Древняя культура восточных славян, Источники изучения культуры древних славян - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


II Древняя культура восточных славян

1. Источники изучения культуры древних славян

2. Основные этапы развития древней культуры восточных славян

3 религиозных верования и мифология восточнославянских племен

1 Источники изучения культуры древних славян

Дать характеристику культуры восточнославянских племен чрезвычайно трудно. Сведений о культуре древних славян очень мало, а источники ее изучения ограничены и часто сомнительные. Иногда трудно установить какие фрагменты в древних произведениях являются достоверными, а неполные вставками разных писцов. Некоторые авторы делали произвольные вставки, не заботясь о достоверности освещения исторических фактов не димо учитывать и то, что духовная культура древних славян выражалась в ранних религиозных верованиях и мифологииогії.

Древние историки и философы, особенно христианской ориентации, относились к так называемой языческой культуры пренебрежительно и тенденциозно. Христианство, например, уничтожило дохристианскую религиозную культ тура. Ситуация осложнилась и тем, что христианские писатели рассматривали дохристианскую культуру как языческую, и о ней"неэтично"было писать. Источники о культуре древних славян нередко игнорув. Алис ігнорувались.

Происхождение славян и их культуры проблема достаточно сложна и противоречива. Славяне - это один из огромных давньоевропейських этносов, что, в отличие от других народов, с некоторым опозданием включился в с сферу тех исторических событий. Эти события, как известно, более или менее полно освещены в литературных источниках. Однако в историографии, как известно, существует немало предположений относительно прародины славян и происхождения й х культуры. Собственно, можно условно выделить четыре концепциипції.

Первая и древнейшая концепция связана с именем летописца. Не-стора. В"Повести временных лет"он писал, что"Спустя много времени

сели славяне по. Дунаю, где ныне. Венгерская земля и. Болгарская. От тех славян разошлись по всей земле и прозвались имев своими, в зависимости от того, где сидели, на котором месте"Эта концеп пция получила название дунайской и вошла в литературу как карпато-дунайская теории теорія.

Вторая концепция связана с именами польских ученых. Ю. Ко-стишевського и. М. Рудницкого, которые связывают происхождение славян с приморско-нидкльошовою и пшеворской культуры, существовавшие на территории. Польши. Эта концепция получила название. Висло-Одерской теориирії.

Сторонники третьей концепции пытаются расширить границы территории возможного обитания древних славян между. Днепром и. Вислой. Материалы археологических раскопок подтверждают принадлежность ряда культур этого региона в славянского типа. Но это сходство не выходит за пределы 1 тыс. нн. е.

Согласно с четвертой концепцией на рубеже 3-2 тыс. до н е с индоевропейской этнической общности выделилась германо-балто-сло-вьянська группа, занимавшая территорию в междуречье. Одры и. Днепра. Эта праслов '. Купянска сообщество, по мнению многих ученых, представлена ??тшинецкая-Комаровский культурой. БУ. Рыбаков связывает дальнейшую дифференциацию праславян в 1 тыс. до н е с лужицкой и поморской-подклешевых кул ьтурамы в. Средней. Европе и скифскими земледельческими культурами лесостепного региона Украинну. України.

Материалы археологических раскопок свидетельствуют, что древние славяне, начиная со времени их выделения из индоевропейской группы и до раннего средневековья, постоянно меняли места своего проживания. Т. Поэтому относительно того или иного периода расселения славян приведены концепции являются справедливыми, поскольку они соответствуют исторической правде. Однако древние славяне, как подчеркивают этнографы, к ранне го средневековья никогда не занимали одновременно всей территории между. Днепром и. Одройою.

Трудно определить и пределы региона, на котором проживали древние славяне на том или ином этапе своего развития. Поэтому определить этническую принадлежность археологических культур глубокой древности, не сопоставляя й их с позднейшими этнически определенными культурами, практически невозможноо.

При таком положении есть только один путь изучения старославянского культуры: реконструкция культуры славянских племен на основе изучения летописей, древних исторических хроник, воспоминаний купцов и манд дривникив, фольклора, языка, археологических данных, древней исторической литературы и т.д.. Например, в летописях рассказывается о заключении киевскими князьями договоров с греками в 907 и 971 годах.

Помимо описания исторических событий, у них есть упоминание религиозного характера, проливает свет на некоторые аспекты культуры древних славян. Когда князь. Олег, а затем. Святослав подписывали договоры, то они кля. Елисей своим оружием, именем бога. Перуна и богом"Волосом, богом скотьим"Цари византийские на верность договору целовали крест. В обоих клятвах киевских князей присутствует имя бога. Волоса (Велеса) с добавляют тком"бог скотий "бог скотій".

Известный исследователь украинской культуры. Дмитрий. Антонович считает, что это приложение"бог скотий"следует понимать как указание на то, что скотина в те же времена была"монетной единицей"Денег не хватало, и вместо них расплачивались скотом. У древних славян бог. Волос был богом торговли, покровителем купцов и в тех случаях, когда договоры имели коммерческий характер, они должны быть скреплены, кроме е йськового элемента, еще и коммерческим элементом, т.е. ссылкой на авторитет бога торговли. Итак, древние летописи проливают свет не только на религиозную, но и на политическую культуру древних сл овьяуру стародавніх слов'ян.

Различные литературные источники воспроизводят древние исторические события с опозданием во времени касается истории украинской культуры, то она освещалась не всегда достоверно, в ряде случаев тенденциозно и фальсифик ковано. Первыми, кто оставил сведения о наших предках, были римские историки. Тацит,. Плиний,. Птолемей, греческие и арабские философы, позже немецкие, польские, шведские купцы и путешественники. Достоверно. Ишим, по мнению исследователей истории культуры, есть археологические, лингвистические, этнографические источники, анализ которых дает основание полагать, что формирование восточнославянских племен и их культуры началось еще в каменном веке, то есть в 2 тыс. до н н. е.

Письменные источники фиксируют культуру древних славян достаточно определенно и привязан к определенной территории. Но фиксация начинается с того времени, когда наши далекие предки вышли на историческую арену. Европы как к более-менее сформирована общественно-политическая сила (примерно середина I тыс. н е). Византийские ученые в VI в (в частности. Иордан,. Менандр. Протиктор,. Прокопий. Кесарийский,. Феофалий. Си-мокатта,. Маврикий. Стра тег) пишут о славянах, называя их антами, венедами и склавинами. Они характеризуют славян как многочисленный культурный и социальноактивний народ, который участвует в политической и культурной жизни. П ивденно-Восточной. Европ Європи.

Иордан в VI в написал труд"Готика", которую посвятил германским племенам-готам. В ней он рассказывает о славянских племенах антов, венедов и склавинов, с которыми общались готы. О венедов в своих п работах вспоминают. Плиний. Старший (23-79 гг),. Тацит (55 - 120 гг),. Птолемей (100-178 гг) и определяют их территорию восточнее. Вислы. Прокопий. Кесарийский рассказывает о культуре антов, проживавших между. Днепром и. Днестром. Он считал склавинов и антов единым народом. Отметим, что в византийских авторов не было достаточно сведений о землях восточных славян, поэтому они, характеризуя их образ жизни употребляли слишком общую терминологию по оценке культуродо оцінки культури.

О географии расселения славян-венедов и распространения их культуры свидетельствует такое раннее источник, как. Певтингерова карта (конец III - начало IV вв). На этой карте ареал культуры венедов-сарматов определи чений в. Дакии и. Междуречье. Нижнего. Днестра и. Дуная. В 80-е годы XX в украинские и молдавские археологи обнаружили в этом регионе археологические памятники III-V вв, что по стилю жилищного строительства, формой погребального обряда и характером керамики очень близки к славянских памятников. Верхнего и. Среднего. Поднепровья. Это было историческим подтверждением археологического предположение о заселении славянам и-венедами в III-IV вв ландшафта между. Нижним. Днестром и. Дунаемі. Дунаєм.

В исследовании культуры славянских народов важное место принадлежит лингвистической науке, поскольку изучение языка неразрывно связал с историей народа. Языкознание сделало значительный вклад в изучение зага альнословьянськои языка как лингвистической единицы в языковой культуре народов. Доказано, что общеславянское язык имеет давнюю историю, успешно выяснен вопрос о ее своеобразие и отношение к другим и ндоевропейських языков. На этой основе славянство выделили и охарактеризовали как отдельную этническую общность в семье народов земных цивилизацийції.

Особое место в лингвистике имеет картографирования архаичных славянских гидронимов и топонимов, что позволяет определить пути и районы расселения древних славян. ВМ. Топоров и. ОМ. Тру-бачов, примен вавших этот метод, обнаружили, что славянские названия наиболее отчетливо локализованы на юге от. Припяти до. Десны. Обобщая данные картографирования славянских архаизмов,. И. Удольп сделал вывод, что стар одавни славянские гидронимы компактно рассеяны в верховье. Прута и. Среднем и. Верхнем. Поднестровье и достигают до верховьев. Вислыя. Вісли.

Итак, территория формирования славянской этнокультурной общности была довольно широкой. На пути решения проблем происхождения и развития славянской культуры еще встречаются немалые трудности, поскольку и сравнительное языкознание имеет собственные слабые места. Так, понятие"история языка"и"история культуры"народа не тождественны. Последнее понятие значительно шире и богаче, поскольку оно включает в себя ряд других яв ищ, недоступных лингвистике как объект исследования. Кроме того, языковые явления, как правило, практически невозможно датировать исторически, а это значительно сужает их историко-познавательных воз-пізна-вальні можливості.

последние годы изучения культуры древних славян осуществляется путем ретроспекции от известного к неизвестному. Такой подход оказался весьма плодотворным, особенно после открытия поселений дзедзицькои, полонинской, пеньковской и пражской культур V-VII вв, что позволило заполнить хронологическую пропасть между культурой первой и второй половины 1 тыс.. Поселение древних славян часто покрывал и огромную территорию их география охватывала земли от верховья. Днепра и. Припяти на севере до. Балканско-го полуострова на юге, потом от верховья. Десвы и. Сейма на востоке в междуречье. Эльбы и. Заал е на западе. Оказалось, что памятники полонинской, пеньковской и пражской культур перекрещиваются в. Поднепровье на. Киевщиневщині.

Далее происходит рассеяние памятников культуры: полонинская культура распространяется на северо-восток по притокам. Днепра (Десне,. Сейму,. Сожа,. Березине) - на юг по левых и правых притоках. Днепра и по. Южному. Бугу до. Днестра; пражская культура распространяется по. Припяти на юго-запад по. Верхнему. Днестру и. Пруту до. Дуная, а оттуда до верховья. Эльбы; памятники дзедзицькои культуры за пленили территорию. Центральной и. Северной. Польши. Следовательно, культура древних славянских этносов обозначенная многими общими чертами, которые свидетельствуют о единстве этнокультурных процессев.

Изучение культуры славян V-VII вв, особенности характера жилищного строительства, погребальных обрядов, керамических изделий, свидетельствует, что она тесно связана с более ранними славянскими культурами оказывается ся, что колочинская и пеньковская культуры имеют типологическое родство с киевской культурой. ПИ - начале Vc - тюркский компонентнти.

Основу пражской культуры составляют. Черняховская культура, в частности ее достопримечательности типа. Бовшев-Теренций III - начало V в, и некоторые элементы киевской культуры. Черняховская культура генетически связана с во. Олинский-подольской и пизньозарубинецькою культурами I-II вв, а последние имеют корни в зарубинецкой культуре конца 3 века до н.э. Таким образом, культуры славянских этносов генетически взаимосвязаны и развивались на основе преемственности, их носители принадлежали к родственным группам населения, которое жило на огромной территории (в междуречье. Днепра и. Вислы) и начало формирования восточнославянской. ЕТН ичной сообщества и его культурльтури.

Археологические исследования древней культуры помогли раскрыть сложность процессов этнокультурного развития на территории. Юго-Восточной. Европы на рубеже I тыс до н э - I тыс н е. Этот период характ терный непрерывным заселением славянскими племенами территорий и развитием их культур, а также внешними воздействиями на славянскую культуру (в частности иранского, фракийского, германского, балтского и тюркского культурных компонентовентів).

Например, заметное влияние на славянскую культуру совершили готы, которые были носителями вельбарской культуры их приход на славянские земли в конце II - начале III в н е привел к изменению политической си итуации в. Юго-Восточной. Европе и существенного влияния на черняховскую культуру. Они возглавили племенные союзы, куда входили славяне, скифы, сарматы, фракийцы, и вели войны с пограничными римскими гарн и зоны. Выделение в составе черняховской культуры разноэтнических групп населения, отделения или постепенная ассимиляция местным народом всех полученных культурных ценностей - одна из важных законом и рностей исторического развития культуры древних словьялов'ян.

Однако ретроспективно-типологический метод исследований не следует абсолютизировать, поскольку он дает положительные результаты только при наличии материалов всех звеньев хронологического цепи, находящихся в поле вы ивчення. Любая пробел сужает возможности типологических сравнений и в конце приводит к ошибочным выводам. Например, уязвимым местом в исследовании славянской культуры недавно были памятники V-VII вв, всестороннее изучение которых началось лишь в 50-х гг XX в. Появление новых материалов корне изменила взгляды ученых на славянскую культуру третьей четверти. И тыІ тис.

Оказалось, что древним славянам произвольно приписывались археологические культуры, которые находились на отдельных территориях, заселенных славянскими народами от позднего средневековья и до наших поздние к культуры рассматривались как очередные звенья в цепи историчвого развития славянства. Подобные теоретические построения пришлось отклонить, поскольку они в свете новых открытий оказались несостоятельнымми.

Открытие поселений пражской, полонинской, пеньковской и дзедзи-цькои культур V-VII вв удалось связать с письменными сведениями о славянах. Густая сеть славянских поселений имела огромную географ фию, кое-где выходила за пределы. Восточной. Европы. Найденные памятники славянской культуры V-VII вв основательно изучаются, что дает возможность заполнить хронологическую нишу в цепи памятников славянской ку льтуры первой и второй половины. И ты тис.

Вопрос об истории и истоках украинской культуры является сложным и дискуссионным. Одни исследователи считают, что развитие украинской культуры начался в эпоху средневековья, а до того культуротворческим процесс н не раз разрушался в результате активных миграционных процессов и нападений различных завоевателей. Другие утверждают, что истоки культуры надо искать с эпохи бронзы (2 тыс. до н е. е.).

Безусловно, на протяжении тысячелетий населения Украины не оставалось этнически и культурно однородным. Миграции племен, их контакты с другими народами были явлением достаточно распространенным. Но эти процессы не приводили к в полной ассимиляции племени, абсолютной разрушения его исторической памяти и культуры. Отдельные этносы могут возникать и погибать, расцветать и упадок, но культурное достояние, хотя какая-то их часть, хранятся и передаются, примножуючись, в наследство новым поколениям. Преемственность является закономерностью развития культуртури.