Изобразительное искусство: иконопись, фреска, мозаика, книжная миниатюра - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


5 Изобразительное искусство: иконопись, фреска, мозаика, книжная миниатюра

В. Софии. Киевской прекрасно сохранились мозаики и фрески, созданные в. ЗО-40 годы XI в греческими мастерами и их местными учениками качестве материала (золото, кубики цветного стекла и смальты), так и стиль жи ивопису имели внушать человеку, который молится, мысль, что мир, к которому она попала, абсолютно реальный и истинный. Такому впечатлению способствует насыщенная и разноцветная палитра красок, особая плотность клад ки кубиков смальты, стойкость мощных форм, твердость глубинных складок, статная монументальность поз и жестов, живая, почти портретная вероятность лиц апостолов, святителей, мучеников, взгляды которых направлены непосредственно в пространство храмаму.

Для стиля искусства XI в характерно то, что изображение не маскируют массив стены, пе стирают его, а органично сливаются с поверхностью сводов, арок, столбов, выявляя их тектонику

Еще одно новаторство - сочетание фресок и мозаик в росписях интерьера. Для византийских храмов типичным было сочетание мраморной облицовки стен с мозаиками. Такая облицовка создавало блестящую по олировану поверхность в нижней части стен, подчеркивая художественные эффекты мозаики, покрывавшей верхние части интерьера. В. Софии. Киевской применен другой прием - противопоставление матовой поверхности фресок и мерцающих переливов мозаики. В размещении фресок отсутствие строгой геометричности, симметрии нарушает принципы византийской тектоникніки.

Значительное место в общей системе росписей принадлежит орнаментам, которые представлены совсем не византийским характером. Обилие орнаментов как в интерьере, так и в экстерьере предоставила. Софии собственно киевского колорита, стала специфической национальной чертой. Интерьер. Софии. Киевской имеет целый ряд особенностей, без учета которых невозможно понять систему распределения мозаик и фресок. Голо-впадает его пр икмета - сложность решения пространства и неравномерность освещения. Свет, попадает через большие окна главного купола, выделяет высокий пространство центрального креста, пространство боковых нефов и с ахиднои части, над ним находятся хоры. Апсиды, получая меньше света, чем подкупольное квадрат, вместе с тем сравнительно хорошо освещены. Такая последовательность распределения света тесно связана с театральной им характером богослужения, в котором зрелищный момент был особо подчеркнутслений.

Основная литургическая действие разгоралась в подкупольном квадрате, где стоял амвон, который был реальным центром всего мощного архитектурного ансамбля. Отсюда произносились проповеди, сюда поднимались те, кто в читал, прокламировал, поетв.

В. Софии. Киевской монументальная живопись неразрывно связан с архитектурой интерьера и его целевым назначением. Мозаики, т.е. самый долговечный и ценный вид монументальной живописи, виде иляють главные части храма, в которых разворачивалось богослужения. Фреске отводится в. Софии. Киевской второстепенное место. Мозаики и фрески покрывают стены собора не в виде отдельных панно, а в виде су цельного ковра подчеркивает монументальный размах живописьису.

Мозаики является наиболее ранним частью. Софии. Киевской, они покрывают купол, стены и конха апсиды, барабан и арки

В куполе представлена ??гигантская напивпостать. Христа. Вседержителя: она возвышается над всем пространством храма. Правой рукой. Христос благословляет, а левой - держит закрытое. Евангелие, согласно апокали ипсичним предсказанием будет открыто в день. Страшного суда. Образ. Вседержителя трактовался в средние века как образ главы"церкви небесной",. Бога-творца. Поэтому ему и отведено центральное место в общей с истема декорации храма. С высоты купола. Христос якобы осматривает всю землядає всю землю.

Христа окружает небесная стража в виде четырех архангелов (сохранился только один, остальные написанные маслом). Они одеты в пышные императорский одежду и поставлены так, чтобы их фигуры образовывали вокруг медали миллионы с. Пантократор строго симметричную группу.

После. Пантократора в куполе заметное место занимает величественная фигура. Марии-Оранты. Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками. Она вроде обращается к грозному. Бога, выступая заместителями ницей за род человеческий ее центральное положение объясняется тем, что византийские теологи отводили ей в небесной иерархии. Во-первых, после. Христа, местнсце.

В. Византии образ. Марии-Оранты рассматривался как образ символического покровительства. Божией. Матери византийским царям и городу. Константина. На основании"Слова о. Законе и. Благодати». Иллариона мы уверенно можем мо утверждать, что. Ярослав и его приближенные имели. Марию-Оранту за покровительницу. Киева и всех его жителиого жителів.

Отличительная особенность: во всех киевских храмах апсиды, как правило, украшались фигурами. Марии в типе. Оранты. Она была представлена ??в. Десятинной церкви, в. Успенском соборе. Киево-Печерской лавры, в в. Михайловском. Златоверхом соборе. Она выступала частью догматической византийской схемы, но в самой. Византии использовалась и другая система, в которой. Богоматерь изображали также с младенцем н а в руках или сидящей на престоле. В привязанности. Киевской. Руси в тыл. Оранты видится перекличка этого типа с любимым языческим образом"великой богини", которую изображали отвесно стоячей из-под нятым руками. Так ранний славянский культ подготовил почву для восприятия христианского образа. Марии-Оранту. Марії-Оранти.

Фигура. Марии изыскана по колориту, в котором эффектно сочетается голубой цвет хитона с пурпурным мофорием, складки которого подчеркнуты золотом. Фигура, кажется, парит в сиянии золотых лучей, при ичому золотые кубики различной светосилы создают впечатление, что она то приближается к нам, то удаляется. Декоративные свойства мозаики было подчеркнуто с помощью своеобразного приема: грунтт "ид изображением. Оранты уложен так, что придает поверхности волнообразного характера. Первая волна проходит на линии плеч, вторая - на уровне тазового пояса, третья - на уровне колен. Отделочные применили от дне из своих умений - на вогнутых, не плоских поверхностях особенно проявляется блистание смальтти.

В фигуре. Оранты является близкий к. Пантократора - в них оказалось сознательное стремление мастера увеличить и упростить рисунок драпировки, чтобы достичь эффекта монументальности. С этой точки зрения композиция является выдать ным достоянием монументального искусства. Но жесткое трактовка прямолинейных сверток и непропорциональность фигуры придают ей архаического характера. Автором фигуры. Оранты был тот самый мастер, выполненных в. Пантократора и архангела. Его творением присуща большая сила - он, очевидно, специализировался на крупных формах изображения и владел здесь большим опытом, о чем свидетельствует зрелость его монумента ных приемов время его образы обозначены архаизмом. В ощущении колорита он занимает одно из первых мест среди. Отделочник. Софии. Киевовської.

Во фигурой. Марии-Оранты в апсиде помещены пояс с изображением"Евхаристии"Это величественное торжественная композиция тесно связана с основным обрядом литургии - причастием"Евхаристия"- крупнейшая по масштабу м композиция - дает наиболее полную представление о монументальный стиль софийских. Мозатиль софійських мозаїк.

"Евхаристия"по стилю является одной из наиболее архаичных частей мозаичного ансамбля. Приземистые фигуры, относительно мало диференцийовави типы лиц, однообразие поз и жестов, строгая симметрия построения - все свидетельствует о приверженности архаических традиций. Одпак в целом художественное решение всей сцены вызывает двойственное чувство - мастера еще мало владели гибкими и разносторонними средствами выразительности, но глубокого ко понимали специфическую природу монументального искусствго мистецтва.

Наиболее совершенные мозаики находятся под"Евхаристией"и отделены от нее широким орнаментное поясом - это святительский чин. Святители размещены в нижнем регистре не случайно - в средневековье чи их рассматривали как засвовникив"церкви земной"Здесь изображен популярных в православном мире святителей, которые, как правило, присутствуют во всех монументальных ансамблях XI-XII вв:. Григорий богословия в,. Николай. Чудотворец,. Василий. Великий,. Иоапн. Златоуст,. Григорий. Нисский и. Григорий. Чудотворец. Некано-печными в этом ряду является изображение. Епифания. Кипрского и. Папы. Римского. Климента. Произведения. Епифания были известны на. Руси в XI в в славянских переводах, а фигура. Климента введена том, что. Владимир. Великий привез из. Корсуня его смерти, которые стали на. Руси национальной святыней и хранились в. Де сятинний церквейгались у. Десятинній церкві.

Святители представлены в строго фронтальных позах. С большим мастерством художественные умельцы характеризовали каждого из них, их лица отчетливо индивидуализированные, что указывает на отличие от традиций эллинистическо ого живописи. Есть в лицах и нечто общее - это выражение глубокой сосредоточенности. Святители углубленные в себя, их взгляды обращены в пространство, лицом присуща и строгость, приближающий их к иконам ср но с динамической подвижностью"Евхаристии", святительский чин приобретает особую статичности и торжества й урочистості.

Весь мозаичный роспись храма, взятый в целом, образует стройное целое, глубоко продуманную систему, которая символизирует идею церкви вечной. Представленный в куполе. Христос, глава"церкви небесной", через. Богород ицю, апостолов, святителей и мучеников находится в вечном единении с"церковью земной;церквою земною".

Сложнее с фресковой ансамблем. Софии. Киевской фресках, в отличие от мозаик, свойственна - и по подбору сюжетов, и по их распределения - большая свобода. Здесь уже не приходится говорить о безза астережне соблюдения византийского канона. Прежде всего это касается подбора евангельских сюжетов, где есть ряд существенных отклонений от традиционного для византийской церкви цикла религиозных свявят.

Евангельские сцены, изображенные в трансептории. Софии, подобранные по определенным принципам: они акцентируют. Голгофской жертвы ("Христос перед. Кайафою","Отречение. Петра","Распятие"), воскресение ("Женщины-мирон носици у гроба. Господня","Сошествие в ад","Явление. Христа жипкам-мироносицам","Заверения. Фомы") и распространение христианского учения ("Направление учеников на проповедь","Сошествие. Святого. Духа"ького вчення ("Надіслання учнів на проповідь", "Зішестя. Святого. Духа").

Направление учеников на проповедь (отдельный эпизод, имеющийся в. Евангелии от. Матфея) был сознательно введен в число изображений. Софии. Киевской, поскольку он наглядно иллюстрировал слова воскресшего. Христа, обра рнени апостолам:"Итак идите, научите все пароды, крестя их"Здесь находился прозрачный намек на недавнее крещения. Руси и утверждение веры христианской в ??новообращенного молодого народа. Бросается в е чи отсутствие сцен из цикла"детства. Христа"Составители программы росписей. Софии. Киевской совершили довильпо с традиционным фондом евангельских сюжетов, разместив на лучшее освещенных местах те, которые полнее соответствовали намерению подчеркнуть три основпи пункты христианского учения: догму о крестную жертву, догму о воскресении и дияльписть апостолов как учителей христианствов як вчителів християнства.

Особое место в системе росписей занимают фрески на светскую тематику, к которым относится композиция"Семья. Ярослава. Мудрого", а также росписи в северной и южной башнях. Изображение семьи князя. ВМИ ищено напротив алтаря, на стенах хоров, где она находилась во время богослуженияогослужіння.

Тематика росписей в лестничных башнях заимствована из византийских источников и призвана подчеркнуть роскоши кпяжого жизни, его приближенность к роскоши византийских императоров. Правдоподобно, византийськог го происхождения сцена в южной башне, где изображен ипподром, а также композиция"Скоморохи"Другие сцены в обоих башнях -"Охота на вепря","Охота на медведя","Охота с гепардом на диких кон ей","Соревнования ряженых"- близкие по тематике к жизни князей. Киевской. Руси и их развитиеематикою до життя князів. Київської. Русі та їх розваг.

время пересмотрены взгляды на хронологический время создания фресок. Оказалось, что они выполнены в XI в, одновременно с росписями всего интерьера, хотя их отдельность и светские по характеру сюжеты предполагали и их создания в XVII сст.

Росписи. Софийского собора характеризуются определенной стилистической единством. Вопы является одним из древнейших этапов развития монументального искусства. Киевской. Руси и, хотя многое связывает. Киевское государство с. Византией, неоспоримым остается тот факт, что его правильное понимание возможно лишь в контексте древнерусской культурри.

мозаики и фрески. Софии присущи свежесть и непосредственность. У них нет присущих чисто византийским памятникам изящества и чрезмерного спиритизма, как нет и того слепого копирования античных обр ниток, от чего так страдает много произведений византийского искусства, овеянных духом холодного классицизма. Образы. Софии. Киевской полны величавого спокойствия и мужественной силы и, хотя в этих образах есть еще чем ало от архаической скованности, они поражают монументальным размахом, мощью, полнокровностьюстю.

Художники, работавшие в. Софии. Киевской, предпочитали приземленным фигурам с крупными чертами лица. Типовое положение фигуры - строго фронтальное, что должно было подчеркнуть иконный характер образа. Г. Главный психологический акцент - в изображении глаз, чей сосредоточенный взгляд фиксируется на зрителю. Личности, даже в сложных поворотах, например евангелист. Марк на парусе, часто тяготеют к плоскости, всегда сковывает движение. Композиционный ритм многолюдных сцен глубоко статический. Весь рассказ ведется в спокойном, эпическом тоне, величественном и торжественном. Композиции медленно разворачиваются вдоль плоскости, а рхитектурни кулисы также полностью подчиняются плоскостном ритму: они никогда не создают иллюзии пространственной глубины, а, наоборот, подчеркивают плоскостность стены. Столь же плоскостно трактуются и предметы обстаповкы. Хотя основным средством обработки формы является линия, однако в ней нет ничего от поздней каллиграфической воздержания: линии не измельчают формы и не окутывают ее как тонкое паутины, а энергично членят ее на спокойные плоскости, причем самым линиям присуща яркая монументальная выразительность. Не меньшей монументальностью обозначена и колористическая гамма, в которой последовательно проведено прин цип укрупнение цветных пятен и их ритмичное повторениеовторення.

И, подобно тому, как в архитектуре. Софийского собора сказалось полнокровную и здоровое народное чувство телесного, в росписях этого храма можно отметить ослабление византийского спиритуализма, щ уступивший место значительно целостное выражению физической и духовной силы. В них стало прямого обращения к людям, что лишний раз доказывает, как много нового и свежего вносили в средневековое мисте ство молодежи христианизированные народы, самобытно перерабатывали византийскую наследствоу.

Таким образом, росписи. Софии. Киевской, сохраняя всю живописность и линейную изысканность зрелого византийского стиля, несут отпечаток демократичности, простоты, даже простонародности древнерусского в искусств.

Прекрасные фрески имел. Михайловский. Златоверхий собор XI-ХШ вв, большинство которых погибла во время его разрушения в советские времена. Тогда же было утрачено фрески и других церквей. ХП-ХШ вв, а в 1941 г загиб нул с его фресками и. Успенский собор. Киево-Печерской лавры. Очень ценные фрески. Кирилловской церкви, строительство которой начал 1136 г. Всеволод II, а закончила его вдова (в частности, изображающие сце ни из жизни св. КириллаКирила).

Храмы. Чернигова,. Переяслава,. Белгорода,. Владимира и других городов были также разрисованы фресками основном они были разрушены, но кое-где их остатки остались. Распространение фресковой росписи по хр рамах княжеских городов. Руси свидетельствует о том, что живопись как вид искусства было достаточно высоко развитым и известным по всей государствві.

Кроме монументального, на. Руси значительного развития приобрело и станковой живописи станкового искусства - термин, которым обозначают произведения изобразительного искусства, имеющие самостоятельный характер (относительно суток. Кие ской. Руси - это иконопись). Выдающимся мастером этого искусства был монах. Киево-Печерского монастыря. Алимпий (Олимиий,. Алипий), который образование художника получил, по утверждению летописи, в. Константинополе. Алимпий разрисовывал. Успенский собор. Киево-Печерской лавры, выполнял много заказов от князей и бояр. Очевидно. Алимпий имел свою школу при монастыре. По легенде, ему помогали даже самые. Анге ли. Переводы приписывают. Алимпия в числе прочего и так называемую. Игоря икону. Божьей. Матери, названную так потому, что перед ней в. Федоровском монастыре молился князь. Игорь 1147 г, когда во время молитвы был убит. Кроме. Алимпия, летопись сохранила для нас имя еще одного художника -. ГрегориГригорія.

Сочинений станкового искусства XI-XII вв дошло до наших дней очень мало. Один из них - икона"Борис и. Глеб"из. Киевского музея русского искусства. Она тесно связана с историей. Руси и с литературными д источниками, в частности"Сказание о. Борисе и. Глебе"Художник передает одежду и атрибуты иконе в их исторической конкретности: мечи в руках. Бориса и. Глеба - символы их княжеской власти. Моделирование лиц лишат эн того живописного лепки, которое наблюдалось в поименованных иконах, фигуры тоже лишены объема, предельно уплощенные. Отсутствие сверток на тканях предоставляет фигурам скованности и статичности. Стилисты ка иконы свидетельствует об отходе от византийских форм в иконописи и утверждения местных ры і утвердження місцевих рис.

особое видом искусства. Киевской. Руси была книжная миниатюра. Книгу на. Руси любили и уважали. Рукописные книги были очень дорогими, их переплетали в прочные оправы с металлическими замками, украшали многочисленных нным инициалами, заставками, миниатюрами. Если иконы можно было привозить из. Византии, то книги надо было или переводить, или писать на местном языке. Книжная миниатюра (хотя она часто имела перед собой византийский оригинал) выполнялась и иллюстрировалась русскими писцами и художниками. До наших дней сохранилось несколько рукописных книг XI-XII вв, переписанных и украшенных киевскими мастерами древнейших а из них -"Остромирово. Евангелие", написанное в 1056-1057 гг"Исполнял"эту книгу диакон. Григорий. Это торжественный, большой фолиант, написанный на пергаменте хорошим торжественным шрифтом - так называемым уставом. Сми в книги - евангельские ежедневные чтения. Переписан ее с болгарского оригинала, как и большинство древнерусских церковных книг того времени, украшен многочисленными инициалами, заставками и тремя большими на весь лист, миниатюрами с изображением евангслистив. Иоаиша,. Марка и. Луки. Колористическая гамма изображений яркая, насыщенная и одновременно изысканныева, насичена і водночас вишукана.

Красочные орнаменты вокруг изображений подобные орнаментов. Софийского собора и, очевидно, имеют общим источником орпаменты визаптийських и болгарских рукописных книг. Однако, как отмечают дослидпик ки, особенностью миниатюр"Остромирова. Евангелия"является их близость к славным киевских перегород частых эмалей. Это подчеркивается еще и тем, что линии в изображениях выполнены золотонані золотом.

Вторая книга -"Изборник. Святослава", созданная дьяконом. Иоанном в 1073 г, интересная изображением семьи. Святослава. Ярославича, а также заставками и рисунками на полях

На миниатюрах латинского книги"Трирський псалтырь"привлекают внимание портретные изображения князя. Ярополка, княгинь. Ирины и. Гертруды, изображение. Богоматери,"Распятие"и"Рождество. Христово"Миниатюры просмотр копани между 1078 и 1087 гг, очевидно несколькими мастерами и имеют византийские и романские черты общем миниатюры выкапывались в плоской, графической манере, характерной для искусства XII с характерній для мистецтва XII ст.

Следует выделить миниатюры. Радзивилловская летописи, который дошел до нас в копии XV в с оригинала лицевого, т.е. иллюстрированного свода 1205 г. Миниатюры отражают основные события истории. Киевской. Ру все. Вопы допосять бесценные сведения и об архитектурных сооружениях. Древней. Руси, одежда и оружие, вещи домашнего обихода, является"окнами"в мир, давно исчез. Для миниатюры. Стародавпьои. Руси характерна площадей иннисть, графическая манера письма. Часто встречались стилизованные силуэты храмов, геометрический и стилизованный растительный орнамент. Орнамент также связан с мотивами ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Заставки окружены многочисленными изображениями людей, животных, птицй, тварин, птахів.

распространенным видом искусства. Киевской. Руси было декоративно-прикладное искусство. Оно охватывало все слои населения и потому вобрало в себя и местные многовековые традиции и народные черты, и стилис соприкасающихся тенденции мирового художественного процесса, поскольку. Киевская. Русь вела широкий торговый и культурный обмен с другими народами.

Еще с дохристианских времен в декоративно-прикладное искусство входит языческая и эпическая тематика. Это хорошо видно на известном серебряном окантовкой рога тура с. Черной могилы (Чернигов), где изображены сюже ет черниговской былини.

Из художественных ремесел известная мсталонластика, остальные - кист-коризьблення, деревообработка, ткачество - известны меньше. Мастера работали на заказ князей и бояр, а порой и широкой общественности, создавая ко оштовни и высокохудожественные произи.

Мастерство древнерусских ювелиров виртуозная, особенно в практике изготовления изящных предметов из золота и серебра. Так, например, на плоскости в восемь квадратных сантиметров ювелир размещал баг. Гато ценных цветков на тонких золотых стебелекх.

Одним из самых распространенных видов металлообрабатывающего ремесла на. Руси было художественное литье. Древнерусские мастера отливали множество разнообразных предметов - от крошечных пуговиц до больших паникадил-Хорос ов и церковных колоколов. Примером художественного ли-варства есть большой хорос, найденный на. Подоле. На бронзовых цепях подвешен широкий декоративный орнамент-обруч, по бокам - штыри для свечей, перед которыми стоят птицы. Это жар-птицы, символы света. Хорос украшено на литой лампаде - здесь искусно выполнены фигуры святивятих.

Характерными изделиями были широкие браслеты, на которых изображались сложные орнаментальные композиции, звери, птицы, сказочные персонажи, танцоры, музыканты

Ювелиры широко применяли технику. Скапа (орпаменты из самых топшого проволоки), штамповки и тиснения

Вершиной ювелирной техники. Киевской. Руси были изделия из перс-городчастои эмали - золотые княжеские диадемы. Широко известна, например, диадема с с. Сахнивки па. Черкасской. Золотые пластинки диадемы украшенные ре изнобарвним растительным орнаментом, который был символом жизненной силы, и жемчугом, на середшы пластинке изображено. Александра. Македонского, взлетает на небо, - мотив, в котором видят не только иллюстрирует ацию к средневековой легенды, но и образ. Даждьбога - защитника и покровителя. Русусі.

Итак, если во времена. Владимира и. Ярослава новая культура, активно утверждая себя, стремилась говорить языком монументальных архитектурных изобразительных форм, то в последнюю треть XI - начале XII в изобразительный язык становится более динамичной, способной выражать богатую ассоциациями мнению. Утверждается вкус к изысканным рафинированных форрм.