Учебники Онлайн


3 Украинское барокко как новое мироощущение и новое искусство

Барокко - важный этап всей общечеловеческой культуры XVI-XVII вв. Это переход от эпохи. Возрождения до повой качества мироощущения, мышления, творчества

В истории западноевропейской культуры барокко пришло на смену. Возрождению, отрицая. ПЭВП мере его духовные открытия. Мироощущение и миропонимание, что питало барокко культуру, стало своеобразно й реакцией на ренессансное мировоззрение, основанное па безграничной вере в разумность и логичность мира, его гармоничность, в тс, что человек есть мера всех сказалй.

Миросозерцание XVII в проникнуто, наоборот, ощущением трагической противоречивости человека и мира, в котором она занимает совсем не ведущее место, а есть растворенной в его многообразии, подчиненной среды овищу, обществу, государстві.

Действительность вызывает у мастеров барокко как захват, так и большую печаль. Отсюда характерные черты барочного мироощущения: беспокойство, порывы, чувство мощности и будто несовершенства, попытки соединить ать противоположности, даже противоречия. Поэтому и в украинских барочном искусстве сосуществуют стремление невозможного и пессимизм; пафос борьбы и победы и примирения с мыслью, что зло сильнее сут ро, а смерть сильнее жизни; возвеличивание славы и сумм, обида за людей, охваченных тщеславием, суетой бесполезноот.

В. Западной. Европе это - дворянский стиль и преимущественно светское искусство. В живописи отдается предпочтение живописности, светотени контрастам, с помощью которых и лепится форма. Барокко нарушает принц ципы распределения пространства на планы, принцип прямой линейной перспективы - для усиления глибиппости, иллюзии беспредельности. В религиозных сюжетах проявляется интерес к чудесам, мученичеству, где ярко вы могли явить себя любимые в этом стиле гиперболичность и патетика. В архитектуре - тяготение к ансамблю, к организации"пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, бассейны, городские и за городские резиденции построены па синтезе архитектуры и скульптуры, подчинена общему декоративному оформлениюформленню.

Место и время развития барокко в. Европе - прежде всего те страны, где победили феодальные силы и католическая церковь. Среди стран православно-славянского региона искусство барокко приобрело наивысшего расцвета сам е в Украину. В отличие от западноевропейского и русского, украинского барокко - пе аристократический стиль. Если и есть в нем определенные элитарные мотивы, то только в литературе, все другие виды барочного мист ецтва имеют непосредственную связь с народным творчеством и народпою сознаниестю.

Как художпий стиль барокко позволило полного само-выражения украинских человека той драматической и реформаторской эпохи прежде всего благодаря своему философскую подоплеку, которое в украинском вар. Рианта проявило себя или пе полно. Реалистичное мировоззрения для барочной сознания нехарактерно. Мир в большинстве произведений предстает полным мистики, гипербол, темных метафор, трудно розгадуваних аллюзий и, чрезмерно эмоциональных состояний, а порой и просто фантасмагорическим. И сознание того времени тяготеет к тайн и чудес. Исследователи отмечают как в. Европе вообще, так и в Украине, удивительную суеверие пайширших слоев населения - от элиты до простонародья. Некоторые рукописи или письма того времени содержат много рассказов о мистических явлениях. Это типично барочное мироощущение. В. ОГНИ из украинских хроник, написан их неизвестным автором из. Острога между 1637 и 1647 гг, описаны шесть"чудес": здесь и таинственные письмена па зданиях иноверцев, и ангелы с обнаженными мечами, и свечи, сами собой загораются на церковных баня х, и ведьмы, которые вызывают мор, и дьявольские наваждения через сушеные лягушачьи лапки, и очарован. Острожский замок. Ворожба, поверье, колдовство тех времен под названием"Русские чары"серьезно описаны пол ьськимы постами - в частности. Севастияпом. Кльоповичсм, что посвятил этому сюжету отдельную"песню"своей поэмы"Роксолапия"("Видел колдуний я сам, что по ночам в небе парили"и т.д.). Хронику"текущих"чудес ст адае в. Киеве. Петр. Могила, не мспш сочно описал их и образованный львовянин, воспитанник. Замойской академии. Гунашсвський в. Львовской летописи, где повествует, в частности, о невероятной величины град и"кровавый дождь"в. Римоповідає, зокрема, про неймовірної величини град та "кривавий дощ" у. Римі.

Что яс к менталитету нашего пароду, то крайне нестабильной исторической судьбой, вечными испытаниями, широкими связями с различными странами и разнообразными природными условиями веками у него закладывалось ся представление о мир безграничен, разнообразный, необъятный и противоречивый меланхолия, свойственная в определенной степени украинской душе, тоже грунтусться на представлении о мире непростой, посвященный, такой, у котором действуют различные сили.

Такое свиторозумиппя сказалось и па художпий картине мира, создаваемой украинской и народными, и профессиональными художниками в XVI-XVII вв. В пои было место для всевозможных моментов: фантастических мотиваций мифических религийпих и мистических представлений, озарений, прозрений и т.д.. Все это было поиском незаурядной правды жизни, глубинного духовного смысла исторического процесса. Искусство барокко более заглянуло в глубины человеческой души, отразило ее свет и темноту - именно светотень стала в европейском и украинском барокко одпим из главных художественных приемов. Культура барокко, за. Л. Макаровым, широко открыла дв эре перед фантазией, всеми ее химерами пайнеймовирнишимы сновидного сюжетами - здесь и поэтика"магичпого реализма"с контрастами света и тьмы, и материализация воображаемого и много других проявлений е гг ационализму случайно современные исследователи находят в барокко сходство с сюрреализмом, и там и здесь иногда сочетаются абсолютно несумиспи вещи: мировоззренческая абстрактность и натуралистическая конкретность ь в деталях или, наоборот, фотографическое, життеполДбне изображения и вопиющая неправдоподобность художественного замысла. Часто художники стремились воссоздать образно абстрактные понятия - смирение, совесть, добро силу честь, героизм, жертвенность и пе считали, что это лежит за пределами художественных возможностей. Художник этой эпохи верил во всемогущество образного мышления и поэтому смело сочетал условное с реальным, взимал разно пространственные и разновременные сюжеты в одно время и пространство, смело изображал. Деву. Марию с острыми мечами в сердце (эмблема сердечных ран) или. Христа в виде мифической птицы. Пеликана (симво л самопожертвованияимвол самопожертви).

Отсюда берет свое начало стремление эмблематический постижения мира - всего видимого и невидимого в нем эмблематический становилась язык архитектуры (Брама. Заборовского, например), живописи (вспоминала ко омпозиция"Христос и. Исликан"), стихотворные подписи под гербами и эпитафии па обратной стороне домовинних портретов, язык философии (в"Сне"Г.. Сковороды философские обобщения вылились в сплетиппя uo-б осхивськы ужасающих визуальных образов), драматургия ("Комедия па день. Рождества. Христова"), литература (произведения полемистов), где политика сплавлялась с анокалинтичнимы виде-пямы, а также ученый. Поэзивидіи-пями, а також вчена поезія.

В барочном искусстве реальность органично соединена с аллегориями, метафорами, гиперболами и другими средствами ассоциативной построения образа. Представители западных школ выработали целый арсенал тропов - е етафор, символов, гипербол, литота т.д. - для произведений нсрсоналистського характера, через аллегории подчеркивали некоторые важные черты явлений или лиц украинского сознание - в условиях создания новых национ альных ценностей, героев, национальной элиты - тоже шла тем же путем, аллегорически. Иллюстрируя черты уважаемых гетманов и полковников, деятелей церкви, работников па духовной и культурной полях украинс ьке барокко утверждала также образы, характеризующие коллективные, общественные, национальные черты народа в целом. Образ Украины (тогда. Малой. Руси) в виде облечена была в порфиру и коронованной. Девы, просит июк. Роны ль-ства в митрополита киевского. Ивасафа. Кроковского, видим па гравюре. Ивана. Щирского"Всенародное торжество"(1708). В гравера. Лсоптия. Тарасовича аллегорией. Днепра выступают музыкальное ни русалки, города. Киева - обвитый лавровыми гирляндами беседка, а город. Харьков в. Щирского предстает в виде прекрасного сада, насаженного и выпестованного. Григорием и. Федором. Захаревськимм. Захаревськими.

Оригинальные ассоциативные образы находим в украинском фольклоре. Например, в иллюстрациях к календаря на 1727 весна, лето, осень и зима представлены в образах девушек и молодых в украинских святочно м наряде. Античная, византийская, романская, готическая и ренессансная символика тоже своеобразно приспосабливалась к задачам стиля, видзначайся сильной экспрессией, вычурностью, буйной декоративностью, пар адокса сюжета. Естественно, что в устоявшихся символов добавлялись те, которые присущи ассоциативному мышлению украинскихців.

В украинской поэзии, например, так называемые курьезные стихи объединили различные словесные эмблемы - от гербовых клейнодип и акростихов к графическим комбинаций слов и отдельных букв. Иногда символам над давали суеверного значение, доказывали, что это"знак"судьбы, перст указующий. Например, архиепископ. Баранович иногда изображал кресты различными сочетаниями слов и. Галятовский в книге"Души людей умерших"(1667) приходит к выводу, что каждая из латинских букв, составляющих имя. Иисус. Христос, символизирует. Голгофской жертвы. Иисуса: буква. И - крест, X -. ЗО серебряников,. И - клещи тощрібників,. Й — кліщі тощо.

Этот символический код имели все виды искусства. В рождественских пасхальных исторических драмах (например, в. Г. Конисского,. М. Дов-Галевский,. Ф. Прокоповича) большую роль играет символика чисел - три, четыре, пять ь, семь, девять, двенадцать. Они определяли количество действий в драме, количество персоиажив, выходов героя па сцену, повторов. Символика чисел в барокко основано, конечно, на. Библии: число три повьязуеть ся с триединством. Бога, четыре - с четырьмя евангелистами (четырьмя сторонами света), семь - с символом святости тощі тощо.

Символика чисел, а также геометрических фигур отразилась и на принципах композиции некоторых произведений украинской живописи, графики, резьбы, архитектуры. Типичной схемой их построения был ривпо-бедрен треугольных ик. Тщательно добиралась также количество персонажей, определялся порядок их расположения в треугольной композицийії.

Первое культурное возрождение Украины, как называют историки то национально-патриотический подъем, переживалось в XVII в, обусловило и интерес определенных кругов шляхты (особенно в середине века) к св ного происхождения, к созданию генеалогических легенд, в гербов украинских барокко привнесло новые измерения и новые значения в украинских геральдику. Символика старых средневековых гербов претерпит существенных изменений. Ранее правом герба пользовались только украинские, поляки, литовцы благородного происхождения. Выход на историческую арену украинского казачества, возникновение института гетманства, внедрение полкового админис тративного деления территории Украины вызвали появление новых претендентов на ношение гербов. Это время усиленного герботворчострчості.

В символике украинского гербов не найти причудливых изображений восточного происхождения (чем увлекалась европейская знать) - драконов, летающих чудовищ т.д.. Емблемотворчисть и герботворчество украинских ого барокко основывались на поисковые предмстив-ассоциаций в народном быту, в природе, окружающей среде или образовании так называемых сложных гербов результате браков или корпоративных обьедпань. Часто при создании гербов для полковых городов и влиятельных казацких семей символическое значение приобретали вещи, которые до символами не считались (например, сумки для герба города. Сумым).

Родословное дерево древних, заслуженных, именитых особ изображалось в виде виноградного и розового кустов, дуба и лавра примеру, генеалогические дрова. Святополк-Четвертинских,. Полубинських,. Ро-зумовськ ких. Из царства. Флоры избирались виды, знакомые людям, которые имеют благородные свойства. Геральдика тоже была наполнена знакомой"натурой"- орлами, лошадьми, львами, а также цветами, колосьями. Конечно, берутся я в расчет не кровожадность львов или орлов, а сила, смелость, дальновидность. В казацком эмблематике широко использовались полотнища, булавы, печати, перстянкы, оружие, пороховницы, стрелы симв ламы для духовных лиц (эти символы изображались на гравированных титулах церковных книг, гербах) служили рукояти посохов, митры, оклады. Евангелий, чаши для причастия и другие вещи культа, в которых обнаруживали ися местные или индивидуальные предпочтения иерархов обеих украинских церкраїнських церков.

Формирование этой символики завершается в 90-е р XVII в - первом десятилетии XVIII в, в период так называемого мазепинского барокко. Она прижилась так сильно, что ее не смогли искоренить, несмотря на гонение на все специфически украинской, которое началось в последний период. Петровской эпохи и было продолжено. Екатериной II и всеми последующими русскими царями. В этом отношении эмблематика украинских барокко не только имела художественное значение (как одно из интересных явлений мировой барочной культуры), но и играла свою роль в сохранении национального самосознания украинского народароду.

Если говорить об эстетических особенностях украинского барокко, то это многоцветие, контрастность, живописность, усиленная декоративность, динамизм, многочисленное количество всевозможных иносказаний и главное - невиданная изобретательность формы. Характеристики этого периода полностью относятся слова. М. Грушевского о таких особенностях украинской художественной системы, как художественный и идейный синкретизм, органическое по единения слова и обряда, ритмики и слова, веры и знания, стремление творить действительность в светлые мечты, но и высокого идеаллу.