Учебники Онлайн


4 Особенности стиля модерн

Символизм очень на выбор сюжетов и их толкование в модерне. Для искусства модерна присуща заинтересованность мифологическими персонажами и аллегорическими мотивами. Миф, оказался средством переосмысления слення реальности, требовал от художника тройной условности: самого мифа, исторической эпохи и живописного языка. Немецкие, французские, бельгийские символисты часто изображали сфинкса - идеального героя для художников модерна, героя, который соединил в себе женщину, птицы и льва. Популярны были кентавры, которые воплощали идею мужской силы. Для модерна было важно, чтобы мифологический герой отражал природную сущего ость человека. На картине. М. Врубеля"Царевна-Лебедь"женщина-птица сохранила волшебную женскую красоту и приобрела привлекающей мягкости лебедя, предстает в пределах театральной сцены, будто удваивая тем самым условные во, присущую искусству модерна. Наряду с мифом, как его младшая сестра, расположилась сказкеозташувалася казка.

Любили художники модерна также воспроизводить и интерпретировать язык чужих культур, пропуская все явления через призму индивидуального"Я"(О. Бснуа,. К. Сомов,. Л. Бакст и др.); интерпретировать чужой заду ум в других видах искусства, например, в книжной графике, декорациях, театральных представлениях. Чаще всего образы в модерне добываются не непосредственно из жизни, а а искусства и несут па себе тяга р историко-художпих ассоциаций. Обращаясь к первоисточникам целостно-постичного восприятия мира в мифе, сказке, были, мастера модерна искали законы художественного перевоплощения реальностилення реальності.

Популярными темами и сюжетами модерна были идея роста, проявления жизненных сил, порывы, непосредственного, бессознательного чувства, прямой выражение состояния души, пробуждения, становления, развития, молодости, вес сны. Причем, проявляя человеческую страсть, ее бурность и вообще любое состояние, мастер модерна доводит ее до грани возможного"Сирень"Врубеля - это не натюрморт, не пейзаж. Для воплощения стихии цветных ру трудно подобрать название жанра. В живописи мы находим незличенпу количество"Вихрь"(как"Вихрь"Ф. Малявина 1906 г),"Танцев","вакханалий"Наиболее популярной моделью рубеже веков стала знаменитая танц юрист. Л. Фуллер, что прославилась своим серпантинные танцем. Эффект этого танца содержится в искусной и ловкой манипуляции драпировки, что своими изгибами повторяло телодвижения. Именно этот танец. Л. Фуллер был порождением стиля модерн. В. Серов в. России писал. Карсавин,. А. Павлову. Иду. Рубинштейн;. Ф. Малявин -"Танцующих бабрсавіну,. А.. Павлову, Іду. Рубінштейн;. Ф.. Малявін — "Танцюючих баб".

В знаменитой картине"Весна"Ходлера показано пробуждение чувства, становления жизненных сил парафраз ходлеривськои темы стала картина"Юность"Петрова-Водкина

Художники модерна часто искали случая воплотить любовную страсть. Популярным стал мотив поцелуя, буквально переходил от одного мастера к другому. Знаменитый"Поцелуй"Беренса (1898 г) подавал одно из первых решений этого мотива. Расположив в центре две головы, слившихся он окружил их прядями волос, превращенного в узор, орнамент. Бсрснс свел мотив знаку. Г. Климт в картине с той же на свитка (1911 г) пытался уравновесить порыв и отвлеченный декоративизм. Женское лицо обращено к зрителю и воплощает жажду откровенно, прямолинейно. Выразительный вариант"Поцелуя"создает. П. Пикассо в одной из своих первых работ,"Свидание"(1900 г), еще вполне ограниченных рамками"Ар-Нуво"Нескин-ные"Поцелуи"К. Сомова. Роден многократно творил свои"Поцелуи"в мрамор;. К.. Сомова.. Роден багаторазово творив свої "Поцілунки" у мармурі.

Модерн породил новый род героинь, способных откровенно проявлять свое чувство, свое внутреннее состояние, огонь души, пламя любви, движение тела. Женщина в экстазе - это мотив, довольно часто встречается в искусстве модерна. Например, в"Юдифи"Г. Климта тонкие костлявые пальцы сжаты в судороге, глаза закатанные, ресницы папиввидкрити. Модерн густо замешан на изысканной эротике - привлекает не столько откровенный го лизнет, ??сколько нагота деформирована и полу-скрытая длинным"русалячим"волосами или необычным нарядм або незвичним вбранням.

Огромное количество указанных мотивов все-таки не означает, что иконография модерна окрашена только в оптимистические тона возбуждения, пробуждения порыва. В самом порыве и экстази крылась несовершенство, на адрив, время перенапряжение. Радость порыва змишувелась с тревожным ожиданием. В модерне были распространены мотивы вмирапня, безысходности, изнеможения, отчаяния. Истомой души проникнута большинство героев. М. Врубеляубеля.

Одной из особенностей стиля модерп была ориентация па органические, естественные формы. Причем, ориентация на природную проходит сквозь все ривпи модерна, от идей"философии жизни", тяготение к естественности в человеку (в. П. Гогепа, например) до любимых мотивов декора: лебеди, павлины, бабочки и стрекозы, ирисы и лилии, кувшинки, стилизованные очертания облаков и волн, волнистые женские волосы. К тому же, в модерне мы не встретим традиционного жанра пейзажа или патюрморту, где изображены цветы, деревья, животные. Представителя модерна интересует не природа в целом, а отдельные ее части: цветок, листья или птица, их взято как изолированный предмет, условия существования их не беспокоят художника. Предметы, явления природы понимались в модерне завпеды в символистском, мифологическом плане. Лебедь обращала на себя внимание изысканной й красотой, аллегорией обреченности ("лебединая песня"). Павлин еще в. Древнем. Египте считался символом города. Солнца, часто фигурировал в христианской иконографии у райского древа жизни, вызвал цикавис во своей экзотичностью. Орхидеи или лилии символизировали трагедию, гибель, смерть. Колокольчики обозначали желание; подсолнухи - солнечный свет, своеобразную жажду жизни; роза, нарцисс - хрупкость, красоту д эрев - символ дре-ва жизни, познания тощл дре-ва життя, пізнання тощо.

Весь процесс формообразования в современные имитировал естественные формы. В модерне распространилась мода па разнообразные изделия, имитирующие цветок в стакане или вазе, букет. В. России большим мастером этого жанра был. П. Фа аберже. Французский архитектор. Гимар нашел убедительную форму фонаря в виде ореха среди листьев. Первоклассными мастерами прикладного искусства модерна были. Ла-лик,. Тиффани,. Беренс, вап де. Вельде,. Ри мельшмид,. Макинтош и др. інші.

Органическое начало проявляется в гибких ритмах и соотношении линий и пространства

С принципом ориентации на естественные формы связана и такая особенность модерна, как саморазвитие форм

Гнутые, переплетены линии и формы, которые заимствованы из растительного мира, представляет этот принцип самовоспроизводства, самостоятельного роста, внутреннего движения будто независимо от желания художника. В динамике форм м модерна существует спонтанность, стихийность, произвол. Наиболее последовательно эта черта отразилась в архитектуре. А. Гауди. В его доме. Мила в. Барселоне крышу буквально усеян причудливыми сооружениями - это к обойдут, растущие как грибы или огромные наросты. Они растут свободно - то отодвигаются друг от друга, то сближаются и толпятся. В этом доме вольность роста проявляется и в трактовке стены. Ба лконы и. ВИКП с их выпуклыми поверхпямы бы выпирают из стены, вырастают из нее. А этот рост завершается растительный декор декором.

В живописи саморазвитие форм можно проследить в панно. М. ВРУ-бсля"Богатырь"1898 г, где все охвачено стихийным ростом: растут травы, кусты, листья; будто из земли вырастает конь с всадником. Здесь нет ни в уголка, куда бы не дошло зелье или ветвилля або гілка.

Стихийность,"витализм", саморазвитие форм обусловливают еще одно качество модерна - принцип динамического равновесия

Это качество модерна также связана с его ориентацией на природный мир. Живая природа всегда творит динамическое равновесие, не прибегая к симметрии, которую мы чаще находим в омертвевших явлениях - мин нераль, кристаллических образованиях. Этот прием находит наибольшее отражение в архитектуре и декоративно-при-кладпому искусстве. Например, в доходных домах симметрия фасада часто нарушается располож уванням ворот с одной стороны, смещением внутри лестниц, выходящих на фасад большими окнами, или смещением эркеров, что выступаютють.

Модерн тяготел к синтезу искусств - это была его великая историческая заслуга. Он оказал сопротивление исключительной преимуществу станковых форм, в которых искусство развивалось после эпохи. Возрождения, и дал толчок поискам монументально-декоративных и просто декоративных, способных естстизуваты сама среда человеческого существования. Деятели модерна часто были в одном лице архитектора, графика, дизайнерами, декораторами и умели время мастерить собственными руками. Они возродили многие забытые отраслей и техник художественной работы: фреску, мозаику, расписное стекло, инкрустацию. Они улучшали быт путем внесения в него в красоты. Синтез искусств лучше всего проявил себя в театреатрі.

Поскольку для модерву очень важно попытки романтично декорировать обыденность, эстетически превратить ее, он стремится рафинированной изысканности: изогнутых, волнистых форм, сложных узоров и, вместе с тем, здесь присутствуют асимметрия, нарушение натуральных пропорций, вертикальный взлет по спирали, ажур. Архитекторы модерву оказывали зданиям свободной, различной конфигурации, а особенно фантазировали в г алузи декора, где преобладала волнистая линия - так называемый"удар бича", по определению. В. Орта. Он считал эту линию основой стиля и впервые применил йзастосував її.

В изобразительном искусстве стилистика модерна лучше проявляет себя в графике. Графичность, культ «чистой линии» - характерная особенность модерна, и это не случайно. Язык линии умовнишим, чем язык цвета и а светотени. В природе отсутствуют линии как. Импрессионисты вообще отказались от контура. Последний - это больше знак предмета, чем его натуральное изображение, а символизм, с которого ведет свою родословную м одерна, тяготел именно к знакам, намеков, инакомов-ности. Искусство модерна, сохраняя опознания внешних форм, делает их бесплотными, превращает в орнамент, расположенный на плоскости. Здесь чувствуется оп лил восточной гравюры а ее изящной линеарности миниатюры, иногда - видлупня греческого вазописьрецького вазопису.

графическую язык модерпу создал. Обри. Бердсли в своих иллюстрациях к"Саломее"О. Уайльда и в рисунках для журнала"Желтая книга"Его вяжущие, элегантные графические фантазии очаровывали, казались нерукотв пахотном их бисерная, тонкое мастерство вызвало недоумение профессионалов. О. Бердсли отделил свет от тьмы. Для света - белая бумага, для тьмы - черная тушь и никаких полутонов. Линия приобрела впечатляющее й силы. Началась новая эра графики и книжной миниатюрыафіки та книжкової мініатюри.

В картине культ. Ливии оказался в превосходстве ритма. Не случайно в живописи модерна используются полотна вытянутого формата (Г. Климт -"Саломея","Юдифь") или, наоборот, фризонодибни (М. Врубель -"Демо он звержений"ль — "Демон звержений").