Основные очаги социальной и культурной жизни - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


2 Основные очаги социальной и культурной жизни

Центрами социальной и культурной жизни в. Галицко-Вол-ском княжестве были города, княжеские дворы и церковь. В летописи рассказывается, что. Даниил. Галицкий основал более 70 городов, в которых развивались р различные промыслы, процветали ремесла, торговля, сооружались храмы, княжеские дворы и т.д.. Ведущая роль в общественно-политической и культурной жизни принадлежала стольным городам, среди которых выделяются. Володя ир,. Галич и. Холллм.

Главное место занимал. Владимир. Центром культурной жизни здесь был княжеский двор. Князь. Владимир. Васильевич был талантливым строителем и большим любителем литературы, особое внимание уделял развитию. Просвещение идти и культуры. На княжеском дворе был написан. Владимирский"летописец", вошедший как составная часть в. Галицко-Волынской летописи. Владимир был центром рыцарской поэзии. В летописи упоминаются песни, посвященные князьям. Роману и. Даниилу и другим вельможам. Князья способствовали укреплению и развитию архитектуры города. Так,. Мстислав. Изяславич построил величественный во времена. Даниила были развиты укрепления города,. Владимир. Васильевич основал монастырь. Святых. Апостолов и дал ему в пользование село. Березовичя село. Березовичі.

Вторым выдающимся центром. Галицко-Волынского государства был. Галич. Здесь, как показывает летопись, жил и творил в начале XIII в"премудрый книжник"Тимофей, прибывший из. Киева. Он отстаивал идею единства всех х земель. Древней. Руси и был непримиримым врагом венгерских захватчиков. Образцами литературных памятников является. Галицко-Волынская летопись и. Галицкое. Евангелие. Летопись создавали образованные люди, сут ре знали греческие и западноевропейские литературные источники. В структуру летописи входят различные исторические повести, написанные в конце XIII в. Летопись заканчивается рассказом о начале литовского господства ния в. Галицко-Волынских землях. Всеобщего развития в. Галиче получила архитектура. Были возведены в 1157 г каменный княжеский дворец,. Успенский собор, в 1200 г. была построена церковь св. Пантелеймона, которая является образцом архитектурного искусства галицкой суток. Церковь обнесена земляным внутренним четырехугольным валом и внешними укреплениями. Церковь построена в романском стиле неизвестным (возможно и иностранным) архитектором. Даниил часто приглашал иностранцев для застройки и украшения галицких городов. Однако этот храм имеет и черты древних черниговских и киевских церковных сооружений. Основу церкви составляет прямоугольной ник, который в алтарной части завершается тремя апсидами - средней больше и двумя боковыми меньше. Внутри церковь тринефна, ее перекрытие держится на четырех монументальных крестообразных сто впах, которые отделяют центральный неф от двух боковых - правого и левого. Портал центрального входа украшают колонны, которые вверху заканчиваются свита листовидним лепкой и резьбой, характерн о для романского стиляактерно для романського стилю.

Татарское владычество не прекратило градостроительства, наоборот - постоянные руйнацьки нападения татар активизировали его. Так появился. Холм. Первой из его известных сооружений стала большая роскошная церковь. Иоанна златое уста, построенная неизвестным архитектором, и крепкие оборонительные сооружения. Холм с начала его основания был крупным центром архитектуры и изобразительного искусствтва.

в. Перемышле в XII в талантливыми книжниками также был написан местный летопись. Его использовал в своей хронике польский историк. Длугош. При княжеском дворе выступали с песнями скоморохи. Здесь прожи ивав и творил"словутний"певец-жен-ник. Митусжин-ник. Митуса.

стольного города были крупными центрами культурного, социально-политической и экономической жизни и существенно влияли на окружающие"городки"и села

На западных землях важную роль в культурной жизни играла церковь и монастыри. По подсчетам историков в середине XIII века. Русь имела более 10000 церквей, в. Киеве насчитывалось 17 монастырей, в. Га алычи - 5,. Владимире - 1. В. Галиче существовало епископство, которое в 1302-1303 гг был реорганизован в митрополию. Духовенство тех времен создавало отдельную социальную общность и делилось на черное духовен ство (монахи) и белое (обычные священники). Иерархи православной церкви, которые выходили из черного духовенства, активно участвовали в политической и культурной жизни, выступали в роли посредников в прим иренни враждующих князей. По мнению известного историка. Е. Голую-бинського, обязанность церковной власти - опережать и гасить конфликты, налаживать мир между князьями, обеспечивать спокойствие государства. Нередко па. ТРИАРХ и митрополиты напоминали князьям, они целовали крест, клянясь обеспечить мир и процветание государствя держави.

Для того, чтобы удержать князей от поспешных и ошибочных решений митрополиты напоминают им о верности целованием креста. Так, когда в 1157 г. Юрий. Долгорукий решил по требованию. Ярослава. Ос-момисла, выдать мятежного галицкого князя. Ивана. Ростиславича, митрополит. Константин и высшее духовенство. Киева заявили. Юрию решительный протест. При этом было подчеркнуто, что"грех так поступать, поскольку ты раньше целовал крест на верность ему, а теперь хочешь выдать его на убийство"Юрий не решился игнорировать мнение митрополитку митрополита.

Когда в 1189 г венгерские феодалы оккупировали. Галичину и посадили на галицком престоле королевича. Андрея, митрополит. Никифор обратился к киевским князьям с призывом защитить эту отдаленную русскую землю. Для церкви любое княжество было составной частью всей. Руси. А она, по мнению митрополитов, в государственном отношении должна быть таким же сплоченным организмом, как и церковь. Интересы церкви и государством вы в XII-XIII вв па. Руси настолько тиспо переплетались, что иногда невозможно разграничить компетенцию юрисдикции государственной и церковноовної.

Однако не все иерархы церкви придерживались взятого на себя обязанности. Руководствуясь экономическими потребностями обеспечить процветание митрополии или снархии, они готовы были пожертвовать принципы христианской кой морали. Обладая большим влиянием на господствующую верхушку, некоторые епископы и митрополиты могли существенно влиять па политику. Так, галицкий епископ. Артемий поддерживал венгерский партию, враждебную князю. Дан илу, и против него. Как культурный центр особой славы приобрел. Полонинский монастырь, которым управлял игумеп. Григорий -"человек святой, которого пе было перед ним и по нему пс будет"Он отстаивал принцип единства земель древнерусского государства. В этом монастыре, как отмечает летопись, находился литовский князь. Войшелий князь. Войшелк.

В период феодальной раздробленности церковь была реальной соединяющей силой, способной обеспечить тесные связи между различными древнерусскими землями, поскольку она сама была единственной, ее призывы к единству углу ирванои на части древнерусского государства играли существенную роль в борьбе за воссоединение древнерусских земель.

Межцерковные отношения в сутки. Галицко-Волынского княжества отличались религиозной терпимостью. В. Киеве в XII в имели свой двор монахи - бенедиктинцы и доминиканцы, существовали латинские храмы. Такая же ка артина наблюдалась и в других городах. Древней. Руси. Так, в галицкой земле в начале XIV в поселились монахи францисканского ордена, которые впоследствии основали католический епископат в. Галиче, перем ли,. Львове. Дружеские отношения между церквями разных религий способствовали согласию в государстве и расширению взаимосвязей между западной и восточной культурамтурами.