Учебники Онлайн


6 Стиль модерн в России

Первая половина 90-х гг - время широкое распространение стиля модерн в русской живописи. Как и импрессионизм, стиль модерн в русской живописи приобрел"стертого", певиявленого характера, не подал такой й стилевого единства, как в других странах. Главная причина этой невизпачепости находилась в той особой ситуации, возникшей в конце XIX - начале XX вв как следствие того, что русское искусство за ко краткий срок проходило различные этапы. Тогда одновременно существовали различные художественные направления: а) в 90-е годы и. Репип,. В. Суриков и другие мастера передвижничества развивали свои личные принципы реализма; б) многие живописцы продолжали усваивать импрессионизм (К. Коровий) и именно в 90-е годы добились серьезных результатов, создав свой национальный вариант этого живописного метода в) большим успехом м в широких массах пользовался академическая живопись. Эти различные направления влияли друг па друга. Стиль модерн, формируясь, участвовал в их взаимодействии. В потоке разнообразных движений модерн не смог приобрести д оминуючои позиции, но это никак не снижает качества произведений, которые несут в себе современные черты. Если же говорить о количестве таких произведений, то их немного. Несмотря на наличие различных исходных точек ру ху к стилю модерн, в этом движении есть общая закономерность. Начиная с натурного восприятия мира, развивая пленэр, большинство живописцев, как правило, не доводя эту тенденцию до полного выражения, с возвращаются к различным формам живописной условностиорм живописної умовності.

В этом отношении показателен путь. В. Серова. Ученик. Репина, он вобрал традиции реалистического портрета 80-х гг, но в ранние годы был захвачен и импрессионизмом. Многие из его работ 80-х гг ("Девочка с персиками","Портрет. Маши. Симонович") можно считать импрессионистическими. Однако дальше его импрессионизм становится сдержанным, одноцветным, а в 90-е годы в его творчестве появляются черты модерна. Наиболее эт но штрихи стиля отражались в работах. В. Серова"Портрет. Иды. Рубинштейн"и"Похищение. ЕвропыРубінштейн" та "Викрадення Європи".

В. Серов писал. Иду. Рубинштейн в. Париже во время"Русских сезонов", где актриса танцевала в"Шахеризади"Фокина, а. Серов делал специальную завесу к этому спектаклю. Образ, созданный. Серому-ным, был выкл лючений из обыденного, бытового, повседневного. Это был образ человека-артиста и искусства одновременно. Живописно-графический образ. Иды. Рубинштейн сложился не только благодаря экстравагантной позе (художник должности в ее в своеобразный помост-постамент, развернул корпус на древнеегипетский манер и окружил голубым и зеленым драпировки), не только благодаря вызывающе страдальческому выражения лица, но и через особливос те линейных контуров, точные соотношения цветовых пятен. Возник очень сложный образ, в котором причудливо сплелись черты монументальности и модернистский гротеск, имеется значительная психологическая выразительность. Модерн в творчестве. В. Серова сохранял неповторимый опыт живописного реализма и будто искал себе оправдание в жизненной правдправдання в життєвій правді.

После путешествия в. Грецию 1907 г,. В. Серов обратился к историко-мифологического жанра ("Похищение. Европы","Одиссей и. Навзикая"). В"Похищение. Европы"В. Серов удивительным образом соединил божественно-людсь ький движение и взгляд быка. Зевса с живым пейзажем и трогательно непосредственным жестом девушки-Европы, которая балансирует на мощный спине своего похититель на могутній спині свого викрадача.

Другой отправной точкой движения художников к стилю модерн буди поиски монументально-декоративной языка в живописи этому пути до модерна пришли. М. Врубель,. В. Васнецов,. М. Нестсров. Как художник-мовументалист т. М. Врубель сформировался в. Киеве, когда по просьбе. Прахова изучал и реставрировал фрески. Кирилловской церкви, а позже создавал эскизы росписей. Володи мирского собора. М. Врубель тяготел к философски п оглибленого, целостного отношения к миру, отвлекаясь от конкретно-исторического и социального ради вечного, духовного. Он всегда старался заглянуть внутрь вещей, в их строении, природу, постиг пути их душу. Эскизы росписей. Владимирского собора в. Киеве были настолько необычными, нетрадиционными, новаторскими, что для росписей были приглашены. В. Васнецова и. М. НестеровМ.. Нестерова.

Особенностью русского модерна оказалось то, что на него практически не повлияли. Япония и. Китай, как это было в европейских странах. Роль. Востока в. России играл. Кавказ, куда издавна направляли лись взгляды многих русских поэтов и художников. Восток присутствует в. России в самом ее истории, он был органической частью ее культуры. Старый русское искусство: архитектура, одежда, бытовые вещи - в же сами по себе были азиатскими (хотя бы с точки зрения. Европы) и вполне соответствовали стилистическим принципам модерна. В этом смысле собор. Василия. Блаженного с его"пряничный"орнаментальной, багатоколир ной а заодно и"органической"красотой - это модерн. А старые русские терема с декоративностью их наряды! адихнуты любого архитектора модерна, а что уж говорить о лубок, народные росписи, игрушки. Художникам и архитекторам, представителям русского модерна, которые сгруппировались вокруг княгини. М. Тенишевой в. Талашкине или вокруг. С. Мамонтова в. Абрамцево, не приходилось ничего выдумывать, ничего заимствовать из других культур. Они просто несколько трансформировали народное искусство - и получили российский модерн. То рем в. Талашкине - это не столько стилизация, сколько вариант дома, дома, так сказать,"авторской","профессиональной"в отличие от многочисленных"народных","неавторських"хат. С. Малютин проектировал дома в сказочно-русском стиле и создавал целые ансамбли интерьеров, где по его проекту были выполнены все мебель. Балалайка, что ее расписал. М. Врубель, - это авторская балалайка в отличие от бесчисленных вещей сельского быта, рисованных неизвестными мастераму від незліченних речей сільського побуту, мальованих невідомими майстрами.

Русский модерн не отличается такой чистотой стиля, как европейский. В. Серов, несмотря на свою модернистскую"Иду. Рубинштейн"и"Похищение. Европы", принадлежит все же к обычному реализма. Гениаль ьный. М. Врубель, казалось бы, классический представитель модерна, стоит у истоков, - шире стилистических рамок модернилістичних рамок модерну.

О книжной и журнальной графики - то русские художники были значительно ближе к классическому модерну (И. Билибин,. О. Бенуа,. Есть. Лансере,. М. Якунчикова,. М. Добужинский,. Л. Бакст). Большую роль в фор. УНИ"языка модерна"в книжной графике сыграл журнал"Мир искусства", который выдавали с 1899 п що його видавали з 1899 по

1904 p. Журнал знайшоп свой неповторимый стиль: прекрасный, сочный печать текста и иллюстраций; необыкновенно высокий художественный уровень графики - виньеток, заставок, концовок, заглавных букв, рисованных шрифтов в, конструктивная построение листа, оберток. Классикой книжной графики стали иллюстрации. О. Бенуа к"Медного всадника", которые были помещены в последнем номере журналомері журналу.

По-настоящему русский модерн воссиял в театре, обошли художники. Европы. В амплуа театральных художников. Л. Бакст,. О. Бенуа,. М. Добужинский,. О. Головин,. М. Рерих не имели себе равных среди современников

Модерн и театр совпали в своих основных принципах, в своей глубинной сути. Театр просто нуждался модерпу, а модерн нуждался театра. Модерн насквозь театральный, если во театральностью понимать иллюзий зию жизнь и театр, в свою очередь, - это всегда игра - то, что лежит в основе модерна. Модерн изначально тяготел к зрелищного, декоративного в понимании богатства и разнообразия форм, линий, цветов. Оби два они - и театр, и модерн - склонны к романтизму, демократические, то есть требуют массового зрителя, а не одиночного наблюдателя, они синтетичии. Театр объединяет музыку, живопись, актера, а модерн нам агався соединить архитектуру, живопись и декоративно-прикладное искусствтецтво.

Вершиной достижения русского модерпу стали"Русские сезоны"в. Париже 10-х p XX ст - этот триумф театра, музыки, изобразительного искусства. России, всколыхнули европейские вкусы. Яркие достижения р русской культуры времен ее"серебряного века"во многом связаны с"мирискусников", которые были людьми хорошо образованными и глубоко мыслящими. Современность они воспринимали не"мгновенно", а в мощном ко нтексти исторического сознания. Такой концептуальный подход помог им вывести отечественное искусство на арену. Европы и создать ему неслыханный ранее международный авторитетаи йому нечуваний раніше міжнародний авторитет.

Объединение художников"Мир искусетва"выросло с гимназического, а затем студенческого кружка, группировался вокруг младшего сына известного в свое время архитектора. М. Бспуа -. Александра. Бенуа. К нему вхо. Одиль. Д. Философова,. В. Нувсль,. К. Сомов,. Л. Бакст,. С. Дягилев,. Есть. Ланссрс, позднее присоединился. М. Добужинский. Для этого объединения присущиоб'єднання властиві:

а) стремление приобщиться к мирового художественного процесса в 1895-1996 pp. О. Бенуа,. Есть. Ланссре,. Л. Бакст,. К. Сомов и другие учатся живописи в частных заведениях. Европы. Популярными в то время были парижские и студии. Уистлера,. Кормопа,. Жюльена, а также школы. Лшбс и. Холоши в. Мюнхене. С 1897 г"мирискусников"устраивают многочисленные выставки английских, немецких, французских и скандинавских художников, знай омлять русскую интеллигенцию с современными достижениями западноевропейских странєвропейських країн;

б) тяготение к синтетического постижения явлений культуры, изучения не только живописи, но и литературы, музыки, театра, истории религий. Эта ширь постижению искусства дальнейшем окажется в деятельности журнала""Мир искусства", в"Русских сезонах"в. Париже, в проектах монументально-декоративных росписей совместно с архитекторамильно з архітекторами;

в) обращенность основном к прошлому, за что художники этого объединения получили название"ретроспективные мечтатели"Но, вдохновленные прошлыми эпохами (О. Бенуа - время. Людовика XIV и. Петровской эпохой в. России;. Есть. Лансере - эпохой. Петра I и. Елизаветы. Петровны;. К. Сомов был очарован XVIII ст;. М. Добужинский воспевал старый. Петербург;. Л. Бакст предпочитал античным мотивам), эти художники вкладывали в своих работах чувства и размышления человека начала XX ст и пользовались современными живописными приемамописними прийомами.

Если. О. Бенуа был идейным руководителем движения, то. С. Дягилева выпала роль накопителя, организатора художественных сил. Именно ему принадлежат идеи"Русских сезонов"в. Париже

В 1906 г"мирискусников"выходят на международную арену. С. Дягилев со свойственной ему энергией устраивает грандиозную выставку русского искусства в. Париже и. Берлине, решает кратко и ярко показать ист тория развития изобразительного искусства в. России от икон до современных художников:. М. Врубеля,. В. Серова,. К. Коровина,. ЛБакста т.д.. Вообще на выставке было более 700 произведений. Она пользовалась надзвич айним. Успехиадзвичайним успіхом.

В 1907 г в. Елисейском дворце было сыграно 5 концертов русской музыки от. Ф. Глинки до. Скрябина с участием. Римского-Кор-Сакова,. Рахманинова,. Глазунова следующем году. С. Дягилев привез оперы"Борис. Годунов"с. Ф. Шаляпиным,"Псковитянку","Золотого петушка","Князя. Игоря"в постановке. О. Санина - человека, чье имя такое же значительное в истории"Русских сезонов", как и любого а балетмейстеросійських сезонів", як і будь-кого а балетмейстерів.

В 1909 г начинаются сезоны русского балета, в которых завоевали успех. Т. Карсавина,. В. Нежинский. А. Павлова,. С. Федорова,. М. Мордкиным и. В. Каралли. Эталоном балета стали"Лебедь"Павловой,"Призрак розы и"Нежинского и. Карсавиной. Работы. Л. Бакста,. О. Бенуа,. О. Головина,. М. Рериха в постановках"Русских сезонов"- одна из самых ярких страниц в истории"Мира искусстваравіших сторінок в історії "Мира искусства".

Время модерна как большого стиля длился недолго. Его стилевые формы легко разменивались на мелкую монету, приобретали прикрашального характера, этажности. Они перекочевали на афиши, рекламы, почтовые карт тки, журнальные иллюстрации. Но тяга к красоте, гармонии человека и природы, к поискам монументально-декоративных форм, способных эстетизировать, превращать именно человеческую среду на благороднее, поэтически-целостный взгляд на мир, открытое противопоставление техницизма, зарождавшегося, придавали этому стилю привлекательности и неповторимости, сделали его загадкой, что влечет художников XX в ст.