой и. М. Чаплина, французские фильмы. Р. Клера,. М. Карне, советские - братьев. Г и. С. Васильевых,. Г. Козинцева,. М. Ромма,. Г. Александрова, и. Пырьева и иРомма,. Г.. Александрова, І.. Пир'єва та ін.

Во второй половине 40-50 гг ведущим направлением стал неореализм, который сформировался в итальянском кино (Р. Росселини,. Л. Вис-Конти,. В де. Сика,. Дж де. Сантис). Новым шагом в освоении художественных средств кино в талая творчество французских режиссеров. Р. Клемана, а. Рене, американца. С. Креймера, польского режиссера. А. Вайды, японского -. А. Куросавы, шведского -. И. Бергмана, итальянцев -. М. Антониони и. Ф. Феллияи да и. Фелліяі та ін.

Как и деятели культуры в других искусствах, мастера кино остро ощущали драматические конфликты XX века, прогресс краха человеческий надежд, ценностей и идеалов, процесс дегуманизации жизни. Одной из самых ярких фигур послевоенного кино стал. Федерико. Феллини. Его необычные кинофантазии нарушают религиозные, этические и социальные проблемы ("Дорога","Ночи. Кабирии","Сладкая жизнь"quot;, "Солодке життя",

"Амаркорд"). Феллини отражает современное через фантазию, гротеск, сарказм, иронию, смех, игру. С необъятного человеческого мира он выбирает то, что впоследствии будет воспринято как открытие обобщенных типов, а сюже ети станут современными притчиими притчами.

В кино 70-х и 80-х гг пришло много талантливых режиссеров, но эти поиски заслуживают специальное рассмотрение

***

Каждая большая культурная эпоха имеет, как видим, свой образ, свою художественную и идейную доминанту, которые и являются основанием для разделения культурно-исторического процесса на этапы. Но обособленность разных периодов кул льтуры не лишает их преемственности, взаимовлияния: каждый из них получается из предыдущего и содержит зародыш будущего. Но поскольку художественное развитие идет неравномерно, то и культурные эпохи заметны блеск учим взлетами лишь в определенных сферах, хотя и"тихая течение"в культуре не проходит бесследно, накапливая потенциал для будущих звездных времениоряних часів.