Украинская культура, Периодизация развития украинской культуры - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


Часть 3 украинских культура

И Периодизация развития украинской культуры

Глубокий гуманистическое содержание украинской культуры, ее значение для творческого самосознания многих поколений украинского народа в национальном саморазвития и мировой цивилизации обусловили объекты ивне превращения ее в целостную систему духовного мира украинский. Категория"украинская культура как целостная система"сравнительно новая. С началом демократических преобразований в общественной жизни украинськог в народа и с провозглашением государственной независимости Украины, наша национальная культура начала постепенно рассматриваться и анализироваться учеными-культурологами как именно целостная полно водоворот ажае духовный мир украинского народа. Да и сам украинский народ учеными теперь рассматривается как единое социально-этническое целое, возникшее, сформировалось и развивается в условиях суровой исторической о бьективности, без искусственного разделения его на"восточников"и"западников", украинский материковой Украины и украинской диаспоры (ближнего и дальнего зарубежья), украинская"буржуазную"и украинского"пролет. Арский"нации тощot; та українську "пролетарську" нації тощо.

Украинская культура также делится ими с такими же объективными критериями. Однако, исходя из исторических факторов, следует отметить, что украинская культура всегда развивалась и функционировала как к единое целое, преодолевая на своем пути самые идеологические, политические, классовые, социальные, конфессиональные преграды тощо.

Что же мы сегодня понимаем под категорией"украинская культура как целостная система"?

- во-первых, украинскую культуру сегодня следует рассматривать как единое целое, вытворенное в области материального и духовного производства гением нашего народа как в материковой части, так и за ее пределами, то есть то в Украине и в ближнем и дальнем зарубежье

- во-вторых, целостная система культуры включает в себя объективную оценку идейно-противоположных течений и направлений в ней. Ведь в создании украинской культуры, как и культуры любого другого народа, принимали уча асть все классы, все социальные слои общества;

- в-третьих, отказ от подхода к изучению украинской культуры как замкнутого социального организма Украинская культура, как оригинальная и своеобразная система, самоутверждаясь, на всех этапах развития м была включена в сферу межнационального духовного синтеза и взаимодействия, в региональный и мировой культурный процесс. Итак, для украинской культуры жизненно важным и необходимым является как то общее, общественность ьне, что было ею заимствовано в других культурах и, прижившись на ее национальной почве, поввою степени служит вашему народу, так и свое, национальное, своеобразное, создана в процессе его исторического ро свитка. Целостность культуры в таком случае означает рассмотрение и оценку его национально-своеобразного в органическом, эзотерическом (глубинном) взаимосвязи с общечеловеческимим;

- в-четвертых, объективно обусловлена ??неравномерность развития культуры, отсутствие прямолинейного, одновременного прогресса всех ее видов, отраслей и направлений не могут служить обоснованием, что придает пере евагы в изучении и анализе той или иной ее составляющей. Это недопустимо, хотя, иногда случалось и такое. На определенных состояниях исторического развития украинской культуры на передний план выдвигались то ее же деятельно-фольклорные жанры, то художественная литература, то общественно-политическая, религиозно-философская мысль. В последние десятилетия ведущие позиции в культуре занимают естественно тех вечные науки, от развития в которых отстают гуманитарные науки, отдельные виды профессиональной творчества (кино, телевидение и т.д.). Но это отнюдь не означает, что внимание в. Культуроведение может преобладать при рассмотрении и изучении какой-то от ной части культуры, именно сегодня вышла в своем развитии на передний план. Это и будет недопустимым нарушением основополагающих принципов анализа культуры как целостной системытеми;

- в-пятых, целостный подход к культуре предполагает такой анализ, когда во внимание равной степени берется непрерывность ее развития, т.е. все периоды. Учет невероятностей, взлетов и спадов в духовной жизни в Украине должен лежать в основе целостного подхода к определению и анализу периодов развития нашей культуры Украинский культурный процесс, несмотря на определенные препятствия известны в истории, даже на. Батыево нашествие, возрождался вновь и, уже начиная с XIV, развивался по восходящей вплоть до XVIII в, т.е. к ликвидации украинской автономии, и далее: в период неволе, преследований и запретов (конец XVIII-конец XIX в) активного оживления (начало XX века), которое заканчивается послеоктябрьских ренессансом (20-е годы XX века); трагедией в тисках сталинщины (30-е - середина 50-х гг). Сков анистю во времена стагнации; современный процесс возрождения. Такой подход к периодизации учитывает подъемы и спады культурного процесса в Украине и обеспечивает, в свою очередь, целостный подход к украинским шаров туры как к единому целому духовного мира нашего народго народу.

Далее обозначим главные периоды в развитии украинской культуры и дадим им краткую характеристику. При этом, рассматривая периодизацию украинской культуры, отметим, что сегодня она уже не является каким-то ь причудливым покручем неполноценных"младших братьев", как это завуалировано утверждалось в трудах некоторых, как оказалось, не совсем компетентных авторов, институтов советской культурологической науки. Нери. ГКО начала украинской культуры означувались в изданиях советского периода в лучшем случае годы окончание истории. Киевской. Руси - так называемой"общей колыбели восточнославянских народов", т.е. XIV а то и XV-XVII вв. При этом"забывали", а точнее - сознательно обходили молчанием, что история украинского народа и его культуры начинается еще с извечных времен, когда он, будучи единственным автохтоном на своей земле, творил глубокие народные традиции, высокие образцы культуры, играл и нередко терял (теперь уже из известных нам причин) государственные формы своего жизненноричин) державні форми свого життя.

Исходным моментом научной периодизации развития украинской культуры является четкое определение ее субстрата (носителя) - украинского народа и украинской нации, прежде исторических условий их формирования. Это эт связанную с тем, что для анализа характерных мировоззренческих представлений, ценностей и идеалов этноса, традиций его общественной жизни, специфических форм культуротворческой деятельности и обычного права следует зрозу мифы исторические условия их формирования и развития, т.е. четко проследить периодизацию украинской культуры через призму ее национальной объективностиі.

Итак, первый период развития украинской культуры охватывает временной отрезок от ее истоков и до принятия христианства, то есть - это культура восточнославянских племен дохристианской эпохи. Учитывая так ку продолжительность первого периода развития украинской культуры, его характеристику сделаем несколько полнее от других периодов, начиная с как можно более раннего времени. Дело в том, что архаические истоки н ашои культуры многими авторами, специалистами-культурологами, опускаются, а если и нет, то рассматриваются вскользь, без расстановки акцентов на важных факторах, которые имели место в древней истории Украины. Нач аткы предыстории украинской культуры, ее истоки теряются в глубокой древности. Ученые утверждают, что культура на территории Украины возникла на ранних стадиях развития общества и с тех пор неразрывно п овьязана с его историей. Стоянки первобытного человека здесь появились сотни тысяч лет назад, в эпоху раннего палеолита. В последующие эпохи (мезолита и особенно неолита) человек настойчиво расширяла сферу с воеи деятельности, осваивала территорию и природные богатства, совершенствовала орудия труда. От примитивных форм сбора, охоты и рыболовства она переходит к земледелию и скотоводствутарства.

Глубокий след в истории украинской культуры оставили племена трипольской культуры (4-3 тыс. до н.э), для которых присущим был уже достаточно высокий уровень производственной культуры, техники изготовления керамики ки, общественной организации. Значительное риввя достигла здесь и духовная культура. По утверждению. М. Суслопарова, именно здесь существовал первый в. Европе буквенно-звуковой алфавит. Итак, создан он раньше, чем в финиках йцив (а это 4 тыс. до н.э). Ряд историков, стремясь отнести начала Украину и ее культуры можно дальше небосхили человеческой истории, не удержались от соблазна связать трипольцев с будущими. УКРАИНСКАЯ ямы, стремятся видеть у трипольцев праукраинцев. Однако эти взгляды пока научно не доказаны. Есть ученые, которые утверждают, что трипольские племена со временем были ассимилированы другими племенами. Но большинство историков все же считают, что трипольские племена исчезли бесследно, так, как и появились. И это, по их мнению, одна из величайших загадок нашей истории, их место заступили представители других археологических их культур, скажем, шнуровой керамикиурової кераміки.

Эпоха бронзы и раннего железа представляется нам своеобразным калейдоскопом археологических культур, находим незаперчни свидетельство стремительного прогресса человечества, накопления им положительного опыта методом спр раб и ошибок, совершенствования производственных сил, а следовательно и общественных отношений. Происходит первое разделение труда: скотоводство отделяется от земледелия. Именно тогда, а это было в 2 тыс дон е, начинается е тногенез славян. В 1 тыс. до н е происходит второй разделение труда: ремесло отделяется от земледелия. Общество делится на классы, возникает государстває держава.

"Отец истории"Геродот подробно описывает территорию Украины в 5 века до н.э в образе. Скифии. Кое-где он касается традиций, быта и других составляющих ее культуры раз в этот период происходит греческий а колонизация. Северного. Причерноморья, возникают полисы - города-государства и образуется. Боспорское царствпорське царство.

Великое переселение народов, которое имело место во II-VII вв н.э., не обошло и украинских земель, привело вторжение сюда гуннов, готов и аваров. Разгром. Боспорского царства и. Малой. Скифии создали спо иятливи условия для широкого расселения славянских племен, в том числе и на земли современной Украины (племена зару-бинецькои и черняховской культур). Именно с этого периода и начинается настоящая ист ория Украине, история культуры ее народа. М. Грушевский (а его мнение разделяем и мы) выводит украинский с антов:"Отее и были наши украинские племена, - пишет он в"Иллюстрированной истории Украины"(К;. Л ьвив, 1913 -. С 32), - занявших тогда уже побережет. Черноморское от. Днестра до. Азовского моря и впервс здесь выступают в исторических источниках отдельно под названием"антов"Древнейшая весть, которую о сих антов переводят нам византийские писатели, относится к концу IV века, сейчас по гуннского бури, и это то, что называется началом исторической жизни наших плементком історичного життя наших племен".

Первое тысячелетие новой эры для развития украинской культуры была полна рядом событий исторического значения: возникновение. Киева -"матери городов русских"; объединение восточнославянских племен и обра ние дер ржавыми -. Киевской. Руси; победоносные походы русских князей и расширение государственных границ; небывалый подъем культуры от непосредственного общения с хазарами, половцами,. Византией и другими народа мы и, наконец, принятие христианства. Все это вместе поставило украинский народ и его культуру в один ряд с другими високорозвииутимы народами-и культурами. Европы и миропи і світу.

Второй период развития украинской культуры приходится на время существования княжеского государства -. Киевской. Руси и. Галицко-Вол ин-ского княжества. Так его и именуем: украинская культура княжеской эпохи. Государство. Киевская. Русь - мощная раннефеодальное военно-деспотическая империя, которая ничем не отличалась от империй. Ка-роллингов и. Меровингов, за исключением того, что она со времени своего возникновения взяла на себя роль покровителя, мецената и благотворителя культуры, стала ведущей материальной основой ее развитию. А введение христианства приравняло Украинский к культурно-этических ценностей, которые и поныне в ановлять основу современной западной цивилизации. Они обогатили сокровищницу духовной жизни украинского народа, вывели его культуру на широкие просторы мировой цивилизации, поставили в один ряд с найрозв инутишимы тогдашними культурамрами.

Отмечая прогрессивное продвижение культуры Украины-Руси княжеской эпохи, необходимо отметить, что он сопровождается то колоссальными успехами в государственной жизни, то драматическими коллизиями вокруг этой держа авности, которые в основном здесь и преобладали. Основной причиной такого положения вещей большинство исследователей считают фатальное непонимание народом Украины еще в те времена роль и значение национального единства в с в совместной жизни, наличие несогласованности личных интересов с интересами государства. Все это негативно сказывалось на общей ментальности украинских, в частности, на национальном характере нашего обществ а силу объективных, и не в меньшей степени и субъективные причины, нашему обществу, начиная с эпохи. Киевской. Руси, хронически не хватало высших национальных слоев, правящей элиты, особенно духовной, и нтелектуальнои, которая на протяжении всей истории, опять же по этой причине, или омонго-лювалася, или полонизировалась, или русифицировалась, а за коммунистического тоталитарного режима еще приобретала"интернац ионального"характерot; характеру.

Крайне отрицательно (вопреки доказательствам некоторых наших современников - например,. О. Сулейменова -"Аз и. Я") в истории украинской культуры, как и истории Украины в целом, отразилась монголо-та-Тарского нашествие X XIII-XIV вв, а позже - создание на принципах азиатской деспотии. Русского централизованного государства. Отсюда и начались острые трагедии нашего народа тяжелого, подчас непоправимый удар украинского культуре наносили полное опустошение целых регионов, разрушение культурных центров, уничтожения духовной элиты и потеря национальной государственности, которые имели место в ходе мон-голо-татарского нашествия и кровавой х войн с турками, татарами, поляками и другими захватчиками протяжении последующих веков. Куль-туротворчий процесс в целом тормозилось и деформировался. Возрождение национальной государственности (например, сутки. Галицко-Во-Линский княжества) или хотя бы ее элементов или автономной политической организации (Киевское удельное княжество в политической системе. Гедиминовичей), как правило, активизировало творческие силы н ароду, культура, как птица-феникс, возрождалась из пепла, становилась всеобъемлющей и оригинальной. Процесс развития нашей культуры княжеской эпохи происходил через подъемы и спадз підйоми і спади.

Третий период развития украинской культуры приходится на литовско-польскую эпоху в истории нашего народа. После потери собственной государственности условия для развития украинской культуры были неодинаковыми в рез них регионах Украины. Начиная буквально с конца монголо-татарского нашествия и до 1569 г (год. Люблинской унии), украинские земли постепенно, от немногих к большинству, переходили под власть. Велик ого княжества. Литовского, которое переняло у нас многие черты административного устройства, основы юридического права и традицию летописания, что брали свое начало еще со времен. Киевского государства. Даже русская языков а стала здесь официальной и использовалась как средство внутреннего и внешнего общения. Но, несмотря на это, условия для развития украинской культуры ухудшались вследствие ассимиляции украинским е литы, а заодно и потери ею политических влияний. В. Галичине господствующие позиции сразу после ее захвата. Польшей перешли к польских феодалов, а во всех крупных городах - до католических колонистов-горожан. Таким образом происходила ликвидация тех политических центров, вавколо которых кристализувалося и кипела культурная жизнье життя.

Значение православной церкви стало заметно расти, она стала выполнять роль не только опекуна украинской культуры, но и фактора национальной консолидации украинского народа насаждаемой насильственным ькимы методами католицизм и латинский язык (культура) превращались на все устойчивы орудия и символы ассимиляции, вели в большинстве случаев к разрыву с отечественной культурой, народными традиция мы т.д.. Латиномовна образование и даже творчество стали восприниматься большинством украинских как чужеродные. Составлялись условия для дальнейшего утверждения и распространения"греческой"обрядности как атрибутики"русской"(украинский) народности и культуры. При таких условиях возник и начал крепнуть так называемый параллелизм в развитии культуры с последующим (правда, временным) преобладанием католицизма над православиялицизму над православ'ям.

Ситуация начала меняться, когда православные осознали, что сохранят своих позиций без реформы церковной жизни и обновление форм культуры. Все это можно было осуществить путем развития экономики, соци иально и политической активизации украинского народа, особенно мещанства, части украинской шляхты, а впоследствии и казачества. Так оно и случилось. И уже к середине XVI в наметилось подъема украинских культуры, вступившее размах примерно с третьей четверти того же века. Начало национально-освободительной борьбы в конце XVI - начале XVII вв сопровождался дальнейшим оживлением культурного р озвитку. Распространились гуманистические идеи, активизировались контакты с ячейками ренессансной культуры. Развивается школьное образование и книгопечатание. Особенно существенным фактором перелома в культурной жизни стала д ияльнисть церковных православных братств. Они развились в принципиально новый тип общественной организации, которая объединяла функции"православной реформации"с борьбой за национально-религиозные и сословные права и национальную культуру. Через братские школы начали распространяться в Украине принципы гуманистической педагогики. Полемика между православными и проунийськимы публицистами стимулировала процессы совершенстве ения науки, образования, искусствуки, освіти, мистецтва.

Брестская церковная уния (1596 г.) предоставила новый импульс культурной жизни Украины. Инициаторы унии не смогли убедить общество в том, что католическая церковь греческого обряда не приведет к латыни изации (читай - полонизации) культуры и потери украинских их национально-культурной идентичности. Оживление общественно-политической жизни на. Приднепровье (национально-освободительные движения, политическая ак тивизация запорожского и реестрового казачества) способствовало закреплению за. Киевом роли ведущего культурного центра Украины 1615 г в. Киеве начала действовать братская школа, 1616 г - типография. Киево-Печерской л аврио, 1632 г -. Кие-во-Могилянская коллегия (позже академияадемія).

Развитие украинской культуры в польско-литовскую сутки отмечен тесным взаимозависимостью и взаемопереплетиння национально-освободительной борьбы и движения за возрождение украинской культуры

В ходе этого движения не только формировались идеологические предпосылки всенародной освободительной войны, которая началась в Украине 1648 г, но и создавались культурные ценности, которые стали основой развития украинских культуры на протяжении следующих. СТОЛИТь.

Четвертый период развития украинской культуры приходится на казацко-гетманской сутки, которая характеризуется новым историческим контекстом, обусловленным окончанием. Освободительной войны в середине XVII в, с одной дного стороны, и постепенным ограничением, а затем и потерей автономии Украины в конце XVIII в, с другой. Определяющим здесь является фактор национальной государственности, которая, просуществовав более 130 лет, все же и ки смогла существенно сформировать направленность, характер и интенсивность культурных процессов на Украинїні.

Этот период украинской культуры вместе с тем оказался не менее сложным и драматичным за предыдущий относительно условий развития культуры. Во-первых, после присоединения Украины к. России царизм стал на путь ликвидации й традиционных государственно-политических институтов - полкового административного устройства, судебных органов, гетманата, постепенно заменяя их общеимперскими нормами и порядками.

Крайне негативно на развитие культуры влияла политическая расчлененность украинских земель. С 1660 г (начало разделения. Войска. Запорожского на. Левобережье, что ориентировалось на. Москву, и. Правобережье - с ориентацией на дело. Посполитую -. Руина). Правобережная Украина вновь перешла под власть. Речи. Посполитой. В составе иностранных государств находились. Галичина (Польша),. Северная. Буковина (Молдавское княжество). Закарпатья (Венгрия),. Слобожанщина и. Юг Украины (Россия). Это нивелировало этнические особенности культуры, препятствовало оформлению ее элементов, характерных для всего украинского этноса. Не меньший оп лил на интеллектуальную среду производили постоянные войны, которые вели за украинские земли другие государства. Продолжались разрушительные нападения татар, продолжавшиеся до 1796 г и приносили невиданное бедствие украинский народовародові.

Во-вторых, общественно-политическая ситуация, сложившаяся в то время во всем мире, особенно в. Европе, выдвигала перед украинским обществом чрезвычайно сложные объективные потребности. Процессы, связанные с да альшим эволюционным шагом феодализма и ростом капиталистического уклада, развитие ремесла, промыслов и появление мануфактур, освоение новых земель, формирования рыночных отношений общеукраинского с чение - все это вместе соответственно отразилось на духовной жизни общества, требовало подготовки образованных людей, усиление контактов между отдельными регионами, землями, людьми. Постепенно ломались эконом. Ичне и политические перегородки, замкнутость и изолированность, свойственные эпохе средневековьячя.

И все же, развитие украинской культуры в этот период выступает как процесс последовательный, объективно обусловленный, процесс усвоения и наследование традиций культуры. Киевской. Руси, процесс зарождения в духов вному жизни украинского народа новых явлений, органически связанных с влиянием идей гуманизма,. Ренессанса,. Реформации, а несколько позже и барокко и. Просвещения. Речь идет о процессах создания культуры нового о времени, где эти идеи и влияния на местном, украинской почве дали оригинальные образцы интеллектуальных достижений в сфере образования и педагогики, научных знаний и книгопечатания, литературы и искусства.

Доминантой развития украинской культуры этого периода, начиная со второй половины XVII в, является влияние казачества на нее, не только не уменьшился, но и превратился в один из судьбоносных и определяющих фа актеров ее развития. К тому времени казачество превратилось в провидву слой новообразованного государства, завоевало господствующие позиции во всех сферах жизни украинского обществва.

Пятый период развития украинской культуры охватывает период в 150 лет, лет большой несвободы нашего народа - со времен разрушения. Гетманщины и до начала XX в. Его целесообразно условно разделить на три п подпериода: первый - конец XVIII - конец 50-х годов XIX в, что есть время ее становления как новейшей культуры с народным демократизмом и народным языком, второй - 60-90-е годы XIX в - время ее вхождения я в общеславянский и мировой культурный процесс, и третий - начало XX вв - время утверждения ее как великой национальной культуры мирового значения и резонанса. Этот период в развитии украинской й культуры назовем периодом национально-культурного возрождения ярко в процессах создания новой национальной модели культуры украинский народ проявил себя в литературе, историософии, фольклорис ной, этнографии, театре, изобразительном искусстве, драматургии. Доминирующая, формотворча роль в этом процессе принадлежала литературе. Все виды новейшей культуры, основанные"Энеида"Енеїдоюм. И. Котляревского, дальше развивалась параллельно с литературой, под ее непосредственным благотворным влиянием. Именно она, новитвя украинская литература, первой среди других составляющих культуры, показывала, как надо решать сложные проблемы тогдашнего духовной жизни украинского общества, утверждала в его сознании оптимистическую веру в будущее. Она, во-первых, напоминала о самобытном и яс воровал героическое прошлое своего народа, достойно удивления, восхваления и подражания, во-вторых, раскрывала и проявляла мощные потенциальные возможности его дорогого сокровища - разговорной речи, с которой украинская й народ получил право, образно говоря, на жизнь и бессмертие, и, в-третьих, показывала, как надо на основе народно-первозданных элементов (фольклора, быта, обычаев, верований, легенд, обрядовос е) создавать высокое профессиональное искусствтво.

Этот период еще называют периодом длительной"неволе и преследований"украинской культуры, периодом ее ожесточенной борьбы с ассимиляционных мерами русского царизма, польской шляхты, румынских боя овраг, венгерских феодалов и всевластного австрийского цисарства Украинский оттеснялись этими враждебными силами на периферию культурного прогресса. Продолжалось начатое еще в прежние времена высасывания укр. УССКИЙ творческих сил другими культурами, в частности российской, чем была подчинена вся система науки, образования, культурной политики вообще времен колониального режимьного режиму.

Рассматривая этот период в развитии нашей культуры, следует обратить внимание на то, что украинское. Возрождение - это не копия европейского. Возрождения, если вообще так можно его назвать. Ведь. Возрождения что широкой волной прокатилось по всем европейским странам, в каждой из них имело свою специфику, свои особенности Украины в таком случае не является исключением. Она не повторяет даже тех моделей, которые имели мы сце у близких, славянских культурах. А тут, как известно, существовало несколько моделей национального. Возрождения: чешский (ее основы были заложены деятельностью ученых-будителей, например,. Даниил. Адам из. Ве леславина). Сербский (народным творчеством и фольклориста-научной деятельностью. В. Караджича) польский (романтической поэзией. А. Мицкевы-ча) украинского. Возрождения объединяет формообразующих силы всех названных моделей: развитие народоведения (от. М драть льва и. М. Максимовича. П. Кулиша), историософию ("История русов",. М. Маркевич, 1. Срезневский,. М. Костомаров) и, главным образом, литературу с гениальным пое том. Т.. Шевченкоьним поетом. Т.. Шевченком.

протяжении XIX и начала XX в украинских культура сделала колоссальный шаг вперед в своем развитии, обнаружила свою способность: во-первых, синтезировать многовековой мировой художественный процесс, во-вторых, вс семь своим художественным арсеналом предложить самобытное решение многих общественных, этико-философских и художественных проблем, которые волновали человечество, в-третьих, создать такие художественно-эстетические ценности которые поставили украинскую культуру на уровень мировой. Итак, проникнутая гуманистическими идеями, украинская культура XIX - нач XX вв вывела украинскую нацию на широкий путь мирового исторического развития поставила с неизвестности и забвения в один ряд с наиболее нациями мирвіту.

Шестой период развития украинской культуры является временем нового межвоенного и послевоенного порабощения Украины ее восточными и западными соседями и охватывает период от начала XX века до конца 80-х гг

Высокая степень развития и исторической зрелости украинской культуры, с которым она вступила в XX в, обусловили ее активную и плодотворную участие в общеевропейском культурном процессе. Это и сформированность р разветвленной жанровой системы в литературе, демократизация и модернизация языка большинства искусств (изобразительного, наследования традиций культуры. Киевской. Руси, процесс зарождения в духовной жизни ук раинском народа новых явлений, органически связанных с влиянием идей гуманизма,. Ренессанса,. Реформации, а несколько позже и барокко и. Просвещения. Речь идет о процессах создания культуры. Нового времени, где эти идеи и влияния на местном, украинской почве дали оригинальные образцы интеллектуальных достижений в сфере образования и педагогики, научных знаний и книгопечатания, литературы и искусствтва.

Доминантой развития украинской культуры этого периода, начиная со второй половины XVII в, является влияние казачества на нее, не только не уменьшился, но и превратился в один из судьбоносных и определяющих фа актеров ее развития. К тому времени казачество превратилось в ведущий слой новообразованного государства, завоевало господствующие позиции во всех сферах жизни украинского обществва.

Пятый период развития украинской культуры охватывает период в 150 лет, лет большой несвободы нашего народа - со времен разрушения. Гетманщины и до начала XX в. Его целесообразно условно разделить на три ш шдпериоды: первый - конец XVIII - конец 50-х годов XIX в, что есть время ее становления как новейшей культуры с народным демократизмом и народным языком, второй - 60-90-е годы XIX в - время ее вхождения в общеславянский и мировой культурный процесс, и третий - начало XX вв - время утверждения ее как великой национальной культуры мирового значения и резонанса. Этот период в развитии украинских культуры назовем периодом национально-культурного возрождения ярко в процессах создания новой национальной модели культуры украинский народ проявил себя в литературе, историософии, фольклорист ици, этнографии, театре, изобразительном искусстве, драматургии. Доминирующая, формотворча роль в этом процессе принадлежала литературе. Все виды новейшей культуры, основанные"Энеида"и. Котляревского, да ли развивалась параллельно с литературой, под ее непосредственным благотворным влиянием. Именно она, новейшая украинская литература, первой среди других составляющих культуры, показывала, как надо решать найс кладниши проблемы тогдашнего духовной жизни украинского общества, утверждала в его сознании оптимистическую веру в будущее. Она, во-первых, напоминала о самобытном и яркое героическое прошлое своего народа, достойно удивления, восхваления и подражания, во-вторых, раскрывала и проявляла мощные потенциальные возможности его дорогого сокровища - разговорной речи, с которой украинский народ получал прав в, образно говоря, на жизнь и бессмертие, и, в-третьих, показывала, как надо на основе народно-первозданных элементов (фольклора, быта, обычаев, верований, легенд, обрядности) творить высокое о профессиональными искусств професійне мистецтво.

Этот период еще называют периодом длительной"неволе и преследований"украинской культуры, периодом ее ожесточенной борьбы с ассимиляционных мерами русского царизма, польской шляхты, румынских боя овраг, венгерских феодалов и всевластного австрийского цисарства Украинский оттеснялись этими враждебными силами на периферию культурного прогресса. Продолжалось начатое еще в прежние времена высасывания укр. УССКИЙ творческих сил другими культурами, в частности российской, чем была подчинена вся система науки, образования, культурной политики вообще времен колониального режимьного режиму.

Рассматривая этот период в развитии нашей культуры, следует обратить внимание на то, что украинское. Возрождение - это не копия европейского. Возрождения, если вообще так можно его назвать. Ведь. Возрождения что широкой волной прокатилось по всем европейским странам, в каждой из них имело свою специфику, свои особенности Украины в таком случае не является исключением. Она не повторяет даже тех моделей, которые имели мы сце у близких, славянских культурах. А тут, как известно, существовало несколько моделей национального. Возрождения: чешский (ее основы были заложены деятельностью ученых-будителей, например,. Даниил. Адам из. Ве леславина). Сербский (народным творчеством и фольклориста-научной деятельностью. В. Караджича) польский (романтической поэзией. А. Мицкевы-ча) украинского. Возрождения объединяет формообразующих силы всех названных моделей: развитие народоведения (от. М. Цертелева и. М. Максимовича. П. Кулиша), историософию ("История русов",. М. Маркевич,. И. Срезневский,. М. Костомаров) и, главным образом, литературу с гениальным поэт ом. Т.. Шевченкоьним поетом. Т.. Шевченком.

протяжении XIX и начала XX в украинских культура сделала колоссальный шаг вперед в своем развитии, обнаружила свою способность: во-первых, синтезировать многовековой мировой художественный процесс, во-вторых, вс семь своим художественным арсеналом предложить самобытное решение многих общественных, этико-философских и художественных проблем, которые волновали человечество, в-третьих, создать такие художественно-эстетические ценности которые поставили украинскую культуру на уровень мировой. Итак, проникнутая гуманистическими идеями, украинская культура XIX - нач XX вв вывела украинскую нацию на широкий путь мирового исторического развития поставила с неизвестности и забвения в один ряд с наиболее нациями мирвіту.

Шестой период развития украинской культуры является временем нового межвоенного и послевоенного порабощения Украины ее восточными и западными соседями и охватывает период от начала XX века до конца 80-х гг

Высокая степень развития и исторической зрелости украинской культуры, с которым она вступила в XX в, обусловили ее активную и плодотворную участие в общеевропейском культурном процессе. Это и сформированность р разветвленной жанровой системы в литературе, демократизация и модернизация языка большинства искусств (изобразительного, графики, скульптуры, музыки), целостность общенационального (Восточная и. Западная Украины ина) культурного развития, выдающиеся достижения нашей культуры, обогативших не только свою, но и европейскую художественную культуру (украинская народная песня, социальный роман, импрессионистическая и експресионистич на новелла XX века, театр корифеев, гуцульская народное искусство и многое другоего).

Рассматриваемый здесь период развития украинской культуры, как и предыдущий, целесообразно разделить на несколько подпериода, которые, в свою очередь, отличаются друг от друга социально-экономическими и политико--психологическими факторами, посутньо влияли на процессы развития нашей национальной культур.

1. Несмотря на невероятно тяжелые формы национального гнета, преследования и запреты, лишения своей фундаментальной основы - национальной школы с родным языком обучения, культурная жизнь в Украине начале XX в значительно активизируется. Возникают художественные музеи, архивы, новые библиотеки, действуют основанные на новых принципах художественные учебные заведения, усиливаются связи с зарубежными художественными цент рамы (Париж,. Рим,. Мюнхен,. Краков). Национально-демократическая революция и обретения Украиной национальной государственности (УНР,. ЗУНР), несмотря на их поражение от большевиков в 1919-20 гг, дали мощный ис ричний импульс национально-культурного строительства даже в условиях ограниченной и зажатой советской государственности 20-х гг (украинская ренессанс, трагически оборванный 1929 г929 р.).

2. Период 30-х - начале 50-х гг - время особо жестокого тоталитаризма. Он обозначен в общественной жизни Украины острыми противоречиями, трагическими событиями, порожденными антинародной сталинской ди иктатурою. Наша культура понесла огромные потери: погибли сотни талантливых ее мастеров, были ликвидированы многочисленные научные и творческие институты и учреждения. Даже при таких ужасно невыносимых условий об этом с развития украинской культуры продолжался, правда, несколько замедленными темпами. Он не мог остановиться совсем хотя бы потому, что массовая ликвидация неграмотности, создание широкой сети школ и других культ урной-образовательных учреждений и творческих коллективов сформировали действительно заинтересованного потребителя культуры. Но и этот, чрезвычайно слаб по своему характеру процесс, деформировался и искажался террористическим режимом, который властно наложил тяжелый пресс на научную мысль, примитивизував, засмичував вульгарными мировоззренческими мифами дело народного образования, в области литературы и искусства вел к общему снижению я эстетического уровня, фальсификации и искажения жизненной правды, рабского прославления культа"вождя всех времен и народовв і народів".

3 года. Великой. Отечественной войны для значительной части деятелей украинской культуры стали периодом творческого подъема. Антинародная культурная политика в это время, правда, уступила частично строгом лог гици борьбы с врагом. Именно духовное напряжение грозных, решающих времен, а также, отметим этом особенно высокую степень творческой свободы и обусловили этот подъем украинской культуры. В военные рок и вова обогатилась рядом произведений, вошедших в ее классическом фонда, хотя и здесь, что греха таить, было вместе с тем немало агитационной поденки и голой пропаганданди.

4. Из окончанием. Великой. Отечественной войны, казалось, должны сложиться благоприятные условия для дальнейшего разнообразного, многоцветного и интенсивного художественного процесса. Способствовать этому могли бы и приобретенный у военное лихолетье опыт, и объединение украинских земель в едином, пусть хоть формальной, государстве; однако известные партийные акции по идеологическим вопросам деформировали духовную жизнь общества. Несмотря на т е, что украинская культура послевоенного периода имела немало достижений, ее идейно-смысловое, сюжетное, стилевое и эмоциональное русло оказалось достаточно суженным и бедным. На многих произведениях лежал отпечаток ет ной соцреалистической заданности, а не свободного самовыражения таланта. Партийно-государств в"концепции"сводили к окончательному огосударствления культуры, подвергали ее строгому контролю и некомпетентному ру цтву. После известных постановлений 1946-1948 гг из активного творческого процесса изымалось много талантливых представителей творческой интеллигенции, произошла окончательная деградация принципов соцреализмципів соцреалізму.

5. В времена так называемого"развитого социализма"под нарастающим имперским давлением, фальшивыми лозунгами"новой исторической общности"и"единой общесоветской интернациональной культуры", усиливаются процессы целенаправленной денационализации нерусских народов, попадают на грань гибели национальные языки. Все это не могло поставить передовую украинскую интеллигенцию позиции созерцательного, прим иренського характера. Лучшая ее часть начинает движение, успешно перерос в борьбу за демократические права и свободы (в том числе и свободу творчества), при благоприятных условиях развития национальной шаров туры. Это известные нам движения"шестидесятников","семидесятников"и"восьмидесятников"Именно в этот период активизируется так называемая подпольная или засапожными-в стол культура, творческая мысль, идейные искания, нагрома джуеться интеллектуальный потенциал украинских нацишуки, нагромаджується інтелектуальний потенціал української нації.

6. Тоталитарный режим, на котором достаточно стойко держалась одна из самых прочных империй мира, на конец XX в неожиданно для многих, рухнул, исчерпав все свои потенциальные возможности, оказавшись н несостоятельным дать полные ответы на жгучие вопросы современной мировой истории. Конец XX в властно позвал к жизни новые императивы. Эра постиндустриального, чрезвычайно интенсивного развития, в который н адто стремительно втягивается все человечество, не воспринимает сверхцентрализованной, государственно-бюрократического управления всеми сферами общественной жизни, выводит его современную схему за пределы исторического развития человечества а. Новыми императивами современности стали молодые суверенные государства, возникшие на территории бывшего. СССР, в том числе и Украинкраїна.

Шестой подпериода характеризуется унаследованными от предыдущих подпериода взлетами и руинами в развитии украинской культуры, наличием как объективных, так и субъективных факторов, за которых украинский ка культура была поставлена ??(и еще до сих пор находится) в условия борьбы за самосохранение и постоянного стремления к возрождению. Трагизм ее феномена заключается в том, что она, как и в давние времена, уже третий была потеряла свою национальную духовную элиту. Когда-то это была полонизация украинской шляхты или ее русификация. Теперь - постоянное уничтожение духовной элиты на протяжении всего периода, от репрессий 20-30-х гг, от времени. Расстрелянного возрождения и к репрессиям, которые осуществлялись в значительно более мягких формах, вплоть до конца 80-х гг. Каждый раз потери национальной духовной элиты (особенно за три года третьей потери) х оч и не приводили к полному разрушению традиционной украинской культуры (особенно сильны в ней народные источники, питающиеся тяготением к подлинной народности в пайширшому смысле этого слова), а ле все же отодвинули ее на задний план мирового культурного прогресса, унижали, вызывали появление рис вторичности и провинциальностиності.

Седьмой период развития украинской культуры только начался и продолжается в новых исторических условиях. Это - современный период, охватывающий период с конца 80-х гг и до сих. Исторический. Акт провозглашения независимости Украины (24 августа 1991) открыл новые горизонты перед украинской культурой, впервые получает возможность твориться и развиваться как единая национальная культура материка и зарубежья. По ци х условий появились новые черты, новые характеристики, которые дают нам возможность с оптимизмом говорить о будущем нашей культуры: большое расширение границ творческой свободы художника, наличие богатейшего творческого дос виду и творческих сил, тенденция к консолидации национальных художественных школ, широкие и многообразные связи с искусством других народов т.д.. Вместе с тем, в новую эпоху усиливаются устоявшиеся формы связи к ультура с народом, все отчетливее определяется в процессах развития украинской культуры широкий спектр поисков большей эстетической действенности культуры - содержательной, гуманной, эмоциональной. Несмотря на все сложности как объективного, так и субъективного плана, постепенно заполняются"белые"и"черные"пятна в истории украинской культуры, выходят на всенародный виднокил ранее запрещенные и замалчиваемые ее страницы та замовчувані її сторінки.

Завершая рассмотрение периодов развития украинской культуры, следует отметить, что во времена становления Украинского независимого государства мы стараемся подходить и анализировать их как граждане независимой сувере энной страны, соблюдая нового государственного взгляда на отечественную историю. Этот взгляд значительно отличается от концепций как советской, так и украинской народнической периодизации. Основой нашего подходов ду к этому важному и архисложно вопросы современности объективно-логический, историко-философский анализ событий и явлений, имевших место на протяжении всей истории украинской культуры от пи истоков и до настоящее. С учетом такого подхода к периодизации курса и построена его программа. Опыт, который мы уже имеем в вопросах преподавания и изучения украинской культуры, оправдывает такой подход, вы определяет его плодовитость и целесообразностьість.

Рассмотрев периоды развития украинской культуры, которые в полной мере воспроизводят ее чрезвычайно сложный, часто трагический путь к вершинам мирового духовного гения, стоит сказать хотя бы несколько слов о т то, что сегодня украинская культура, существующие во времени, является непрерывным движением национальных культурных ценностей, что происходит между различными социумами, общественными слоями и поколениями. В этом движении е дбираються и усваиваются весомые культурные ценности, одни из них приобретают новое значение, другие временно или и навсегда исчезают. Иногда это движение сопровождается духовным подъемом или духовным взломом, которые посутньо влияют на характер, темпы и содержание процессов, имеющих место в духовном развитии нациії.

Первым духовным переломом в истории украинского этноса, который приобрел масштабы общенациональной трагедии, стала на рубеже X-XI вв принудительная христианизация, отказ (опять же принудительная) от поганс ского прошлого, которое противоречило требованиям новой для русичей религии. Эта"отказ"проходила очень болезненно для общественной жизни тогдашнего населения. Киевской. Руси, от ее последствий народ выздоравливал не с овсим быстро. Эта же"отказ"резко изменила и естественный ход процессов развития культурцесів розвитку культури.

Второй духовный перелом культурного развития Украины произошел вследствие порабощения ее"Российской империей, которая на протяжении трех столетий принудительно отрывала украинский народ от традиций своей культуры

И, наконец, третий духовный перелом украинского народа - социалистическая культурная"революция"В ходе. Ее развертывание было уничтожено много известных деятелей украинской культуры, осквернено множество культурных х памятников (разрушено или вовсе уничтожены их - церкви, памятники, или же спродано"с молотка"и вывезено за границу - картины, церковную, утварь), потерпела неслыханного в мире ущемления религия, запущено основное культурное наследие - памятники культуры, истории и природы, подорваны традиции природопользования и хозяйствования, язык, национальные духовно-нравственные ценности. За годы этой"революции"хо лась не менее"культурная"экспансия русского языка, что привело к потере тремя поколениями украинских своей родной национального языка. Сама украинская культура в нашем обществе оказалась далеко поз аду, по сравнению со своими западными соседями. Состоялось уничтожения культуры, которая принадлежала к старой надстройки,"обреченного мира"Наступление на украинскую культуру велся широким фронтом. С этой целью искусственно ус кладнювались связи украинского народа с европейскими нациямлись зв'язки українського народу з європейськими націями.

И все же украинская культура, сущностью которой все время была борьба за свое существование, жила и развивалась, мужала и обогащалась, усваивала достижения культур других народов, полностью выражая собств ный духовный мир. В чем же сегодня выражается сущность этого единственного и неповторимого духовного мира? ька культура.

Несмотря на неимоверные трудности, которые на протяжении веков преодолевал на своем историческом пути украинский народ и о которых мы уже только что говорили, он создал свою высокоразвитую (по современным мировым мер звездами) национальную культуру. Сегодня в ней представлены все отрасли, виды и жанры духовного производства, присущие развитым культурам мира. Достаточно высокого уровня развития в Украине достигли наука народное образование, литература и искусство Украинская литература, например, имеет высокоразвитые поэзию, прозу и драматургию, произведения для детей и юношества, такие жанрово-тематические разновидности, как научная фант. Астика, приключенческая и документальная литература, исторический роман, киноповесть, очерк и т.д. органической составляющей украинской культуры сегодня стали: сценическое искусство - драма, опера, оперетта и балет; м узичне искусство - оперная, симфоническая, хоровая музыка и песенное творчество, в частности, авторская песня; изобразительное искусство - живопись, скульптура, графика; декоративно-прикладное искусство; киноискусств о; самодеятельное искусство; народное художественное и поэтическое творчество тощтощо.

Отдельно стоит сказать несколько слов об одной из важнейших составляющих украинской культуры - язык нашего народа. Преодолевая тяжелейшие условия своего развития и существования как в дооктябрьский период (1 1917 г), так и вплоть поныне, украинский язык достигла достаточно высокого уровня своего развития, постепенно и неуклонно входила во все области общественной жизни своего носителя. Процессы распространения общественных функций на вой родного языка особенно активизировались с принятием. Декларации о государственном суверенитете Украины (1990 г),. Закона о языках в Украине (1989 г), а также с провозглашением государственной независимости Украины ( 1991 г91 р.).

Будучи одной из самых языков мира (Словарь украинского языка в 11 томах издания 1970-1980 гг подается более 140 тыс. слов и словарных статей, а в картотеке. Института языкознания. АН Украины собр рано более 5 млн карт, в которых находятся украинские слова с диалектными вариантами), украинский язык законодательно оформленной и провозглашенной парламентом Украины государственным языком, а значит, выполняет сего дни чрезвычайно широкий круг государственных общественных функций. Она является одним из элементов многогранной деятельности нашего народа в государственном, экономической и духовной жизни, средством создания многочисленных духо в них ценностей, особенно тех, которые проявляются преимущественно в речевой форме - литературе, науке, философии украинской язык выполняет роль важнейшего средства сохранения выраженных в слове национально- культурных ценностей, обмена продуктами духовного производства нашего народа с другими народами мирвіту.

Среди современных общественных функций украинского языка можно выделить ценную для нас и такую, как средство вузовского преподавания и обучения. При этом отметим, что и подготовка всей научно-е етодичнои литературы, вся учебно-вспомогательная работа осуществляются у нас в университете государственным. Язык в этом случае выступает не просто как основное средство коммуникации, но и как мощный арсенал, не в ичерпна казна национальной духовности. В ней - отголосок победоносной славы наших предков, героики борьбы за свободу и независимость, патриотических порывов, надежд на лучшее будущее, завещаний наща дкам украинский язык в учебном процессе - самая благодатная почва для формирования внутренне сильной и многогранной личностиості.

Говоря о современном уровне развития украинской культуры, о международном признании достижений украинского народа в самых различных областях духовного и материального производства, мы с горькой болью можем поставить полностью не риторический вопрос: какой же была эта культура наша, если бы направлялись мы к ней битыми путями, если бы мы создавали ее все время свободными руками? ).