Основные этапы развития древней культуры восточных славян - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


2 Основные этапы развития древней культуры восточных славян

Предки украинских проживали на довольно большой территории, которая имеет давнюю историю. Древние славяне имели тесные связи с различными народами древнего мира и их культурами. Современная наука различает так ки основные этапы развития культуры древних славян: л-иизипський, трипольской и черняхивскойий.

Некоторые ученые высказывают мнение о том, что уже эпоха позднего палеолита (около 25 тыс. гг до н э) свидетельствует существование на территории Украины определенного уровня культуры. Так, раскопки возле сел. Мизин (Чернигов. ВСК область),. Добраничевка (Киевская область) и. Гонцы (Полтавская область) обнаружили жилища древних охотников. Эти жилища были сооружены из дерева и костей мамонта, они имели вид палаток. Было знай дено кремневые орудия труда, небольшие статуэтки, отражавшие образ матери и украшения из слоновой кости с геометрическим орнаментомаментом.

В тот период древние славяне научились добывать огонь, умели пользоваться им. Они не только изготовляли, но и совершенствовали орудия труда. Человек из пещеры вышла жить в наземные здания, научила ася строить жилье. Главным занятием была охота. Появляются примитивные религиозные верования, в частности магия, фетишизм, анимизм. Вместе с ними формируются элементы первоначального искусствецтва.

Находки культурных памятников старокамьянои суток (или так называемой. Мизинской культуры) встречаются и в других районах Украины, в частности на. Киевщине,. Полтавщине и. Тернопольской. Это свидетельствует, что человек эпо охи палеолита уже имела определенный уровень культури.

В период мезолита (около 15 тыс. лет до н.э) тогдашняя человек способен была совершенствовать орудия труда, появились каменные топоры, молоты, долота, ножи, было изготовлено лук и стрелы, приручен собак ку. Развивается рыболовство, появляются жилые постройки на берегах рек и озер. В те времена совершенствуются формы организации первобытной племенной общности людей, формируется матриархат, который становится осново ю общественного развития. Возникают более совершенные религиозные верования, в частности тотемизм и земледельческие культкульти.

Для эпохи неолита (около 7 тыс. лет до н.э) характерным был переход человека от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству; совершенствуются орудия труда; развиваются гончарное искусство и т ткачество; появляется элементарная культура обработки земли и посева зерна. Все это существенно облегчало жизнь тогдашних людей. В эту эпоху значительно развилось орнаментальное. Шнуров искусство, когда керамические иробы украшались прямыми линиями в виде шнуров, разрисованных белым, черным и красным цветами. Столовая посуда украшалась желобковой рисунками и пышно розмальовувавсувався.

В Украине высокий уровень развития в эпоху неолита получила трипольская культура (5-3 тыс. до н.э) ее название происходит от села. Триполье под. Киевом, где киевский археолог. В. Хвойка провел свои знаменитые раскопки ки. Развитие этой культуры продолжался более 2 тыс лет и охватывал не только новокаменного, но и бронзовую и железную эпохи. Характерные особенности трипольской культуры такури такі.

Во-первых, трипольцы вели хозяйство коллективно, основным источником их существования было земледелие и скотоводство не чурались они охоты и рыболовства

Во-вторых, поселения строились на открытых местах, без оборонительных сооружений. Они имели форму круга, середина оставалась пустой и использовалась как загон для скота. Дома строились каркасные, площадью до 140 м2. Стены расписывались ярким орнаментом. Жилье было разделено на отдельные комнаты, которые предназначались для разных членов семьи. Дом отапливали сводной из глины печью. В ней могло проживать до 20 человек, а посе елення, по подсчетам этнографов, насчитывало более 500 мужскаовік.

В-третьих, трипольцы жили большими родами, которые возглавлялись женщинами. Исследования показывают, что общественным строем в них был матриархат

В-четвертых, наряду с высокой культурой земледелия и скотоводства у трипольцев в то время существовал большой интерес к искусству. Значительное распространение получило изготовление различных керамических изделий побутовог го назначения, в частности, горшков, мисок, кувшинов, декоративной керамики для украшения жилища. Эти изделия имели яркий декоративная роспись и привлекательный эстетический вид их художественный уровень на то время был очень высокимкий.

В-пятых, трипольцы имели достаточно развитые религиозные верования и обряды захоронений. В их жилищах найдены жертвенники, имевшие форму ривнокинечного креста. Этот крест розмальовувався охрой и был досадная ашений концентрическими кругами находился на возвышении, а возле него находились антропоморфные фигурки крестообразно повышения служили местами жертвоприношений богам, которым поклонялись трипольцыльці.

Трипольская культура имела широкую географию. Племена славян заселяли в то время. Приднепровье, особенно густо был заселен правый берег. Днепра, а также. Приднестровья. Вторжение воинственных кочевых племени ен с. Востока уничтожило трипольской цивилизации, несколько затормозило развитие его культуры. Отдельные элементы культуры, а иногда и целые ее пласты были унаследованы другими народами, которые проживали в Украине. Они бул и сохранены, переосмыслены и развиты в культуре этих народеодів.

Например, культ родовой матери - образ мудрейшего женщины, которая возглавляла род, и культ. Рожаницы - богини плодородия, а также обряды, связанные с поклонением. Луне, сохранились в. Киевской. Руси до зап производства христианства. В более поздние времена из казны культуры, развившейся на почве трипольской цивилизации, наши далекие предки унаследовали навыки ремесленников, технологию строителей, культуру с емлеробства.

Трипольская культура интересна не только своей географией, но и тем, что в ней выражено расцвет, вершину первоначального земледельческого искусства, богатого космогоническим и мифологическим содержанием

Для развития украинской культуры характерен ее взаимосвязь с культурами соседних этносов, особенно речь идет о влиянии культуры народов. Востока и. Запада. Уже в эпоху бронзы (конец 4 - начало 1 тыс. до о н е) массы людей были охвачены миграцией, поскольку они искали новых мест поселения. Происходит активная ассимиляция или местного населения, или пришельцев. В результате нарушается стабильность шаров турного процесса, возникает неокресленисть границ тогдашней культуры, появляются новые элементы культурльтури.

Создатели новой культуры по происхождению были разные. Часть из них принадлежала к индоевропейской общности. Индоевропейцы, по мнению известного историка. О. Прицака, принесли на территорию Украины важны культурное ни элементы: в общественной сфере - патриархат, в духовной - культ. Солнца, флективных язык (язык, для которого свойственно образования грамматических форм слов путем изменения их окончаний или звуков основыви).

Вторая часть создателей ассимилированной культуры принадлежала к племенам так называемых"гануровикив"пришедшие с севера, то есть из стран. Прибалтики и. Центральной. Европы. Состоялось смешивания двух этносов и их ку ультура. В этот период, получивший название"позднее. Триполье", культура восточных славян претерпит существенных изменений: земледельца заменил всадник, мирного жителя - воин, вола - конь т.д.. Поселение выносятся на высокие стремительные береговые массивы, они окружаются рвами, поселок приобретает признаки городища. Изменяется характер жилья, сводятся маленькие дома или полуземлянки, вместо печи используется открытый очаг. Изменения происходящих в системе хозяйства, резко увеличивается поголовье лошадей, усилило скорость передвижения и военную мобильностья і військову мобільність.

Развитие бронзового литья, возникновения поливного земледелия, появление кочевого скотоводства, совершенствование орудий труда, рост общественного продукта выдвинуло потребность в охране общественного богатства. Ос сновным фигурой тогда становится воин на коне, главным оружием - лук и стрелы. Происходит милитаризация общества. Деградирует искусство, в частности керамичве производство, теряется его техническая и художественная дос коналисть, расписная керамика исчезает, орнамент упрощается. Все это привело к упадку культуры восточных славян. В то же время, как отметили некоторые западные ученые, трипольская культура обогатила. Западную. Есть. Европывропу.

Следующим этапом формирования культуры восточнославянских племен была скифская культура (6-2 века до н.э). Из многочисленных иранских племен больше культурных памятников оставили в Украине скифы. Исторически эта н название охватывала многие местные племен южных районов. Восточной. Европы. В южной. Право-и. Левобережной Украины осталась большая культурно-художественное наследие скифской эпохи. Найдено большие городищ а где были насыпаны курганы, окруженные глубокими рвами или высокими валами. В них хоронили скифских царей, вельмож и воинеі воїнів.

Раскопки показали, что с покойником клали его оружие, драгоценности и предметы быта, забитых коней и слуг. Скифское искусство обогатило славянскую культуру, в частности - жилищное строительство. Известный исследователи ик украинской культуры. М. Семчишин справедливо считает, что скифское искусство было одним из источников славянского культурного наследиеини.

На культуру скифов значительно повлияли традиции античного мира, непосредственно - города-колонии на побережьях. Черного и. Азовского морей. В б в в в е на колониальных территориях возникают греческие города-пол леса:. Ольвия - на берегу. Буго-Днестровского лимана;. Тирас - в устье. Днестра;. Пантикапей - на месте современной. Керчи; в 5 в дон е был основан город. Херсонес территории современного. Севастополястополя.

Возникновение греческих колоний существенно повлияло на экономическое и общественное развитие скифских племен Древняя. Греция стала постоянным рынком сбыта продуктов скифского хозяйства: зерна, скота, шки. Иры т.д.. Часть кочевников осела вблизи городов и стала заниматься земледелием и ремеслом. Развивается гончарное и ювелирное искусство, изготавливаются украшения из штампованного и кованого золота, возникает является сложная технология изготовления цветной эмали, чернение серебра и т.д.. Греческая колонизация. Причерноморья способствовала включению культурной традиции восточных славян до эллинского культурного полполя.

В скифском обществе утверждается рабовладение, развивается государственность, возникает. Скифское царство, территория которого протянулась от. Дуная до. Дона (6-4 века до н.э)

Когда к границам скифского государства приблизились пределы. Римской империи, скифская культура испытала существенного влияния римской. Например, на левом берегу. Днепра возле м. Залещики найдены следы укреплений ри имського императора. Траяна. С тех пор как римский легионер вступил на землю скифского государства, завязываются торговые и культурные связи между двумя странами. Это подтверждается археологическими находит дкамы клада римских монет в г.. Киеве, а также стеклянной посуды и эмали римского происхожденияження.

Скифские племена, как пишет. М. Брайчевский, составляли особую этническую группу, родственную с иранцами, фракийцами, балтами, славянами, но не тождественную с этими этносами. Древней историк. Геродот (6 в до н е) описал социальную дифференциацию скифского общества. По его мнению, оно разделялось на три общественные группы: царских скифов, скифов-воинов, заселявших причерноморские степи и занимались скотарс твом, и скифов-земледельцев, живших в основном в лесостепной зоне. Поднепровье 'пров'я.

Все это свидетельствует, что в. Скифии имело место социальное и имущественное расслоение общества. Так, в могиле, раскопанной близ города. Майкоп, при покойном скифском вельможи найдены предметы, изготовленные из с золота, серебра, меди, украшенные изображением зверей и орнаментом, который напоминал ландшафт. Кавказских гор. Каждый общественный слой происходил от одного из сыновей первого скифа. Тар-гита и имел свой священный и атрибут. Для воинов атрибутом была боевой топор, для царей и жрецов - чаша, для земледельцев - плуг и ярмо. По скифской мифологии, эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали об ' объектом поклонения. Скифское общество испытало влияние индоиранских культурных традицийдицій.

В историю скифы вошли как искусные всадники, имели довольно мощную"варварскую"государство и большую армию их отношения с соседями не всегда были дружескими. Могущество скифского государства подорвали персы, в особенно обессилил их поход царя. Дария. Довершил разгром этой империи персидский царь. Антей и македонский царь. Филипп - отец. Александра. Македонского. Окончательно скифское государство было уничтожено готами. После этого скифы растворились среди других племен и были ассимилированы нимимільовані ними.

Скифская культура представляет собой синкретический сплав культурных традиций скифского общества, своими корнями уходят в медного века, и античной культуры греческой цивилизации. Подтверждением. Этому ого служит скифская керамика, украшенная тисненым геометрическим орнаментом, и декоративное искусство скифов, основой которого является анималистический стиль, т.е. изображение животн.

Шедеврами скифского искусства есть рисунки на известных вазах из. Гаймановой и. Чертомлицкой могилы; гребень из. Солохи и печь-раль из. Толстой могилы. Художественный выглядят скифские каменные статуи из картин изображением воинов. Оригинальное памятник скифской скульптуры - изображения бога. Папая, найденное на. Лысой горе в. Днепропетровской области от скифов, по мнению. О. Прицака, украинские унаследовали некоторые элементов ты одежды (белую рубашку, сапоги, остроконечную казацкую шапку), отдельные детали вооружения (колчан, пернач), позаимствовали отдельные слова (собака, топор и др. ін.).

Некоторые ученые считают, что скифы были смелыми, храбрыми и способными воинами-верипникамы, но плохими ремесленниками их художественные произведения исполнялись преимущественно иностранными мастерами, в частности греческими. Есть мнение, что культура скифского периода имеет мифологический характер. При этом некоторые ученые опираются на миф о происхождении скифов, записанный. Геродотом. В мифе сказано, что"на берегу. Бористеном от скифс ьких богов. Папая и. Апи - дочери. Бористеном родился первый скиф. Таргитай (или. Таргитаон). Таргитай имел трех сыновей. Ипоксая,. Арпоксай и. Колаксая. Папай подарил внукам золотые плуг, ярмо, топор и чашу упавшие с неба. Подошел к золоту старший сын - оно загорелось, потом средний - опять загорелось, только младший сумел взять те вещи холодными и поэтому стал за главного царя над скифами"Для скиф ской культуры, в частности для искусства, присуща мифотворчество, но эта черта характерна и для культур других народеьтур інших народів.

Выяснилось, что осмысление окружающего мира основывалось на мифологическом мышлении. Для выражения мифологической картины мира необходимые символические знаки и образы, которых у скифов не было. Они заимствую ют символику в культуре других народов, но осмысливают ее по-своему. Это приводит к возникновению так называемого звериного (анималистического) стиля в скифском искусстве. Впоследствии этот стиль становится достоянием не л ише украинских, но и европейской культуртури.

Скифы имели свой пантеон богов. По данным. Геродота, особым почетом у них пользовались семь главных богов. Первое место занимала. Табити - богиня огня и стихии. Она считалась самой священной во всех древних индоиранских народов. На втором месте было чествование супружеской пары. Папая и. Апи - богов неба и земли, считавшиеся прародителями людей и создателей всего земного мира. Третье место в пантео ни скифских богов занимали четыре божества, считались покровителями всего земного мира их имена неизвестны. Один из этих богов имел вид старинного железного меча,. Геро-дот рассказывает, что скифы на честь этого бога строили из веток огромный алтарь, на вершине которого ставили ривнокинечний крест и приносили этому богу в жертву домашних животных и каждого сотого полоненогоненого.

Следующим этапом развития культуры древних славян была так называемая Черняховская культура, которую археологи датируют от II до V в н е. Этот период в истории Украины характеризуется учеными как культура антов. Впервые на исторической арене анти появились в период наступления тюркско-монгольских племен на. Европу. Разгромив готов (375 г), анти завладели Украины и расселились по всей ее этнографической тер тории в нынешних границах. Анти занимались хлебопашеством. Они жили отдельными родами, которые образовывали"город"для совместной обработке земли и борьбы с врагами. Это, очевидно, было территориальное объединение вроде хуторов или горных карпатских сел XIX в. Впоследствии вокруг города вырастали"шпоры"как торговые центры, в которых поселялись купцы и ремесленники оседали в этих местах и ??богатые люди. Этнографической науке известно более двух тысяч таких поселенийбільше двох тисяч таких поселень.

Анти были храбрыми воинственными племенами, они вели долгие войны с византийским царством и многое позаимствовали культурных ценностей других народов. Общественно-политический строй антов напоминал демократию ю греческого типа. Так, византийский историк. Про-копий. Кесарийский писал, что"славянами и антами не правит один человек, но издревле живут они общественным правлением, и так все дела, добрые или злые, в иришують совместно"Племена антов часто не жили в согласии между собой, но во времена опасности выбирали талантливого полководца или князя и тогда авторитет его власти признавал весь народ постепенно расширяли ися культурные и экономические отношения антов с другими народами, в том числе и с. Византией. Некоторые ученые, в частности. М. Семчишин, считают, что анти были непосредственными предками праукраинцыами праукраїнців.

Культуру антов характеризуют находки в могильниках у с. Зарубинцы, а затем у с. Черняхов на. Киевщине. Так называемую зарубы-нецкий и черняховскую культуры характеризует керамическое искусство, которое должно опре вни особенности. Керамика зарубинецкой культуры производилась в основном вручную и имела черный цвет, а керамика черно-хивськои культуры производилась с помощью гончарного круга и имела серый кругуолір.

Наиболее ценным, по мнению археологов, оказались находки у с. Черняхов, где было раскопано 250 захоронений. Оказалось, что в одних могильниках были похоронены сожжены покойники согласно обычаю древних х славян, а в других - покойника закапывали в могиле. Последний способ захоронения, по мнению некоторых историков, был заимствован у византийских християиян.

В раскопанных могильниках была найдена керамика, кувшины, миски, костяные гребни, упряжь, ожерелья и другие украшения. В нескольких городищах были найдены обугленные остатки проса и пшеницы, что указывает на к осить высокий уровень земледельческой культуры антов, в других городищах найдены склады вооружений, что подтверждает высокий уровень военной культуры антив.

В жизни этих племен важное место занимало искусство: одежда мужчин и женщин был украшен вышивкой, девушки носили бусы, венки, орнаментом украшались бытовые вещи и оружие. Находка сокровищ в в окрестностях среднего. Днепра, в частности. Мартынов-ского клада, показала, что золотые, серебряные и бронзовые украшения инкрустировались самоцветами. Раскопки археологами сотен поселков и городищ антов суток за удостоверяет, что. Правобережная Украина от. Киева до. Карпат была густо заселена праукраинских племен, имевших высокий уровень культуры. Эта культура формировалась на протяжении веков под влиянием традиций местн евых народов, особенно тех, которые жили в поле греческой культуры. Причерноморья. Она имела самобытный характер и стала основой формирования культуры. Киевской. РусРусі.

3 религиозных верования и мифология восточнославянских племен

Сердцевиной культуры древних славян, как и культуры любого народа есть мировоззрение. Представление о мировоззрении древних славян дают их религиозные верования и мифология их изучение требует экскурса в г глубины древних эпох, поскольку они начали формироваться еще на заре человеческой цивилизации. Кроме того, этнография славянских народов дает нам богатый и драгоценный материал для изучения религиозных х верований древних славян и их остатков в современной религиозной культурурі.

Исследователи древней культуры отмечают, что первобытные религиозные верования носили характер практический, домашний и хозяйственный, необходимый человеку на каждом шагу жизни. По характеру эти верования бул ли натуралистического направления, тесно связаны с окружающим миром. Человек стремился быть в единстве и лучших отношениях с природой, поскольку она на каждом шагу убеждалась в своей зависимости от нее. Поэтому в первобытных религиях отражены уважительное отношение человека к окружающей среде - прежде всего к солнцу, воде, земле, деревьям и т.д., а особенно к животным и птицхів.

Ранние религии древних славян были анимистическими (лат anima, animus - душа, живое). Человек верила, что все вокруг нее живет: чувствует, понимает, имеет свои желания, борется за существование. Поэтому к природе древние славяне относились как к живому существу. Культ природы лежал в основе первоначального религиозного мировоззрения. Основу анимистического мировоззрения составляют три элемента: аниматизм - оживление, анимизм - одухотворение и антропоморфизм - олицетворение (очеловечивания) анимистических мировоззрение было основой всех древних верований, он глубоко проник в художественную культуру, даже наш язык. Мы и теперь говорим: сон это восходит и заходит, ударил гром, буря воет, ветер свищет - все это выражения анимистического мировоззрения, хотя никто теперь не верит в их содержании, а воспринимаем это как фразеологические трафареты. Но для древнего человека это была реальная правда правда.

Ранние религиозные верования почти всех народов. Земли в своем развитии, кроме анимизма, прошли следующие стадии: фетишизм, магия, тотемизм, земледельческие культы, шаманство

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства различных предметов или объектов. Фетиши - это, как правило, материальные предметы, которым приписываются сверхъестественные свойства. У восточных славян это - стрела, плуг, ча аша, позже - ееч.

Магия (буквально - колдовство) - вера в существование сверхъестественных средств воздействия на природу и человека. Существует много разновидностей магии: производственная, лечебная, земледельческая, рыболовная, военная и т.п.. В старо одавних славян - это колдовство, заговоры, заклинания и иін.

Тотемизм - вера в то, что человек имеет родственные связи с определенным видом животных. Тотем считался покровителем рода, его уважали и запрещали убивать. Позже родственных связей стали искать с растениями, явления ами природы (ветром, снегом, дождем, солнцем, звездами и т.д.о).

Земледельческие культы - это поклонение богам-покровитслям земледелия, животноводства и других хозяйственных занятий. Особенно почитались богини влияли на плодородие полей, развитие растительного и животных нного миру.

Шаманство - это вера в методы экстатического общения со сверхъестественными силами специально определенных для этого лиц. Верили, что дух (злой или добрый) может вселиться в шамана и оказывать определенные действия шамана при иписувалась способность предвидения, узнавания, сопровождать умершего в подземном мире, воздействия, успешной для рода, его защиту от различных невзгод. Шаманы - прообраз штатных сл ужителив культа в развитых религияіях.

Все эти формы ранних религиозных верований были присущи религии и мифологическом мировоззрения древних славян. С помощью ранних форм религиозных верований люди учились обобщать свой жизненный к своему ид, развивать воображение об окружающем мире, искать первопричину бытия. Так у древних славян состояла представление о богах и первоосновы мира, о происхождении жизни (соединения небесного огня и воды, за с тародавнимы верованиями, творит жизнья).

С давних времен каждое племя древних славян поклонялось своему богу, но со временем сложился пантеон славянских богов. В летописи. Нестора под 980 р отмечается, что. Владимир. Великий после вокняжин ния в. Киеве поднял пантеон языческих богов:"И поставил князь кумиров на холме за теремным двором: деревянного. Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем. Хорса,. Дажбо-га,. Стрибога,. Симаргла и богиню. Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами"Долгое время ученые считали, что в этом пантеоне князь объединил богов с целью создания унифицированной государственной религии, которая бы удовлетворяла потребности бы феодального общества в централизации государственной власти на первое место было поставлено. Перуна - бога-громовержца. Далее шли боги месяца (Хоре), солнца (Дажьбог), ветра, а возможно, и войны (Стрибог), в избавь посевов (Си-маргл) и единственное божество женского пола (Мокошь) - покровительница домашнего очага, любви и размножения. Двое из названных. Нестором богов,. Хоре и. Симаргл, считаются происхождению. Иран скими богами. Это подтверждает мнение о том, что население. Древней. Руси имело полиэтнический характер, поэтому в пантеоне славянских богов были и неславянские, в данном случае иранскиму випадку іранські.

Однако в начале XX века появилась версия, согласно которой. Владимир не готовил пантеона славянских богов, а установил культ единого верховного бога. Перуна, обнаружив тем самым стремление к монотеистической ной религии. Некоторые документальные свидетельства дают основания полагать, что в 980 г в. Киеве, а затем в. Новгороде и других крупных городах. Древней. Руси, был поставлен деревянные скульптуры самого. Перуна. Пантеон же, вероятно, родился в воображении христианских книжников конца XI и начале XII в, которые считали, что язычество мало политеистический характер и этим оно отличается от христианстванства.

Особое уважение в древних славян имели женские божества. Богиней - матерью мира была. Лада, имя которой часто встречается в украинском фольклоре. Наряду с мужским богом. Строем-Живом всегда стоял муж ноче божество. Лада-Живо. Символическим изображением этих божеств был грудной, полный колос, виноград или яблоко, выступавшие как символ продолжения жизненноття.

Переход к земледелию утвердил у древних славян культ. Матери-Земли и. Золотого. Плуга. Ипатьевская летопись сообщает, что бог. Сварог дал людям плуг и научил их обрабатывать землю. Мать-Зем-лю символ лизувала у славян богиня. Берегиня. Земля считалась центром. Вселенной, олицетворением был. Прадерево. Света, до сих пор вышивают на полотенцах в виде удивительного цветка, дерева жизненноття.

Профессор. Е. Аничков утверждает, что. Киевская. Русь имела три религии: князь и его жена своим главным богом имели. Перуна, купцы и мещане признавали своего бога торговли,. Велеса,"скотьим бога", простой наро от этих богов не признавал, но имел собственных идолов. Когда киевские князья завоевывали другие народы, то боги этих покоренных народов включались в пантеон своих богов и были подчиненными относительно главного князей ского бога. Пантеон. Владимировых богов, по мнению. Е. Аничкова, имел целью политически объединить племена. Киевской. Руси. Это были исключительно княжеско-дружинные боги, во главе которых стоял. Перуких стояв. Перун.

Древние славяне имели свой особый хорошо разработанный религиозный календарь. Его характерной чертой была тесная связь с природой и земледелием, он охватывал весь хозяйственный цикл

Все праздники в этом календаре были связаны с одной идеей: честь. Солнца и его сопутствующих богов, борьба лета с зимой, тепла с холодом. Все это составляет основу земледелия, важного для крестьянина. Стекло лався этот календарь у полян, которые в числе первых славянских племен перешли к земледелию (Поляны - восточнославянское племенное объединение, которое проживало в. Приднепровье и низинах притоков. Днепра (Припять те и. Роси) в VI-IX вв н.э). Религиозный календарь полян претерпел немало воздействий: восточной и западной культуры, римских влияний во времена. Черноморско-Дунайской суток. С римской праздничной культуры. Древней и славяне переняли русалии, коляду, новогодние карнавалы тощли тощо.

Основной пантеон славянских богов дополняла ряд божеств низшего ранга:. Лель,. Леля,. Дивания,. Дивония,. Дана, русалии, домовые, водяные, лешие и др.. У каждого из них люди искали мудрости, обращается. Талис к ним за счастьем, гадали, приносили жертвы. Каждое из этих божеств было покровителем определенного вида деятельности, рода, семьи. Подчеркнем, что для славян не практиковалось принесение людей в жертву бы. ОГАгам.

В мировоззрении древних славян, по мнению многих ученых, никогда не доминировало зло, предпочтение отдавалось хорошую. Эти две силы олицетворяли. Вилобог и. Чориобог. Один был рожден светом, другой - тьмой ю, первый строил, второй руйнуваав.

Вместе с верованием в разных богов древние славяне обожествляли разных духов и силы природы: солнце, луна, звезды, град, воздух, ветер и др.. Ежегодно 25 декабря пышно отмечалось славянами. Рождество. Вселенная и ту - время, когда родилась триада светил:. Солнце,. Луна и. Заря. Главным божеством триады выступал. Луна, название которого. Дидух (у иранцев. Дадва - бог-творец). Народный обычай сохраняет празднования. Щедрог в вечера - праздника рождения. Луны, когда лепились пироги как жертвенная блюдо богу, устраивались сеяние и пение щедривок, т.е. величальных гимнов богу как обладателю воды, растительного и живот нного миріту.

Особое уважение древние славяне отдавали деревьям и птицам, которые считались основоположниками или покровителями какого-то рода, племени (проявление тотемизма). Первое место в чествовании занимал дуб, особенно ста. Арий, - символ прочности; ясень - символ. Перу на; клен и липа - символы супругов; береза ??- символ чистой матери природи.

Священными считались птицы и животные частности, кукушка - предсказательница будущего; голубь - символ любви; ласточка - судьба человека; вороны - священные птицы; сова - символ смерти и тьмы. Многим птицам п приписывалось дар пророчествва.

Из животных священными считались лошади и волы, а из насекомых - пчела и солнышко

Древние славяне верили в бессмертие души, но весьма своеобразно. Они считали, что после смерти покойника в зависимости от его достоинств душа могла вселиться в раба, стать добрым духом дерева, птицы или в животных, могла вселяться в другого человека. Независимо от перевоплощений души, она всегда отзывалась добром на зов человекни.

Итак, религиозные верования древних славян максимально приближались к жизненным реалиям и отражали в мифологической форме стремление к единению с природой, окружающей средой, их охраны. Они форму увалы мнение о том, что добрые силы всегда имеют преимущество над злыми, только мир и согласие позволяют достойно продолжать жизнь, обеспечивают процветание рода или племені.

Значительной составляющей мировоззрения древних славян была мифология. По функциям и актуальностью славянская мифология делится на несколько уровней

Высший уровень характеризуется наиболее обобщенным типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с официальным культом. К высшему уровню славянской мифологии н принадлежали два праславянских божества:. Перун и. Велес, а также связанный с ними персонаж женского пола, праславянское имя которого осталось невыясненным. Эти божества воплощали в себе военную и хоз одарсько-природную функции. Они связаны между собой как участники громового мифа: бог грома. Перун, сидящего на небе, преследует своего врага, живущего внизу, на земле. Причина их вражды в том, что. Веле с ворует людей, животных, а в некоторых мифах - украл жену. Перуна. Велес, превратившись в змея, скрывается под деревьями, камнями, превращается в коня, корову, человека. Перун стреляет в него огненными в риламы. Победа завершается обильным дождем способствует урожая. Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма ограничены. Правда, некоторые исследователи считают, что они составляли своеобразный пант эон. Кроме названных богов, в него входили другие -. Сварог и. Сварожня,. Дажьбог и. Ярило. К среднему уровню славянской мифологии относились божества, связанные с хозяйственными циклами работ и сезонными обрядами, а также боги - покровители племен и разных родов, такие как. Чур и. Род. Возможно, до этого уровня принадлежало много женских божеств -. Мокошь,. Лада и др.. Функции этих божеств слишком абстрактны. Это позволит яе иногда рассматривать их как персонификацию основных противоположностей первобытного коллектива -. Судьба-Горе (Недоля),. Правда-Кривда. И. Огиенко считает, что с названием судьбы, счастья, божества, очевидно, связано общественность ьнословьянський термин"Бог"Например, богатый (имеет долю, богатство) - племянница (несчастный, бедный). Термин"бог"входил в имена различных славянских божеств -. Дажьбог,. Чернобог и иських божеств —. Дажбог,. Чорнобог та ін.

Мифологизация исторической традиции приводит к появлению мифологического эпоса. Героями славянского эпоса является. Кий,. Щек,. Хорив и их сестра. Лыбидь, которые считаются основателями г.Киева. Для праславянского мы ифологии вообще характерна реконструкция уровня генеалогии героев. Противниками этих героев выступают персонажи змеевидной формы и различные чудовища поздними вариантами образов этих персонажей следует в весят. Соловья-Разбойника,. Змея. Горы-нича, а также сказочные персонажи: баба-яга, кощей, чудо-юдо, лесной царь, водяной царь, морской царь и т.п.. Сказочные персонажи принадлежали к классу вредных, от которых народ ина отделялосьвалась.

К низшему уровню славянской мифологии относятся разные группы неантропоморфнои нечистой силы, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, от чистого озера в болото. Это домовые, нимфы, водяные, кикиморы, кикимора, болотяник, криничникы, очеретяникы, полевики,. Гайовик, прелестники, черти, дьяволы и т.п.. Все эти персонажи связаны с негативными явлениями в жизни человека и она различными способами их лишалась, избегая злла.

Универсальным синтезом уровней славянской мифологии является дерево мира в славянских фольклорных текстах эту функцию выполняют юг, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. До трех в основных частей мирового дерева, по мифам, присоединены разные животные: к вершине и ветвей дерева - птицы (сокол, соловей), солнце и луна *"к стволу - пчелы; к корням - хтонические животные (змеи, потому бри). Мировое дерево в целом сравнивается с человеком, особенно женщиной. С помощью мирового дерева в образной форме моделируется тройная вертикальная структура мира - три царства: небо, земля, пидземе лля; четырехмерная горизонтальная структура: север, запад, юг, восток, жизнь и смерть (в календарных обрядах зеленый и цветущее дерево формировало восприятие целостной картины мирани світу).

Творцом. Вселенной в украинской мифологии есть один из богов под названием. Род. Он жил на небе, ездил на облаках, даровал жизнь всему живому, проливал дождь на посевы ржи и пшеницы, даровал человеку судьбу. Он едн нав всю семью: умерших предков, живых потомков и будущие поколения. Этот бог остался долго в памяти народа и, по мнению этнографа. ГС. ЛозкОу почитался иногда вплоть до XIX в. Ему соответствовало женская е божество. Рожаниця, которая была покровительницей плодородия и имела тайную связь со звездами. Древние славяне представляли душу как искру небесной звезды, которую зажигает бог при рождении ребенка и гасит, когда лю дина помиратьпомирає.

Археологи находят древнейшие изображения. Рода и. Рожаницы в виде скульптур, которые, вероятно, имела каждая семья их изображения сохранились на вышитых рушниках и в наше время, в форме стилизованных мотивов дерева жизни. Этнографические находки фиксируют, что в некоторых селах изображения родословного дерева на дверях домов практиковалось еще в начале XX в. Мужчин изображали в форме листьев этого дерева, а муж ок - в форме цветочков. В случае смерти человека у ее имени рисовали крестик, а когда рождалась ребенок, то дорисовывали новую ветку с листьями или цветочкамками.

Некоторые этнографы считают, что культ. Рожаницы возник в эпоху матриархата, впоследствии это божество было воплощено в образах. Лады и ее дочери. Лели. Эти образы нередко изображали в виде близнецов, которые в народе и до наших дней считаются священной признаком высокой плодовитости. В общественном сознании наших предков образы. Лады и. Лели отождествлялись с созвездиями. Большой и. Малой. Медведицы. Относительно происхождения культа. Рода, то он возник, по мнению некоторых исследователей, в эпоху патриархата, то есть бронзы. Впоследствии это божество превратилось в домашнего домового, который по народным повирьями проживает около домашнего очага и является его охранникинцем.

В древности в честь. Рода и. Рожаницы жрецы приносили жертву в виде хлеба, меда, сыра и углу. Перед употреблением ритуальной пищи (углу) на рождество глава семьи бросал первую ложку вверх (в потолок) как жертву так огам. Этнографы фиксируют бытование этого обычая и в наши дни во многих селах Украинни.

Мифологические воззрения древних славян включают мифы о сотворении мира из яйца-райця. Солнце в этих мифах изображено в образе. Жар-птицы, которую хочет похитить злой волшебник (Зимний холод). Жар-птица успевает ае снести золотое яйцо, которое становится весной новым источником света и тепла, пробуждения и воскресение природы. Оно озаряет, согревает землю, разгоняет туманы, вызывающий обильные дожди результате наступает вес на, а потом лето. Из яйца-райця появляется все живое на. Земле. Некоторые исследователи считают, что представление о сакральный характер яйца как возрождение души умершего была характерна для культуры скифов. Например покойников скифы хоронили в яйцевидных курганах, а погребальные ниши осыпали желтой глиной вроде желтка. С представлением о том, что яйцо является источником всего живого, связан обычай расписывать писанки до. В еликодня. В Украине очень развито писалкарство как разновидность изобразительного искусства. В дни. Пасхальных праздников писанки дарят в сопровождении обрядового целования с пожеланием здоровья и долголетия. В поминали ни дня украинского на могилы родственников кладут писанки и пасху, чтя память о своих предкиоїх предків.

Мифология древних славян включает взгляд на происхождение человека. Первоначальным материалом, из которого создан человек, было дерево. Это прежде всего дуб, ясень, бук или просто пенек. Но для оживления требуется живая искра, небесный огонь. Поэтому мифология славян, как и других народов, связывает оживление с молнией. В индийской мифологии первый человек родился от молнии. По греческой мифологии,. Прометей похитил у богов небесный огонь и оживил им первого человека. Славянский. Дажьбог тайно сошел на землю и своей животворной искрой чудесным образом оплодотворил дочерей. Отца. Руси. В положенное время дочери родили потомство. Бог земного изобилия. Велес принял роды и обеспечил детям счастлив благосостояние. В мифе отражены идею единства духовного (небесного) и материального (земного), которая была характерна для свето рассмотрения древних славян. С тех пор, согласно мифу, славяне стали считать себя детьми. Дажбога. Существуют мифы о божественном происхождении других народов. Так, по мифологии, евреи происходят от сына бога. Я. ХВЕ, а родоначальником немцев есть бог. Один т.д.. Наши далекие предки продолжения рода рассматривали как свящевну дело, следовательно, при этом искали покровительства сверхъестественных сил. Вера в божественное происхождение н ароду формировала уверенность людей в их историческом назначении, воспитывала чувство согласия, милосердия, уважения и любви к народу и родной землета рідної землі.

Миропонимание в славянской мифологии описывается в дуалистической форме (через парные противоположности), что определяет пространственные, временные, социальные характеристики мира. Дуалистический принцип противопоставления приятного и неприятного, благоприятного и неблагоприятного для человека или рода реализовывался через мифологические персонажи, имевшие положительные или отрицательные функции, или через персонифицированных членов оппозиций ее. Таковы судьба и судьба, счастье и несчастье. У праславян обозначения положительного члена этой оппозиции мало смысл: хорошая часть - в ритуале гадания, выбор между судьбой и недолей у балтийских славян связан аний с противопоставлением. Белобога и. Чернобога, у восточных славян -. Хорошая судьба,. Злой рок (бедствие, нищета). Если боги были милосердны, то они давали человеку хорошую судьбу. Но природный оптимизм праславян находит см. способы требовать у богов счастливую судьбу. Например,. О ко ней. Кесарийский описал обычай антов приносить жертву богу. Сварогу, если ресничка сохранит воинам жизни на войне и обеспечит победу. Когда после ожесточенных боев воин оставался живым, тогда он приносил богу жертву и заявлял, что умилостивил свою добрую долл.ру долю.

В основе взглядов древних славян на создание мира тоже лежит дуализм. В одном из мифов рассказывается, что. Бог приглашает. Сатанаил творить мир и советуется с ним как с равным. Черт устанавливает с. Богом м панибратские отношения. Бог посылает черта в бездну моря принести песка для создания земли. Черт приносит песок, но не все отдает. Богу, скрыв немного во рту. Бог из полученного песка создает земл ю, черт успевает внести и свою долю в процесс творения. Выплевывая песок, он создает скалы и горы. Бог создал себе ангелов, чтобы прославляли его в небесах. Сатана тоже натворил разных бесов и чертей, чтобы наслаждаться славой в аду. Таким образом,. Бог и. Сатанаил, за мифом, выступают как две равные между собой и вечные силы: сила добра и сила зла. Славянская мифология, как считают некоторые ученые, потерпели а влияния индо-иранской мифологии міфології.

Мифология и религиозные представления каждого народа имеют свое социальную подоплеку, поскольку они формируются в конкретно-исторических условиях. Именно этим обуславливаются характерные особенности мифологии древних х славян. Эти особенности проявляются сравнительным путем. Например, греческая мифология складывалась в условиях рабовладения, ее легенды воспевали богов и героев, которые были далеки от земных дел и след роев народа. Это были аристократические боги. Древние славяне не знали рабства в такой форме как это было в странах. Западной. Европы. Они жили дружной семьей, где господствовала общинная равенство. Поэтому персонажи славянской мифологии были простыми, человечными, земными и доступнымтупними.

В греческой мифологии только. Прометей идет к людям, несет им огонь и тепло. Но это не бог, на его действия. Олимп реагирует жестоко. Прометея приковывают к скале, где орел ежедневно долбит его грудь и пожирает печин дыха. В славянской мифологии каждый бог идет к людям и помогает им. Так,. Сварог - бог. Солнца, передает свет своему сыну. Дажбогови и спускается на землю, чтобы научить людей пользоваться огнем и ков алюваты. Он лично выковывает брачную кольцо, вводит брачный обряд. Впоследствии он заботится о леса, поля, засевает их цветами и зельем. Опека над солнцем. Дажьбог на это время передал. Хорсв. Хорсу.

В греческой мифологии только. Пан является богом плодородия лесов, садов и полей. Но. Пан - это получеловек и полуживотное, он является объектом насмешки именитых богов греческого. Олимпа. В мифах древних славян бага ато богов охраняет природу, воды, леса, различные насаждения, скот, сельское хозяйство (Велес,. Мокошь,. Лада,. Овсень,. Ярило,. Купайло,. Жицень и др.). Все эти боги равны между собой и имеют нормальные отношения с верховными богами и людьмидьми.

Если у древних греков народ праздновал только один праздник в честь бога виноградарства. Диониса, то древние славяне устраивали праздники ежемесячно в честь богов-покровителей. Массовыми и веселыми были праздника. Коляды - встреча нового. Солнца,. Нового года;. Лады - встреча весны,. Ярила - начало и конец сева;. Жиценя - завершение всех полевых работ и т.п.. Характерно, что указанные праздника были подчинения ные трудовому ритму жизни, временам года, сезонным циклам полевых работ. Важной чертой верований славянской эпохи была жизнерадостность и оптимизм наших предков. В славянском пантеоне не существовало жо рстоких богов. Наши предки жили в согласии и единении с природой они были детьми природы, чувствовали ее любовь и ласку. Многие дохристианских праздников и обрядов, обычаев и традиций, как отмечают отдельные иссле дник, были впоследствии приспособлены к новой религийрелігії.

При всем разнообразии мифов за сюжетными линиями их можно разделить на следующие циклы: космологические мифы - о сотворении мира и происхождения жизни; теогонични - о происхождении богов; антропогонични - о в создании человека; тотемические - о происхождении тотемных предков, отдельных племен, рода; эсхатологические - о конце света и будущее; календарные - о циклическое изменение времен года и связанные а хозяйственно ю деятельностью; исторические - о победоносных поступки героев и контакты людей с богами. Тематические сюжеты мифов тесно переплетаются между собой. Например, в мифах о добывания огня активно взаимодействуют как люди так и богги.

Мифология древних славян, как предполагают ученые, была своеобразной системой фантастических представлений об окружающем мире. Но ее целостность была разрушена в период сплошной христианизации украинских в общества. До наших дней дошли лишь отдельные мифологические тексты. Попытка создать целостную систему старославянского мифологии возможна лишь путем реконструкции на основе вторичных исрел.

В целом в культуре древних славян можно выделить две группы религиозных верований: обожествления природы и культ рода. Во-первых, для древнего человека вся природа была живой, населенной множеством разн них божеств. В соответствии с такими взглядами у людей появлялись своеобразные праздники и обряды, связанные с временами года и сбором урожая, в них был отражен крестьянский и скотоводческий быт наших предков. Во-вторых, древние славяне считали, что все действия и поступки в их жизни сопровождают предки, особенно во время свадьбы, похорон, рождения. Поэтому у них было много праздников и обрядов в честь пред ков, им приносили жертвы, почтили память умерших. В ранний период истории славян, как утверждают некоторые ученые, постоянных храмов и профессиональных жрецов еще не было. Они молились и приносили жертвы так гам и в честь предков на лоне природы. Лишь накануне введения христианства у славян появились места для моления (капища) и профессиональные служители культа (волхвы). Религиозные верования и мифологии я древних славян стали культурным полем, на почве которого распространялось христианство, введенное в. Киевской. Рускій. Русі.