Учебники Онлайн


ПРЕДИСЛОВИЕ

Что изучает культурология?

Культура стала предметом исследования с момента возникновения философии, однако выделение культуры как специфической области знания произошло в эпоху. Нового времени и связано с философскими концепциями истори ее. Дж. Вико и. ИГ. Гердера и. ГВФ. Гегеля. Профессиональное изучение культуры стало актуально в XX в. Об этом первым сказал американский ученый. Л. Байт, и он же предложил название повое дисциплинисципліни.

Итак, культурология - молодая научная дисциплина. Сначала. Л. Байт назвал культурологией сочетание теоретических основ антропологии и этнологии с философским анализом культуры. Позже к упомянутым наук пр риедналися этнография, психология, социология, лингвистика и др.. Культурология бы объединила все гуманитарные дисциплины под одной. ГАХОахом.

Поскольку культурология использует для рационального осмысления культуры идеи и методы философии, она близка к философии культуры. Различие между ними в том, что философия культуры изучает и к ослиджуе универсалы и наиболее общие проблемы культуры (например, антиномию природного и культурного, соотношения национальных и общечеловеческой культур, культуры и цивилизации), а культуро логия - конкретные феномены культуры, ту часть бытия в целом, стала полем преобразовательной деятельности человека. Можно согласиться с мнением, что культурология интегрирует различные виды и способы творческой действие льности человечества в совокупности всех поколений, живущих и когда-либо живших на землелі.

Культурология делится па фундаментальную и прикладную. Фундаментальная охватывает теорию и историю культуры человечества (состоящий из множества отдельных культур со своими системой смыслов, сущностью, внут. Тришна логике), разработку категорий и методов ее исследования. Прикладная - исследует вопросы управления культурой, культуро охранной деятельности и иін.

Итак, культурология изучает культуру как целостность, систему, как синтез знаний о сущности и закономерности ее существования и развития, значение культуры для человечества, способы ее познания, а также различные, д очень специфические сферы культурной жизни, примерные формы и нормы (патероны.

Чему учит культурология?

Радикальное изменение отечественной образовательной парадигмы в условиях стремительного реформирования традиционных образовательных институтов и устоявшихся способов педагогической деятельности стимулирует интенсивные процессы формирования при инципово нового многомерного образовательного пространства. Сложная социально-культурная ситуация ставит профессионала перед проблемой одновременного включения в различные виды профессиональной деятельности в различных культур них сообществах. Полноценная самореализация специалиста в таких условиях будет зависеть от его способности выходить за пределы узкопрофессиональной жизнедеятельности, умение проектировать новые ее способы и виды адекватно трансформации существующей социокультурной ситуации. Взаимосвязь образовательных и социокультурных процессов актуализирует культурологическую образование студента высшей школы как один из факторов профессиональной готовности к д ияльности в современном динамичном миреіті.

Курс"Культурология"позволяет объединить разграничены по сциентистской традиции искусствоведение, литературоведение, религиоведение, этику, эстетику, всемирную историю проблем духовной жизни люди ини и общества в различных национальных и исторических картинах миринах світу.

Культурологический метод предполагает осмысление культурной динамики человечества как полифонии ценностно значимых норм бытия человеческого сообщества, способов ее"жизни, смыслов и структуры картин мира, принципов п поведения людей в отличие от традиционной истории украинской и зарубежной культуры как истории уникальных творений культурного гения. В поле зрения культурологии попадает и так называемая низкая культура, н будние, субкультурные, маргинальные достояние, раскрывающие постоянные потребности человека, антропологические смыслы массовых проявлениипроявів.

Культурология систематизирует колоссальный материал благодаря установке интеграцию культурных явлений в исторических и национальных картинах мира - как полифонии аристотеливско-птолемеевской космоса,. Конер рникансько-галилсивського пространственного континуума, эйнштейновской модели. Вселенной, естественности восточного образа бытия, духовной экзальтированности христианства, прагматической этики эпохи. Нового времени и и.

Предметом культурологического курса является смыслы, воплощенные в результатах культурной деятельности человечества, состоящие в реальном историческом пространстве и времени и отражают неповторимый социально-культурной й опыт существования сообщества. Овладение человеческой культуры возможно лишь при условии формирования ценностного отношения личности к действительностиі.

время опыт постижения ценностей культуры всегда индивидуален, требует внутреннего погружения в пространство культурных предметов и явлений. Последнее предполагает раскрытие в культурологическом курсе прежде им личностного измерения культурной истории человечества, освоение культурного цикла бытия человека. Центрирование культурологического курса антропологической проблематикой является залогом формирования представлений будущих ф ахивцив о себе как о субъектах культурно-исторического процесса, создателей культурных ценностей. Это с принципиально важным не только для профессионального развития, но и для способности адаптироваться к противоречивым их условиях современного бытия, противостоять негативным воздействиям массового среды, т.е. для становления личности в ее целостностисті.

Новейшее общество планетарной цивилизации, где разные культуры взаимно переплетены так, что выживание человека обеспечивается сохранением равновесия культурного многообразия. Современный специалист повинной ен быть готовым заниматься профессиональной деятельностью в поликультурном мире, даже если воспитывался в определенном культурной среде и сознательно разделяет его нормативы и ценности. Вот почему культурологической й курс с поликультурным по своей сути, раскрывает множественность культурного космоса. Бесспорно, национальная культура, с помощью которой человек осваивает ценности своего этноса, развивает национальную самосвидому омисть, осуществляет культурную самоидентификацию, остается доминантной в культурологической образовании. Однако только диалог мировых культур делает глубину понимания особенностей национальной культуртури.

В теоретическом разделе учебного пособия рассматриваются основные категории и принципы общей теории культуры, проблемы ее морфологии и динамики, механизмы ее социального функционирования, дияльнис во культурных институтов, сущность взаимодействий культурных картин мир.

Типология мировой культуры в учебном пособии построена в соответствии с принципом полилинийности социокультурного развития человечества. Территориально-типологический подход отражает логику возникновения и а существование ранних цивилизаций человечества и культур так называемого осевого времени, исторический прогресс которых осуществлялся в первую очередь в пространственных координатах как своеобразная эстафета культурно-дивилизацийних у творений. Древнего. Египта,. Междуречья,. Греции,. Рима. Последовательно-исторический подход показывает студентам логику развертывания европейской культуры. Эволюция социально-политических систем, науки, философских конце пций, религиозных взглядов, стилевых художественных парадигм от. Романика к постмодернизму отражает цивилизационный процесс европейского мира. Развитие украинской культуры охватывает период от ее ис л до новейших стремлений интеграции в мировое культурное пространство. Взаимодействие подходов, заложена в учебном пособии, дает возможность формировать широкую поликультурное эрудированность, целостность мировоззрений нчення.

Учебный курс будет способствовать восстановлению культуры в правах естественной и единственной основы образования, обеспечению введения в образование культурного контекста, а следовательно, станет одним из мощных факторов реформирования су участниками образовательного процесса па основе гуманизаци.