Учебники Онлайн


2 Стиль модерн - сочетание традиций восточного и западноевропейского искусства

Своеобразие стиля модерн во многом обусловила заинтересованность. Востоком, что снова активизируется в. Европе в конце XIX в. В настоящее время. Европа"открывает"Восток гораздо глубже, чем романтики. Появляются п первые научные переводы восточных философских и религиозных трактатов. Вивекапанда в начале века вел колоссальную работу в. Америке и. Европе с целью, чтобы снять с йоги мистификацию, какой ее окружат или англичане. Таким образом он дал импульс реальной йогической традиции в. Европдиції в Європі.

На рубеже восточных и западных учений возникают эзотерические и теософские системы. Европейские философы начинают употреблять такие понятия, как нирвана, карма, йога и т.д.. Многие поэтов и прозаиков берут темы для своих произведений"из жизни. Востока"К. Станиславеький после знакомства с принципами. Раджа-Йоги понял, что это именно та конструктивная психологическая основа, необходимая для обновления актерского специальности. Большую часть упражнений в книге"Работа актера над собой"К. Станиславский взял с известного труда"Раджа-Йога"в изложении. Рамачаракиаджа-Йога" у викладі. Рамачаракі.

Настоящий переворот в сознании некоторых молодых художников вызвали японские гравюры, впервые появившиеся в. Париже в виде оберточной бумаги для восточных безделушек. Они даже начали смотреть на мир сквозь призму этих гравюр. Например, известная"Волна"Хокусая просто перекочевала в графических листов некоторых европейских художников (Билибина). Г. Климт для своих произведений брал готовы орнаменты из японс ьких шаблонов для тканинів для тканин.

Но главное не в прямых цитатах, а в том, что было понятно и принято сам принцип восточного живописи и графики: плоскостность, декоративность, орнаментальность

Плоскостная декоративность является отражением внутреннего строения бытия. Несмотря на то, что все вещи объемные, мы не видим этот объем, потому что не можем смотреть на предмет сразу со всех сторон. Мы можем лишь"ро озпизнаваты"объем с помощью света и тени, то есть с помощью какого-то источника света. Но с точки зрения восточного художника свет и тени являются случайными явлениями, не отображают сущность вещей, а н. Авив затемняют ее, потому источник света непостоянное. Дерево, его освещает солнце утром, днем ??и вечером, выглядит по-ризпому: то темным, то светлым, то полутемным или полусвета (объемным). В основе любой вещи лежит нечто, не зависит от внешних условий - строение этой вещи. В основе же строения лежит ритмичность и симметричность, т.е. декоративность. В этом смысле все павколо декоративное и орнаментальное. Все есть лишь игрой линий, площип, цветов, но оно пе материальное в понимании объемной наповнепости. Декоративность - это ритмическое чередование структур, линий, цветов, в основе которого лежи во принцип гармонии (симметрии, наконец содержит в себе и асимметрию). Все эти арабески, узоры, взаемопереплетсни линии и формы не являются выражением простого влечения к абстрактной формальпои красоты а представляют собой отражение жизни как на макро-, так и на микроуровне. Художники модерна ничего не знали о глубинной сущности восточного искусства, но они каким-то интуитивным образом испытали сущего ость именно как художникаутність саме як митці.

В стиле модерн сочетаются европейские и восточные традиции культуры - такие, как романтизм, чувственность, твердая липийпо-структур-па основа, плоскостная декоративность. Первые три черты унаследованные из традиций. Есть. Европы, последняя - из. Азии. Но даже европейские традиции (романтизм, чувственность) приобретают в европейских художников орпаментальпого характера, ближе к восточному эротизмму.

Например, в"Поцелуя"Берспса две головы, слившихся окружены каскадом волос, превращенного в узор, орнамент. В. Г. Климта на картине с этим же названием преобладает декоративизм. Магический образ. Сход ду - таинственного, томного, пленительного - в произведениях начала XX в очаровывал с первого взглядершого погляду.