Учебники Онлайн


7 Театральное искусство Музыка Танец

В эпоху. Киевской. Руси театральное искусство полно воплощалось в народной и так называемом княжеском, дружинной театре. Народный театр получил широкое выражение в свадебной народной обрядности, о чем в уже говорилось. Основой княжеского театра были скоморохи и шпильманы (элемент, заимствованный из. Германии или из. Византии). Однако ни скоморохи, ни шпильманы, ни свистильникы, хотя и оставив после себя широкую популяр ность (до сих пор имеем даже такие названия сел в Украине), были чужды сценическом духу. Руси. Они театра не создали. Княжий театр опирался на рыцарскую песню, имея за основу два элемента: речитатив и величие ния. Репертуар княжеского театра состоял из драматических поэм, что, имея речитативный характер, подавались на музыкальном фоне, в сопровождении музыкальных инструментов. Тематически княжеский театр пользовался мотивами обороны родины, службы князю, мести за обиженных, рыцарской чести. С упадком древней державы княжеский театр передает народному театру своих персонажей:"князь","княгиня","бояре","друж ба"(жена - войско) тощot;, "дружба" (дружина — військо) тощо.

Музыкальное искусство в сутки государства. Киевская. Русь распределялось на три группы: музыка народная, княжеских салонов и церковная

Народная музыка. Руси складывалась из вокальных и инструментальных мелодий, испокон веков создавались в устной традиции народа. Песни с древних времен были постоянными спутниками наших далеких предков в их рабо эти, быту и обычаях. Веселые и грустные песенные мотивы выполнялись пе только голосом, но и с помощью музыкальных инструментов. Прежде, это обрядовая народная напевность (колядки и щедривки, гаивки и весенний ки, купальские и обжиночные, свадебные и крестильные песни, похоронные причитания). Стилистически народная напевность делится на две основные группы: 1) свободный речитативный стиль, 2) стиль с четким ритмом и форме. Произведения первой группы имели несимметричный свободный ритм и по сути составляли монотонное повторение одного и того же мотива в различных вариантах, сокращениях и распространение, в зависимости от долготы предложений ь импровизированного текста. Такую форму рецитации имели погребальные причитания, исполнявшиеся моподично, без инструментального сопровождения (как правило, профессиональными плакальщицы). Вторая (основная группа) обнимает а все остальные песенных жанров, т.е. мелодий с четким ритмом и выразительным синтаксическим укладом фраз. Такая упорядоченность музыкальных элементов переносилась и па тексты песен, создавая в пых правильные это с. Ури и постоянное количество складов. Образцы древнейшей музыки этого типа встречаем в архаических обрядовых песнях, особенно между колядками и веснушкамеснянками.

О музыке княжеских салонов можем судить только на основании упоминаний в тогдашней литературе, описаний инструментов и тогдашних фресок, главным образом. Софийского собора. Репертуар этой музыки наверняка не был очень разнообразен - танковый, лирический, бытовой, шутливый и др.. Чаще встречаются упоминания о"пение славы"князьям: военные и вообще геройские подвиги князя или его предков ("Слово о полку. Игореве"). Кое-где сохранились даже имена лиц, которые были одновременно постами, композиторами и исполнителями таких произведений:. Вояп (XI в),. Митуса (XIII вXI ст.),. Митуса (ХНІ ст.).

Из инструментов употреблялись свои исконные: гусли, деревянные трубы, рога, бубны и ризпи свирили, пищали и свирели. В княжеских дворах употреблялись еще и инструменты чужого происхождения: кованые, металлические или"р рожани"трубы и рога, орган,"Смык"или"гудок", смычковые инструменты: псалтырь (древнегреческий многострунный музыкальный инструмент),. Лавут, павла, кимбал, бронзовые и медные колокольчики и колокола звон ки и колокола пришли к нам от иудеев их охотно позаимствовала себе христианская церковь. Носителями музыкального творчества были: 1) певцы героических песен, 2) скоморохи, которые впоследствии стали странствующими музыкантами ском орохы были не только музыкантами. Они развлекали слушателей и зрителей различными способами: пением, танцами, шутками, магическими действами, 3) калеки прохожие, старцы, создатели позахрамовои набожной песни, п опередникы поздних. Лирникпісні, попередники пізніших лірників.

Церковная музыка пришла к нам из. Византии. Из литературных источников известно, что вместе с греческим духовенством привезли тогда на. Русь и греческих профессиональных музыкантов"домествепникив", организовавших в на ас церковпо-певческую дело, были первыми учителями музыки и дирижерами ("протопсальтамы") церковных хоров. Сначала была заимствована византийская церковная музыка. Начиная с XI в вводится и пов ирюеться уже украинская, что с первого очага церковного пения -. Киево-Печерской лавры - быстро распространилась па церкви и монастыри всея. Руси. Это был так называемый"Киевский распев", ставший основой местн евои певческой традиции на долгие столетия. Знаем даже имена тогдашних профессиональных знатоков, творцов и исполнителей такой музыки:. Стефан в. Киеве,. Лука в. Володи-мире-Волынском,. Дмитрий в. Перемышлемирі-Волинському,. Дмитро у. Перемишлі.

С княжеских времен сохранилось немало нотных книг, написанных множе-линейных нотацией (невмовою), имевшей две особенности. Кондакарпа нотация употреблялась в кондакарях, где были в основном помещены кондаки на весь р год (кондак - короткая церковная песня, славит. Бога,. Богородицу или святых). Знаменательным нотацией (знамя - нота) нотовани все остальные богослужебные книги, как минеи, ирмолои, триоде, стихирари т.д. нотопись еще не исследованы как следует, так и пения этих сегодня подробно еще не восстановленыено.

Особого развития на. Руси приобрела музыка колоколов, которая выполнялась обязательно по нотам со знанием дела. Колокола сопровождали любое христианский праздник, собирали людей на вече и другие собрания с н случаю решения важных государственных дел. Перекличка церковных колоколов - это небольшой музыкальный концерт. При христианских праздников (особенно крупных -. Рождество. Христово,. Пасха и т.д.) исполнялось по кол ька десятков таких произведений. ДЗВО-новой музыки. Теперь, в связи с борьбой против городских шумов, количество произведений колокольной музыки, которые выполняют во время праздничных христианских торжеств, возведенная в сего до нескольких. А жаль! в ударили в колокола, а подавляющая часть наших храмов молчала, потому что у них нет колоколов. Получилось так, что вся планета через повноголосий перезвон колоколов скучала, а наш сумм оказался невысказанным, хотя беда - наша — наша.

Народный танец на. Руси -"пляс"Название означала групповые игры с песнями. Название"танец"мы переняли от народов. Западной. Европы. Танец - композиция ритмических шагов и движений, чаще к музыке, чем к сп пиву. Танцы эпохи. Киевской. Руси выполнялись в сопровождении пения, музыки (гусли, свирели, трубы, бубны) и хлопок в ладоши. Летописец повествует, что народ сходился на площади или на улице для общей развлечения. Общенародные танцы происходили во время банкетов, свадеб, вечеринок, на праздники русалий, то есть ночью на. Ивана. Купала. В профессиональных танцоров на. Руси принадлежали скоморохи. Они в основном жи ли при княжеских дворах и своими мимическими танцами развлекали гостей на пирах, семейных праздниках и при обрядовых церемония та при обрядових церемоніях.

Народные танцы на. Руси разделялись на три группы. Первая и самая распространенная группа - хороводы. Это народные игры с преобладанием в них танцевальных ритмов. Хороводы иллюстрировали содержание песни движениями. Хотя это были и массо ове танцы, и в них были ведущие лица и ведущие солисты. Хороводы преимущественно состояли из ритмических шагов, бега, перемене мест, перехода под соединенными руками партнеров. Характер хороводов имели весне янки, горелки, игры и танцы в купальскую ночь, танец"Журавль"Вторая группа - народный танец (исполнителей делилась на пары) их содержание - ухаживания и пантомимическое признание любви. Женские шаги зд ебильшого были не такими, чем мужские, их объединял только общий ритм. Третья группа - сольные танцы. По характеру это танцы-соревнования в разнородности шагов и жестов. В группе танцевали один или два человека: женщины, мужчины или смешанная парвіки або ж мішана пара.

Рассмотрев процессы культурного становления и развития. Киевской. Руси, следует отметить, что они проходили под благотворным влиянием как внутренних, так и внешних факторов и завершились созданием выс сокорозвинутои, многоотраслевой культуры нашего народа. Мощной основой формирования и развития самобытной древнеукраинской культуры был богат культурное наследие украинских. Уже в V-VII вв у них нагрев мадилися практические знания о природе, богатая и сильная языческая религия. А с ней была связана и разнообразна устная народная поэзия, которая оставалась не только одним из важных компонентов культуры последующих поколений, но и оказала огромное влияние на процессы создания оригинальной литературытури.

Русь как государство формировалась и развивалась на полиэтнической основе, в ее состав входили и неславянские племена. Элементы их культуры влились в древнерусскую культуру, оказавшись в этнических и етногр рафичних особенностях древнего населения ряда территорий Украини.

Однако культура. Киевской. Руси не стала простым продолжением культуры предшествующего периода. Глубокие изменения в общественной жизни украинский (возникновение государства, формирование древнеукраинской народности т.д.) пр ризвелы к качественным сдвигам в развитии их культуры, в результате чего она за сравнительно короткий период истории достигла высокого уровня и заняла достойное место в мировой средневековой культуре. Тесное вз аемодия народной культуры и культуры княжеских салонов, объединяющая их идея единства и могущества. Руси, общее чувство патриотизма предоставляли всей культуре общенародного характера и высокой жизнедеятельности способноститі.